Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Авиационная техника

  Все выпуски  

Авиационная техника


Информационный Канал Subscribe.Ru



                        АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

                                # 48

----------------------------------------------------------------------


Яковлев Як-9

Истребитель

Самолет Як-9 был разработан на базе опытного истребителя Як-7ДИ,
от которого он отличался конструкцией крыла с металлическими
лонжеронами двутаврового сечения, переделанными фонарем кабины
и хвостовой частью фюзеляжа, уменьшенным запасом топлива и
масла, отсутствием бомбодержателей. В серийное производство
истребитель был запущен в октябре 1942 г. Як-9 стал основным
фронтовым истребителем советских ВВС и применялся для выполнения
широкого круга боевых задач: завоевания превосходства в воздухе,
штурмовки наземных целей, перехвата самолетов противника и
сопровождения бомбардировщиков.

В ходе войны было создано несколько модификаций Як-9,
отличавшихся составом вооружения, запасом топлива. Всего
было построено 16769 самолетов Як-9 различных модификаций.


Модификации и опытные образцы:
Як-9 — первая серийная модификация, выпускавшаяся с октября
1942 г. август 1943 г.; построено 459 самолетов.

Як-9 М-106 — опытная модификация с двигателем М-106-1ск;
выпущен в октябре 1942 г., серийно не строился.

Як-9Т (Як-9-37) — вариант с 37-мм пушкой СКБ-16 НС-37 и
усиленным фюзеляжем. Внешне отличался смещенной на 400 мм
назад кабиной летчика. Опытный образец прошел испытания в
НИПАВ с 10 января по 12 февраля 1943 г. и летные испытания
в НИИ ВВС с 15 февраля по 4 марта того же года. Выпускался
серийно на заводе №153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г.
Построено 2748 экземпляров.

Як-9Д — модификация с увеличенной дальностью полета.
Опытный образец построен в январе 1943 г., испытывался в НИИ
ВВС с 14 января по 26 февраля 1943 г. Выпускался серийно с марта
1943 г. по июнь 1946 г. Всего было построено 3058 самолетов.

Як-9П — вариант с двумя 20-мм пушками ШВАК. С 17 по 28 апреля
1943 г. прошел госиспытания в НИИ ВВС, но серийно не строился.

Як-9ПД — модификация перехватчика для ПВО, разработанная на
базе истребителя Як-9Д, но с новым двигателем М-105ПД с
двухступенчатым турбокомпрессором Э-100. Войсковая серия из
5 машин прошла войсковые испытания в 12 ГвИАП 6 ИАК ПВО с
16 апреля по 25 июня 1943 г., после чего самолет был отправлен
на доработку: на 1 м увеличен размах крыла, сняты протекторы
бензобаков, уменьшен боекомплект пушки и др. Повторно самолет
был испытан в ЛИИ с 3 августа по 18 сентября 1943 г., в том числе
и с двигателем М-106ПВ. В этом варианте серийно не строился.
В 1944 г. 30 серийных самолетов Як-9У были оснащены двигателем
М-106ПВ и получили обозначение Як-9ПД.

Як-9Р — разведывательный вариант, выпускавшийся на базе
истребителей Як-9 и Як-9Д.

Як-9ТК — опытная модификация, на которой отрабатывались
установки пушек ШВАК, ВЯ-23, НС-37 и НС-45. Испытывался в
НИИ ВВС в октябре 1943 г., серийно не строился.

Як-9К — вариант с 45-мм пушкой НС-45, созданный на базе Як-9Т.
Испытывался в НИИ ВВС с 12 января по 8 апреля 1944 г. Построено
53 экземпляра.

Як-9Б (Як-9Л) — вариант истребителя-бомбардировщика,
разработанный на базе Як-9Д. В отсеке за кабиной летчика
подвешивались 4 бомбы ФАБ-100 или 4 кассеты по 32
противотанковые бомбы ПТАБ калибра 1,5 кг. Прошел госиспытания
с марта по август 1944 г. Построена серия из 109 машин.

Як-9ДД — истребитель дальнего действия, предназначенный для
сопровождения бомбардировщиков. Разработан на основе
истребителей Як-9Д и Як-9Т. Отличался увеличенным до 845 л
в восьми баках. Выпущен в апреле 1944 г. Прошел госиспытания
в НИИ ВВС с 24 июля по 2 августа 1944 г. Выпускался серийно с мая
1944 г. по сентябрь 1945 г., было построено 399 самолетов.

Як-9М — вариант с модифицированным фюзеляжем, испытывался
с 17 по 27 декабря 1944 г. выпускался серийно с мая 1944 г. по июнь
1945 г., построено 4239 экземпляров.

Як-9М ПВО — облегченная модификация истребителя Як-9М,
предназначенная для использования в системе ПВО и оснащенная
оборудованием для ночных полетов.

Як-9 «Курьерский» — двухместный вариант с крылом от самолета
Як-9ДД и фюзеляжем, оперением и силовой установкой от Як-9В.
Вооружение отсутствовало. Был построен один образец в июле
1944 г., который испытывался с августа по сентябрь 1944 г.

Як-9В — двухместный учебно-тренировочный самолет, созданный
на базе Як-9Т (позднее — на основе Як-9М). Испытывался в НИИ ВВС
с 10 по 17 апреля 1945 г., выпускался серийно с августа 1945 г.
по август 1947 г. Всего построено 793 самолета, из них 337 были
переделаны из Як-9М.

Як-9С — модификация самолета Як-9М с вооружением из одной
пушки НС-23 и двух пушек Б-20С. В мае 1945 г. было построено
2 экземпляра, госиспытания которых были проведены с 28 августа
по 14 сентября 1945 г. Серийно не строился.

Як-9У ВК-105ПФ2 — опытный вариант с двигателем ВК-15ПФ2 и
винтом ВИШ-105И-01, разработанный на базе серийного Як-9Т.
Отличался улучшенной аэродинамикой, уменьшенной массой
конструкции. Маслорадиаторы были перемещены в корневую часть
крыла, полотняная обшивка была заменена на фанерную. Один
экземпляр был построен в ноябре 1943 г., прошел госиспытания
с 2 января по 11 марта 1944 г. Серийно не строился.

Як-9У ВК-107А — модификация самолета Як-9У ВК-105ПФ2 с новым
двигателем ВК-107А и воздушным винтом ВИШ-107ЛО, новыми
маслорадиаторами, увеличенными запасами топлива (до 355 кг)
и масла (до 35 кг), новой системой выхлопа. Крыло было перемещено
вперед на 100 мм, до 1,13 кв.м уменьшена площадь руля высоты.
Опытная машина закончена постройкой в декабре 1943 г., прошел
госиспытания с 18 января по 20 апреля 1944 г. Выпускался серийно
с апреля 1944 г. по август 1945 г., построен 3921 экземпляр.

Як-9УТ — вариант самолета Як-9У с более мощным пушечным
вооружением. Опытный образец был выпущен в феврале 1945 г.
Прошел госиспытания с 8 по 29 марта 1945 г. С февраля по май
1945 г. построено 282 самолета.

Як-9УВ — учебно-тренировочная модификация самолета Як-9У
с двойным управлением. Опытный образец построен в июне 1945 г.
Прошел госиспытания с 10 июля по 12 октября 1945 г. Серийно
не строился.

Як-9П ВК-107А — модификация самолета Як-9У, имевшая полностью
цельнометаллическую конструкцию. Крыло отличалось законцовками
эллиптической формы в плане. Госиспытания — с 28 июня по 23 июля
1946 г. всего с июля 1946 г. по декабрь 1948 г. был построен
801 экземпляр, в том числе 29 машин с цельнометаллическим крылом
и деревянной обшивкой фюзеляжа.

