Идею постройки этого судна мне подсказал проект моторно-парусной яхты «Дельфин», опубликованный в 14 номере сборника «КиЯ» за 1968 г. (см. здесь). Обводы корпуса
я выполнил круглоскулыми, заострил ватерлинии в носовой оконечности и немного приполнил их в корме, устранил седловатость борта. Полностью изменил внешний вид и компоновку судна.
В средней части расположен вместительный салон с поднимающейся крышей над свободной площадью пайола. Здесь по бортам установлены два дивана-рундука, раскладывающихся в двуспальные койки, съемный стол, который может поворачиваться вокруг вертикальной оси, освобождая площадь каюты.
В нос от переборки салона расположен платяной шкаф, шкафы и полки для различного снаряжения. Наклонная переборка выделяет самоотливной отсек для якоря с цепью, закрываемый палубной крышкой.
Пространство под кокпитом используется как спальный кубрик для четырех человек с постелью-лежанкой по всей ширине корпуса. Освещается кубрик днем через глухие бортовые иллюминаторы, ночью — плафоном, закрепленным на кормовой переборке. Под настилом койки расположен ящик с аккумулятором, вентилируемый через трубу, выведенную на палубу. Кубрик вентилируется через две трубы, заканчивающиеся грибками на палубе у транца.
Основные данные бота «Сережа»
Длина наибольшая, м
6,9
Длина по КВЛ, м
6,7
Ширина наибольшая, м
2,45
Ширина по КВЛ, м
1,85
Осадка, м
0,57
Водоизмещение порожнем, кг
800
Площадь парусности, м
10
Двигатель — подвесной мотор «Москва-25АЭ» или дизель 2ЧСП8,5/11 мощностью 12 л. с.
Кокпит — самоотливной конструкции, снабженный двумя шпигатами в транце. Здесь по левому борту расположен пост управления яхтой, а по правому борту установлена двухконфорочная газовая плита с тремя 5-литровыми баллонами. Плита и баллоны сверху закрываются наклонной крышкой, которая в открытом положении служит столом.
Общее расположение моторно-парусного бота «Сережа»
На чертеже общего расположения показано размещение двухцилиндрового дизеля 2ЧСП 8,5/11. Сверху дизель закрыт съемным капотом. Так как длина моторного отсека недостаточна для обслуживания дизеля, предусмотрен подъем его вверх для профилактики и ремонта.
Дизель запускается электростартером или рукояткой, выведенной на палубу. Ежедневный осмотр и обслуживание достаточно удобно выполнять через верхний люк. Передача вращения на гребной винт осуществляется через угловую откидную колонку.
Продолжением днища служит транцевая плита, являющаяся также ограждением винта и рулевого комплекса. В нее вмонтированы холодильники замкнутого контура охлаждения двигателя.
Основными материалами для постройки корпуса послужили стеклоткань, эпоксидная смола и пенопласт; палуба и стенки рубки выполнены из бакелизированной фанеры толщиной 5 мм, крыша рубки — из двух слоев 4-миллиметровой фанеры ФСФ на деревянном наборе.
Теоретический чертеж
Таблица плазовых ординат
№ шп.
Высоты от ОЛ, мм
Полушироты от ДП, мм
Линия киля
IБ
IIБ
IIIБ
Линия скулы Ск
Линия борта ЛБ
ВЛ1
ВЛ2
ВЛ3
Ск
ЛБ
1
383
758
1062
-
996
1478
-
156
277
527
720
2
270
498
790
1086
917
1464
150
360
527
776
960
3
214
372
579
832
850
1450
284
551
721
915
1090
4
175
305
457
743
799
1435
409
705
847
993
1131
5
160
267
390
583
769
1420
525
826
950
1028
1144
6
163
250
349
460
756
1405
633
918
1040
1040
1150
7
184
253
335
433
756
1390
699
931
1040
1040
1150
8
225
288
362
465
756
1372
615
909
1040
1040
1147
9
280
340
410
532
756
1354
425
863
1040
1040
1143
10
340
395
460
614
756
1335
200
795
1040
1040
1140
11
390
465
525
672
756
1318
-
711
1020
1040
1138
12
460
527
582
714
756
1300
-
534
928
1040
1135
Постройка корпуса велась следующим образом. Сначала был изготовлен деревянный каркас, воспроизводящий обводы корпуса. Затем рейками, склеенными из пенопласта сечением 40X40 мм, каркас был обшит снаружи. Каждые три рейки склеивались между собой эпоксидной смолой, а прилегающие к пенопласту кромки набора каркаса смазывались вазелином во избежание приклеивания. После высыхания клея я смог сиять с каркаса пенопластовые доски шириной 120 мм получившие форму соответствующего участка корпуса.
Эти заготовки были оклеены методом бинтования в два слоя полосами стеклоткани АСТТ(б)С2 на эпоксидном связующем и сразу же поставлены на свое место на каркас с поджатием друг к другу по кромкам. После этого деревянный каркас был разобран, корпус перевернут вниз килем и оклеен снаружи тремя, а изнутри двумя слоями стеклоткани.
Корпус, таким образом, набора не имеет, но в самой толщине обшивки, через каждые 120 мм получились своеобразные стрингера двутаврового профиля из стеклопластика. В сочетании с переборками форпика и моторного отсека и шпангоутом из алюминиевого угольника 40X40X2,5, который установлен на миделе, корпусу обеспечена достаточная жесткость при незначительном для своих размеров весе.
Все элементы конструкции из дерева криволинейной формы (привальные брусья, бимсы и дуги, образующие верх и низ лобовой стенки рубки) выполнены ламинированными из трех или большего числа сосновых реек. Криволинейная форма стенки рубки дала возможность отказаться от вертикальных стоек для ее подкреплении без всякого ущерба для жесткости конструкции. То же самое можно сказать о палубе, крыше рубки, стенках тамбура моторного отсека.
Парусное вооружение яхты — кэт типа «гуари». Мачта высотой 3,5 м изготовлена из трубы АМгб 60X5 мм и раскреплена штагом и парой вант из стального троса диаметром 4 мм. Гафель длиной 5,5 м вырезан из дюралевой трубы 50X4, гик длиной 3,5 м — деревянный. Мачта установлена на крыше рубки и подкреплена снизу двумя пиллерсами, жесткость которых усиливается переборкой шкафа и кницами.
Опыт трех навигаций показал, что в общем компоновка и элементы конструкции себя оправдали. В небольшой (меньше 6 м) корпус удалось втиснуть то, что при традиционной компоновке разместимо разве лишь в 8,5-метровом корпусе. Как говорят обычно мои пассажиры, «внутри лодка больше, чем снаружи».
Благодаря подъемной крыше в жару в салоне прохладно, можно ходить в полный рост. Удобны и самоотливной кокпит и кубрик под ним. На яхте четыре спальных места, а в сумме с раскладными диванами салона — восемь.
Яхта хорошо ведет себя на волнении, легко слушается руля, не зарыскивает. Скорость хода под мотором — 15 км/ч — невелика, но зато комфорт и безопасность! Корпусу пришлось однажды выдержать удары о пни на ходу, — оказался неповрежденным даже наружный слой стеклопластика.
Парусное вооружение опробовано еще недостаточно. Яхта хорошо идет в фордевинд и галфвинд, уступая, конечно, в скорости спортивным судам. В бейдевинд «Сережа» при имеющейся парусности идет до 40—45. Удобными оказались бортовые свесы. Они не мешают при ходе на спокойной воде без крена, а при резком крене на шквалах, входя в воду, увеличивают восстанавливающий момент.
Ввиду малого веса конструкции следовало бы уменьшить килеватость для повышения начальной остойчивости. При изготовлении корпуса желательно более плотно заполнять все пустоты в пенопласте (дефекты, неровности и т. п.), ибо при повреждениях наружного слоя стеклопластика они наполняются водой, которую трудно оттуда удалить. Но все же конструкцию считаю вполне удачной и главное технологичной — яхта построена за полтора года (выходные, вечера и отпуска) одним человеком; помощь потребовалась только при
общей оклейке.