Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 

Тема сегодняшнего выпуска:

Куда исчезает масло?

Вопрос, вынесенный в заголовок, типичен для многих писем, в которых автолюбители высказывают тревогу по поводу состояния двигателя. Как правило, подобные вопросы задают владельцы «жигулей», обеспокоенные повышенным расходом масла и желающие понять, как происходят потери. Ответить на эти вопросы мы попросили специалиста Волжского автомобильного завода инженера В. Дорфмана.

Из всего объема смазочных масел, используемых в автомобиле, наибольшая часть расходуется в двигателе. В моторе масло служит по времени намного меньше, чем в других агрегатах, при этом львиная доля его теряется безвозвратно. Происходит это в результате сгорания масла в цилиндрах двигателя. Такой причины, как вытекание через всевозможные неплотности в соединениях частей мотора, мы здесь касаться не будем. Это показатель не столько технического состояния мотора, сколько отношения к нему владельца машины. Но это особый разговор.

Расход масла на угар – нормируемая величина. Ее вычисляют в процентах от расхода топлива автомобилем на 100 километров пути, и для двигателей ВАЗ она не должна превышать 0,5%. Фактически исправный и хорошо отрегулированный мотор «Жигулей» расходует примерно 35–40 г/100 км. У нового мотора эта величина может быть намного меньше, например в пределах 10–15 г/км.

Причин, из-за которых возрастает угар масла, несколько. Их можно разделить на три самостоятельные группы.

/на сайте продолжение статьи открывается после отсылки SMS/>>>

Причин, из-за которых возрастает угар масла, несколько. Их можно разделить на три самостоятельные группы. Первая связана с тем, что при ходе поршня вниз большее количество масла остается на стенках цилиндров. Так бывает при сильном износе самих цилиндров, поршней и поршневых колец, при поломке колец, закоксовывании прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней.

Вторая группа причин связана с поступлением масла в цилиндр через клапанный механизм, точнее через зазоры между стержнями клапанов и стенками направляющих втулок. Чем выше износ этих деталей, тем больше зазоры и тем большее количество масла проникает через них. Единственная преграда для него на этом пути – маслоотражательные колпачки, установленные на торцах направляющих втулок. Но эти резиновые детальки со временем под воздействием высоких температур твердеют, их кромки изнашиваются и пропускают масло практически без задержки.

Третья группа причин обусловлена качеством самого масла. И здесь наблюдается своеобразная взаимосвязь: низкое качество его способствует повышенному износу деталей двигателя, а повышенный износ деталей усугубляет проникновение масла в цилиндры двигателя. В результате у некоторых моторов угар масла поднимается до 1% от расхода топлива, и между заменами масла, например, через рекомендуемый заводом пробег в 10000 километров на доливку его в картер двигателя расходуется до 9 литров.

Автолюбители практически на всей территории страны заправляют моторы «жигулей» всесезонным маслом М63/10Г1. Его вязкость при температуре +100оС должна составлять 10±0,5 сСт. Этой вязкости достигают добавлением в основу масла загущающей полимерной присадки. В процессе работы двигателя и воздействия на присадку высоких температур и механических нагрузок полимер разрушается и вязкость масла снижается до 8 сСт и меньше.

Масло пониженной вязкости легче проникает через зазоры между цилиндрами и поршневыми кольцами и сгорает. Оно, кроме того, не обеспечивает нужной толщины масляной пленки на деталях и тем самым способствует более сильному их износу. На износ поршневых колец значительное влияние оказывает и содержание золы в сгоревшем масле. У М63/10Г1 оно самое высокое из всех рекомендованных «жигулевским» моторам масел – 1,65%. У М8Г1 и М12Г1 этот показатель – 1,3%, а у масел с индексом «ГИ» – не превышает 0,8%. Зола – это неорганический остаток от полного сгорания масла с зольными присадками. Существует мнение, что, чем больше золы, тем значительнее износ поршневых колец и цилиндров и, как следствие, больше угар масла.

Долговечность колпачков, задерживающих масло на стержнях клапанов, кроме названных выше причин – температуры и механических нагрузок, зависит ищи и от влияния на резину комплекса присадок, содержащихся в масле. Из всех рекомендованных для моторов ВАЗ летних, зимних и всесезонных масел наиболее агрессивно к резине М63/10Г1.

Из сказанного следует однозначный вывод: полезнее для двигателя эксплуатировать его на сезонных маслах, чем на одном всесезонном. С этого года намного возросло производство летних масел М12Г1, и тем, кто ездит главным образом летом или живет в южных республиках, лучше заправлять двигатели преимущественно маслом этой марки.

А как же быть остальным владельцам «жигулей», эксплуатирующим их на масле М63/10Г1? Есть ли возможность поддерживать его вязкость на необходимом уровне? Такая возможность существует. Для повышения вязкости во всесезонное масло можно добавлять в количестве, не превышающем 20%, чистые высоковязкие масла, например МС-20. Однако составлять самодельные смеси масел не следует. В таких смесях не будет необходимого комплекта моющих, противоизносных и других присадок. Полноценной замены маслу М63/10Г1 в домашних условиях не сделать, но добавить к нему высоковязкое масло, повторим, можно.

Несколько слов по поводу замены масла. На интенсивность его старения влияют одновременно несколько факторов: климатические условия, состояние двигателя, особенности вождения автомобиля, исправность термостата и ряд других. Если тепловой режим двигателя всегда поддерживается в норме и расход масла невелик, то есть в пределах 0,5% от расхода топлива, заменять масло следует только в зависимости от интенсивности эксплуатации. При годовом пробеге 5–10 тысяч километров его меняют ежегодно, 15–30 тысяч – через каждые 10 тысяч. Но когда пробег за год превышает 30 тысяч километров, заменять масло можно через 15 тысяч. Исключение здесь составляет езда зимой в городе или с небольшими, по 15–20 километров ежедневными пробегами. При такой езде независимо от годового пробега масло надо менять через 5–7 тысяч километров.

Бывает, что угар масла возрастает не постепенно, а за довольно короткий срок эксплуатации машины. Не оставляйте такой случай без внимания. Выясните причину повышенного расхода масла и устраните ее. Не забывайте, что угар масла – надежный показатель состояния двигателя, по которому можно судить как об износе его деталей, так и о качестве самого масла.

Ссылки в тему:
Источник течи масла
Дополнительная прокладка
Клапанная крышка ВАЗ-08
Не перепутайте винты
Ода о маслах
Щуп уровня масла
Переделка маслоотделителя Жигули
Лед в картере
Сетка на маслоприемнике
Замасливаются свечи
Выручил магнит
Давление масла
Проверка датчика давления масла
Работа маслонасоса зимой
Указатель давления масла
Шестерня привода масляного насоса
Течь гидросистемы выключения сцепления
Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное