Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


 
Тема сегодняшнего выпуска:

Новое или хорошо перебранное старое

Что выгоднее: заменить вышедший из строя узел или восстановить? Прислушаемся к рассуждениям опытного сервисмена, давнего автора ЗР.

Представим, вы стоите перед выбором, какой вид ремонта предпочесть. Вроде бы, надежнее купить новую запчасть. Но цены кусаются, к тому же довольно просто нарваться на подделку или брак. У восстановленных агрегатов свои минусы. Во-первых, не дай Бог, горе-мастера кое-как «перетряхнут узел. Во-вторых, при переборке меняют только изношенные детали, а более-менее живые оставляют – отсюда меньший ресурс восстановленного узла по сравнению с новым. А в общем-то, рассуждения на тему «менять или перебирать» с учетом всех «за» и «против» в конечном итоге упираются в деньги.

Рассмотрим финансовую сторону на примере нескольких наиболее часто используемых при замене узлов «жигулей» и «самар». Затраты на ремонт и запчасти будем считать в рублях для двух вариантов – дешевого и более объемного (дорогого). Детали для переборки возьмем отечественные (заводские), цены на комплектующие и услуги СТО – средние по Москве. Смета затрат приведена в таблице.

Средние цены на детали и услуги СТО, руб.
Варианты Двигатель Карбюратор Распределитель зажигания Стартер Коробка передач Редуктор заднего моста Рулевой механизм
Ж С Ж С Ж С Ж С Ж С Ж Ж С
Новый узел 10 000 12 000 750 800 230 350 800 850 4 000 6 000 3 000 1 000 1 100
Минимальный комплект запчастей для переборки 1 600 1 400 15 15 30 50 90 90 300 300 300 35 15
Максимальный комплект запчастей для переборки 3 300 2 500 70 70 100 160 620 750 1 500 1 500 1 200 500 350
Снятие/установка узла 1 200 1 200 100 100 120 150 180 150 800 800 450 450 400
Переборка демонтированного узла 3 000* 3 000* 200 200 100 120 250 250 600 600 600 200 200

* Стоимость переборки с расточкой блока цилиндров и шлифовкой коленвала.
Условные обозначения: Ж – «Жигули», С – «Самара».

Двигатель. Прикинем, на какую сумму потянет минимальный комплект запчастей для капитального ремонта мотора. В «жигулевский» список входят все прокладки, сальники, поршни, пальцы, кольца, вкладыши, упорные полукольца, цепь с башмаком натяжителя и успокоителем, масляный насос с приводной шестерней («грибком»), фильтры и четыре литра масла. У «Самары» цепь и сопутствующие детали заменил ремень, а масляный насос из реестра выпал – менять его при первом капремонте рано.

Это в идеальном варианте. Теперь дополним «жигулевский» список до максимума. В порядке убывания «популярности» детали располагаются так: звездочки распредвала и масляного насоса, натяжитель цепи, клапаны (как правило, только выпускные), привод масляного насоса («поросенок»), наконец, распредвал с корпусом подшипников и рычагами клапанов. Еще реже заменяют шатуны и направляющие втулки клапанов, причем, как правило, штучно. Эта пара завершает и полный перечень запчастей для «Самары». В нем строчкой выше – ролик натяжителя ремня, клапаны, толкатели и распредвал.

Сумма за переборку двигателя силами СТО с учетом запчастей – раза в полтора ниже стоимости нового мотора. Но не стоит забывать о навесном оборудовании. Если карбюратор, распределитель зажигания, стартер, генератор, другие узлы требуют дополнительных затрат, есть смысл задуматься о покупке нового «сердца», хоть и придется помучиться с транспортировкой и регистрацией агрегата в ГИБДД.

Карбюратор. Не будем перечислять все характерные болезни «Солекса», их целый букет: от маленькой соринки, разгуливающей по всем системам, до деформации привалочных плоскостей и седла клапана холостого хода. С «Озоном» забот поменьше, но и его беспроблемным не назовешь.

Чаще всего по минимуму обходятся продувкой жиклеров или заменой одной детали – например, иглы или какой-нибудь диафрагмы. Стоимость такой работы невысока: не надо демонтировать узел и полностью разбирать. Капитальный ремонт – разборка до винтика, промывка, замена изношенных деталей и регулировка в полцены нового узла.

По неофициальной статистике, на каждые пятнадцать ремонтируемых карбюраторов приходится один «неподдающийся» – страдающий серьезными дефектами изготовления. Такой агрегат проще и дешевле заменить, иначе потраченные специалистом нормо-часы обойдутся в кругленькую сумму, иногда равную стоимости нового карбюратора.

Распределитель зажигания. Основная болячка «классического» трамблера – люфт подшипника подвижной пластины прерывателя. Постоянно сбивающийся зазор мешает нормальной работе системы зажигания. Замена подшипника на СТО выльется для владельца «Жигулей» почти в рыночную стоимость нового прибора. За половину суммы вам «махнут» контактную группу – следующую после подвижной пластины по количеству отказов. Капитальный ремонт подразумевает полную разборку узла, дефектовку и замену вышедших из строя деталей.

