Закон дает четкое понятие гарантии (п.2ст.470 ГК РФ) – это период времени, в течение которого товар должен соответствоватьследующим требованиям:
- оговорено сторонами в договоре купли-продажи;
- при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется;
- если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями;
- при продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию;
- если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара (технические регламенты, ГОСТы), то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
Закон не обязывает продавца (исполнителя, подрядчика) устанавливать гарантию на свой товар. Однако, в целях продвижения товара, продавцы это делают. Очень хороший стимул для покупателя. Какие права и обязанности возникают при установлении гарантии?
Первое – бремя доказывания соответствия товара требованиям качества целиком ложится на продавца. Потребителю достаточно предъявить претензию и ждать ответа.
Второе – продавец отвечает за все недостатки, за исключением тех, что возникли в следствии нарушением потребителем правил эксплуатации, хранения или транспортировки товара, и недостатков, возникших по вине третьих лиц. Важным является именно факт нарушения правил, например – потемнела мебель, выяснилось что потребитель протер ее раствором нашатырного спирта (соседка посоветовала). Вроде бы сам виноват, но при
продаже продавец не предоставил правил ухода за мебелью. По этому потребитель исходил из того, что протирать можно всем. Поскольку покупатель не нарушил правила, отвечать за недостаток будет продавец. Характеристика брака (производственный, эксплуатационный) в этом случае не имеет значения.
Что делать, если гарантия не установлена? В соответствии с той же статьей гражданского кодекса - если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки проданного товара были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока,
когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи.
В соответствии со ст.6 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя,
установленные Законом. При этом не имеет никакого значения факт смены собственника товара. Отказ по этим обстоятельствам – недопустим.