Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Технические фантазии в реальном воплощении # 44


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Mechanic
Технические фантазии в реальном воплощении
Код tech.tft
Выпуск No 44.
Автор и ведущий Cesiy
Цикл "Механизмы".
Неотвратимо наступает Весна.
 Где позже, где - раньше.
Поэтому может пригодиться
Гусеничная тележка
для облегчения человеческого труда
и удовольствия, что есть
такой механизм.
Caterpillare_handcart.
На самом деле облегчения нет,
но удовольствие остается.
Получается, чуть меньше той степени,
в которой человек - раб машин.
(обман, кажущийся умным уходом от нагрузки,
прилагаемой для достижения своей цели)
 

1. Введение.

        Скоро весна. Приближаются сроки наступления работ на овощных плантациях. Потребуются перевозки различных грузов: удобрений, торфа, смесей, мусора, картошки, досок, других необходимых "инструментов". Все это придется тянуть или толкать не по асфальту, а по рыхлой, бугристой почве, труд будет предварительно вкладываться большой и несуразный.
Урожай от этих усилий вряд ли гарантированно увеличится. Он множится и уменьшается по другим причинам.
        Скоро весна. Но садоводы и крестьяне реально не обеспечены ни мотоблоками, ни минитракторами, ни тележками, ни тачками. В продаже они есть, но цена соозмерима с последующим трудом и не оптимальна относительно урожая.
Разговоров о помощи много, но никто не позаботился изготовить хоть какие-то элементарные (простые) вспомогательные устройства, которые и облегчают труд, и удешевляют продукцию. Иначе, "игра не стоит свеч". Однако инерция "игры" позволяет "свечам" медленно догорать.
        Каждый при этом варится в собственном соку. Вероятно, предполагается, что достаточно желания вырастить урожай, остальное пойдет по старинке или само собой. Жаль, что последние 10 лет мини-агро-промышленность почти не развивалась, как была, так и осталась, находясь в состоянии зимней спячки, - иначе на урожайной ниве трудилось бы веселее и легче - этого нет.
        То же самое на соответствующих заводах (о чем кратко позже). Они всё ищут, чем бы посущественнее, поактуальнее и посложнее помочь крестьянам - и поднимают цены на старую продукцию. Кто кого обманывает?
        Продолжают гнать тачки на одном колесе. Противно сказать из чего они состоят: две ручки, корыто и спереди одно колесо - изобретение каменного века для тех же рабов. Их новинка только в несоответствующей цене. Полный механизм (или идиотизм) дополняется ещё руками и ногами, из которых первые неподвижны, вторые - движутся под нагрузкой. Чего ради прививается такое напряжение?
        Но, кажется, ничего не поделаешь: раньше была лошадь, она тянула тачку на четырех колесах (как у современного автомобиля). Теперь её нет.Тянет сам человек (если он этого хочет или очень нужно). Как будто он стал сильнее (или умнее). Нонсенс. Где искать выход (если уж заела инерция такой "игры")?
        Эта "игра" может оказаться шире, чем задумано вначале. Она "входит" (может войти) в разряд новых универсальных механизмов.

2. Конструкция.

        Она перед Вами. Совершенно новая и в духе времени. Смотрите рисунок Caterpillare_handcart. Может быть, он (она) для Вашего удовольствия. Смотрите простой рисунок Гусеничной тележки. Он имеет достойное продолжение.


        Представьте себе в ХХI веке металлическое корыто (из сказки "О рыбаке и рыбке") или что-то похожее на него. Оно подходит Вам по всем параметрам: и по ширине, и по длине, и по вместимости, то есть удобно (можете это себе представить?).
        На днище этого "кузова" поперек его длины укрепляются четыре - пять вращающихся катков, выполненных, например, из пластиковой трубы с наружным диаметром 50 - 60 мм. Длина катков равна ширине кузова (или чуть больше, или меньше).
Для удерживания каждого катка к днищу кузова привертываются косынки с подшипниками. В каждый подшипник входит ось катка (или она вводится снаружи). Получается, что все катки имеют возможность вращаться под кузовом на своих осях. Как бы часть рольганга наоборот, с нижними роликами. Вот и все! Три элемента, плюс три любых дополнения по Вашему желанию. Это не мини-трактор, у которого до тысячи деталей, соответствующая надежность, шумность и "хорошая" цена.
        Вот и всё! Тележка готова. Остаются только два момента. Первый - это прикрепить спереди к кузову тяговую дугу или что-то подобное - по собственному вкусу. Второе - это одеть на катки "гусеницу". Она выполняется не из звеньев, а сплошняком - из полосы сшитого брезента или прорезиненной ткани (как в транспортере).

3. Принцип действия.

       "Гусеница" резко уменьшает удельное давление на грунт, отслеживает неровности, давая каткам дорогу, сохраняет устойчивость тележки. Тележка становится легко -проходимой, -возимой, -удобной по пашне, траве, грунту. Даже по воде. Не нужно удерживать часть веса груза на руках и ногах, усилие только тяговое и небольшое, можно сказать, "удобное", с остановкой по требованию, можно ехать быстрее или медленнее, соразмеряя вес груза и свои возможности, не спешить - так как успеется в любом случае. Получается, что не тачка управляет руками и не руки ею, а проявляется нейтральное действие - хочешь вези, хочешь стой. Она и сидеть на себе позволяет (не очень долго).
        Кузов расположен максимально близко к почве, получается, легче грузить и разгружать, не тратя лишних сил. Разгрузку можно производить за один раз, если задний борт откидывающийся.

4. Качества.

        Тележка на гусенице "ползет" по всем видам поверхности. В ней осуществлен "обратный" вид движения: усилие движения не идет изнутри, от катка к гусенице, как во всех видах гусеничных машин. Здесь как бы вначале движется кузов и оси катков, а потом идут катки по подстилающей гусенице - рольганг едет по поверхности. Пробуксовка при ручной тяге исключена.
        Недостаток тележки, если можно так выразиться, в её тихоходности - становится её преимуществом. Кроме того, крайние катки могут быть чуть подняты относительно линии остальных осей, и могут быть регулируемыми. Или они делаются разного диаметра. Изготовление, как можно представить, очень простое.
        Нет никаких ограничений по габаритам. Она может служить как "ручным" транспортом, так и быть прицепом. В силу своей устойчивости она может перевозить жидкие грузы, доставлять подкормку прямо к грядкам и кустарникам. Удобно умещается и укладывается в кузове или багажнике автомашины, почти не занимая лишнего места. Какой бы урожай Вы ни вырастили - он весь по частям удобно переместится и перевезется с поля в хранилище.
        Весной вся Ваша семенная картошка насыпается в кузов гусеничной тележки, сдабривается древесной золой, и прямо из неё сажается в лунки или борозды. Не нужно держать ведро с картошкой в руках и носить его по всему полю. Удобно полоть сорняки, когда рядом стоит наготове кузов тележки - нагружай и увози. Удобств много, всех не перечислишь.

5. Сборка.

        Изготовьте себе в помощь гусеничную тележку. Она будет Вам в удовольствие, что и надо людям  при их труде, годна на многие годы. Срочно ищите корыто и катки-трубы. Сборку не начинайте, не подготовив пять катков. Их можно собрать в домашних условиях (не то что мини-трактор) или в какой-то мини-мастерской. Перевозятся они, например, в рюкзаке или на багажнике велосипеда.
        Главные узлы - это катки в сборе с косынками. Срок серийного освоения такой конструкции - один день. Для их установки требуется ввернуть в косынки через отверстия в кузове 10 болтов. Кузовом может быть просто лист фанеры с бортами и стяжками или без них. Все это может быть красиво покрашено и представлено в товарном виде.
        Можно обойтись без гусеницы - как хотите. Это зависит от диаметра катков и Вашего отношения к технике.

6. Производство.

        Оно состоит только в выпуске катков и гусениц (или их деталей). На любой вкус. Поток однотипных простых узлов может быть максимален, и, отсюда, дешев. Такой путь испробован Фордом и требует некоторой доли смелости (не то что мотоблок), и вряд ли "смельчаки" найдутся. Автору ещё полагается 1%. Нужны ли они? Здесь такой случай, что быстрее и лучше можно сделать самому (без всякого другого участия). Разработка ждет изготовителя уже 10 лет. Тогда ещё не было Интернета - посмотрим, что будет теперь.

7. Эксплуатация.

        Теперь ситуация лучше - с некоторых позиций (и почему так, многим, вероятно, понятно).
        В "ручном" варианте Вы  предстанете, извините, маленькой лошадью (без хвоста), за которой будет прикреплена гусеничная тележка. Что поделаешь? Хорошо бы сделать такое фото и поместить в Интернет-альбом.

8. Модернизация.

        Хотите быть в качестве водителя "механической кобылы"?
        Поставьте на эту противную, хоть и полезную гусеничную тележку одноступенчатый редуктор с электродвигателем. Теперь это можно сделать так же просто, как и саму эту тележку. Принципы редукторов с одной ступенью описаны в выпусках номеров 32 и 33. Они позволяют выполнить такую фрикционную передачу, которая приведет скорость движения тележки к любому уровню, например, 5 км/час. Можно, управляя электродвигателем, при необходимости скорость увеличивать.
        Питание электродвигателя может быть осуществлено от аккумулятора. Он устанавливается прямо на тележке или (что лучше) с краю поля. В последнем случае электродвигатель соединяется с аккумулятором удлинительным кабелем.
        Относительно предыдущих "ручных" вариантов получится удобнее, легче, приятнее. Вы идете рядом и управляете тележкой (как и при использовании мотоблока, только вновь гораздо удобнее, легче, приятнее и бесшумнее).
        Она движется спереди, тянет, везет что-то. Не обязательно работать с ней на поле, можно полезно "кататься" по дорожкам. Смысл операций за Вами. И Вы не затрачиваете тех сил и мучений, что было в прошлых вариантах с ручными тачками.
        Например, разгрузку тоже можно автоматизировать: откройте разрез в днище и траспортер, используя верхнюю часть гусеницы, на ходу разгрузит сам себя.
        И не подумайте, что сложно соединить редуктор с катками. Соединять не нужно! Не нужен и полный редуктор - от него берутся только рожки да ножки, вернее, только ножки. Так можно назвать две параллельные пластины редуктора, укрепленные на эксцентриковых валах. Не нужно выходить во вращение, осуществляемое выходным валом, потому что цель тележки - это осуществить движение, а оно уже есть, получено на параллельных пластинах. Всё остальное можно выбросить.
        Эти, извините, параллельные пластины, с приводом их эксцентриковых валов от электродвигателя, ставятся прямо на верхнюю часть гусеницы (сверху) - и больше ничего - соединение готово.

        Готов и весь механизм движения тележки. Кстати, телега по-антглийски пишется как Telega. Кто у кого украл слово?

Этот механизм работает следующим образом. Включается электродвигатель, он с большой скоростью начинает вращать один из эксцентриковых валов параллельных пластин. Пластины при этом получают движение с соответствующим шагом.         Эксцентриситет мал, поэтому за каждый оборот электродвигателя (например, его номинальная скорость вращения 5000об/мин) пластина делает "двойной" шаг, и он равен 5мм - тогда в минуту это составит 5000 шагов (они равны 25000 мм = 2500см = 25 м = 1,5 км/час). Хотите быстрее, увеличьте напряжение питания электродвигателя, или заранее сконструируйте шаг в 10 мм.     Вот что такое настоящий редуктор: он прямо нацелен на цель - получить движение. Для этого не нужны круглые фрикционные или зубчатые колеса и различные "научные" передаточные отношения. Всё скрыто в шагающих пластинах, установленных на эксцентриках.
        Эти "шаги" действуют на гусеницу и движут её (с той же скоростью), а она, соответственно, ползет по земле. Таким образом, удается уйти от вращения (на электродвигателе), к нему больше не возвращаться, удобно подать "шаги" на гусеницу (без всяких соединений) и получить требуемое - движение. Кстати, если присмотреться взглубь, можно увидеть, что ноги человека так и устроены, именно "для шагов": только электродвигатель заменен на более экономичные органы - мышцы.

9. Вторая модернизация.

        Рассмотрев раздел под номером 8, можно прийти к выводу, что получен гусеничный автомобиль. Какая разница, что он везет?
        Садитесь в него, включайте электродвигатель - и вперед! В нем есть все, к чему тяготеет привычка: двигатель, ходовая часть, днище, кресло водителя. Выезжайте на проселочную дорогу (или на любую другую - гусеница не портит асфальт) и испытайте новый транспорт. Чтобы повернуть, тормозните рычагом по правому или левому борту.
        Здесь наступает вторая модернизация. Она состоит в том, что нет надобности касаться параллельно-шагающими пластинами гусеницы. Они могут быть сбоку и, работая, опираться непосредственно на поверхность дороги - и, тем самым, создавать движение. Отпадает надобность в специальной или гусеничной ходовой части - она может быть любой!
        Можно оставить все, как есть, можно снять гусеницу, оставив только катки, можно заменить их на что-то другое, например, на 4 колеса. Эффект от этого не измениться. Он будет оставаться в том, что телегу катят внешние силы, в отличие от танкового варианта, когда привод действует на перекатывание гусеницы (или катка). Излишние потери в передачах исчезают.

