Финансовые директора предприятий обычно заявляют, что не могут оценить выгоду от конкурентной разведки. Некоторые учёные, изучавшие эту проблему утверждают, что не существует простой корреляционной связи между затратами и финансовым эффектом от проведения конкурентной разведки.
Да, невозможно построить график зависимости затрат и прибыли от деятельности конкурентной разведки. Но можно провести расчёты затрат на получение и анализ информации и сравнить их с прибылью, полученной предприятием, беря во внимание тот факт, что основной целью конкурентной разведки является сбор и анализ информации по всем направлениям деятельности предприятия, и служба конкурентной разведки является центральным звеном
в его информационной структуре.
В наш век значение информации невозможно переоценить, тем более в бизнесе, где наличие сведений о рынке напрямую связано с финансовой стабильностью предприятия. Так почему же многие наши топ-менеджеры отказываются видеть и оценивать тот вклад, который приносит конкурентная разведка? Вывод один - они не отождествляют прибыль своих предприятий с информацией, предоставляемой им службой конкурентной разведки для принятия управленческих
решений. Главная проблема количественной оценки эффективности конкурентной разведки состоит в том, что руководители не привыкли изучать информационные потоки и определять их стоимость. Многие предприятия, не имеющие в своей структуре систему конкурентной разведки, тем не менее, занимаются сбором и анализом информации, но эта деятельность не организована соответствующим образом и поэтому не приносит желаемых результатов. Сотрудники различных структурных подразделений предприятия зачастую заняты сбором одной и
той же информации, затрачивая на это время и средства.
Итак, как же измерять выгоды от проведения конкурентной разведки. Предлагаю ряд показателей, на которые необходимо ориентироваться.
Экономия времени
Важно сконцентрировать работу по сбору и анализу информации, необходимой для принятия управленческих решений, в одном структурном подразделении – службе конкурентной разведки. В этом случае руководство предприятия экономит время сотрудников других структурных подразделений, которое может быть использовано на выполнение их непосредственных служебных обязанностей.
Экономия средств
Руководство предприятия экономит средства, поручая эту работу профессионалам, которые кладут на стол руководству информацию, очищенную от «мусора», систематизированную и в той или иной степени проанализированную. Это также деньги, которые предприятие сберегло благодаря сведениям, предоставленным руководству предприятия службой конкурентной разведки. Здесь можно рассматривать, суммы, оставшиеся на счету предприятия благодаря
своевременно полученной информации о несостоятельности партнёра или о планируемом мошенничестве.
Рост доходов
Насколько повысился доход предприятия в результате проведения конкурентной разведки? В эти расчёты можно включить прибыль от удачных капиталовложений, сделанных на основании сведений, предоставленных конкурентной разведкой.
Основной целью конкурентной разведки является информационно-аналитическая поддержка руководства, а если информация используется в системах управления, то её полезность разумно оценивать
по тому эффекту, который она оказывает на результат управления. Из этого следует ещё один способ измерения выгоды от проведения конкурентной разведки:
Ценность информации
Ценность информации напрямую зависит от того, насколько ее использование влияет на достижение цели, реализацию какой-либо задачи. Информация может быть пустой, т.е. не оказывать никакого влияния, и в этом случае её ценность равна нулю. При этом нужно различать существенность самого события, время совершения этого события и получения информации о нём (рано, поздно, в нужное время) и т.д.
С помощью предлагаемых показателей можно анализировать эффективность деятельности службы конкурентной разведки. По завершении определенного этапа работы необходимо провести требуемые вычисления, оформить соответствующим образом и включить в отчёт о проделанной работе, с тем, чтобы руководитель предприятия не только убедился в выполнении поставленных задач, но и зримо увидел прибыль, которую получило предприятие от конкурентной
разведки.
К сожалению, еще мало руководителей, которые могут оценить эффективность конкурентной разведки одной фразой: «Прибыль от проведения конкурентной разведки – это деньги, которые были получены, и деньги, которые не были потеряны благодаря сведениям, предоставленным руководству службой конкурентной разведки».
Изучение и проверка компаний (бизнес-разведка) – сбор и анализ информации, необходимой для успешного ведения бизнеса, принятия взвешенного управленческого решения.
Результаты сбора и анализа информации оформляются в виде информационно-аналитических отчетов, которые могут быть следующих видов:
Базовый Основополагающие сведения о компании: время создания и состав учредителей; изменения в учредительных документах; участие в судебных разбирательствах, наличие явного негатива. Цель - проверка факта существования компании, выявление фирм "однодневок".
Секьюрити Проверка финансового состояния компании, ее деловой репутации, выявление фактов невыполнения договорных обязательств и т.п. Цель - определение возможности и условий сотрудничества.
Инвест Изучение размеров бизнеса, выявление аффиллированных структур. Углубленное изучение учредителей и топ-менеджеров. Выявление реальных собственников бизнеса и лиц, принимающих решения. Цель - Сбор сведений об объекте инвестированя, изучение фактов финансовых злоупотреблений и т.п.
Конкурент Общее изучение компании со всех сторон. Цель - Начальное изучение конкурента, потенциального партнера.
Конкурент MAX Всестороннее изучение компании, в том числе включающее сведения: о организационной структуре (внутренней и внешней), кадровой политике, анализ рыночного положения компании, стратегии продвижения в сети Интернет, перечень основных клиентов и поставщиков. Цель - углубленное изучение конкурента, сбор сведений об объекте инвестирования.