Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проекты катеров, лодок, яхт для самостоятельной постройки


Моторно-парусный бот «Сережа»

Моторно-парусный бот «Сережа».Идею постройки этого судна мне подсказал проект моторно-парусной яхты «Дельфин», опубликованный в 14 номере сборника «КиЯ» за 1968 г. (см. здесь). Обводы корпуса я выполнил круглоскулыми, заострил ватерлинии в носовой оконечности и немного приполнил их в корме, устранил седловатость борта. Полностью изменил внешний вид и компоновку судна.

В средней части расположен вместительный салон с поднимающейся крышей над свободной площадью пайола. Здесь по бортам установлены два дивана-рундука, раскладывающихся в двуспальные койки, съемный стол, который может поворачиваться вокруг вертикальной оси, освобождая площадь каюты.

В нос от переборки салона расположен платяной шкаф, шкафы и полки для различного снаряжения. Наклонная переборка выделяет самоотливной отсек для якоря с цепью, закрываемый палубной крышкой.

Пространство под кокпитом используется как спальный кубрик для четырех человек с постелью-лежанкой по всей ширине корпуса. Освещается кубрик днем через глухие бортовые иллюминаторы, ночью — плафоном, закрепленным на кормовой переборке. Под настилом койки расположен ящик с аккумулятором, вентилируемый через трубу, выведенную на палубу. Кубрик вентилируется через две трубы, заканчивающиеся грибками на палубе у транца.

Основные данные бота «Сережа»
Длина наибольшая, м 6,9
Длина по КВЛ, м 6,7
Ширина наибольшая, м 2,45
Ширина по КВЛ, м 1,85
Осадка, м 0,57
Водоизмещение порожнем, кг 800
Площадь парусности, м 10
Двигатель — подвесной мотор «Москва-25АЭ» или дизель 2ЧСП8,5/11 мощностью 12 л. с.

Кокпит — самоотливной конструкции, снабженный двумя шпигатами в транце. Здесь по левому борту расположен пост управления яхтой, а по правому борту установлена двухконфорочная газовая плита с тремя 5-литровыми баллонами. Плита и баллоны сверху закрываются наклонной крышкой, которая в открытом положении служит столом.

Общее расположение моторно-парусного бота «Сережа»
Общее 
расположение моторно-парусного бота «Сережа».
1 — дизель; 2 — угловая откидная колонка; 3 — транцевая плита — холодильник; 4 — вентиляция кубрика; 5 — платформа кокпита; 6 — сдвижной люк; 7 — поднимающаяся часть крыши рубки;
4 — мачта; 9 — платяной шкаф; 10 — забор воздуха для вентиляции каюты; 11 — якорный отсек;
12 — крышка якорного отсека; 13 — шкаф; 14 — диван, раскладывающийся в двуспальную койку;
15 — газовые баллоны; 16 — газовая плита; 17 — кубрик на 4 спальных места; 18 — моторный отсек; 19 — рундуки для камбузной утвари и инструмента; 20 — капот над дизелем.

Моторно-парусный бот «Сережа».На чертеже общего расположения показано размещение двухцилиндрового дизеля 2ЧСП 8,5/11. Сверху дизель закрыт съемным капотом. Так как длина моторного отсека недостаточна для обслуживания дизеля, предусмотрен подъем его вверх для профилактики и ремонта.

Дизель запускается электростартером или рукояткой, выведенной на палубу. Ежедневный осмотр и обслуживание достаточно удобно выполнять через верхний люк. Передача вращения на гребной винт осуществляется через угловую откидную колонку.

Продолжением днища служит транцевая плита, являющаяся также ограждением винта и рулевого комплекса. В нее вмонтированы холодильники замкнутого контура охлаждения двигателя.

Основными материалами для постройки корпуса послужили стеклоткань, эпоксидная смола и пенопласт; палуба и стенки рубки выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, крыша рубки — из двух слоев 4-миллиметровой фанеры ФСФ на деревянном наборе.

Теоретический чертеж
Теоретический чертеж.
Теоретический чертеж.

