Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

С холодной головой

Любое столкновение автомобилей на дороге – это стресс для участников ДТП. Причем для некоторых настолько сильный, что они не в состоянии сообразить, что им надо делать и в какой последовательности. Случается, что в результате пострадавшие остаются не только без средств на ремонт, но и без автомобиля! Растерянный человек способен наделать массу глупостей и, в конце концов, остаться без страхового возмещения...

В стихийных бедствиях, как известно, спастись удается тем, кто действует с холодной головой. Но одного спокойствия мало – необходимо еще знать, что и в какой момент надо делать. Тогда ситуация уже не выглядит такой безвыходной. Исходя из этого, мы решили предложить читателям своего краткую инструкцию на тему "Как действовать при ДТП в эпоху ОСАГО".

Порядок действий после ДТП
Порядок действий после ДТП

Закон об обязательном страховании гражданской ответственности, при всех своих недостатках, – в общем-то акт социальный. В его основе лежит крайне непопулярный, но, к сожалению, неизбежный принцип: если человек не в состоянии оплатить страховку, он не должен водить автомобиль. Но не это главное. Каким бы аккуратным и опытным ни был водитель, нет никакой гарантии, что он когда-то не попадет в ДТП – не важно, по чьей вине – своей или чужой. Так вот, закон направлен на то, чтобы защитить обе стороны – и пострадавших, и потерпевших. При этом страхуется не автомобиль страхователя, а риск возникновения обязанности возместить причиненный им кому-либо вред (объяснение, простите, длинное, но иначе не получается). Свой же автомобиль при повреждении (если виновен сам) страхователь ремонтирует за свой счет (если застрахован только по ОСАГО).

Все по порядку

Итак, первое, что необходимо сделать, если вы, не дай Бог, попали в ДТП, – вызвать ГАИ. Без оформления происшествия в органах ГИБДД страховая компания не сможет оформить происшествие и произвести страховую выплату. На тот случай, если нет возможности вызвать сотрудников ГАИ, ПДД и Правила страхования разрешают водителям, попавшим в ДТП, составить схему происшествия, подписать ее, после чего проехать к ближайшему посту ДПС (или отделу милиции) и оформить происшествие. Правда, такой вариант не очень любят сами милиционеры.

Далее. Не забудьте заполнить страховое извещение на бланках, которые выдают каждому страхователю при заключении договора. Если второй участник отказывается это делать, вы все равно заполняете свою часть. При необходимости это поможет вам доказать его вину. Обязательно обратите внимание на то, какие документы оформляют инспекторы ГИБДД! Если на второго участника будут составлять протокол об административном правонарушении, потребуйте выдать вам его копию – такое право предоставлено статьей 28.2 КоАП РФ. Ее вы обязаны представить в страховую компанию. Кроме того, в протоколе указывается место (и время) рассмотрения правонарушения.

Именно туда вам необходимо явиться, чтобы взять из ГАИ еще три документа – копию постановления, вынесенного в отношении виновного, а также две справки о ДТП, так называемые формы 12 и 31 (Приложения 12 и 31 к письму МВД РФ от 18.06.2003 № 13/ц-72 "О направлении методических рекомендаций").

Обращаю внимание: виновность в дорожно-транспортных происшествиях определяет только суд! ГАИ лишь устанавливает, есть ли в действиях водителя нарушение Правил дорожного движения или нет. На основании этих выводов суд затем решает, кто из участников ДТП виноват в аварии.

Кто платит

Следует помнить: Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств предусматривают лишь одно основание для отказа в страховой выплате – отсутствие самого страхового случая. То есть, даже если виновник был пьян, скрылся с места ДТП, оказался не вписанным в полис или не имел прав, страховая компания все равно обязана возместить потерпевшему вред, причиненный ее клиентом. Единственное во всех таких случаях – страховая компания вправе потребовать возврата уплаченных ей потерпевшему денег непосредственно с виновника (так называемое регрессное право).

В соответствии с Правилами страхования, потерпевший вправе самостоятельно провести оценку причиненного ему ущерба и предоставить эти документы страховщику. Правда, у страховой компании может возникнуть сомнение в компетентности оценщика, приглашенного потерпевшим. Тогда она вправе в пятидневный срок провести свою, независимую оценку причиненного вреда. В этом случае владелец обязан обеспечить страховой компании возможность осмотреть автомобиль. На основании этого акта и рассчитывают стоимость ремонта.

Сергей Волгин,
директор юридической компании
"Правозащита "За рулем"
За рулем, 05/2005
Ссылки в тему:
Право на автомобиль
Признан невиновным
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное