Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Очевидное-Невероятное" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Технические фантазии в реальном воплощении # 26
Код tech.tft
Выпуск № 26
Автор и ведущий Cesiy
Новые летательные аппараты
Вертолётные фантазии
(при импульсном действии силового органа)
1.
Вертолет и винт.
Цель данного варианта не в том, чтобы повторяться, а чтобы показать предельный случай выполнения особой "многолопастной" конструкции. При этом она не создает непрерывную подъемную и удерживающую силу, а действует импульсно, и переходит в вид, отличный от известного.
Принцип действия и схему конструкции, описываемые ниже, вернее было бы назвать как "импульслёт" или "импульслётные аппараты" (в отличие от вертолёта).
Краткое описание изменений.
В природе нет полнооборотных движений (из-за их нерациональности), кроме нескольких оригинальных растительных автономных полетных элементов.
Шарнирное закрепление секторных пластин
В дальнейшем описании будет казаться, что все осталось на своих местах: несущий вал, лопасти, их вращение и чуть ли не автомат перекоса. Однако это не так. Действительно, в центре зоны вращения находится несущий вал, но примененное словосочетание "зона вращения" ведет и привлекает к старому, как будто бы есть вращение, тогда как есть оно или нет - не принципиально. Просто нужно понимать, что занимается та же зона, что и раньше, но не более того.
Итак, есть несущий вал. Он "несет" радиальные направляющие. Между ними секторы, а в них секторные пластины. Получается секторный диск, в котором нет незаполненного пространства. Оно всё занято, причем так, что основное заполнение осуществляют секторные пластины. Их форма, естественно, в виде треугольника, вершина которого направлена к несущему валу, а к окружности "зоны" - основание. Могут быть и другие формы (и другое заполнение) - здесь приводится только сам принцип. Так, например, секторный диск может состоять только их одних секторных пластин (о чём ниже), а радиальные направляющие отсутствуют.
Главное в том, что секторные пластины подвижны. Одна из их сторон (симметрично и последовательно) шарнирно закреплена, например, на соответствующих радиальных направляющих, причем так, что предполагается их поворот только на некоторый угол. Таким образом, у них остается свободной только одна из вершин. Кроме того, они могут быть спрофилированы особым образом и так, что свободная вершина приподнята или опущена из плоскости пластины, например, вниз. Получается вид какого-то круга, или секторного диска с несколькими выступающими уголками. Кроме всего прочего, такие изгибы плоскости (профиля) создают, как известно, прочность за счет формы. Такую конструкцию несложно сделать в самых элементарных условиях, можно в неметаллическом варианте, в макетном исполнении (и посмотреть на неё, например, с тем, чтобы увидеть её общий вид, простоту и чуть больше представить, что это такое). Взяв макет в руки, можно его немного периодически подвигать по направлению оси несущего вала, и всё понять.
Автомат перекоса отсутствует. Он был нужен ранее для компенсации уменьшения подъемной силы лопасти при соответствующей скорости вращения винта и скорости полета, возникающей в части зоны вращения (из-за вращения!), и для управления.
Дополнительные конструктивные элементы.
Радиальные направляющие могут быть скреплены друг с другом по их максимальному радиусу. Элемент скрепления - в виде полной окружности или многоугольный в зависимости от его дополнительного назначения. Дополнительное назначение - возможность установки ограничителей поворота секторных пластин и шарниров. Скрепление целесообразно по тем же причинам, которые принимаются во внимание в лопатках турбин последней ступени - уменьшение колебательных (и резонансных) явлений. Это опыт из учебников по турбиностроению. Введение скреплений (и других укрепляющих элементов) конструктивно возможно (и целесообразно) ещё и потому, что радиальные направляющие малого удлинения, а их угловая скорость мала или близка к нулю (что уже совсем не похоже на "привычный" вертолет).
В случае ввода скреплений для установки секторных пластин шарниры на радиальных направляющих становятся не нужными. Секторные пластины устанавливаются без применения радиальных направляющих. Число радиальных направляющих сокращается, их роль становится другой - они удерживают круговой элемент скрепления, на котором устанавливается шарнир секторной пластины. Таким образом, секторный диск будет содержать только секторные пластины. Можно назвать его круговым взмахивающим крылом.
Несущий вал имеет устройства, позволяющие производить управление полетом, отличные от принятых в вертолетостроении. Здесь они не рассматриваются. Однако совместно с изложенными выше принципами конструкции для получения суммарного вектора подъемной силы, они позволяют управлять этим вектором.
Принцип работы.
В общем виде несущий вал (и/или его элементы) совершают как вращательное, так и поступательноепериодическое движение, причем их соотношение может варьироваться.
а. Цикл движения вниз.
В этом цикле несущий вал движется относительно корпуса вниз. При этом секторные пластины под действием воздуха прижимаются к ограничителям движения их вверх. При дальнейшем движении системы вал-секторный диск вниз воздушная среда препятствует этому движению. И тогда эта система получает тормозной импульс, импульс силы, направленный вверх. Этот же импульс (вверх) передается корпусу.