Як-9УМ — обозначение 8 самолетов Як-9У, построенных с 1992 г.
по сентябрь 2001 г. на заводе НПО «Стрела» в Оренбурге и
предназначенных для авиационных музеев и частных коллекционеров.
Самолет отличался использованием в конструкции крыла
композиционных материалов, отсутствием вооружения, двигателем
Allison V-1710, винтом Hamilton Standard и современным оборудованием.

S-49 (опытный), S-49A (серийные) — обозначение серийных Як-9
с двигателями ВК-105ПФ2, выпускавшихся в Югославии на заводе
Ikarus AD. Опытный образец был построен в 1948 г. С 1949 г. было
построено 100 S-49A. С 1952 г. серийно выпускался вариант S-49C
с двигателем Hispano-Suiza 12Z-1Y, новым хвостовым оперением,
усовершенствованными шасси, фонарем кабины, маслорадиаторами,
вооружением из одной пушки MG-151 и двух 12,7-мм пулеметов.
Построено 70 S-49C.


Экипаж: 1 чел.

Конструкция самолета:
Свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы,
смешанной конструкции.

Крыло — двухлонжеронное, трапециевидной формы в плане, с
закругленными законцовками. Профиль крыла — модифицированный
Clark-YH, относительная толщина профиля 0,16 в корне. Передний
лонжерон двутаврового сечения, задний — дюралевая стенка
с отбортовками. Усиленные нервюры дюралевые, остальные —
деревянные. Стрингеры — деревянные рейки квадратного сечения.
Обшивка крыла фанерная, оклеенная полотном на эпоксидном
клее, имела толщину от 3 до 8 мм. Технологически крыло состоит
из двух частей, стыкуемых друг с другом по оси самолета в четырех
узлах. Механизация крыла — посадочные щитки. Каркас элеронов
и щитков дюралевый, обшивка полотняная. В носке крыла имелись
два воздухозаборника для подвода воздуха к карбюраторам
двигателя.

Фюзеляж — ферменный, сварной из хромансилевых труб. Обшивка
передней части фюзеляжа дюралевая; по бортам и гаргрот —
фанерная. остальная часть фюзеляжа обтянута полотном по опалубке
из деревянных реек. С 1944 г. Як-9 выпускался с дюралевой
обшивкой фюзеляжа. Под двигателем размещался маслорадиатор
площадью 0,07 м2 и массой 32 кг; на модификации Як-9У он был
перенесен в корневую часть крыла.
Водорадиатор площадью 0,19 м2 и массой 85 кг — под кабиной
в обтекателе-туннеле.

Хвостовое оперение однокилевое, с низкорасположенным
свободнонесущим стабилизатором. Каркас оперения металлический,
обшивка стабилизатора и киля дюралевая, рулей — полотняная.

Шасси — трехопорное, убираемое, с хвостовым колесом.
Основные стойки телескопические, с масляно-воздушным
амортизаторами и одинарными колесами размером 650 х 220 мм.
Хвостовое колесо — 300 х 125 мм.


Системы и оборудование:
Приборное оборудование:
- высотомер,
- компас КИ-11,
- авиагоризонт,
- гирополукомпас,
- указатель скорости УС-800,
- указатель поворотов УП-1,
- вариометр ВР-30,
- часы АВР,
- тахометр ТЭ-22,
- трехстрелочный моторный индикатор,
- термометр воды,
- манометр пневмосистемы,
- вольтамперметр.

Радиостанции —РСИ-6 с приемником, РСИ-4.

Электрооборудование: генератор ГС-10-350 или ГС-650,
аккумулятор 12А-5 или 12А-10.

Проводка управления рулем направления и триммерами тросовая,
элеронами и рулями высоты — жесткие тяги.

Пневмосистема самолета была предназначена для запуска
двигателя, выпуска и уборки шасси и щитков, торможения
колес и перезарядки оружия.


