Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нет ли у вас бизнес-плана подешевле?


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Нет ли у вас бизнес-плана подешевле? 

 Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 

Несмотря на обилие написанных и сказанных слов, ответ на этот вопрос интересует большинство заказчиков бизнес-планов. Ну, может быть, не в такой забавной форме (вопрос, вынесенный в заголовок, действительно пришёл к нам по почте в ответ на наше коммерческое предложение), но многие заказчики спрашивают: почему у вас заказать бизнес-план стоит дороже, чем, например, на сайте фрилансеров? Отвечаю.

 

Начну с того, что требования к документу, именуемому «бизнес-план» бывают очень разнообразные. И дело тут не в обилии типовых структур, разработанных банками, органами государственной власти, консалтинговыми компаниями и комиссиями по присуждению грантов. При всём многообразии форматов любой приличный бизнес-план должен содержать одни и те же  разделы. Гораздо важнее то, что бизнес-план, выполненный по любой структуре, может быть разработан с разной степенью достоверности и разной детализацией.

Можно сделать работу, полностью соответствующую любому навороченному формату, но не основанную на реальном знании рынка или не содержащую серьёзного анализа планируемых финансовых результатов. По формальным признакам к такому бизнес-плану предъявить претензий будет нельзя, но он не выдержит минимального анализа требовательного инвестора или сотрудника банка.

И наоборот, чтобы пройти защиту перед инвестором совсем не обязательно прикрываться международными форматами и импортными программами бизнес-планирования. Для это нужно:

               Обосновать рыночными данными, полученными из достоверных источников, план продаж и тактику маркетинга будущего предприятия,

               Разобрать «по косточкам» все организационные вопросы, специфические для данной отрасли,

               Построить финансово-экономическую модель, с требуемой детализацией и гибкостью,

               Проанализировать все возможные риски и, главное, разработать меры по их предотвращению или снижению ущерба.

Если вы прикинете, сколько нужно потратить времени квалифицированному разработчику, чтобы честно проработать эти вопросы, цена качественного бизнес-плана уже не покажется вам высокой.

Собственно всего этого и нет в дешёвых бизнес-планах, разрабатываемых не только большинством фрилансеров, но и значительной частью юридических лиц, промышляющих на этом рынке.

По роду занятий мне приходится просматривать десятки таких работ. Каких нелепостей там только не насмотришься! Большинство этих бизнес-планов не стоят даже тех небольших денег, которые за них получили их создатели. Обратите внимание, что здесь я не имею в виду откровенных жуликов, продающих заказчикам чужие готовые бизнес-планы с отредактированными датами, географией, отраслью. Речь не об этом  криминале, а о неквалифицированных авторах, паразитирующих на «экономных» заказчиках.

Да, именно поэтому эта «фабрика» по производству дешёвых поделок продолжает существовать. Главная причина – нетребовательность заказчиков, желающих сэкономить при заказе бизнес-плана. При всём том, когда «пузырь лопается», то есть бизнес-план не проходит защиту у инвестора или компания, пытающаяся следовать в своей работе дешёвой поделке, банкротится, заказчик не вспоминает о том, что «польстился на дармовщинку», а ругает почём зря всю консалтинговую отрасль, включая добросовестных участников.

Справедливости ради нужно отметить, что достоверный план не всегда и нужен. Иногда требуется просто положить в банк красивый текст, соответствующий правилам банка. Или оформить решения, уже принятые и просчитанные заказчиком, в общепринятом формате. Подобная работа не требует высокой квалификации и стоит дешевле, чем полноценный бизнес-план, в любой компании.

Вроде бы всё просто: чтобы заказчику не заплатить лишнего, а исполнителю не упустить ничего из требований заказчика, нужно до подготовки коммерческого предложения досконально выявить эти самые требования. Это можно сделать в 5-минутном разговоре по телефону. В нашей компании это можно сделать, ответив на вопросник, размещённый на сайте.

Но далеко не все заказчики идут по такому пути. Некоторые, вероятно наиболее занятые, поручают предварительные переговоры своим секретаршам. Первый же наш вопрос ставит такую «переговорщицу» в тупик и один только бог знает, насколько правильно она проинформирует нас и насколько искажённую информацию она передаст шефу для принятия немаловажного решения.

Другие заказчики присылают свои ТЗ, не содержащие важной для расчёта стоимости и сроков разработки информации, или свои вопросники, с помощью которых пытаются оценить квалификацию потенциальных исполнителей. Центральным пунктом обычно является вопрос об опыте разработки бизнес-планов в отрасли заказчика. Интересно, если мы разрабатывали в 2010 году бизнес-план по выращиванию зелени на Камчатке методом аэропоники, это повышает нашу ценность в глазах заказчика бизнес-плана по выращиванию  зелени в Ленинградской области после введения эмбарго? Вероятно, повышает, так как отрасль то одна. Вот только рынок абсолютно другой и его исследование нужно делать всегда с нуля.

Недавно наше коммерческое предложение заказчик отверг по причине того, что указанная в нём сумма показалась ему подозрительно маленькой. Когда я спросил его, с чьим предложением он сравнивает, заказчик назвал известное международное консалтинговое агентство. Все понимают, что в случае покупки продукции международных брендов заказчик платит не только за качество работы, но и за своё спокойствие, уверенность в результате.

Это я написал к тому, что, слава богу, на рынке есть возможность выбора. Можно заплатить за бренд, а можно, сэкономив, приобрести сотню страниц теста, не стоящего бумаги, на которой он напечатан. Выбор за вами, заказчики бизнес-планов. Один совет: не пожалейте 5 минут времени на обсуждение заказа, «чтобы не было мучительно больно за напрасно потраченные» деньги!

 

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , SkypePiter-Consult или телефонам (812) 984-4580, (812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices или в группе "Просто о сложном" по ссылке http://subscribe.ru/group/prosto-o-slozhnom .

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии сохранением авторства и активной ссылкой на сайт-первоисточник www.piter-consult.ru


В избранное