Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мир света

  Все выпуски  

Мир света №5


Огни большого города
(интервью с Главным художником Москвы Игорем Воскресенским)

Человечеством накоплен большой опыт применения искусственного света в городской среде. Монохромный классически спокойный Париж и динамичный, кричащий, яркий Тайм-сквер в Нью-Йорке. Подсветки архитектурного ансамбля Гинзы в Токио и газосветные доминанты на крышах зданий, отражающиеся в водной глади Гонконга и зеркале озер Швейцарии. Но все это создается не спонтанно и хаотично, а усилиями художников, дизайнеров и архитекторов. С Главным художником Москвы Игорем ВОСКРЕСЕНСКИМ мы поговорили об особенностях ночного облика нашей столицы.

– Скажите, Игорь, что отличает Москву – активно развивающийся мегаполис – от других городов мира в формировании светового облика?

– Сегодня комфорт городской среды определяется в большой степени качеством искусственного освещения, обеспечивающего жизнедеятельность горожан, их безопасность, эстетическую атмосферу, визуально-информационную характеристику. Москву отличают, прежде всего, природно-климатические особенности, когда темное и холодное время года длится большую его часть. Безусловно, формирующий пространство рельеф местности, наличие озелененных территорий, водный диаметр Москвы-реки с набережными. Это исторический, уникальный по архитектуре центр, кольцевая и радиальная транспортные системы и ряд других характеристик.

– Светодизайн явление относительно новое. Когда власти столицы впервые задумались о комплексном подходе к освещению улиц и как эту идею начали реализовывать?

– Первые градостроительные проработки в области дизайна световой среды выполнялись в начале 1980-х гг. Тогда московские архитекторы обозначили принципиальные позиции, требующие дальнейшего творческого развития: выявление основных магистралей, формирование светового облика площадей, подсветка общегородских архитектурных доминант. Тогда же были сделаны первые попытки включить в общегородской световой ансамбль неоновую рекламу. Место для нее определили почти сразу – Ленинградский проспект, трасса, ведущая из международного аэропорта Шереметьево в центр города. Однако масштабного развития эта программа не получила, и к ней вернулись только в 1990-е гг., когда получила развитие муниципальная программа подсветки зданий и сооружений. Каждый год
выбиралась тема, в рамках которой разрабатывались проекты на разные темы: «Москва хлебосольная», «Москва гостеприимная», «Москва православная».

– А как реализуется создание ночного облика Москвы сейчас?

– Все определяет начавшееся в конце 1990-х и продолжающееся по настоящее время масштабное строительство. Помимо муниципальных программ, в которые вошло, в том числе, и освещение транспортных артерий города, подсветка эстакад, автомагистралей, мостов (особенно через Москву-реку), в градостроительный процесс был введен новый обязательный порядок. При разработке любого объекта в перечень необходимой проектной документации был введен раздел «Подсветка зданий и сооружений». С этого момента количество городских объектов, имеющих световое решение, ежегодно превышает 200 единиц. Разработка и утверждение в 2003 г. «Генеральной схемы комплексного благоустройства г. Москвы» позволили выработать пространственно-планировочную основу построения всей системы подсветки. Она
выявила неразрывную связь подсветки с другими видами работ, формирующими облик города, – ландшафтной архитектурой и дизайном городской среды. Более того, ряд направлений в своем составе имеет световые и даже светодинамические устройства (праздничное оформление, иллюминации, рекламно-информационно-свето-динамические конструкции).

– Какой пример такого решения вы можете привести? Есть какие-то объекты, которые выделяются из общего массива?

– Наиболее наглядный пример – ансамбль Московского Кремля. Его колористика, ландшафтные объекты, малые архитектурные формы и, конечно же, подсветка. Он всегда был и остается доминантой столицы. Из числа современных строящихся объектов выделяется гигантский комплекс «Москва-Сити». Здесь изначально была поставлена задача соединения всех видов средового дизайна. Разнохарактерные архитектурные объекты, разработанные именитыми мастерами мирового уровня, каждый из которых имел свое представление о дизайне, колористике, подсветке, требовали, тем не менее, единых принципов как внутри этого суперкомплекса, так и во взаимосвязи его с окружающей средой.

Сооружение делового центра «Москва-Сити» открыло сегодня новую страницу в создании световой гармонии города. Наши исторические традиции грамотно и профессионально трансформированы и адаптированы к новейшим дизайнерским разработкам на базе суперсовременных технологий. Сопоставление этого ансамбля с подобными мировыми архитектурными комплексами дает полное право говорить о нем как о практической лаборатории российского средового дизайна и ландшафтной архитектуры. Российские специалисты стремятся, прежде всего, инвестировать в столицу мировой опыт в решении подобных задач, адаптировать к московским реалиям современные технологии, перенести на нашу почву самые современные приемы формирования средового дизайна.

Практически впервые в московской практике отрабатывается единая программа различных видов подсветки в одном комплексе и в каждом здании в отдельности. Определяются режимы подсветки (повседневный, на выходные дни и праздничный).

– А что можно сказать о концепции освещения всего города?

– Одной из наиболее насущных и масштабных задач сейчас является формирование нового светового силуэта Москвы. В настоящее время находится в стадии разработки и до конца 2007 г. должна быть выполнена «Концепция светоцветовой среды г. Москвы». На эту работу возлагаются большие надежды, так как она, по сути, станет следующим этапом формирования светового облика современного города.

Именно эта работа впервые соединяет все виды светового городского дизайна – от утилитарного освещения магистралей до праздничного оформления столицы. На основе разработанных ранее градостроительных решений определится и новый подход к формированию световой структуры города. К концу года в Москве появится еще один уникальный объект, соединяющий световые новации в формировании городской среды с архитектурным решением мемориального пространства на территории природного сквера. Речь идет о реконструкции Музея космонавтики с обелиском Покорителям космоса в районе Всероссийского выставочного центра. Есть
все основания считать, что этот объект с интерактивным экспозиционным пространством станет одним из важнейших в общей световой гамме города.

Соединение света с тематическим содержанием сделает его уникальным художественным произведением, аналогов которому в мире пока нет. Наша столица многократно подтверждала свой статус гостеприимного, цивилизованного, динамичного и современного города. И чем ярче и красочнее будет ее облик, тем большие возможности для дальнейшего совершенствования и гармоничного развития мы оставим будущим поколениям москвичей.

Интересно: При Людовике XIV французскую столицу наполнили огни многочисленных фонарей. «Король–солнце» издал специальный указ об уличном освещении в 1667 году. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали блестящим.


Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@svetoservis.ru.
Успехов Вам!

Выпуск подготовила Новикова Евгения
Группа компаний "Светосервис"


В избранное