Наблюдать,знать и уметь Стрельба по ворбьям из пушки.
Ложь в рекламе и ее последствиях для кошелька мы вскользь затронули в прошлом выпуске.Есть еще распространенное явление в мире маркетинга,рекламы и PR,которое может "съесть"уйму денег и не принести ниикакой пользы.Я имею ввиду ситуацию,когда кто-то что-то рекламирует и при этом не знает вообще о том,что же нужно потенциальному или настоящему клиенту(покупателю,посетителю,избирателю и так далее)или чего он не хочет.
Чуть меньше двух лет назад,я был свидетелем ситуации,когда девушка из
автосалона пыталась продать посетителю автомобиль.Она ему расписывала какой это популярный брэнд,какие японцы делают качественные автомобили и все об этом знают,в каком журнале кто об этой моделе что сказал и как солидно и престижно он(т.е.посетитель)будет в ней выглядеть и как имидж его поднимется в глазах друзей и знакомых,тесты на аэродинамические качества,тра-та-та-та-та.А посетитель еле-еле вставлял,что ему это все неинтересно и что ему главное,что бы по нашим дорогам колеса не поотлетали,придурков на дорогах
много и ему нужна маневренность,что бы машина слушалась и вдруг если что,то пострадала бы машина,а он и пассажиры остались целы и невредимы.В общем в таком роде разговор.Он ей:"хочу безопасную,маневренную,выносливую при наших дорогах машину",а она ему про креатив,имидж,статьи в журнале,мнении друзей,которых она никогда не видела.Все конечно не так как я описал-все выглядело аккуратненько,вежливо,с соблюдением правильности речи.Мужчина,как мне кажется ради вежливости,пару минут еще посмотрел на машину,сказал
что подумает и ушел.Машина не пачка сигарет.Сколько денег автосалон поте...недополучил?Почему?Она его не слушала.Она выпалила какой-то текст и все.Ее руководитель осталась довольна сотрудницей,так как та сделала все так,как та учила.Может я не правильно понял предназначение автосалона и продавца в нем?Я думаю,что тут машины должны продавать.Может я чего-то не понял?Пришел другой клиент,вернее пара за 30.Стали спрашивать о том,о сем,а как двери,а сколько в багажник влазит,как на ямах,как на дороге себя ведет.Спрашивали
у парня.И он им про дизайн,про журналы...Продал,но другую,подороже.Как только ушла начальница и он перестал про креатив и имидж говорить,а сделал акцент на технических характеристиках описывая их человеческим языком.
Два(вернее три)клиента подряд спрашивают о том,как машина себя ведет на дороге(про ямы и прочее)и не развалится ли на наших дорогах,а те про креатив и так далее.Кто продавал когда-либо что-то,тот меня поймет.В каком это веке пришел клиент с деньгами,говорит что хочу то-то и то-то и это
стоит у вас в салоне рядом с вами?Вот именно то,что вы хотите.Пройдемте к кассе.Мы не против.Еще с десяток таких клиентов и у вас стопроцентно готова основа для эффективной рекламы.Типа "В нашем салоне машины для наших дорог".Не посчитайте это слоганом-всего лишь пример.Но у маркетологов этого салона видимо другое что-то в голове.Явно другое.Через три месца я по радио слушал их рекламу о том,что японское качество и дизайн...,престиж и имидж.Люди хотят машину,о которой они не будут беспокоиться
из-за наших дорог и именно за это готовы платить деньги.Салон очень бедствует с тех пор,видимо "из-за кризиса".
Был в Киеве с товарищем и решили зайти попить кофе.Кофе я не люблю,но не спал больше суток,но еще по бюрократам-депутатам и их секретарям надо было побегать,поэтому решил выпить кофе.Мой товарищ очень,как он считал,разбирается в кофе.Так разбирался,что везде кофе у него был не кофе.Подошла полусонная девушка и стала спрашивать чего мы желаем.Я стал говорить,что не спал и хочу
выпить кофе,что бы еще часов 6 не засыпать.Моего знакомого смутил ее тон,когда она сказала что-то типа что надо высыпаться и у них есть вот такие вот сорта.Он начал говорить,что вот его бабушка,делает кофе с молоком так хорошо,что так никто делать не может .Невдалеке стояла другая девушка и занималась какими-то вопросами с барменом,но все слышала и сказала Инне,которая "засыпала" возле нас,что бы та шла отдыхать или еще по каким-то делам.И подошла к нам.Задала пару вопросов и я получил кофе,от которого
сердце вылетит и я точно не засну,а мой товарищ получил кофе с молочком.Еще проще:я получил то что хотел,не сорта,добываемые девственицами из племени,в котором осталось только три человека и их остров затопило,не рассказ о том,как у них варится кофе,по какой технологии,а именно то,что мне не даст заснуть,а товарищ получил кофе с молочком как у бабушки.
