А как выглядит вендинг в более близкой нам географически Европе?
Это около 10 тыс. компаний с ежегодным объемом продаж почти 25 млрд. евро. Основная масса этих компаний также представители малого и среднего бизнеса. Структура рынка по типам установленных машин в Европе несколько иная. Здесь основную долю рынка занимают "продавцы" горячих и прохладительных напитков, однако баночные вендинг автоматы занимают более скромное положение, чем в США. Лидеры европейского рынка - кофейные автоматы. На их долю уже сейчас приходится более половины рынка, и эта доля год от года увеличивается. Можно сказать, что автоматы по продаже горячих напитков являются двигателем европейского вендинга в целом.Интересы участников рынка вендинга защищают десятки отраслевых и национальных ассоциаций. Наиболее влиятельная из них - американская National Automatic Merchandising Association (NAMA) со штаб-квартирой в Чикаго. Ассоциация объединяет производителей автоматов, операторов вендинга и поставщиков товаров для вендинга. Она выпускает свое периодическое издание, организует бизнес-презентации для своих членов, выставки, осуществляет мониторинг текущего законодательства, лоббирует интересы индустрии. В Канаде действует национальный аналог - Canadian Automatic Merchandising Association (САМА). В Европе аналогичные функции выполняет EVA (Европейская ассоциация вендинга) со штаб-квартирой в Брюсселе. Интересы японской индустрии вендинга представляет Japan Vending Machine Association (JVMA).
Российский рынок вендинга (как и рынки других стран СНГ) только недавно начал развиваться и, несомненно, имеет свои особенности. Обращаясь к мировому опыту, можно не только почерпнуть идеи, но и проследить тенденции развития, перспективы тех или иных направлений. Например, предпринимателям - операторам кофейных автоматов будет небезынтересно узнать, что в Канаде простых "офисных" автоматов установлено в пять раз больше, чем их более крупных и сложных собратьев в общедоступных местах. Аналогичная картина наблюдается и в Европе. По данным EVA, подавляющее число торговых автоматов установлено в офисах фирм и на производственных предприятиях и лишь незначительная часть - в общественных местах вроде торговых центров, парков или в местах транспортной инфраструктуры (вокзалы, станции метро и т.п.). Если говорить о Канаде, то, конечно, количество автоматов на душу населения значительно уступает не только Японии, но и США. Если в США один автомат приходится на 35 человек, то в Канаде - примерно один на 100 человек. Плотность распределения автоматов на европейском континенте примерно такая же. Анализируя развитие вендинга в Японии и США, Европейская ассоциация вендинга делает весьма радужные прогнозы развития рынка. Мы же, в свою очередь, можем отталкиваться от европейских цифр. Во Франции на один автомат приходится 103 потребителя, в Испании - 125, а в Бельгии - 94! Но даже если опираться на эти скромные по американским или японским меркам цифры, на российском рынке могли бы найти себе место как минимум один миллион торговых автоматов! Несомненно, нам есть куда расти.
Показателен опыт Южной Кореи. В отличие от благополучных Америки или Японии, для Кореи торговые автоматы стали привычной деталью городского пейзажа не так уж и давно. Первые кофейные автоматы (естественно, импортные) появились в Южной Корее лишь в конце 70-х годов XX, теперь уже прошлого, века. Вскоре за дело взялись местные корейские "чембола", привыкшие производить все - от стиральной машины до мобильного телефона. Были закуплены у японских компаний соответствующие лицензии, и дело закипело. И по сей день крупнейшими производителями торговых автоматов в Южной Корее остаются подразделения двух корейских промышленных конгломератов, известных за ее пределами как Samsung и LG. В олимпийском 1988 году в Корее было уже 17 тыс. торговых машин, из них 12 тыс. - кофейные. По нынешним меркам это довольно скромные цифры, ведь сейчас автоматов по продаже кофе в Корее как минимум в 30 раз больше, но пропорция между "кофейниками" и прочими автоматами сохранилась и до наших дней: и сейчас примерно две трети торговых автоматов в Корее кофейные.
Рост этой индустрии был вызван двумя причинами: во-первых, автоматы удобны потребителям, во-вторых, они выгодны владельцам. Кофейный автомат стоит около 5 млн. вон и приносит 300-400 тыс. вон в месяц, полностью окупая себя года за полтора. Конечно, очень многое в этом бизнесе зависит от удачного расположения автомата.
Как уже упоминалось ранее, вендинговая индустрия находится на подъеме и продолжает наращивать объемы продаж даже в тех странах, где она наиболее развита.