Расылка "Автолюбитель" Ведущий Андрей Попов.
Пишите: papex@citycat.ru
9 мая 2001 года на театральной площади г. Челябинска состоялось открытие Джип-фестиваля "ЗАХА-Блуждающий биоробот".
Как говорится, повеселились на славу: триал, ночное ориентирование, квест-трофи, веселые старты. В перерывах шумное веселье, живая музыка, девчонки «на подпевках», саксофон, клоуны, розыгрыши, танцы, водка, воздух, посвящение в «Зверей бездорожья», посвящения в Джиперы… Много… Но об этом чуть позже.
Сегодня заметки Романа Ткаченко с прошлых соревнований. Перепечатано с разрешения сайта «Экстремальный спорт для чайников» (http://www.x-sport.uu.ru). Там же смотри полную версию с фотографиями.
ЗАХА-2000
Все прошлое лето у меня во дворе
стоял раздолбаного вида УАЗик с большими широкими колесами. На его
зеленом, с облупившейся краской борту, красовалась наклейка -
"ЗАХА". Мало кто из прохожих догадывался, кто такая эта "ЗАХА" и
почему эта с виду развалюха так лихо паркуется и не ломается. Как
оказалось "ЗАХА" - это трофи рейд, организованный челябинскими
фанатами офф-роада (любителями езды по пересеченной местности).
Проводится трофи-рейд уже в третий раз и следующее трофи претендует
на всероссийский уровень. Никто не смог мне объяснить происхождение
названия трофи. Сказали, что "ЗАХАтелось поехать - и поехали, да так
и назвали". Сказали еще, что в планах проведение соревнований
"НАХА", "ВЫХА" и "ПОХА" :))).
Попал я на ЗАХУ-2000 практически
случайно и совершенно неожиданно. Итак утром шестого октября,
самоотверженно пойдя на прогул трех дней в университете, я
приближался к площади перед драматическим театром, назначенной
местом общего сбора и регистрации участников.
6.10.2000
11:00 Морозное утро. На
лужах лед. Подхожу к месту старта. Издали видна предстартовая суета
,
цветастые, чистые УАЗики с кучей фар, кенгурин и прочего
разнообразнейшего и разнокалиберного тюнинга.
Участвуют как специально подготовленные машины - на больших колесах,
с подрезанными порогами, так и обычные рядовые УАЗы - какие мы
привыкли видеть в городе. Среди УАЗов особняком выделяется мерседес
.
Капоты на многих машинах подняты. Экипажи перепроверяют
двигатели, трансмиссию, вещи, наклеивают спонсорскую рекламу.
Зрители с опаской пытаются заглянуть кто под капот, кто под машину,
делятся впечатлениями, что-то обсуждают. Особняком стоит "Урал" -
техничка-эвакуатор.
Телевизионщики недремлющим оком телекамер следят за развитием
событий. Запомнился вопрос,
заданный одному из участников корреспонденткой "Восточного
экспресса". Наивно хлопая ресницами и ничего не понимая она спросила
- "Что, мужики собираются вместе, чтобы ехать и добровольно гробить
свои машины?"
я отыскал единственного нужного мне человека, главного организатора
и вдохновителя - Женю Шаталова.
Отыскал и добавил к его бесконечной куче проблем еще одну -
пристроить меня в экипаж. Проблема эта решилась быстро и я обрел
свой первый на трофи "дом". Домом моим оказался неказистый УАЗик с
тюменскими
номерами и экипажем, состоящим из двух мужиков, одетых в фуфайки и
болотные сапоги. Я, конечно, рассчитывал обосноваться в одной из
"навороченных" машин, но юношеский озорной блеск в глазах экипажа и
восхищенные рассказы что "эти двое" на прошлой ЗАХЕ угробили
Паджерку, напомнили что главное в машине не мотор, не колеса, а эта
"прокладка между рулем и сиденьем".
12:00После завершения
регистрации участников и распределения стартовых номеров, все
дружно, в колонне переместились в район одного из многочисленных
пустырей ЧМЗ, где уже была размечена трасса по триалу. Триал - это
преодоление на точность различных препятствий. При показе трассы
выяснилось что там и пешком-то довольно трудно ходить, не то что
ездить. Если бы не следы "Белого Облака", то я бы, пожалуй не
поверил, что здесь пожет проехать вполне рядовая колесная машина.
"Белое облако" - легендарный УАЗ Жени Шаталова. На этом УАЗе Женя
выступал "на России" (трофи Ладога), участвовал в полярном трофи и
его нельзя отнести к разряду обычных машин (огромная резина, военные
УАЗовские мосты, высоченные пороги).
Экипажи включали
передние мосты, разглядывали
трассу, обсуждали увиденное.
13:05 Дан старт. Со стороны
казалось, что машины идут довольно легко и не испытывают предельных
кренов, однако первый же участник развеял это заблуждение.
Неосторожный рывок - и УАЗик с тюменскими номерами
плавно заваливается на бок. Зрители тут же вернули его колесами на
землю и он продолжил выступление.
15:05 Дождавшись
выступления "моего нового неказистого дома" я приятно удивился -
практически неподготовленная машина, на обычной резине, с обычными
мостами, купленная и приведенная в относительный порядок за два дня
до старта - шла на удивление резво и гладко.
Вот сколько значит мастерство водителя!
17:20 После окончания
соревнований по триалу, мы, веселой стайкой шумных УАЗиков в
буквальном смысле (если не считать небольшого пожара в нашей машине
:) перенеслись в поселок Атлян. После триала у нас упало давление
масла и стало ясно, что машина на грани серьезной поломки. Но
тюменцы народ дружный, и, чтобы не бросать команду (а из Тюмени
участвовало 4 машины), было принято решение ехать вместе со всеми,
но участия ни в ориентировании, ни в трофи не принимать.
19:05 Прибыли в Атлян.
Поели. Выпили. Все готовятся к старту. Местные детишки лет 6-12
прибежали, глазеют, просят есть, пить, курить. Все слегка шокированы
убогостью одежды, хилыми бледными лицами и детским матом.
20:30 Дан старт этапу
"Ночное ориентирование". Моим
"новым трофи-домом на колесах" стал екатеринбуржский УАЗ с бортовым
номером "2".
21:15 Мы стартовали пятыми
(интервал между машинами 15 минут) : и начали разбираться как же тут
ориентироваться. Авто-ориентирование заключается в следующем: за 5
минут до старта судьи выдают легенду - несколько листов таблиц,
заполненных непонятными цифрами, стрелками и надписями типа
"железная будка", "забор", "верстовой столб", "слабозаметная
дорога", "гиблое место" и т.п.
Например записи х1,
х2,означают что:
Через 200 метров справа примкнет
дорога, покрытие станет грунтовым и нужно продолжить движение
прямо.
Через 370 метров после начала
грунтовки, перед железной будкой нужно свернуть направо.
Второй слева столбец ведет общий
километраж. В выданной нам легенде было 194 записи. На трассе
установлены 5 контрольных точек, прибывая на которые, судья украшает
своей подписью очередную графу нашего маршрутного листа.
Длина трассы порядка 15 километров. Вместе с легендой выдается
запечатанный спас-пакет с подробным описанием как же выбраться из
этого дремучего леса, но нам он не пригодился :)