Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru


                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 57

----------------------------------------------------------------------

Lockheed F-104 "Starfighter"

Истребитель

Разработка проекта истребителя началась в марте 1952 г. под 
руководством Кларенса Джонсона (Clarence R. Johnson).
Компания Lockheed получила контракт на постройку двух опытных 
XF-104 (Model 083-92-01) и 17 предсерийных истребителей YF-104A
(серийные №№ 55-2955/2971, зав.№№ 183-1001/1017) в 1953 г. 

Постройка первой машины XF-104 (№ 53-7786, зав. № 083-1001) началась 
летом 1953 г. на заводе фирмы Lockheed в Бэрбенке (Burbank, California)
и была завершена в начале 1954 г. В ночь с 24 на 25 февраля 1954 г.
самолет был перевезен на авиабазу Эдвардс. 27-28 февраля были 
выполнены первые пробежки, а 6 марта состоялся первый полет
истребителя (летчик A.W.LeVier, продолжительность полета 20 мин.).
В июле 1954 г. на первой машине был ТРД J65-B-3 заменили на 
более мощный J65-W-7.

15 марта 1955 г. летчик J. Ray Goudey на первой машине достиг
скорости M=1,79 на высоте 18290 м.

Второй XF-104 (53-7787, зав. № 083-1002) поднялся в воздух 
5 октября 1954 г. Он был потерян 14 апреля 1955 г.: во время 
испытаний пушки на высоте 15240 м произошла взрывная 
разгерметизация кабины. Летчик Herman R. Salmon катапультировался.

Первый опытный образец XF-104 разбился 11 июля 1957 г. из-за
разрушения оперения в результате флаттера.

Первый YF-104A (№ 55-2955) был завершен постройкой в феврале 1956 г., 
его первый полет состоялся 17 февраля (летчик Herman R. Salmon). Вторая
предсерийная машина YF-104A (№ 55-2956) была продемонстрирована
на официальной церемонии на заводе компании Lockheed. Позднее
все предсерийные самолеты использовались для испытаний вооружения, 
систем и оборудования, причем большая их часть была потеряна в результате
аварий и катастроф. В 1960 г. четыре YF-104A (№ 55-2956, 2957, 2969, 2971)
были переоборудованы в самолеты-мишени QF-104A.

28 февраля 1956 г. на самолете YF-104A (№  55-2955) была впервые 
превышена скорость M=2 в горизонтальном полете.

14 октября 1956 г. компания Lockheed получила первый заказ на
серийное производство истребителей F-104A. 

7 мая 1958 г. на YF-104A был установлен мировой рекорд высоты
27813 м (летчик Howard C. Johnson), а 16 мая того же года - мировой
рекорд скорости 2259 км/ч на базе 15/25 км (летчик Walter W. Irwin). 
В мае - июне 1964 г. на истребителе F-104G установлены три женских 
мировых рекорда скорости: 2300,234 км/ч на базе 15 - 25 км; 
2097,266 км/ч на замкнутом 100-км маршруте; 1814,368 км/ч на 
замкнутом 500-км маршруте.

Всего с 1958 г. по 1978 г. было построено 2615 истребителей 
F-104 различных модификаций. До 2 февраля 1979 г. в результате 
катастроф было потеряно 205 машин (по другим данным - к 1975 г. 
потеряно в катастрофах 370 F-104G).

Состоял на вооружении ВВС США, Тайваня, Пакистана, ФРГ, 
Нидерландов, Италии, Бельгии, Японии, Канады, Турции, Дании, 
Греции, Испании, Иордании; Норвегии.

После снятия с вооружения ПВО США 150 истребителей F-104A и 
частично были проданы в Китай, Пакистан и Иорданию, а частично 
переоборудованы в летающие мишени.


Модификации:
F-104A (Model 183-92-02) - первая серийная модификация, перехватчик. 
2 марта 1956 г. фирма Lockheed получила контракт на постройку 146
самолетов этой модификации. Первый полет - 17 февраля 1956 г. 
Поступил на вооружение ВВС США в 1958 г. К 1960 г. истребителями
F-104A были вооружены три эскадрильи: 151st FIS (Tennessee ANG),
157th FIS (North Carolina ANG) и 197th FIS (Arizona ANG). Во время
кризиса в берлине в 1961 г. они были переброшены в Европу, а по 
возвращении в США на их базе были сформированы эскадрильи 
319th и 331st FIS (авиабаза Homestead AFB). Последние F-104A 
были выведены из эксплуатации в декабре 1969 г.

Два F-104A (№№ 56-734 и 56-749) в октябре 1957 г. были переданы
в NACA для исследований на больших высотах, один из них (56-749)
разбился в декабре 1962 г. Еще один F-104A (№ 56-790) в декабре 1966 г.
использовался в программах NASA.
Построено 153 экземпляра в семи сериях:
F-104A-1-LO - сер. №№ 56-0730/0736, зав. №№ 183-1018/1024;
F-104A-5-LO - сер. №№ 56-0737/0747, зав. №№ 183-1025/1035;
F-104A-10-LO - сер. №№ 56-0748/0763, зав. №№ 183-1036/1051;
F-104A-15-LO - сер. №№ 56-0764/0788, зав. №№ 183-1052/1076;
F-104A-20-LO - сер. №№ 56-0789/0825, зав. №№ 183-1077/1113;
F-104A-25-LO - сер. №№ 56-0826/0877, зав. №№ 183-1114/1165;
F-104A-30-LO - сер. №№ 56-0878/0882, зав. №№ 183-1166/1170.


NF-104A - обозначение трех экспериментальных истребителей, 
переоборудованных в июле 1963 г. из F-104A (№ 56-756, -760, 
и -762) и предназначенных для высотных полетов.


F-104B (Model 283-93-03) - двухместная учебно-тренировочная 
модификация самолета F-104A. Первый полет F-104B (№ 56-3719) 
состоялся 16 января 1957 г. В этот вариант были переоборудованы 
26 F-104A, последний из которых поставлен в ноябре 1958 г.:
F-104B-1-LO - сер. №№ 56-3719/3724, зав. №№ 283-5000/5005;
F-104B-5-LO - сер. №№ 57-1294/1302, зав. №№ 283-5006/5014;
F-104B-10-LO - сер. №№ 57-1303/1311, зав. №№ 283-5015/5023;
F-104B-15-LO - сер. №№ 57-1312/1313, зав. №№ 283-5024/5025.


F-104C (Model 483-04-05) - тактический истребитель, разработанный
по заказу Tactical Air Command (TAC). 2 марта 1956 г. был подписан
контракт на поставку 56 F-104C, который впоследствии был увеличен
до 77 самолетов. Первый полет - 24 июля 1958 г. Принят на вооружение 
CША в 1959 г. Ими были вооружены четыре эскадрильи: 434th, 435th, 
436th и 476th в составе 479th Tactical Fighter Wing (авиабаза George AFB).
Серийные номера самолетов:
F-104С-5-LO - сер. №№ 56-0883/0938, зав. №№ 383-1171/1226;
F-104С-10-LO - сер. №№ 57-0910/0930, зав. №№ 383-1227/1247.


F-104D (Model 383-04-06) - двухместный учебно-тренировочный 
вариант самолета F-104C, с ноября 1958 г. по август 1959 г. было 
выпущен 21 экземпляр:
F-104D-5-LO - сер. №№ 57-1314/1320, зав. №№ 483-5026/5032;
F-104D-10-LO - сер. №№ 57-1321/1328, зав. №№ 483-5033/5040;
F-104D-15-LO - сер. №№ 57-1329/1334, зав. №№ 483-5041/5046.

F-104DF - обозначение истребителей F-104D для ВВС ФРГ 
(21 самолет).

F-104DJ (Model 583B-10-17) - обозначение истребителей F-104D, 
выпускавшихся фирмой Lockheed для ВВС Японии (43 машины):
- серийные номера 16-5001/5009 (зав. №№ 583B-5401/5409);
- серийные номера 36-5010/5020 (зав. №№ 583B-5410/5420).


F-104G (Model 683-10-19) - усовершенствованная модификация,
выпускаемая европейскими авиастроительными фирмами для ВВС
стран НАТО. Всего было построено 1122 экземпляра.

Производство F-104G осуществлялось четырьмя группами:
- South Group: Dornier (Munich), Heinkel (Speyer), Messerschmitt 
(Augsburg) и Siebel (Donauworth), производство ТРДФ J79 - BMW 
(Koblenz); первый полет F-104G - 5 октября 1960 г., выпущено
210 истребителей (зав. номера начинались с 7000) для ВВС ФРГ 
(Luftwaffe);

- North Group: Fokker (Schipol, Dordrech) и Aviolanda (Papendrecht)
в Нидерландах, Focke Wulf (Bremen), Hamburger Flugzeugbau 
(Hamburg) и Weserflugzeugbau (Einswarden) в Германии; первый полет
 - 11 ноября 1961 г.; выпущен 231 самолет (зав. номера с 8001 по 8350) 
для Koninklijke Luchtmacht (Royal Netherlands Air Force) и Luftwaffe;

- West Group: SABCA (Societe Anonyme Belge de Constructions 
Aeronautiques) и Fairey S.A. в Бельгии, производство NHLA J79 - 
Fabrique Nationale (Брюссель); первый полет - 3 августа 1961 г.,
построено 188 самолетов (зав. номера с 9002 по 9189) для Force 
Aerienne Belge и Luftwaffe;

- Italian Group: Fiat (Turin) как основной подрядчик, Aerfer-Macchi, 
Piaggio, SACA и SIAI-Marchetti как субподрядчики. Первый полет - 
9 июня 1962 г., построено 169 самолетов (зав. номера с 6502 по 6700), 
которые состояли на вооружении Дании, Италии и Германии.

Кроме этого, 140 F-104G (зав. номера с 6001 по 6140) были построены 
в Канаде по заказу ВВС США, позднее эти машины были проданы в 
Норвегию, Грецию, Данию, Турцию и Испанию.


TF-104G - учебно-тренировочный вариант самолета F-104G, 
выпущен в ноябре 1962 г. Построено 224 экземпляра.

RF-104G (Model 683-04-10) - разведывательный вариант самолета 
F-104G. Lockheed построила 40 RF-104G, North Group - 119,
Italian Group - 30 машин.

CF-104 (CL-90, CF-111) - модификация истребителя для ВВС 
Канады. Первый полет - 28 марта 1961 г., в Канаде по 
лицензии было построено 200 самолетов.

CF-113 - обозначение 38 двухместных самолетов TF-104G, 
поставленных ВВС Канады.

F-104J (Model 683-07-14) - вариант истребителя F-104G, разработанный для 
Японии, где фирмой Mitsubishi Heavy Industries было выпущено 
210 машин. Первый полет - 30 июня 1961 г. На вооружение 
Koku Jietai (Japanese Air Self Defense Force - JASDF) принят в
октябре 1966 г.
Серийные номера F-104J:
- серийные номера 26-8501/8503 (зав. №№ 683B-3001/3003, построены
в США на заводе Lockheed);
- серийные номера 26-8504/8507 (зав. №№ 683B-3004/3007);
- серийные номера 36-8508/8563 (зав. №№ 683B-3008/3063);
- серийные номера 46-8564/8658 (зав. №№ 683B-3064/3158);
- серийные номера 56-8659/8680 (зав. №№ 683B-3159/3180);
- серийные номера 76-8681/8710 (зав. №№ 683B-3181/3210).


F-104S - обозначение усовершенствованной модификации F-104G, 
выпускавшейся по лицензии в Италии фирмами Fiat (переименована
в Airitalia), Alfa Romeo и Macchi. Первый полет состоялся 
в декабре 1966 г., первый серийный самолет выпущен 3 декабря 
1968 г. и введен в эксплуатацию в июне 1969 г. 
До 1978 г. было построено 205 истребителей для ВВС Италии 
(серийные номера MM6701/MM6850, MM6869/MM6881,
MM6886/MM6887, MM6890, MM6907/MM6494) и 40 для ВВС Турции. 
В декабре 1984 г. был выпущен F-104S ASA (Aggiornamento Sistema 
d'Arma) с модернизированным РЭО. Эксплуатация F-104S/ASA 
в боевых частях ВВС Италии была прекращена в 1988 г.


Экипаж:  1 чел.


