Этот проект адресован яхтсменам, которые всем видам парусного спорта предпочитают дальние спортивные плавания. Спортивное плавание отличает от туристского большая напряженность (надо уложиться в жесткие сроки!), часто приходится вступать в борьбу с ветром и волной в тех случаях, когда обычные туристы предпочитают отстаиваться в тихих бухтах. Поэтому «Морскому коньку» мы постарались придать улучшенные лавировочные и ходовые качества, может быть, даже с некоторым ущербом для комфортабельности.
В частности, из этих соображений его носовой оконечности придана более заостренная, чем обычно на мини-яхтах, форма; увеличена килеватость носовых шпангоутов; линия скулы у форштевня поднята высоко над ватерлинией; повышена высота борта. Учитывая, что на ходу яхты экипаж большую часть времени находится в кокпите и центр тяжести при этом перемещается назад, корму сделали шире, благодаря чему центр величины также сместился в корму.
Теоретический чертеж яхты «Морской конек»
Надо отметить, что «Морской конек» еще не построен, однако мы смело предлагаем чертежи для самостоятельной постройки, так как основные решения, заложенные в основу проекта, проверены опытом эксплуатации спроектированных и построенных на нашей же верфи швертботов класса Т2.
Для 5-метровой яхточки любое водохранилище с хорошей волной — настоящее море, поэтому мы позаботились о том, чтобы обеспечить достаточно высокие мореходные качества при небольшой осадке. Как правило, наши внутренние озера и разливы изобилуют мелями, а берега не приспособлены для подхода к ним килевой яхты. Поэтому мы предлагаем вниманию читателей три варианта, из которых можно выбрать наиболее подходящий для запланированного района плавания.
Основной вариант — яхта-компромисс с балластным фальшкилем и тяжелым поворотным швертом — имеет хорошие лавировочные качества, а когда шверт выбран, например при подходе к отмелому берегу, осадка уменьшается до 0,6 м. Вторым вариантом предусмотрена установка бульбкиля для того, чтобы повысить остойчивость яхты при ее эксплуатации в прибрежных районах морей и в таких местах, как Ладожское и Онежское озера. При этом, естественно, осадка увеличивается.
Наконец, на «Морском коньке» могут быть установлены и скуловые кили. Их преимущества и недостатки подробно рассмотрены в статье Д. А. Курбатова «Яхты со скуловыми килями».
Во всех вариантах общее расположение и конструкция корпуса практически не изменяются, за исключением местных подкреплений под кили того или иного типа.
В яхточке три постоянных спальных места: два в «гробах» — по бортам самоотливного кокпита и одно по правому борту в каюте, выходящее в форпик. Портативный камбуз в кардановом подвесе располагается в кокпите, так что рулевой может одновременно заниматься и приготовлением пищи. Если требуется присутствие в кокпите других членов команды, ящик с подвесом и плиткой, чтобы она не мешала, легко можно снять и перенести в каюту.
Общее расположение яхты «Морской конек»
1 — платяной шкаф (без дверки) по ЛБ; 2 — буфет по ЛБ до уровня палубы по высоте; 3 — банка (нижняя ступенька); выше поставить еще одну ступеньку; 4 — зашивка; 5 — переносной камбуз; 6 — лючок вентиляционный; 7 —
полка в форпике; 8 — гальюн — выносное ведро; 9 — пайолы; 10 — диван (все диваны в одной плоскости).