Распределитель «Самары» капризничает реже «жигулевского». Если для устранения какой-либо неисправности (например, замены датчика Холла) придется разбирать весь «трамблер», готовьтесь платить, как за полную переборку.

Если вы постоянный клиент автосервиса, вместо ремонта изрядно послужившего «жигулевского» распределителя правильнее и дешевле предпочесть новый. Наверняка дни контактной группы, крышки, бегунка уже сочтены. Такая же ситуация и с распределителем «Самары», хоть этот узел в полтора раза дороже «жигулевского». При устойчивой привычке к самостоятельному ремонту выгоднее менять только вышедшие из строя детали.

Стартер. Большинство отказов происходит из-за износа приводной шестерни – «бендикса». Цена именно этой детали занесена в графу таблицы «минимальный комплект». Работа по замене обойдется в три раза дешевле стоимости нового узла. На втором месте по отказам стоит втягивающее реле. Замена «восьмерочного» (стартер при этом можно не снимать) обойдется примерно в 70 рублей, а при аналогичной операции на «классике» придется демонтировать агрегат, что увеличит стоимость ремонта втрое. Замену нескольких деталей (например, «бендикса», якоря или обмотки статора) в сервисе часто приравнивают к полной переборке – с учетом стоимости запчастей это дороже нового стартера.

Отдать дефектный стартер в руки мастеров выгодно, когда неисправна одна, максимум две недорогие детали (щетки, втягивающее реле, «бендикс»). Полностью перебирать его нецелесообразно даже самостоятельно, не говоря уже о сервисе.

Коробка передач. Если общий износ деталей не критический и ремонт вызван, например, «пробоем» одной передачи, гулом подшипника или течью сальника, понадобится минимальный набор запчастей (цену см. в таблице). По максимуму перетряхивают практически все внутренности. И в первом, и во втором случае не забудьте приплюсовать к общей сумме стоимость трансмиссионного масла.

Отдавая перебирать коробку, помните, что стоимости работ по замене одной детали или нескольких практически совпадают (если мастер меняет синхронизатор или шестерню одной передачи, вал так и так приходится разбирать). В одинаковую сумму оценивают ремонт четырех- и пятиступенчатых агрегатов «жигулей» или «самар».

Коробку передач обычно дешевле все-таки перебрать. В первую очередь это касается пятиступенчатых агрегатов, цена которых на рынке в полтора раза выше «четырехступок». Исключение – видавшие виды коробки, отходившие не одню сотню тысяч километров. Здесь стоимость ремонта, включая запчасти, часто доходит до 4 тысяч рублей. Тут уж лучше потратиться на новую.

Редуктор заднего моста. Вариантов всего два. Первый – устранение относительно мелких неполадок, вроде загудевшего подшипника или потеющего сальника. Второй – полная переборка: замена всех подшипников, сальников, главной пары. Составляя смету, учтите «трансмиссионку»

Пожалуй, это один из немногих узлов, который лучше доверить специализированной мастерской, а не покупать новый или чинить самостоятельно. Причина – низкое качество запчастей и узлов в сборе.

Рулевой механизм. Конечно, если потек сальник, разумней поменять его, а не покупать редуктор в сборе. Для автомобилей с большим пробегом характерен значительный износ (иногда даже выкрашивание металла) в зацеплении червяка и ролика вала сошки. В сервисе такой ремонт равноценен по стоимости новому рулевому механизму.

У переднеприводных моделей расклад иной: реечный механизм более надежен, темп износа ниже. Чаще всего по минимуму достаточно ремкомплекта из двух хомутов и пластиковой втулки. В худшем случае (замена рейки, приводной шестерни и подшипника) даже на сервисной станции переборка обойдется на несколько сот рублей дешевле, чем покупка и установка нового узла.

«Жигулевский» редуктор восстанавливают, когда затраты на новые запчасти невелики: например, потек сальник, в крайнем случае, надо заменить червяк или вал сошки. Если придется перетряхнуть узел целиком – выгоднее приобрести новый. Рулевую рейку «Самары» практически всегда выгоднее перебирать, тем более качественную запчасть на прилавках найти нелегко.

Итак, готовясь к ремонту крупного узла или агрегата, оцените его состояние, прикиньте объем работ и затраты. Сравните цены – может, выгоднее купить новую запчасть. Надеемся, приведенные выше общие рекомендации помогут решить конкретную проблему выбора.

Анатолий Вайсман
Ссылки в тему:
Выбирая – не ошибись Взаимозаменяемость подшипников
Когда двигатель задымил
Компрессия
Семь пятниц
Система «Каскад» карбюраторов «Озон»
Датчик Холла
«Бендикс» в переводе на русский
Не выбрасывайте старый стартер
Такой незаметный подшипник
Синхронизаторы – скромные труженики
ТАД-17 и другие
«Тугой» руль
Материал взят из журнала "За рулем".

На сегодня это все, прощаюсь с Вами до следующего выпуска рассылки, прочитать эту и другие статьи Вы можете здесь.

С уважением, Сергей Поназдырь
 

В избранное