Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Планирование закупок проекта


Содержание рассылки формируется из материалов Процесса Управления Проектами TenStep Project Management ProcessTM, с которыми можно познакомиться ближе на сайтах www.TenStepRussia.ru и www.TenStep.com.ua.

Добивайтесь успеха с индивидуальной лицензией TenStep

Полный доступ и право применения Процесса TenStep® обычно предоставляются лицензированным компаниям. Отныне индивидуальные менеджеры проектов получают аналогичные возможности. Приобретая лицензию на применение Процесса TenStep® в руководимых Вами проектах, Вы также получаете:

  * Полный доступ к материалам Процесса TenStep® на нашем сайте

  * Доступ к Базовой библиотеке шаблонов

  * Доступ к "Дежурным" библиотекам:

   - по управлению проектами,

   - по качеству,

   - по менеджменту,

   - по управлению человеческими ресурсами.

Узнайте больше об индивидуальной лицензии TenStep!

Предоставьте второй шанс "безнадежным" проектам!

Как часто наши ожидания в отношении проекта бывают безжалостно перечеркнуты ранее неизвестными либо изменившимися обстоятельствами. Особенно характерными такие случаи стали в связи с пресловутым "экономическим кризисом". Но ведь жизнь не может на этом остановиться!

Достигает успеха лишь тот, кто принимает вызов. Если Вы не из тех, кому проще всего признать свой проект банкротом или сидеть, затаившись, в ожидании чуда, то мы готовы Вам помочь. Воспользуйтесь нашей проверенной методикой исправления "безнадежных проектов". Мы можем помочь Вашему проекту сами, а можем передать знания и оказать поддержку Вашим менеджерам.

Подумайте о судьбе своих проектов. У нас есть знания, опыт и технологии TenStep, которые позволят Вам "выжать" из нереализованных замыслов максимум возможного.


Поделитесь этим письмом с друзьями. Адрес формы для подписки на еженедельную рассылку: http://www.TenStepRussia.ru/open/miscpages/94.4Sign-Up.htm

1.1.3.1 Планирование закупок проекта

Данный раздел является частью Расширения Процесса TenStep в области закупок.

Обзор

(1.1.3.1 P1)

В общем смысле, закупки относятся к аспектам управления проектом, связанным с приобретением товаров и услуг за пределами компании. Это понятие, в частности, касается различных внешних продавцов и поставщиков, но не распространяется на другие организации и подразделения внутри вашей компании. (Для целей данного обсуждения закупка и приобретение – равнозначные термины). Закупки - это область, в которой менеджеры проекта должны иметь определенную компетенцию, и в которой им, скорее всего, придется участвовать. Вместе с тем, во многих, а возможно и в большинстве компаний, закупки – это область, которой менеджеры проекта не владеют. Обычно, менеджер проекта не имеет полномочий заключать договоры от имени компании, также ему не поручают администрировать контракты после их заключения. Как правило, за все эти процессы отвечает Отдел закупок или другое аналогичное подразделение компании.

Если Вашему проекту предстоит произвести закупки, то первое, что вам стоит сделать, это опредлить стратегию и планы закупок. В простейших случаях, вам просто придется следовать тем планам и контрактам, которые уже будут заключены Вашей компанией или организацией. Например, Вы можете заказать необходимое оборудование у постоянного поставщика Вашей компании, не заботясь о каком-либо выборе или сборе ценовых предложений. Возможно, Вам придется все же сделать выбор из списка поставщиков, акредитованных Вашей компанией и имеющих с ней рамочные договора. В других же случаях, Вам придется совместно с корпоративным Департаментом закупок разрабатывать отдельную процедуру и План управления закупками для Вашего проекта.

В большинстве проектов работы по выбору поставщиков рассматриваются как часть жизненного цикла проекта, то есть относятся к его непосредственному выполнению. Иными словами, они будут, скорее всего, выполняться как часть работ фазы "Анализ". В то же время бывают случаи, когда такую работу приходится выполнять в процессе первоначального определения проекта. Если Вам предстоит именно такой случай, Вы можете посмотреть, как это лучше сделать в разделе 1.1.3.1.P6 Процесс выбора поставщика.

В целом, Руководство PMBOK® Guide описывает шесть процессов в рамках управления закупками (поставками) проекта. Перечислим их, чтобы дать общую характеристику содержания данной области деятельности менеджера проекта.

  1. Планирование покупок и приобретений – это процесс определения необходимых предметов для приобретения. Он обычно находится под контролем менеджера проекта, так как централизованный Отдел закупок не будет вникать, в чем нуждается каждая отдельная команда проекта.
  2. Планирование контрактов – это процесс определения требований ко всем изделиям и услугам, необходимым команде Вашего проекта. Именно команда должна выполнять эту функцию. Вам также необходимо начать устанавливать потенциальные компании, которые могут поставлять подобные изделия и услуги. Следует отметить, что большинству проектов не требуются какие-либо уникальные изделия и услуги. Как правило, оказывается, что другие проекты ранее совершали подобные закупки. Если это так, Вы легко можете получить список компаний, уже имеющих заключенные контракты на поставку того, что Вам требуется. Это наиболее типично в случаях приобретения ресурсов, продовольствия, компьютерной техники, программного обеспечения и т. д.
  3. Если Вы сразу не найдете компаний, способных поставлять необходимые изделия или услуги, Вам придется пройти через процесс запроса информации у продавцов. На данном этапе вы определяете «длинный список» рассматриваемых поставщиков, чтобы получить информацию относительно их способностей и ценовых предложений. Затем, обычно, «длинный список» сокращается до «короткого списка» компаний, прошедших предварительный квалификационный отбор. Хотя проектная команда в состоянии выполнить большую часть указанной работы, обычно она возлагается на Отдел закупок. Иными словами, проекту должна быть определена некая процедура, или должен быть выделен представитель Отдела закупок, который поможет провести запрос информации у поставщиков и обеспечить их предварительный отбор с учетом всех принятых к рассмотрению в Вашей компании факторов.
  4. Выбор продавцов – это процесс, связанный с выбором поставщика, который будет фактически поставлять изделия или услуги. Опять-таки, команда проекта может сделать заключительный отбор и сама, но процедуру выбора в целом определяет Отдел закупок. В некоторых компаниях Отдел закупок может также принимать заключительное решение, основываясь на данных, полученных от проектной команды. Следует отметить, что большинство компаний избегают входить в договорные взаимоотношения, основываясь только на компетенции проектного менеджера. Обычно они все же передают процессы выбора продавца и заключения контракта в сферу ответственности Отдела закупок и, возможно, Юридического отдела.
  5. Администрирование контрактов – это процесс управления взаимоотношениями с компанией, заключившей контракт. Менеджер проекта может работать ежедневно с соответствующим менеджером со стороны продавца, но они оба должны всегда действовать в пределах договорных взаимоотношений. Если необходимо что-либо изменить в договорных взаимоотношениях, то сделать это должны, как правило, Отдел закупок и Юридический отдел.
  6. Закрытие контракта имеет место в том случае, если договорные взаимоотношения существовали только на время выполнения проекта. Например, если контракт заключался для обеспечения отдельного проекта сырьем, то он, вероятно, закончится после завершения проекта. Если вы используете поставщика, чтобы приобретать и другие товары, отношения с ним, вероятно, будут продолжаться и после завершения проекта. Если есть такие контракты, которые завершаются вместе с проектом, то Отдел закупок, обычно, отвечает за отслеживание финальных платежей и формальное закрытие таких контрактов. Команда проекта привлекается Отделом закупок для подтверждения того, что все работы согласно контракту завершены, а также для сбора обратной связи и отзывов об отношениях с поставщиком.

План управления закупками проекта

(1.1.3.1.P2)

План управления закупками описывает, как в ходе Вашего проекта будут производиться закупки и какой подход вы собираетесь применять для управления поставщиками. Разделы такого плана могут включать:

  • Процесс закупки. В данном разделе приводится краткое описание требований к процессу закупок, обеспечивающих его управляемость. Такой процесс должен включать:
    • Инициирование запроса
    • Разработка требований (технических, временных, по качеству, ограничений и т.п.)
    • Утверждение запроса
    • Определение полномочий на закупку
    • Конкурс / рассмотрение предложений
    • Ответственность за управление контрактом
    • Требования по закрытию контракта
    • Диаграмма процесса закупки
  • Роли и ответственность. Данный раздел определяет, какие роли в проекте имеют отношение к закупкам. Например, кто имеет право запрашивать внешние по отношению к проекту ресурсы, кто имеет право утверждать такие запросы, кто их должен согласовывать и т.п.
  • Выявленные потребности в закупках. В данном разделе перечисляются подробно все выявленные потребности в закупке продукции, материалов или услуг для нужд вашего проекта. По каждой из перечисленных позиций необходимо привести краткое обоснование, почему данный продукт или услуга должны закупаться, а не производиться самим проектом (решение сделать / купить).
  • Временные ограничения. Данный раздел характеризует временные рамки, в пределах которых должна быть поставлена закупаемая продукция или услуги. Это позволит лучше понимать, когда необходимо будет начинать процесс закупки по каждой из выявленных позиций.
  • Процессы поставщика. Определите процессы и процедуры, которые должен будет выполнять Ваш поставщик, вступив с Вашим проектом в договорные отношения. Например, составление и согласование актов выполненных работ, обработка счетов, статус-отчетность, отработка запросов на изменения и т.п.

Решение "производить / закупать"

(1.1.3.1.P3)

Решение о том, производить определенную продукцию или закупать ее в готовом виде, может быть одним из первых основополагающих решений по проекту, которое в дальнейшем повлияет на его бизнес-обоснование, а также определит общее направление проекта и подход к его выполнению. В некоторых случаях окажется более выгодным решение производить продукцию самостоятельно, в других же - закупать.

Как правило, для принятия решения "производить / закупать" в проекте существует всего несколько периодов времени.

  • В начале процесса планирования. Во многих пректах (возможно, в большинстве) Вы можете заблаговременно принять решение, закупать те или иные продукты и услуги или же производить силами команды проекта. Анализ "производить / закупать", в том или ином виде, предшествует начальному определению многих проектов, когда принимается концептуальное решение по всему проекту в целом: его содержанием будет производство или приобретение. По мере дальнейшего определения и планирования проекта, могут потребоваться и другие аналогичные решения относительно отдельных его компонентов и результатов.
  • После завершения сбора требований. Очень часто Вы не можете в деталях представить тот результат, который должен поставить Ваш проект, пока не будет завершено составление полной спецификации требований. Получив спецификацию, Вы можете сделать детальную оценку предстоящего проекта, а также, для сравнения, направить Запросы на предложение (Request for Proposal, RFP) одному или нескольким поставщикам аналогичных решений или продуктов. Получив предложения, не так уж трудно будет решить, что стоит делать самим, а что лучше заказать на стороне.

Кроме стоимости производства и закупки, существуют множество других факторов, которые также могут повлиять на Ваше решение. Наиболее существенную роль в этом могут сыграть долговременные стратегические принципы Вашей организации и Вашего клиента. Некоторые из аргументов в пользу того или иного решения приведены в таблице.

Аргументы в пользу "Производить"

Аргументы в пользу "Закупать"

Меньшая стоимость

Меньшая стоимость

Использование и развитие собственной квалификации / инфраструктуры / технологии

Собственная квалификация / инфраструктура / технология недостаточна или отсутствует

Контролируемость работ

Малый объем работы

Охрана интеллектуальной собственности

Большая эффективность и качество

Приобретение нового опыта

Перенятие чужого опыта

Наличие свободного персонала

Доступность множества поставщиков

Решающее направление работ в проекте

Позволить персоналу сосредоточиться на более важных работах

Совершенно очевидно, что решение "производить / закупать" вовсе не означает "все" или "ничего". Существует множество вариантов выбора, как совмещать приобретение готовых результатов с собственным производством.