Там машины и там серьезней,а там кофе.Дело не в этом.Парень из автосалона и девушка из кофейни дали посетителям то,что они хотели.И парень и девушка
совершили продажи,они выяснили спрос и удовлетворили его,а удовлетворив спрос они принесли прибыль.Эти примеры больше относятся к маркетологам,продавцам.Обязанности маркетолога заключается в работе с существующими клиентами и с теми,кто обратился.Но многие считают,что маркетолог еще и должен(или вообще это его основная функция)находить новых клиентов.Нет.Как ни странно(хотя странным является то,что в ВУЗах этому не учат)поиском новых клиентов занимается PR-менеджер и его подчиненные.Так вот ему надо расширять
рынок,привлекать новых клиентов и отправлять их к маркетологу(ну это упрощенно)в больших объемах.
Во время выборов наблюдается активность всевозможных PR-специалистов.Они,как "начальница"из автосалона,думают что все знают о том,как думает "электорат".Ошибаются.Если посмотреть рекламу по телевизору,то складывается впечатление,что там так же орудуют "ясновидящие",а не пиарщики и рекламисты.
Единственным испробованным,простым и эффективным способом узнать спрос
людей-это опросы.Вы собираетесь к кому-то на День рождения и спрашиваете,что подарить.Вам говорят:"ну не знаю",вы настаиваете,повторяете свой вопрос и получаете:"полный сборник географических карт",а вы думали,что лучше подарить часы.Вы дарите часы-гости говорят что ого как дорого.Или вы дарите сборник карт и именинник счастлив и готов вам простить оливье на полу и матерные песни и рад вас снова видеть.Примерно такой принцип.У вас есть задача-привлечь в супермаркет как можно больше посетителей.Вы
делаете опросы(или их делают ваши сотрудники)и узнаете,что людей больше всего беспокоит то,что их права везде ущемляют(а вы подумывали об акциях и скидках,ввиду подорожания ваших продуктов).Вы берете и запускаете видеоролики,посвященные правам человека,не ролики из новостей,где показывают,как они нарушаются,а именно те,где говорится о том,что у людей есть права.На всех мониторах вашего супермаркета людям показывают,что у них есть права(так же все сотрудники уже должны знать,что есть права как у них,так и у покупателей
и соответственно к этому относится),висят плакаты на эту тему.И через время вы замечаете,что к вам посетители идут валом,а к конкуренту нет,несмотря на то,что он сбросил цены.Для них ваш супермаркет-это возможно единственное место,где они чувствуют,что они кто-то и у них есть права.И знаете,они готовы общаться,они готовы к опросам,они сами вам расскажут о том,что им надо(вы получите картину спроса и будете знать,что вам надо завезти в ваш супермаркет и что гарантированно будет продано),также расскажут чего им
не надо.И они ваши.Не нужно НЛП,не надо гадать,не нужны фокус-группы,вам не нужно платить кому-то,что бы конкурента задавили.А если конкурент сунется с агрессией,то он пойдет против прав человека и это можно использовать против него.Сам нарвется на общественное негодование.Это один из вариантов.Может его запатентовать?
Надо знать для кого предназначены ваши товары или услуги,составить вопросы,опросить людей,пока у вас не будет большой процент одинаковых ответов,а затем составляете рекламу,размещаете
ее в правильном месте,они отзываются,приходят к вам,с ними работают,удовлетворяют спрос и получают деньги(или получают деньги,а потом удовлетворяют спрос)и через время все повторяется(я имею ввиду цикл с опросами).Опросы могут быстро выявлять начавшийся против вас "Черный пиар"задолго до того,как вы могли себе представить.Надо общаться.Вы это можете.Не можете?Прочитайте книгу Л.Р.Хаббарда"Дианетика:современная наука о разуме"и вы узнаете,почему кто-то боится общения или выступать перед публикой.Или
задавать людям вопросы.Вы кстати пишите комментарии по поводу выпусков,внизу для этого есть специальный значек "Обсудить рассылку".
Политическая реклама."Мы наведем порядок в стране".Какой ты по счету?Уже на это никто не реагирует.Кто тебе сказал,что это людей волнует всегда?Проведите правильно опросы и узаете к примеру,что люди хотят сине-матового слона и не хотят есть кашу манную по утрам.И пускайте лозунг:"Для того,что бы справиться с едой каши манной по утрам,мы
обязательно ввезем сине-матовых слонов в страну и будем их разводить,что бы они были везде!Но нам нужна ваша помощь"и так далее.И к тебе начинают обращаться на "Вы"и оказывать поддержку.И снова общайтесь.Не только на митингах.Хоть один политик в мире интересовался тем,пишут ли ему в секретариат люди и что?Я знаю что им дают то,что кто-то решил нужным.Политик удивляется куда делся его рейтинг.
Вам не обязательно быть владельцем супермаркета,что бы делать опросы.Поругались с женой?Что
случилось.Ничего.А все таки?Ничего.Ну,заяц,что случилось?Ты меня задолбал.Чем?Тебя два дня в пивнухе видели с какими-то друзьями и барышнями.Да ты что,я ж ты знаешь,что пиво вообще не пью и уже вторую неделю за рулем!Действительно.А кто тебе сказал такое?Не важно.Кто все-таки?Петруха,твой друг,про это мне его жена сказала.Он тебе сказал?Нет,он его жене,а она мне.Ты слышала,что он ей это говорил?Нет,да может и сама она такое выдумала,она такая.Брехло?Да.
Чуть вышенаписанное не кажется серьезным?Ну
и ладно,правильно.Это один из способов выявить рассадник "черного пиара"и обезвредить его.