Конструкция самолета.
Свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы, 
цельнометаллической конструкции.

Крыло - среднерасположенное, прямое, трапециевидной формы в 
плане. Угол стреловидности крыла: по передней кромке 17°,  
по линии фокусов 18°6'. Удлинение крыла 2,5. Относительное 
сужение крыла в плане 2,76. Угол поперечного V крыла -10°. 
Относительная толщина профиля крыла 0,0336. Средняя 
аэродинамическая хорда крыла 2,92 м. Механизация крыла - 
односекционные закрылки, оборудованные системой сдува 
пограничного слоя, и предкрылки по всему размаху. Углы 
отклонения закрылков: при взлете 15°, при посадке 45°. 
Прирост подъемной силы крыла при выпуске закрылков составлял 
0,4 - 0,45. Угол отклонения предкрылков 15°. Конструкция крыла 
многолонжеронная, состояла из верхней и нижней половин, 
соединяемых болтами. Толщина обшивки крыла 6,3 мм в корне и 
3,2 мм на конце.

Фюзеляж типа полумонокок, овального сечения. Фонарь кабины 
выполнен из трех частей: передней и задней неподвижных секций, 
средняя секция откидывалась влево. На первых модификациях 
катапультирование летчика выполнялось вниз через люк, 
позднее - вверх. Катапультное кресло - Lockheed C-2 (с 1967 г. -
Martin-Baker Mk GQ7(F). 
В задней части фюзеляжа имелось два тормозных щитка. Площадь 
миделя фюзеляжа 1,86 кв.м, площадь сечения средней части 
фюзеляжа 1,30 кв.м. Удлинение фюзеляжа 10,1; удлинение 
носовой части фюзеляжа 4,0. Объем фюзеляжа 17,3 куб.м. 
Омываемая площадь фюзеляжа 56 кв.м. Площадь проекций 
фюзеляжа: боковой 18 кв.м, в плане 20,15 кв.м. Носовая часть 
фюзеляжа наклонена вниз на 2°. 

Максимальное аэродинамическое качество самолета на скорости 
M=2,0 - 4,7. Изменение положения фокуса при переходе через 
звуковой барьер 0,26 САХ.

Максимальная посадочный угол 15°.

Хвостовое оперение - однокилевое, с цельноповоротным 
низкорасположенным стабилизатором. Относительная площадь 
горизонтального оперения 0,246. Удлинение ГО 2,95. 
Относительное сужение ГО 3,33. Относительная толщина 
профиля стабилизатора 0,045. Стреловидность ГО по передней 
кромке 19°. Средняя аэродинамическая хорда ГО 1,36 м. 
Статический момент AГО 0,485.

Относительная площадь вертикального оперения 0,22. Удлинение 
ВО 0,72. Относительное сужение ВО 2,40. Относительная толщина 
профиля ВО 0,05. Стреловидность киля по передней кромке 43°. 
Средняя аэродинамическая хорда ВО 2,50 м. Статический момент 
BВО 0,142.

Шасси - трехопорное, с передней стойкой. Все стойки с 
одинарными колесами, убирались в фюзеляжа вперед, против 
потока. Давление в пневматиках колес 12 - 16 кгс/кв.см. 
Передняя стойка управляемая, поворачивается на угол ±25°. 
На створках колес установлены дефлекторы для захвата самолета 
задерживающими приспособлениями при аварийной посадке.

Самолет оборудован тормозным парашютом диаметром 5,5 м.

Время подготовки истребителя F-104G к вылету - 30 мин., 
в чрезвычайных условиях - 13 мин.


Системы и оборудование:
Радиоэлектронное оборудование (F-104G):
- двухрежимная моноимпульсная РЛС NASARR F-15A 
производства фирмы North American (диаметр антенны РЛС 0,60 м);
- система автономной навигации;
- система ближней навигации TACAN;
- инерциальная система LN-3 производства фирмы Litton;
- малогабаритное автоматическое устройство определения 
положения самолета RH-14A;
- вычислитель стрельбы и бомбардировочное счетно-решающее 
устройство;
- оптический прицел директорного типа;
- УКВ радиостанция;
- автопилот MH-97C, состоящий из трех систем: автоматической 
системы управления полетом AFG, системы автоматического 
демпфирования и автоматической системы управления по тангажу.

Электротехническое оборудование (F-104G):
- два генератора переменного тока 115/200 В 
настабилизированной частоты 320 - 520 Гц мощностью 
по 20 кВА;
- один генератор переменного тока 115/200 В 
стабилизированной частоты 400 Гц мощностью 2,5 кВА;
- трансформаторы-выпрямители;
- две аккумуляторные батареи;
- один аварийный генератор переменного тока 115/200 В 
мощностью 4,5 кВА с приводом от воздушной турбины.


Вооружение:
на всех модификациях - 1 х 20-мм шестиствольная пушка 
M61 "Vulcan" (боезапас 300 снарядов, темп стрельбы 
6000 выстр./мин.). Возможна замена пушки на 462-л топливный 
бак.
Подвесное вооружение (F-104G):
- фугасные авиабомбы (в том числе 1 х 907-кг бомба Mk.84 
на подфюзеляжном узле подвески;
- атомные авиабомбы;
- УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder (на F-104S 
дополнительно УР "воздух-воздух" Sparrow III);
- управляемые и кассетные бомбы;
- НАР;
- мины MLU-108;
- баки с напалмом.

Боевая нагрузка на узлах внешней подвески:
F-104A - 150 кг (2 х УР "Sidewinder" на двух подкрыльевых 
узлах);
F-104C - 1700 кг на 5 узлах внешней подвески;
F-104G - 2721 кг на 5 узлах внешней подвески;
F-104S - 4000 кг на 9 узлах внешней подвески.
Максимальная грузоподъемность подфюзеляжного узла внешней 
подвески 1000 кг, двух внутренних подкрыльевых узлов - 
по 1000 кг, двух внешних подкрыльевых узлов - по 600 кг.
Варианты внешней подвески (F-104G):
1) 2 х УР AIM-9 Sidewinder (на внешних подкрыльевых 
узлах) и 2 х 645-л ПТБ (на внутренних подкрыльевых узлах);
2) 2 х УР AIM-9 Sidewinder (на внешних подкрыльевых 
узлах), 1 бомба Mk.84 (на подфюзеляжном узле) и 4 бомбы 
Mk.83 (по две на внутренних подкрыльевых узлах);
3) 2 х 740-л ПТБ (на внешних подкрыльевых узлах) и 2 х 
645-л ПТБ (на внутренних подкрыльевых узлах);



Силовая установка:  
XF-104 - 1 х ТРД Wright J65-B-3 (выпускался в США по 
лицензии фирмы Armstrong Siddeley);
или 1 х ТРД Wright J65-W-6 "Sapphire", тяга без форсажа 
3770 кгс (36,97 кН).

YF-104 - 1 х ТРД Wright J65-W-7 "Sapphire".

F-104A, B и D - 1 х ТРДФ General Electric J79-GE-3/3A, 
тяга без форсажа 4990 кгс (48,93 кН), тяга с форсажем 
7260 кгс (71,20 кН).

F-104C - 1 х ТРДФ General Electric J79-GE-7, тяга без 
форсажа 4983 кгс (48,87 кН), тяга с форсажем 7165 кгс 
(70,26 кН).

первые серийные F-104G - 1 х ТРДФ General Electric 
J79-GE-11A, тяга без форсажа 4536 кгс (44,49 кН), тяга 
с форсажем 7167 кгс (70,28 кН).

последующие серийные F-104G и F-104S - 1 х ТРДФ General 
Electric J79-GE-19, тяга без форсажа 5384 кгс (52,80 кН), 
тяга с форсажем 8120 кгс (79,63 кН).

F-104J - 1 х ТРДФ Ishikawajima-Harima J79-IHI-11A (лицензионный
вариант двигателя J79).

NF-104A - 1 х ТРДФ General Electric J79-GE-3/3A, 
тяга без форсажа 4990 кгс (48,93 кН), тяга с форсажем 
7260 кгс (71,20 кН); и 1 х ЖРД Rocketdyne AR-2, 
тяга 2720 кгс (26,67 кН), который устанавливался 
под камерой сгорания основного ТРД.

