Технические фантазии в
реальном воплощении Technicalfantasiesinrealentailment Код tech.tft в
информационном канале Subscribe.ru Выпуск No126. Автор и ведущий Cesiy
Эффект перевернутой вверх дном
бочки,
или новые тротуары
04.04.2004.
Решение может привести к
общей пользе.
Если еще до снега осенью
установить бочку вверх дном прямо на почву, зимой её всю засыплет снегом, а к
весне снег вокруг неё оказывается растаявшим. Образуется круг, где снега нет до
самой почвы.
Вокруг ещё лежит снег достаточно большой высоты, а
вокруг стенок бочки его уже нет.
То же самое происходит, как известно, вокруг стволов
деревьев. Там также заранее, ещё до того, как сойдет снег, образуется круг, где
снега нет.
Стволы деревьев сплошные, они и зимой живут (в
зимнем режиме), а ранней весной отдают тепло, рассеивая его вокруг себя. В
итоге снег вблизи них тает раньше, чем основной массив. Дальше под лучами
весеннего солнца по этому кругу быстрее всего согревается почва, и корни
деревьев переходят в весенний режим, начиная активную жизнь.
Бочка, установленная вверх дном, пустая и неживая, а
эффект тот же (если не больше).
Значит, тепло, идущее от земли, собирается внутри
бочки, в замкнутом объеме, и, излучаясь наружу, растапливает снег вокруг.
Изнутри (наружу) уходит много тепла, значит, и поступает его из-под земли в
бочку такое же количество.
Бочка как бочка, достаточно высокая, излучение тепла
идёт во все стороны, в том числе в окружающий воздух, и пропадает через этот
«бочковый» источник в атмосфере.
Когда на земле сплошь ещё лежит снег, он служит для
земли одеялом, препятствуя уходу тепла в атмосферу. В природе так задумано, но
зачем?
Вероятно, сделано это с какой-то полезной целью.
Бочка вверх дном открывает выход тепла из земли
(нарушая естественный процесс сохранения). В мороз это не очень заметно, но
когда температура становится близкой к нулю, а снег ещё лежит, вокруг стенок
бочки появляется заметный «тепловой» эффект.
Хорошо бы установить внутри бочки датчик температуры,
тогда, измеряя периодически, можно понять, сколько тепла скапливается внутри и
уходит в атмосферу.
Можно уменьшить высоту бочки, чтобы увеличить эффект
выхода тепла вниз, в стороны, что ещё более активизирует таяние снега около
стенок.
Каждое природное явление интересно само по себе
(если его увидеть), кроме того, оно может быть полезно использовано – не
пропадать же впустую.
Всего один пример. Снег – это одеяло земли зимой. Он
– изолятор, препятствующий чрезмерному расходу тепла земли. Снег не может
перекалиться наружным холодом, потому что он – снег (знаете, что это такое?).
Снег и снег, просто вода в состоянии снега, вода в снежном состоянии, но как
разумно!
Снежное одеяло само ложится на землю, затем весной
просто снимается, просто тает – вновь полезно, и уходит туда же, к тому,
которого сохраняло. Вот зачем нужно было сохранять тепло под одеялом (для
себя!).
Можно представить другой изолирующий материал.
Любой, который плохо проводит тепло – это пенопласт, пенобетон, асфальт.
Например, асфальт (что значит слово «асфальт»?) в мороз замерзает так, что на
нём смерзается любая вода, попавшая на него сверху. И не оторвешь её ничем. Так
уж устроены тротуары.
Асфальт собирает и вводит внутрь земли весь наружный
холод. Охлаждает её вглубь. Он работает по такому принципу: кто сильнее, тот
давит сильнее. В этом случае с наружным холодом тепло земли не справляется.
В случае со снегом «дело» идёт более разумно.
Кристаллы снега смешаны с воздухом, не замерзают сильнее, чем при температуре
чуть ниже нуля градусов. Создается эффект снега, смеси водных кристаллов с
воздухом. Смеси самых распространенных веществ – воды и воздуха. С очень
хорошими (когда надо) изолирующими свойствами. Природа делает для себя (и для
нас) снег.
Асфальт хуже, чем снег, и даже, чем лёд. Он
великолепно замерзает, пропуская максимум тепла наружу. И давит своим холодом
вглубь земли, на которой лежит. Весной, когда снег кругом уже растаял, на
тротуарах, если их не чистят, ещё лежит лёд. Если их чистят, отрицательный
эффект возрастает.
Таким образом, в тротуарах, как они сделаны сейчас,
много плохих свойств. В том числе можно отметить их провоцирующую гладкость.
Вернемся к эффекту перевернутой бочки. Сразу
возникает идея: устроить тротуары в виде множества перевернутых бочек. В
пределе это просто конструкция секционного корыта, перевернутого дном вверх. Во
всю длину тротуара. Совсем малой высоты.
По его дну идут пешеходы (извините за нехорошее
слово «пешеходы»).
Относительно асфальтового покрытия всё наоборот.
Здесь,
представьте, не нужно никакого асфальта и его подложки. Тротуарное корыто
своими краями ставится на ровную рыхлую почву – и удобнее, и экономичнее.
Внутри секций корыта появляется нагретый воздух. Он нагревает дно, и снег,
падающий на дно, тает (если в борьбе тепла с холодом сильнее тепло).
Эффект перевернутой бочки передается тротуарному
корыту, новому тротуару. В нём появляется много других положительных свойств.
Новые «искусственные» тротуары изготавливаются из пластика, они легкие,
секционные, не замерзают, их наружная поверхность шершавая, с увеличенным
трением относительно подошв, они удобно и быстро монтируются в любом месте (на
любой длине).
Их поверхность становится более красивой, она может
быть с любым орнаментом, обладает не только увеличенным трением, но и свойством
водоотталкивания, малой смачиваемости, удаления воды. С ними хорошо стыкуются
т.н. тепловые штыри, увеличивающие подвод тепла. Могут быть и устройства
искусственного нагрева.
Удобна при необходимости их очистка. Трактор идёт
над тротуаром так, что его колеса катятся сбоку. При этом слой тротуара
приподнимается, пропускается через тракторный потрошитель, очищается и в чистом
виде укладывается вновь. Сзади трактора-очистителя появляется новенькая
поверхность тротуара. Мойка поверхности и очистка от пыли также удобны.
Кусочки
льда, снега, грязи скапливаются в тракторном бункере, собираются в тракторном
контейнере и увозятся.
При
мойке, очистке и таянии снега грязная вода сразу уходит вниз, в почву.
Легко производится испытательный эксперимент. На
старом асфальтовом тротуаре прокладывается траншея шириной 1 метр. В эту
траншею укладывается новый «корытный» пластиковый тротуар. В течение одного
года сравниваются показатели качества. Эти показатели определяют сами пешеходы.
Они воочию (или как хотят) убеждаются, что лучше, так как им предоставляется
возможность выбора: именно такого простого выбора, как и где идти – по новому
или старому, и они (и не только они) убеждаются в преимуществах. Решение не
замедлит придти. Кстати, оно заранее известно.
Возможно изготовление «теплых» и удобных тротуаров
из старых обычных материалов. Они прессуются в виде не сплошных, а секционных
плит, так чтобы стенки секций опирались на грунт, и к ним снизу поступало тепло
земли. Сверху в каждой секции предусматривается отверстие для слива воды.
Ничего необычного. Как делали тротуары, так и продолжаем. Только «незаметно»
изменяется их конструкция. Раньше они просто лежали и, может быть, ухудшали
качество поверхности, по которой шли люди. Теперь они работают, включены в
обеспечение работы системы земля-поверхность-люди. Как бы даром.
Природа дает шанс сделать чудо.
Появляется индустрия изготовления серийных
тротуаров. Любого цвета и орнамента, с заранее выполненными замками, из любого
материала.
Вправду, вес людей в 100 раз отличается от веса
автомашин, идущих по трассе. Там нужна прочность, которая удерживает вес. Здесь
она другого качества и другого назначения, и вес тротуара может быть уменьшен.