Таблица плазовых ординат

№ шп. Высоты от ОЛ, мм Полушироты от ДП, мм
Линия киля IIБ IIIБ Линия скулы Ск Линия борта ЛБ ВЛ1 ВЛ2 ВЛ3 Ск ЛБ
1 383 758 1062 - 996 1478 - 156 277 527 720
2 270 498 790 1086 917 1464 150 360 527 776 960
3 214 372 579 832 850 1450 284 551 721 915 1090
4 175 305 457 743 799 1435 409 705 847 993 1131
5 160 267 390 583 769 1420 525 826 950 1028 1144
6 163 250 349 460 756 1405 633 918 1040 1040 1150
7 184 253 335 433 756 1390 699 931 1040 1040 1150
8 225 288 362 465 756 1372 615 909 1040 1040 1147
9 280 340 410 532 756 1354 425 863 1040 1040 1143
10 340 395 460 614 756 1335 200 795 1040 1040 1140
11 390 465 525 672 756 1318 - 711 1020 1040 1138
12 460 527 582 714 756 1300 - 534 928 1040 1135

Постройка корпуса велась следующим образом. Сначала был изготовлен деревянный каркас, воспроизводящий обводы корпуса. Затем рейками, склеенными из пенопласта сечением 40X40 мм, каркас был обшит снаружи. Каждые три рейки склеивались между собой эпоксидной смолой, а прилегающие к пенопласту кромки набора каркаса смазывались вазелином во избежание приклеивания. После высыхания клея я смог сиять с каркаса пенопластовые доски шириной 120 мм получившие форму соответствующего участка корпуса. Эти заготовки были оклеены методом бинтования в два слоя полосами стеклоткани АСТТ(б)С2 на эпоксидном связующем и сразу же поставлены на свое место на каркас с поджатием друг к другу по кромкам. После этого деревянный каркас был разобран, корпус перевернут вниз килем и оклеен снаружи тремя, а изнутри двумя слоями стеклоткани.

Корпус, таким образом, набора не имеет, но в самой толщине обшивки, через каждые 120 мм получились своеобразные стрингера двутаврового профиля из стеклопластика. В сочетании с переборками форпика и моторного отсека и шпангоутом из алюминиевого угольника 40X40X2,5, который установлен на миделе, корпусу обеспечена достаточная жесткость при незначительном для своих размеров весе.

Все элементы конструкции из дерева криволинейной формы (привальные брусья, бимсы и дуги, образующие верх и низ лобовой стенки рубки) выполнены ламинированными из трех или большего числа сосновых реек. Криволинейная форма стенки рубки дала возможность отказаться от вертикальных стоек для ее подкреплении без всякого ущерба для жесткости конструкции. То же самое можно сказать о палубе, крыше рубки, стенках тамбура моторного отсека.

Парусное вооружение яхты — кэт типа «гуари». Мачта высотой 3,5 м изготовлена из трубы АМгб 60X5 мм и раскреплена штагом и парой вант из стального троса диаметром 4 мм. Гафель длиной 5,5 м вырезан из дюралевой трубы 50X4, гик длиной 3,5 м — деревянный. Мачта установлена на крыше рубки и подкреплена снизу двумя пиллерсами, жесткость которых усиливается переборкой шкафа и кницами.

Опыт трех навигаций показал, что в общем компоновка и элементы конструкции себя оправдали. В небольшой (меньше 6 м) корпус удалось втиснуть то, что при традиционной компоновке разместимо разве лишь в 8,5-метровом корпусе. Как говорят обычно мои пассажиры, «внутри лодка больше, чем снаружи».

Благодаря подъемной крыше в жару в салоне прохладно, можно ходить в полный рост. Удобны и самоотливной кокпит и кубрик под ним. На яхте четыре спальных места, а в сумме с раскладными диванами салона — восемь.

Яхта хорошо ведет себя на волнении, легко слушается руля, не зарыскивает. Скорость хода под мотором — 15 км/ч — невелика, но зато комфорт и безопасность! Корпусу пришлось однажды выдержать удары о пни на ходу, — оказался неповрежденным даже наружный слой стеклопластика.

Парусное вооружение опробовано еще недостаточно. Яхта хорошо идет в фордевинд и галфвинд, уступая, конечно, в скорости спортивным судам. В бейдевинд «Сережа» при имеющейся парусности идет до 40—45. Удобными оказались бортовые свесы. Они не мешают при ходе на спокойной воде без крена, а при резком крене на шквалах, входя в воду, увеличивают восстанавливающий момент.

Ввиду малого веса конструкции следовало бы уменьшить килеватость для повышения начальной остойчивости. При изготовлении корпуса желательно более плотно заполнять все пустоты в пенопласте (дефекты, неровности и т. п.), ибо при повреждениях наружного слоя стеклопластика они наполняются водой, которую трудно оттуда удалить. Но все же конструкцию считаю вполне удачной и главное технологичной — яхта построена за полтора года (выходные, вечера и отпуска) одним человеком; помощь потребовалась только при общей оклейке.

http://vodnyimir.ru/


В избранное