Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сколько стоит организационный дизайн?


Добрый день, дорогие друзья!

Мы продолжаем цикл статей, в которых рассказываем нашим читателям о стоимости разнообразных консалтинговых услуг. Надеемся, что эти статьи помогут желающим получить услуги требуемого качества за адекватные деньги.

Сегодня в рассылке:


Сколько стоит организационный дизайн?

Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru


В статьях, объединённых тематикой «Сколько стоит консалтинг?», мы не обсуждаем все разнообразные  подходы к ценообразованию на консалтинговые услуги, а обращаемся к тем читателям, которые хотят разобраться в структуре себестоимости, понять, из чего складывается трудоёмкость той или иной работы. В этой статье речь пойдёт о стоимости такой услуги, как разработка организационного дизайна.

Начнём с терминологии. Под организационным дизайном мы будем понимать пакет документов, формализующих внутреннее устройство организации. В состав этого пакета в общем случае входят идеологические документы (миссия, видение, корпоративные принципы), общие цели и стратегия компании, система показателей, организационная структура, положения о подразделениях, должностные инструкции, бизнес-процессы и регламенты их исполнения, система материального стимулирования и нематериальной мотивации.

Разберём процедуру оказания услуги разработки организационного дизайна, чтобы понять из чего складывается трудоёмкость, каких расходов можно избежать, а на чём экономить не целесообразно.

1. Идеология

Практики бизнеса часто скептически относятся к вопросу формулирования миссии и видения, забывая о том, что эти документы предназначены, в том числе, для информирования наёмных сотрудников компании о жизненных ценностях её учредителей. Не будем спорить с практиками, а просто напомним, что формализация миссии и видения стоит денег и их нужно запланировать, если эту работу вы собираетесь поручить внешнему консультанту.

В наше время наличие подробных должностных инструкций и прочих регламентирующих деятельность документов стало нормой. В ситуации, не предусмотренной регламентирующими документами, работник должен руководствоваться общими принципами поведения и взаимодействия, принятыми в компании. Эти принципы формулируются в документе, обычно именуемом «Корпоративные принципы», и существенно способствуют взаимопониманию между руководителями и подчинёнными. Шаблоны этого документы широко распространены в Интернете, а его адаптацию для компании можно выполнить собственными силами, либо предусмотреть в плане работ по разработке организационного дизайна.

2. Общие цели и стратегия

Идеология и стратегия являются базовыми документами, которым должны быть подчинены все прочие организационные документы компании. Формализация стратегии - сама по себе трудоёмкая задача, которая часто к моменту разработки организационного дизайна уже решена. В противном случае разработку стратегии нужно включить в план и смету работ. Факторы, определяющие трудоёмкость разработки маркетинговой стратегии компании, рассмотрены в статье «Сколько стоит маркетинговый план?».

3. Система показателей

Иногда разработанная стратегия остаётся гордо лежать грудой файлов на сервере компании и мало влияет на реальную жизнь. Чтобы избежать такой участи стратегия должна быть подкреплена механизмом реализации, в качестве которого часто выступает Система Сбалансированных Показателей. О стоимости разработки и внедрения ССП написано в статье «Сколько стоит система показателей?», а решение о целесообразности включения этой задачи необходимо принять на этапе формирования плана работ по разработке организационного дизайна.

4. Организационная структура

Судя по статистике поисковиков Интернета, этот документ наиболее популярен среди всех элементов организационного дизайна. Безусловно, «документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой», а в просторечье «квадратики со стрелочками», в компании должен быть.  Если разработку этого документа вы хотите поручить консультанту, добавьте стоимость её разработки в общую сумму.

5. Положения о подразделениях и должностные инструкции

Целесообразность разработки этих документов часто ставится под вопрос. Однако без них организационная структура не очень информативна: какие именно связи означают стрелочки между подразделениями не понятно, а названия должностей часто ничего не говорят об обязанностях и ответственности. Положения о подразделениях и должностные инструкции незаменимы в процессе найма и адаптации новых сотрудников, при разборе конфликтных ситуаций, в таких сложных структурах управления, как матричная. Будут ли разрабатываться эти документы в рамках разработки организационного дизайна - решать руководству компании, но в случае положительного решения средства на эту работу придётся выделить.

6. Бизнес-процессы

Споры о том, что первично - структура или бизнес-процессы (БП) - постоянно возникают на популярных бизнес-форумах. Выбирая между «курицей и яйцом», остановимся на том, что структура управления должна быть подчинена наиболее общим функциональным бизнес-процессам, но является определяющей для детализирующих процессных БП.

Работа по описанию и оптимизации бизнес-процессов может оказаться самой трудоёмкой в списке работ по формализации организационного дизайна. Некоторые практические вопросы по её организации рассмотрены в статье «Доверим бизнес процессам!», а факторы, влияющие на трудоёмкость - в статье «Сколько стоят бизнес-процессы?». Надеюсь, что эти материалы помогут вам принять решение о целесообразности проработки бизнес-процессов и включения её стоимости в смету проекта.

7. Материальное стимулирование и нематериальная мотивация

Если вы решили выстроить управление компанией по целям и разработали для этого систему показателей, логично организовать материальное стимулирование сотрудников на достижение плановых значений показателей. Формула стимулирования по показателям хорошо известна, а вот список показателей и коэффициенты настраиваются для каждой компании индивидуально. Работа в принципе небольшая, но требует определённого опыта и, возможно, лучше поручить её консультанту. Он же сможет сделать вам инструмент в Excel для расчёта совокупного дохода сотрудников или разработать ТЗ на реализацию этого расчёта в вашей информационной системе.

«Не хлебом единым жив человек». Руководители, разделяющие это мнение, заботятся о нематериальной мотивации своих сотрудников. Вот только редко эта работа поставлена на системной основе. Если практики такой регулярной работы в компании нет, ознакомьтесь с одним из возможных подходов к формированию нематериальной мотивации в нашей статье, посвящённой этому вопросу. Возможно, что описанная там методика вам понравится и вы решите включить эту работу в план работы консультанта. Понятно, что ваше решение повлияет на общую стоимость проекта.

8. Информационная поддержка

Расходы на разработку организационного дизайна  могут оказаться неэффективными, если не позаботиться об информационной поддержке этого элемента системы управления. В это понятие входит и обучение сотрудников компании, и доработки информационной системы, и сбор обратной связи от персонала для своевременной коррекции принятых решений. Вы можете организовать эту поддержку самостоятельно или поручить её консультанту. В последнем случае бюджет проекта придётся увеличить.           

9. Сопровождение внедрения

Даже информационная поддержка не гарантирует результата, то есть повышения эффективности управления, если руководство компании не приложит усилий по внедрению разработанных документов в жизнь. Если в компании есть практика таких внедрений, его можно выполнить собственными силами. Если же вы не уверены в них, включите в план работ внешнего консультанта сопровождение внедрения и вероятность успеха заметно повысится. Сама процедура сопровождения и факторы, определяющие её стоимость, описаны в статье по ссылке.

10. Поддержка актуальности документов организационного дизайна

К сожалению, организационные документы начинают устаревать с момента их утверждения. Жизнь не стоит на месте и через некоторое время вы можете обнаружить, что она оказалась мудрее документов. Ещё мудрее могут оказаться некоторые сотрудники, нашедшие пути обхода регламентов во имя более спокойной жизни или своих интересов. Для того, чтобы организационные документы не только следовали за изменяющимися реалиями, но и задавали стандарты работы «на вырост», нужно не только контролировать их выполнение, но и своевременно корректировать, информируя сотрудников обо всех изменениях.

Если в штате вашей компании нет сотрудника, обязанного и способного поддерживать регламентирующую документацию в актуальном состоянии, можно поручить эту работу внешнему консультанту. Стоимость проекта от этого увеличится, но положительный эффект  оправдает эти расходы.

Как видим, стоимость разработки организационного дизайна компании в значительной мере определяется составом работ, решение о котором принимает руководство компании. Поэтому ответить на вопрос «Сколько стоит организационный дизайн?» без предварительного обсуждения невозможно. Надеюсь, прочитав эту статью, вы будете готовы к такому обсуждению в полной мере.

 

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , ksmya@yandex.ru , Skype Piter-Consult или телефонам (812) 984-4580, 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices или в группе "Просто о сложном" по ссылке http://subscribe.ru/group/prosto-o-slozhnom .

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии сохранением авторства и активной ссылкой на сайт-первоисточник www.piter-consult.ru

В избранное