  • Закупить все или почти все продукты или услуги у одного или нескольких поставщиков

  • Закупить существенную часть продуктов или услуг у одного или нескольких поставщиков

  • Закупить относительно небольшую часть продуктов или услуг у сторонних производителей

  • Все или практически все произвести силами своей организации.

Решение "купить / арендовать"

(1.1.3.1.P4)

В ряде случаев, Вы можете оказаться перед выбором, стоит ли закупать определенную продукцию или же достаточно будет ее арендовать на время проекта. Вероятно, такое решение вряд ли потребуется для финальных результатов поставки проекта, но такие "промежуточные" результаты, как оборудование, техника, информационные сервисы и т.п., вполне могут быть многими проектами арендованы. Как правило, аренда обходится проекту дешевле, чем закупка, но по завершению работ все арендованные материальные средства не остаются в распоряжении компании. Поэтому возможность аренды всегда имеет две стороны, соответственно связанные с экономией бюджета проекта и с возвратом объекта аренды, часть стоимости которого уже выплачена в виде арендной платы. Взвешивая подобные "за" и "против", бывает полезно учесть, что у Вас в запасе может оказаться еще и компромиссный вариант в виде лизинга. Очень часто лизинг оборудования оказывается оптимальным решением именно в тех случаях, когда ни вариант аренды, ни вариант закупки не имеют друг перед другом решающего перевеса.

В общем смысле, решение "купить / арендовать" принимается, руководствуясь теми же соображениями, что и в случае выбора "производить / закупать". Частично выбор лежит в области бюджета проекта, а частично - в области долговременных стратегических преимуществ для организации, возможности полноценной поддержки продукта, налоговых, имущественных последствий, интеллектуальной собственности и т.д.

Выбор поставщика

(1.1.3.1.P5)

Всем организациям приходится время от времени искать поставщиков, чтобы удовлетворить свои определенные потребности. Работа, в принципе, не сложная. Однако, в зависимости от особенностей поставщика, она может затянуться на сколь-угодно продолжительное время. Рассматриваемый ниже процесс можно использовать почти в каждом случае какого-либо выбора: варианта упаковки, продавца, компьютерного оборудования и т.п. Процесс описан на высоком уровне, поэтому для уверенности в его надлежащем исполнении для Вашего проекта потребуется некоторая конкретизация.

Планирование контрактов

(1.1.3.1.P6)

Роль

Процесс выбора поставщика

1

Менеджер проекта

Соберите и ранжируйте бизнес-требования

Нелегко выбрать поставщика, если Вы не уверены, в чем заключаются ваши требования. Поэтому первая часть предстоящей задачи - собрать требования будущих клиентов данного поставщика. Это делается подобно сбору бизнес-требований по обычному проекту. Поставьте такие вопросы, как например:

  • В каких целях мы будем использовать поставщика?
  • Какую проблему поставщик будет решать?
  • Какими возможностями поставщик должен обладать?

Во многих случаях, Вы не сможете определить все требования одним только опросом клиентов. Очень может оказаться, что клиенты недостаточно осведомлены, чтобы сформулировать требования на 100% исчерпывающе и правильно. В обычном проекте Вы бы добавили неучтенные требования позже, используя возможности управления изменениями объема. Однако, в нашем случае выбора поставщика, Вам необходимо собрать как можно больше правильных требований с первого раза. Выявлять новые требования после того, как поставщик выбран, может оказаться слишком поздно.

Каждое требование должно быть оценено либо по числовой шкале, либо в категориях "высокое/среднее/низкое", чтобы определить относительную важность одних требований по сравнению с другими (можно использовать и любые другие шкалы оценивания). Далее, Ваш спонсор, основные клиенты и заинтересованные стороны должны рассмотреть и одобрить общий список требований к поставщику и значения их приоритетов.

В дополнение к бизнес-требованиям для Вас могут также представлять интерес и некоторые характеристики потенциального поставщика.

  • Производственные возможности

  • Технологические возможности

  • Права интеллектуальной собственности

  • Управленческая зрелость, включая управление проектами

  • Финансовое состояние / стабильность

  • Организвционная форма и величина предприятия

  • Право собственности

  • Отзывы

  • Другое.

Запросить поставщиков

(1.1.3.1.P7)

2

Менеджер проекта

Создать "длинный список" поставщиков

После того, как требования собраны, ищите всех потенциальных поставщиков, которые могли бы соответствовать этим требованиям. Для этого можно воспользоваться поиском в Интернет, рекламными журналами, переговорами с другими компаниями и т.п. Назначение этого шага - собрать всесторонний (но не исчерпывающий) список поставщиков, которых Вы собираетесь рассмотреть в дальнейшем. Составив такой список, Вы будете уверены в том, что не пропустили ни одного очевидного кандидата.

3

Менеджер проекта

Создать "короткий список" поставщиков

Выполните начальную высокоуровневую оценку «длинного списка», ищите явные причины для исключения некоторых альтернатив. Например, некоторые поставщики могут быть новичками в своем деле. Другие могут быть слишком дорогими в цене. Цель данного шага - создать «короткий список» потенциальных поставщиков, которые будут иметь наибольшие шансы соответствовать Вашим требованиям. Согласно этому списку Вы будете посылать поставщикам запрос на предложение (Request for Proposal, RFP). В принципе, если «длинный список» не так уж велик, вы можете отправить RFP и по нему. Но в любом случае, чтобы эффективно сравнить и сопоставить поставщиков для заключительного выбора, Вы должны стараться уменьшить количество претендентов до разумного значения.

Выбрать поставщика

(1.1.3.1.P8)

4

Менеджер проекта

Оценить поставщиков по "короткому списку"

Это, вероятно, самая трудная часть работы по выбору поставщика. Чтобы определить, который из претендентов максимально Вам подходит, Вы должны сопоставить их возможности с требованиями к поставщику и приоритетами этих требований. Дополнительно, Вы можете лично пообщаться с поставщиками, посетить их офисы, ознакомиться с отзывами клиентов и т.п. Обычно, на данном этапе выставляются своего рода численные оценки, показывающие, насколько хорошо претендент соответствует каждому требованию. Затем оценки, перемножаются с показателями приоритетности соответствующих требований и суммируются. Поставщик, получивший наивысшую суммарную оценку, может считаться наиболее соответствующим Вашим потребностям. Проделав такую работу, Вы получите ранжированный по приоритетности список потенциальных поставщиков.

5

Менеджер проекта

Сделайте окончательный выбор и обсудите контракт

Во многих организациях проектная команда готовит заключительные рекомендации и затем передает процесс в Отдел закупок. К этому моменту Вы должны иметь всю необходимую информацию, чтобы определиться с выбором. Если Вы рекомендуете только первого по рейтингу поставщика, у Вас должны быть численные данные для обоснования такой рекомендации. Если Вы даже оставляете целый ряд потенциальных поставщиков, Вы должны подкрепить их отбор данными оценивания.

После того, как заключительный выбор будет сделан, Вам, вероятно, придется участвовать в обсуждении договорных или лицензионных условий. Если этот процесс не будет приводить к удовлетворяющему Вас результату, Вы должны быть готовы изменить выбор поставщика на второго по рейтингу или на третьего, до тех пор, пока условия соглашения не станут для Вас приемлемыми.

Итогом проделанной работы должен стать контракт. Дополнительную информацию о типах контрактов Вы можете получить в разделе Основы заключения контрактов.


Обновления на TenStep.com.ua

Рады сообщить Вам о запуске бесплатного теста по экзамену PMP. Бесплатный тест по экзамену PMP
Желаете проверить свою готовность пройти сертификационный экзамен PMP? Бесплатно запишитесь в нашу Академию, а затем ответьте на 20 пробных вопросов в формате экзамена PMP.




В избранное