в. Цикл движения вверх.
В этом цикле несущий вал движется относительно корпуса вверх. Здесь секторные пластины под действием воздуха отклоняются на некоторый угол вниз, но воздушная среда не препятствует этому движению, и система вал-секторный диск не получает "воздушного" противодействия. Поэтому силовой импульс не создается и, соответственно, на корпус не действует.
с. Период колебаний вниз-вверх.
Суммарный эффект за один период колебаний вниз-вверх - это возникновение импульса силы, направленного вверх и приложенного к корпусу.
d. Процесс периодических колебаний.
При периодических колебаниях системы вал-секторный диск за каждый период на корпус действуют импульсы силы, направленные вверх. Общая сила есть сумма сил импульсов. Если за определенный период времени сумму сил импульсов разделить на этот период времени, получим полную силу, действующую вверх.
Примечание. В других конструкциях секторный диск может совершать периодические колебания отдельно и без связи с валом. При этом принцип получения суммарной силы остается тем же.
e. Подъем в воздухе.
При условии, что полная сила равна весу летательного аппарата, он поднимается вверх.
f. Вопросы управления.
Принципы управления требуют отдельного описания, поскольку они не только важны, но и равноценны по значимости принципам действия описанной системы вал-секторный диск. Причем, оба эти принципа не противоречат друг другу и могут работать совместно.
Например, стабилизация летательного аппарата при подъеме вверх, горизонтальный полет, управление, в том числе при горизонтальном полете, производятся этой совместной системой управления. Она здесь не приводится, так как цель была в другом - показать возможность создания подъемной силы в новой конструкции силового органа.
g. Частные варианты.
В импульсных летательных аппаратах не требуются ни соосные винты, ни винт противомомента, ни автомат перекоса. Поскольку в их рабочем органе может варьироваться соотношение степеней вращательного (в одной плоскости) и поступательного колебательного движения (в другой плоскости), соединения частей конструкции иногда не обязательны, как и их сумма , и становятся возможными частные варианты:
- появляется возможность создания летающих платформ, оснащенных несколькими несущими валами с устройствами подъемной силы (секторными дисками),
- набор секторных дисков может производиться как в горизонтальной плоскости, например, по периметру летающей платформы, так ив вертикальной плоскости, например, вдоль оси несущего вала,
- возможно применение и автономный полет секторного диска в отдельности,
- возможно применение секторного диска в других средах, например, в воде,
- возможно применение секторного диска для движения в замкнутых полостях, например, в трубопроводах прямоугольного или круглого сечения,
- возможна обратимость действия, например, для применения в качестве перекачивающего устройства,
- с помощью секторного диска возможно обеспечение дополнительной плавучести надводных или подводных плавающих средств,
- при применении секторного диска возможно обеспечение спасательных операций (из-под воды),
- при применении секторного диска возможно движение устройств в горизонтальной плоскости (в любой среде),
- возможно устройство индивидуального летательного аппарата,
- возможен вариант временного подъема, например, для видеонаблюдения или выстреливания,
- возможен вариант динамического парашюта,
- возможен вариант, когда секторные пластины шарнирно соединены друг с другом по обеим сторонам, а их совместный поворот происходит по линии этих шарниров так, что образуются выступы и впадины, а секторный диск превращается в своеобразный "зонт-конус" с раскрывом вниз. Этот раскрыв может иметь любой занимаемый переменный объем, от нуля до максимума, и обратно.
- возможны другие, здесь не указанные, варианты.
Как указывалось ранее, макет любого варианта выполняется достаточно просто.
Далее приводятся некоторые примеры частных применений.
При этом:
- стабилизация секторного диска в воздухе осуществляется за счет его вращения,
- полет секторного диска осуществляется за счет отклонения секторных пластин,
- отклонения секторных пластин производятся механизмом отклонения, при этом энергия отклонения отбирается от кинетической энергии вращяющегося секторного диска,
- автономный полет секторного диска может происходить до значительных высот,
- накапливание кинетической энергии и выпуск в полет секторного диска производится на наземных стартовых установках.
Он состоит из рабочего силового органа (секторный диск), кабины пилота с системой управления, фюзеляжа, двигателя секторного диска, топливных баков.
Секторный диск относительно фюзеляжа может быть установлен любым образом: сверху, снизу (!), сбоку, их может быть несколько и/или они в зависимости от режима полета изменяют свой угол наклона и свое местоположение. Может быть резервный секторный диск или изменение его положения для ввода в аварийной ситуации.
Всего доброго, Cesiy, 17.11.2001.
Предыдущие выпуски содержали:
№ 23 - "Учебная тревога" (по учебному процессу),
№ 24 - "Автомашина со штрих-кодом" (новое информационное оборудование),
№ 25 - "Представление изображений самолета" (интегральные средства электронной индикации).
e-mail: cesiy@netto.ru
Выпуск № 27 будет называться "Самовсплывающая подводная лодка" (с применением секторного диска).
На очереди "Динамический парашют" (вновь с участием секторного диска).
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||