10. Третья модернизация.

        Она состоит в том, в исключении того, в чем мы исторически и теоретически зациклились: на движении по поверхности на колесах.
Теперь и это великое достижение, когда появилось слово Telega и было изобретено его величество колесо (Wheel), исчезает.
        По обеим сторонам "корыта" устанавливаются параллельные пластины, валы их эксцентриков шарнирно укрепляются на соответствующих боковых сторонах, а они сами (собой) опираются на поверхность дороги. Всё остальное оказывается не нужным.
        Для движения достаточно включить привод, пластины начнут шагать - и Вы не поедете, а пошагаете вперед. Эти шаги мелкие, но многочисленные (и недостаток электромагнитных вращений - высокооборотность - превращается в достоинство). Чем высокооборотнее электродвигатель, тем лучше. Этот механизм движения включает все: преобразование вращения, опорную и ходовую части, одновременное редуцирование, любую опорную поверхность и её площадь, плавные повороты, экологичность - и многое другое. Кажется, что в нем всё даже лучше, чем в природе: многофункциональность, удоство использования, даже возможность движения по воде. Рисунок не приводится - это отдается фантазии конструктора.
        Может появиться вариант движения по воздуху (!), если снизу (или сверху) пластин поместить крыльевые профили. Снизу - экранолет, сверху - воздухолет, вместе - ЭВ-лет. Но это относится к будущим разработкам.

11. Увеличение мощности.

        На тех же простых принципах устройства и действия можно разработать и изготовить модель самого низкого по габаритам мощного электро-мини-трактора (ЭМТ) с объемным кузовом. Он, собственно, и будет выглядеть так, что ни колес, ни двигателя в явном виде нельзя будет приметить. Движущийся по полю грузовой корабль. Он пригодится для использования в фермерских хозяйствах. С теми же удобствами! С расширением других функциональных возможностей.
        Мощность электрогенератора (или аккумулятора) на краю поля увеличивается, так чтобы можно было установить на ЭМТ электродвигатель побольше, например, 5 Квт. При этом появляются возможности управления, сидя непосредственно в кресле на палубе корабля. Возможна установка верхнего ветрового щитка. Во всю силу проявляется его основная особенность - низкое давление на почву, не нарушающее её структуру.
        Кроме перевозки грузов, ЭМТ теперь вспахивает почву. Для этого он снабжается навесным плугом и другими орудиями. Вы теперь действуете как пахарь, а лошадь у Вас электрическая. Применение на небольших участках мотоблоков можно отменить.
        Изготовление мощного ЭМТ не сильно отличается от его "предка" - ручной гусеничной тележки. Вновь это под силу специалистам небольшой мастерской. Прельщает возможность изготовления целого ряда ЭМТ с различными диапазонами мощностей и габаритов. Но не забывайте "предка" - он сослужит добрую службу. Это о нём было здесь.

12. Готовые конструкции.

        Имеются готовые вспашные механизмы, построенные по другим принципам. Они разработаны конструктором и изобретателем Борисом Николаевичем Маркевичем в г. Муром. Об этом можно прочитать в книге Е. и М. Голомолзиных "Грани нового мира", М., АиФ Принт, 2001, - на с.134. Механизм называется "ЛопЛош" - лопата&лошадь. Прочитайте - там обо всем представлено очень хорошо и подробно - понравится!
        Ранее их выпуск был на заводе в Муроме. Как удалось узнать, нужно обращаться на завод к Валерию Владимировичу Макарову, телефон  по коду  09234 далее 3-31-45. Если что-то станет известно о их выпуске или о чертежах - просьба, сообщите.
        Тема вспашки и обработки почвы, а также переход к модернизациям,  не относились прямо к данному выпуску, однако, приведенная информация может попутно пригодится всем механикам, энтузиастам-овощеводам (и не только им!).
        Желаю удачи!
        P.S. Выпуск 43 был 18.03.2002. Одновременно в период с 18 по 26.03 сервер Netto был в ремонте. Если от Вас была информация, просьба её повторить. Желательно одновременно узнать, как идет сопровождающая выпуски графика.

Ведущий и автор Cesiy                     Архив Рассылки                       Рассылка 'Технические фантазии в реальном воплощении'
 
 
 
 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное