Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru

                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 96

----------------------------------------------------------------------



Lockheed Martin F-117A Nighthawk

Истребитель-бомбардировщик

В 1973 г. ВВС США и управление перспективных исследований DARPA 
Минобороны США приступили к проектным исследованиям реактивного 
малозаметного самолета. Техническое задание было направлено 
компаниям Boeing, Grumman, LTV, McDonnell Douglas и Northrop. 
Фирма Lockheed в инициативном порядке приняла участие в конкурсе, 
и в ноябре 1977 г. ее проектное предложение вместе с проектом 
Nohrtrop было принято для дальнейшей проработки. Программа 
получила наименование XST (eXperimental Stealth Technology).

В апреле 1976 г. начались натурные испытания моделей самолетов 
XST для оценки их ЭПР. В середине 1976 г. был объевлен победитель 
конкурса - фирма Lockheed, которая получила контракт на постройку 
двух экземпляров экспериментального самолета XST в рамках 
программы "Have Blue". Первый полет XST состоялся в декабре 1977 г. 
(летчик William C.Park). В ходе исследований оба XST были потеряны, 
первый 4 мая 1978 г., второй - в 1980 г., но свою роль в создании 
малозаметного самолета они сыграли.

Контракт на разработку малозаметного ударного самолета (программа 
"Senior Trend") Министерство обороны США заключило с компанией 
Lockheed 16 ноября 1978 г. Контракт предусматривал постройку 
пяти опытных машин (серийные номера с 79-10780 по 79-10784), 
получивших обозначение F-117FSD. Первый полет состоялся 18 июня 
1981 г. (летчик Гарольд Фэрли); первая дозаправка в полете была 
выполнена 18 ноября 1981 г., первый ночной полет - 22 марта 1982 г.

Серийные машины были доработаны с целью обеспечения достаточной 
продольной и путевой устойчивости. Первый серийный самолет F-117A 
(борт. номер 787) поднялся в воздух 15 января 1982 г. и был передан 
ВВС США 23 августа того же года. В течение нескольких лет производство 
самолетов F-117A осуществлялось с темпом до 8 машин в месяц. 
Последний самолет поставлен заказчику 12 июля 1990 г., было построено 
59 экземпляров (борт. номера с 785 по 843).

Стоимость всей программы создания F-117A составила 6,56 млрд. долл. 
(по курсу 1990 г.), из них около 2 млрд. долл. израсходовано на НИОКР, 
4,27 млрд. долл. - на закупки истребителей, 295,4 млн. долл. на создание 
наземной инфраструктуры.

Первое подразделение, вооруженное самолетами F-117A, 4450th Tactical 
Group, достигло оперативной готовности 26 октября 1983 г. 5 октября 
1989 г. группу переформировали в 37th Tactical Fighter Wing, включающее 
в себя три эскадрильи: боевые 415th и 416th Tactical Figther Squadrons 
и учебно-боевая 417th Tactical Figther Training Squadron. 

Вскоре после начала поставок F-117A была развернута программа его 
модернизации. В 1984 г. на самолете была заменена вычислительная 
система: вместо устаревшей системы с тремя компьютерами Delco M362F 
и дублированной шиной данных стандарта MIL-STD-1553 были установлены 
компьютеры IBM AP102 и шина данных нового стандарта MIL-STD-1750A.

В 1987 г. началось выполнение работ по программе OCIP (Offensive 
Combat Improvement Programme - программа повышения эффективности 
в наступательных боевых действиях), в рамках которой было полностью 
обновлено приборной оборудование кабины летчика: установлены 
три полноцветных многофункциональных ЭЛТ-индикатора Honeywell, 
верхняя панель ввода данных, трехмерная система оптимизации режимов 
полета, новый индикатор на лобовом стекле и автоматическая система 
возвращения на аэродром базирования RAARS. Первый доработанный 
по этой программе самолет F-117A (бортовой номер 805) передан ВВС 
США 27 ноября 1990 г.

С 1992 г. началась модернизация систем навигации и целеуказания: 
были установлены лазерные гироскопы и приемники навигационной 
системы GPS, две ИК станции (FLIR и DLIR) заменены на одну ИК систему 
обнаружения и целеуказания Texas Instruments IRADS (InfraRed Acquisition 
and Detection System) с двумя мозаичными приемниками.

9 мая 1992 г. авиакрыло F-117A было переименовано в 49th Figther Wing, 
в состав которого вошли три эскадрильи: 7th, 8th и 9th Squadrons по 
18 машин каждая.

В 1999 г. ВВС США приступили к реализации программы SCR, которая 
предусматривала замену радиопоглощающего покрытия. Первый самолет 
F-117A с таким покрытием поставлен в октябре 1999 г. Все остальные 
машины планируется перекрасить до 2005 г.

За время испытаний и эксплуатации F-117A было потеряно несколько 
машин:

1) 20 апреля 1982 г. разбился первый серийный образец (борт. номер 785), 
причиной послужил неправильный монтаж электропроводки при переносе 
компьютера обработки воздушных сигналов. Самолет потерял управления 
сразу после взлета, перевернулся на спину, упал на землю и загорелся. 
Летчик получил тяжелые ранения.

2) 11 июня 1986 г. во время ночного тренировочного полета врезался в 
гору восьмой серийный самолет F-117A (борт. номер 792).

3) 14 октября 1987 г. на полигоне Неллис во время ночного полета разбился 
F-117A (31-й серийный самолет, борт. номер 815). Наиболее вероятная 
причина - потеря летчиком ориентации в пространстве.

4) 4 августа 1992 г. во время пожара была потеряна 18-я серийная машина 
(борт. номер 802).

5) 14 сентября 1997 г. при выполнении демонстрационного полета в ходе 
авиашоу в Балтиморе у самолета F-117A разрушилось крыло. Летчик 
катапультировался, на земле при падении самолета были ранены 6 человек.

Кроме этого, до середины 1999 г. до девяти истребителей F-117A были 
списаны из-за выработки ресурса. Два предсерийных самолета установлены 
на постаментах при въездах на авиабазы Неллис и Райт-Паттерсон.

Впервые самолеты F-117A использовались 21 декабря 1989 г. в ходе 
американской интервенции в Панаме в рамках операции "Just Cause", 
когда они провели бомбардировку казарм панамской национальной гвардии 
в Рио Хато.

В ходе войны США с Ираком в январе-марте 1991 г. самолеты F-117A 
широко применялись для бомбардировки иракских объектов с применением 
управляемых авиабомб. Общее число F-117A, принимавших участие 
в боевых действиях, составило 42 машины. По данным американских ВВС, 
не было потеряно ни одного самолета Nighthawk. По данным иракской стороны, 
один F-117A был сбит 20 января 1991 г. и упал на территории Саудовской 
Аравии.

С 1991 г. по 2001 г. самолеты F-117A неоднократно наносили бомбовые 
удары по объектам иракских ПВО и другим целям на территории Ирака. 
За 1999 г. ими было сброшено около 1500 авиабомб, за 2000 г. - не менее 
500.

В ходе боевых действий в Югославии 27 марта 1999 г. в 20.55 в 32 км 
от Белграда был сбит F-117A. Летчик К.Двили подобран спасательным 
вертолетом. 1 апреля того же года на авиабазе Плесо (г.Загреб, Македония) 
совершил вынужденную посадку другой F-117A, получивший боевые 
повреждения. По данным сербской стороны, в ходе войны были сбиты 
еще два самолета F-117A, 5 апреля и 20 мая 1999 г. ВВС США отрицают 
потерю этих самолетов.


Экипаж: 1 чел.

Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы, смешанной 
конструкции, с применением алюминиевых и титановых сплавов, 
композиционных материалов и керамики.

Крыло - низкорасположенное, трапециевидной формы в плане со скошенными 
фасеточными законцовками. Угол стреловидности крыла 67,3 град. Профиль 
крыла образован тремя прямыми линиями по верхней поверхности и двумя - 
по нижней. На каждой консоли крыла - по две секции зависающих элеронов.

Фюзеляж имеет геометрическую конфигурацию с широким использованием 
фасеточных форм, которые обеспечивают основную долю снижения ЭПР 
самолета. Поверхности фюзеляжа наклонены на угол более 30 град. 
к вертикали. Все щели по контурам люком закрыты накладками с пилообразными 
кромками. Кроме этого, планер самолета имеет специальное 
радиопоглощающее ферромагнитное покрытие. Фонарь кабины летчика 
имеет пять панелей остекления с многослойным электропроводящим 
покрытием для предотвращения облучения РЛС внутрикабинного пространства. 
Фонарь открывается вверх-назад. Катапультируемое кресло McDonnel Douglas 
ACES II.

Хвостовое оперение V-образное, цельноповоротное, используется только
для управления рысканием. Угол стреловидности оперения около 65 град., 
угол развала 85 град. На первых самолетах кили имели дюралевый каркас, 
но после аварии F-117A в 1985 г. из-за разрушения киля был спроектирован 
новый киль с кессоном из термопластичного графитопластика и корневой 
части из нержавеющей стали. К 1993 г. на всех построенных F-117A кили 
были заменены на новые.

Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Все стойки телескопические, 
с масляно-воздушными амортизаторами. Основные стойки имеют одинарные 
колеса с пневматиками размером 812 х 223 мм, передняя стойка - 
с пневматиками 558 х 167 мм. Тормоза колес дисковые, первоначально 
со стальными дисками, впоследствии они заменены на углеродные.

Сверху хвостовой части фюзеляжа расположен отсек с тормозным 
парашютом, снизу установлен тормозной гак.


Системы и оборудование.
Система управления самолетом электродистанционная цифровая с 
четырехкратным резервированием, производства GEC Astronics. Система 
воздушных сигналов имеет четыре ПВД на штангах фасеточной формы, 
установленных в носовой части фюзеляжа. Датчики угла атаки выполнены 
убирающимися.

До 1991 г. на самолетах F-117A была установлена инерциальная 
навигационная система Honeywell AN/ASN-131 SPN-GEANS, которая 
в рамках программы модернизации была заменена более современной 
H-423/E с кольцевыми лазерными гироскопами, дополненной спутниковой 
система GPS.

F-117A оборудован распределенной вычислительной системой с тремя 
компьютерами IBM AP102 и шиной данных стандарта MIL-STD-1750A. 
Программное обеспечение на языке J-73.

РЛС и активные средства РЭБ отсутствуют.


Вооружение: 
В двухсекционном отсеке вооружения (длина 4,70 м, ширина 1,75 м) 
могут размещаться:
2 УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, AGM-137 TSSAM, 
AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM;
или 2 х УР "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder (с установкой рельсовых 
направляющих);
или 2 противорадиолокационные УР AGM-88 HARM;
или 2 х 907-кг бомбы GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway ( с боевой частью 
в виде бетонобойной бомбы BLU-109B) с лазерным наведением;
или ядерные бомбы B-61 (100-500 кТ) или B-83;
или 2 бомбы Mk.84, Mk.61, или GBU-30, GBU-31, GBU-32 JDAM;
или 2 WCMD.
Бомбодержатели балочные, выдвигаются с помощью параллелограммного 
механизма для подвески вооружения.


Силовая установка: 2 х ТРДД General Electric F404-GE-F1D2, максимальная 
тяга 2 х 4900 кгс (2 х 48,0 кН).
Система управления двигателями электронная, цифровая. 

Воздухозаборники прямоугольные, с косым срезом входа (примерно 
1,40 х 0,80 м, площадь входа 1,18 кв.м, а в сечении, перпендикулярном 
потоку, 0,73 х 0,55 м и 0,40 кв.м соответственно), расположены по бокам 
фюзеляжа над крылом. На входе воздухозаборников установлены решетки 
из радиопоглощающих композитов с размерами ячеек 25 х 16 мм для 
предотвращения радиолокационного облучения первой ступени компрессора. 
Над воздухозборниками имеются дополнительные впускные створки площадью 
около 0,39 кв.м каждая.

Реактивные сопла плоские, размером 1,65 х 0,10 м на выходном срезе, 
с удлиненной и отогнутой вверх нижней панелью. Стенки сопла изготовлены 
из слоистого композиционного материала с наполнителем из алюминиевого 
сплава. Внутренняя поверхность нижних панелей сопла покрыта облицовкой 
из теплопоглощающих керамических плиток.

Самолет оборудован ВСУ и воздушным стартером.

Топливо размещается в четырех фюзеляжных и четырех подкрыльевых баках. 
В отсеке вооружения может устанавливаться дополнительный топливный бак. 
Сверху фюзеляжа за кабиной имеется выдвижной топливоприемник для 
дозаправки в воздухе.


Геометрические размеры:
Длина самолета - 20,09 м
Высота самолета - 3,78 м
Площадь крыла - 105,9 кв.м
Размах крыла - 13,21 м


Весовые данные:
масса пустого самолета - 13600 кг
максимальная боевая нагрузка - 2270 кг
масса топлива - 5500 кг
макс.масса топлива с дополнительным баком - 8255 кг
макс. взлетная масса - 23815 кг


Летно-технические характеристики:
Максимальная скорость полета - 970 км/ч
Скорость отрыва при норм. взлетной массе - 306 кмЪч
Посадочная скорость - 278 км/ч
Практический потолок - 13716 м
Перегоночная дальность - 2012 км
Боевой радиус действия с боевой нагрузкой 2270 кг без дозаправки 
в воздухе - 1060 км
Макс. эксплуатационная перегрузка - +6g



Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/aircraft.aspx?id=100


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

=================================================================

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tech.aircraft
Отписаться

В избранное