Топливо размещалось в трех фюзеляжных баках общей емкостью 
3392 л, в дополнительном 460-л баке в переборке отсека 
вооружения и в четырех ПТБ (2 х 740 л и 2 х 645 л).

Воздухозаборники двигателя - боковые, полукруглые, 
с коническим центральным телом, нерегулируемые. Между 
воздухозаборниками и фюзеляжем имелась щель шириной 70 мм 
для слива погранслоя.



(Приведены данные модификаци F-104G)

Геометрические размеры:                 
Длина самолета (без ПВД) - 16,69 м
Высота самолета - 4,11 м
Размах крыла - 6,68 м
Площадь крыла - 18,22 кв.м
Площадь консолей крыла - 12,5 кв.м
Площадь закрылков (общая) - 2,0 кв.м
Площадь предкрылков (общая) - 0,847 кв.м
Площадь элеронов (общая) - 1,495 кв.м
Размах стабилизатора - 3,63 м
Площадь горизонтального оперения - 4,48 кв.м
Площадь вертикального оперения - 4,01 кв.м
Площадь руля направления - 0,48 кв.м
Площадь подфюзеляжного гребня - 0,55 кв.м
Колея шасси - 2,71 м
База шасси - 4,59 м


Весовые данные:                 
Масса конструкции планера - 3044 кг, в том числе: 
        крыла - 580 кг
        фюзеляжа - 1430 кг
        горизонтального оперения - 132 кг
        вертикального оперения и подфюз.гребня - 162 кг
        носовой стойки шасси - 93 кг
        основных стоек шасси - 407 кг
        кресла и фонаря кабины - 160 кг
        тормозного парашюта и УПС - 74 кг
        окраски и бронирования - 6 кг
Масса силовой установки - 2014 кг, в том числе:
        двигателя - 1712 кг
        топливной системы - 185 кг
        системы управления двигателем - 14 кг
        системы запуска двигателя - 53 кг
        противопожарной системы - 40 кг
Масса оборудования и систем - 1432 кг, в том числе:
        РЭО - 550 кг
        кислородного оборудования и кондиционирования - 134 кг
        системы управления, приводов и гидросистемы - 379 кг
        электротехнического оборудования - 244 кг
        дополнительного оборудования - 120 кг
Масса пушки без боекомплекта - 260 кг
Масса пустого самолета:                 
        без пушки - 6490 кг
        с пушкой - 6750 кг      
Масса полезной нагрузки - 4080 кг, в том числе:
        летчик, кислород, масло и невырабатываемый 
        остаток топлива - 190 кг
        топлива во внутренних баках - 2770 кг
        боекомплект для пушки - 105 кг
        пилоны, держатели и пусковые установки - 109 кг
        подвесного вооружения - 907 кг
Масса самолета без топлива - 6940 кг
Масса самолета без подвесного вооружения - 9815 кг
Боевая масса (без подвесок, с пилонами) - 9924 кг
Масса нормальной боевой нагрузки - 2177 кг
Нормальная взлетная масса - 10830 кг
Максимальная взлетная масса - 13700 кг
Максимальная посадочная масса - 10430 кг
Нормальная посадочная масса - 8580 кг


Летно-технические характеристики:               
Максимальное число М - 2,2
Максимальная скорость полета:
        H = 0 - 1470 км/ч
        H = 11000 - 2330 км/ч
Максимальная скороподъемность - 264 м/с
Практический потолок - 17680 м
Динамический потолок - 27400 м
Максимальная дальность полета - 3510 км
Максимальный боевой радиус действия - 1200 км

Взлетно-посадочные характеристики:              
Скорость отрыва - 340 км/ч              
Длина разбега - 902 м
Взлетная дистанция (при норм. взл. массе) - 1402 м
Посадочная дистанция - 990 м
Длина разбега - 695 м
Макс. вертикальная скорость в момент касания земли при посадке (при посадочной
массе 8900 кг) - 2,7 м/с
Посадочная скорость:                    
без применения СПС - 390 км/ч
с применением СПС - 270 - 300 км/ч
с остановленным двигателем - 450 км/ч



Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/avia/aircraft/usa/f104.asp


Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

======================================================================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное