Приветствуем Вас в первом выпуске рассылки "Мир света"! Здесь Вашему вниманию будут представлены самые свежие новости светотехнической отрасли: итоги проведения тематических выставок и конференций, разработка новейших методов, внедрение техники, создание проектов и концепций освещения, безопасность уличных систем освещения. Мы также будем информировать Вас о новых разработках лидирующих светотехнических компаний,
таких, как ООО «Светосервис».
Сегодня, в честь открытия рассылки, мы затронем тему праздничного освещения.
Праздник в городе
Сегодня архитектурная подсветка зданий – вполне привычное явление. Освещение города составляет неотъемлемую часть нашей повседневной жизни. Тем не менее, память о «праздничности» света крепко укоренилась в нашем сознании. Только сейчас праздничным мы считаем не сам факт освещения городских и зданий, а интересные решения освещения, динамику и оригинальность света.
Первые фонари на московских улицах были на конопляном масле и с трудом справлялись со своей задачей, поскольку сила их света составляла всего одну-две свечи. Только к середине XIX в. на центральных московских улицах стало значительно светлее, когда на смену спиртовым фонарям пришли керосиновые, а затем и газовые, сила света которых составляла уже 12 свечей. Лишь появление электрических источников света позволило задуматься о применении наружного освещения не только ради удобства, но
и для красоты. На заре электрической эры каждая иллюминация стоила целое состояние, и подобные траты были уместны только по особым случаям.
Долгое время основным источником света в приборах для наружного освещения были лампы накаливания. Их использовали и для освещения улиц, и для праздничной иллюминации. Когда были построены «сталинские» высотки, для них было создано специальное наружное освещение, которое работало только в праздники. Лампы накаливания имеют очень короткий срок службы и при этом обладают колоссальной энергоемкостью. Естественно, что такую подсветку в силу дороговизны приходилось включать только по торжественным
случаям.
Первым энтузиастом городского освещения был император Нерон, устроивший в Риме великолепное световое шоу с использованием спецэффектов. Зрелище произвело настолько мощное впечатление на зрителей, что возникла поговорка ex orientem lux – с востока идет свет.
В 1417 году лондонский мэр Генри Бартон распорядился вывешивать фонари зимними вечерами, чтобы рассеять непроглядную тьму. А в начале XVI столетия жителей Парижа обязали держать светильники у окон, которые выходят на улицу.
Так что такое праздничное освещение? Праздничным принято называть определенный режим освещения, который действует по знаковым для города датам: на Новый год, на День города, на 9 Мая и т.п. Оно призвано вносить в нашу повседневную жизнь частицу красоты, радости и хорошего настроения.
Лучше всего смотрится развернутая и целостная композиция, занимающих значительное место в пространстве. Такой композицией могут быть, например, иллюминированные деревья или необычные элементы праздничного оформления здания, составляющие ансамблевую композицию. Очень эффектный прием – праздничные, световые растяжки между столбов дорожного освещения и зданий. Приемы могут быть самыми разными. Главное, чтобы праздничное све-товое оформление не сводилось к размещению отдельных устройств,
теряющихся в пестром окружении многофункционального уличного освещения. Оно должно впечатлять своим крупным масштабом и оригинальностью формы. С помощью света можно создать праздничную атмосферу без особых усилий. Иногда достаточно найти «гвоздь программы», например, интересный ракурс или цветовое сочетание.
Можно рассмотреть отличие обычного и праздничного режима освещения на примере Останкинской телебашни. Благодаря значительной высоте и своеобразному силуэту она воспринимается с больших расстояний, являясь основной градостроительной доминантой. Осветительная установка архитектурного освещения, создающая новый выразительный образ башни в темное время суток, имеет ежедневный и праздничный режимы освещения. В будние дни на фоне темного неба воспринимается набор холод-но-белых световых колец
с желтым акцентом зоны ресторана и венчающей антенны. В праздники башня залита светом прожекторов по всей высоте и подобна фантастической колонне.
Интересен и один из самых эффектных и своеобразных в своем инженерном решении Крымский мост, один из самых крупных цепных мостов Европы. На его фоне воспринимаются и Кремль, и Храм Христа Спасителя. В будние дни освещение моста сводится к статичной подсветке фасада и стальных колонн моста, в праздничные и выходные дни подсветка дополняется цветодинамической установкой,
последовательно окрашивающей пилоны моста в различные цвета.
При желании праздник можно устроить в любой день. Существуют компании, для которых создание праздничного настроения с помощью света – это работа.
У компании VIFart есть целый арсенал средств для поднятия настроения и создания впечатления, используя городские объекты для светотехнических шоу и инсталляций Компания создает настоящие произведения искусства и постоянно совершенствует мастерство.
Инсталляции на зданиях – это протяженное во времени (примерно 2-3 ч) световое шоу, которое проецируется на фасады зданий. Они привлекают внимание к самим зданиям, на которых нельзя размещать рекламу и прочие изображения. Обычно это охраняемые памятники архитектуры города. Устраивая подобные представления, мы высвечиваем значимость нашего духовного и исторического наследия, поднимаем статус города как культурного центра в глазах его жителей. Также это новая ниша для размещения информации. Одна из
ярких инсталляций была представлена 26 мая этого года на фасаде концертного зала им. Чайковского.
Еще одно интересное предложение компании VIFart – это поющие фонтаны. Специалистами был предложен мобильный трехсекционный фонтан для любых торжеств. Теперь настроение можно пере-возить из города в город. Все, что нужно на месте, – это вода. И праздник обеспечен! Конструкция и размер фонтана (24х4 м) позволяет монтировать его на площадях и в помещениях, возле сцены и на спортивных площадках. Так как конструкция модульная, можно использовать все три части отдельно. Коллекторы подсоединяются к насосу,
который управляется с помощью частотного устройства. Благодаря этому можно контролировать скорость вращения фонтана и расход воды. Через частотный регулятор можно подключать фонтан к любому устройству – микрофону, динамикам, световым установкам – и таким образом управлять напором воды с помощью звука.
Как показывают самые последние исследования психологов, именно освещение наиболее сильно влияет на формирование настроения. Освещение, поддержанное музыкальным сопровождением, может направлять зрителей к кульминации представления, может заставить человека испытать нужные режиссеру эмоции. На таких представлениях стирается грань между зрителями и актерами, между явью и воображением. Это сотворение новой реальности, которая, попадая в городскую среду, становится доступной каждому.
Присылайте свои вопросы и пожелания по адресу inet@svetoservis.ru.
Успехов Вам!
Выпуск подготовила Новикова Евгения
Группа компаний "Светосервис"