Силовая установка:
Як-9, Як-9Т, Як-9Д, Як-9П, Як-9Р, Як-9ТК, Як-9К, Як-9Б,
Як-9ДД, Як-9М — 1 х ПД ВК-105ПФ, номинальная мощность 1210 л.с. у земли и 1180
л.с. на высоте.

Як-9В, Як-9С, Як-9 «Курьер» — 1 х ПД ВК-105ПФ2, номинальная
мощность 1240 л.с. на высоте 2100 м.

Як-9У — 1 х ПД ВК-107А, номинальная мощность 1600 л.с.

Воздушный винт — ВИШ-61П, трехлопастный, изменяемого шага,
диаметром 3,0 м, массой 139 кг.

Топливо размещалось в четырех крыльевых (первоначально —
в двух) баках общей емкостью 480 л (326 кг), также
устанавливались баки в фюзеляже перед кабиной, за и под ней.
На некоторых модификациях было до восьми баков. Все баки
мягкие, протектированные, снабженные системой заполнения
инертным газом.


Вооружение:
Як-9, Як-9Р, Як-9М — 1 х 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов),
1 х 12,7-мм пулемет УБС (300 патронов).

Як-9Д — 1 х 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 1 х 12,7-мм
пулемет УБС (200 патронов).

Як-9Т — 1 х 37-мм пушка НС-37 (32 снаряда), 1 х 12,7-мм
пулемет УБС (220 патронов).

Як-9К — 1 х 45-мм пушка НС-45, 1 х 12,7-мм пулемет УБС
(220 патронов).

Як-9П — 2 х 20-мм пушки ШВАК (175 снарядов).

Як-9В — 1 х 20-мм пушка ШВАК (75 снарядов).

Як-9ПД, Як-9ДД  — 1 х 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов).

Як-9Б — 1 х 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 1 х 12,7-мм
пулемет УБС (300 патронов), 4 х 100-кг бомбы.

Як-9С — 1 х 23-мм пушка НС-23 (60 снарядов), 2 х 20-мм
пушки Б-20С (по 120 снарядов).

Як-9У — 1 х 20-мм пушка ШВАК (120 снарядов), 2 х 12,7-мм
пулемет УБС (340 патронов).

Як-9УТ — 1 х 37-мм пушка НС-37 (20 снарядов), 2 х 20-мм
пушки Б-20С (по 120 снарядов).

Як-9УВ — 1 х 20-мм пушка Б-20М (100 снарядов).


Спуск пулемета — электропневматический, пушки — электрический.


(Приведены данные модификаций Як-9 / Як-9Д)

Геометрические размеры:
Длина самолета — 8,50 м
Площадь крыла — 17,15 кв.м
Размах крыла — 9,74 м

Весовые данные:
Масса пустого самолета — 2270 / 2350 кг
Масса топлива — 320 / 480 кг
Масса масла — 26 / 48 кг
Масса полной нагрузки — 603 / 767 кг
Взлетная масса — 2873 / 3117 кг
Удельная нагрузка:
        на крыло — 167,5 / 181,7 кг/кв.м
        на мощность — 2,43 / 2,64 кг/л.с.

Летно-технические характеристики:
Максимальная скорость полета:
        у земли — 520 / 535 км/ч
        на высоте (м) — 599 (4300) / 591 (3650)
Время набора высоты 5000 м — 6,1 / 6,1 мин.
Практический потолок — 11100 / 9100 м
Дальность полета — 875 / 1360 км
Время виража — 16-17 / 19-20 с
Длина разбега — 305 / 370 м
Длина пробега — 450 / 550 м


Фотографии - http://www.aerotechnics.ru/avia/aircraft/russia/yak9.asp


Ссылки:
1) http://airfield.narod.ru/yak/yak-9/yak-9.html
2) http://eroplan.boom.ru/bibl/shavrov2/chr2/p1/yak2.htm

Вся реклама в данной рассылке вставляется автоматически сервисом subscribe.ru.

----------------------------------------------------------------------

Сайт рассылки - http://www.aerotechnics.ru

======================================================================

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное