Проект, направленный на восстановление городского парка и защиту экосистемы парка в Нижнем Новгороде завоевал первое место в конкурсе Volvo Adventure 2008. Пять школьников – Артур Ерофеев, Дарья Александрова, Мария Ермилова, Настя Харитонова и Юлия Юдина – стали победителями среди конкурсантов в России. Они представили свой проект по защите парка перед жюри Volvo Adventure World и аудиторией, собравшей более 500 молодых защитников природы в Конференц-Холле Гетеборга.
Как утверждают аннотации на упаковке, все эти препараты должны снизить трение в моторе, повысить его мощность и ресурс, снизить расход топлива. И цифры эффекта у них похожие, и описания работы в целом — тоже. Везде образуются защитные слои, все препараты предварительно моют двигатель. Вот и устроим им соревнование! Для этого были взяты три однотипных двигателя — ВАЗ-2108. Каждый из них имел определенный износ, но все они были вполне работоспособны. Поскольку даже двух полностью одинаковых моторов не бывает, все полученные эффекты будем рассматривать как относительные. И их по итогам испытаний сравним. Все двигатели были разобраны, продиагностированы, обмерены. Заодно взвесили вкладыши подшипников и поршневые кольца — детали, наиболее подверженные износу. Затем моторы собрали, поочередно установили на стенд, обвешали измерительной аппаратурой и обкатали по одинаковой программе. А дальше — надо было оценить, с какой скоростью будет изнашиваться каждый из трех двигателей в исходном состоянии, то есть до обработки. Но ведь значимый, видимый износ — это дело времени, причем очень немалого. Крутить мотор на стенде сотнями часов — это дорого и неэффективно. Значит, надо заставить его работать в таких условиях, когда за сравнительно малое время износ будет достаточно большим. В мире моторов такие испытания называются ускоренными ресурсными. Вот такую методику мы для начала и разработали. И включили в нее режимы пусковые, когда мотор крутился от стенда на 300 мин-1 циклами по 30 секунд. Всего 50 таких циклов. На этом режиме масляный насос еще практически не работает, давления в масляной магистрали нет. И добавили к нему длительную наработку мотора на режиме с малой частотой вращения и большой нагрузкой область т.н. буксировочных режимов. По нашим оценкам, один час испытаний по таким циклам эквивалентен 10–12 часам обычной эксплуатации.
Трагический случай произошел на одной из дорог индийского штата Орисса. Кондуктор, поссорившись с пассажиром, оказавшимся неплатежеспособным, вышвырнул «зайца» и его маленькую дочь из салона. Оба погибли на глазах у ошеломленных пассажиров под колесами движущегося автобуса. Всего лишь 10 рупий ($0,23) не хватило погибшему Санджару Топпо, чтобы расплатиться за билет, а «зайчонку» было всего 4 годика.