Интервью с Владимиром Туровым.
Деловой еженедельник ,,Конкурент”. Владивосток.
Специфика взаимодействия с органами исполнительной власти в России такова, что без небескорыстного посредничества чиновников, так называемых, «решал», редкие вопросы сдвинутся с места. Будь то оформление земли под бизнес или жилье, получение всякого рода разрешений и пр. На протяжении последних десяти лет в Приморском крае система успела устаканиться, связи наладились, и предприниматели, которым приходится периодически обращаться в органы исполнительной власти, уже конкретно знали, кто и за сколько
может помочь в решении того или иного вопроса.
Однако с приходом нового губернатора, который назначил и продолжает назначать на ключевые позиции уже совершенно новых людей, все налаженные за годы связи и система посредничества рухнула. В связи с этим многие бизнесмены высказывают опасения, что теперь «решение» вопросов зависнет, пока будут наведены новые мосты и найдены подходы. В еще более сложном положении оказались те предприниматели, которые еще до смены краевого руководства прибегли к посредничеству чиновников, ведь гонорар за «помощь»
уже уплачен, а решение вопросов в связи с перестановками зависло...
Схожая ситуация — кардинальная смена руководства — не так давно произошла Москве, когда Юрий Лужков был снят с должности мэра.
Вопросы:
- По опыту Москвы, действительно ли изменения в руководстве затормозили работу «решал»? Многие ли из тех, кто помогал» предпринимателям при прошлой администрации, осталась не удел и потеряли статус «решалы» при новой власти?
Вряд ли у кого то по этой теме есть систематизированная информация. Эти вопросы бизнесмены не афишируют и стараются "решать" их без огласки, так как огласка будет означать "ты никогда больше и ничего не решишь". По тем данным что я имею, часто "людей Лужкова" просто отжимали и в некоторых отраслях произошел значительный передел собственности и до сих пор происходит. В Москве совершенно обычной была ситуация не просто торможения в работе "решал", а полная не способность "старых решал" что либо решить, ситуация,
при которой произошла значительная переориентация новой власти с "чужих" бизнесменов на "своих". И все же, по моему мнению, в Москве этот процесс прошел достаточно спокойно.
Что касается вашего второго вопроса ...по разному. Нужно понимать, что "решалы" это своего рода менеджеры чиновников. И зачастую такие люди очень нужны новой власти просто для того, чтобы не останавливался процесс городского производства и упраления городом. Так что здесь очень многое зависит от самой новой власти.
Часто новая власть начинает с "резких" не продуманных действий, потом остепенившись понимает, что одними новыми "помощниками-решалами" она не обойдется и начинает сотрудничать и со старыми тоже. Вместе с тем, по отзывам бизнесменов из самых разных регионов (а я много езжу по стране и каждую неделю встречаюсь с десятками бизнесменов) могу сказать, что очень часто новой властью наглухо блокируются старые проекты, зависают колоссальные суммы денег, которые бюджет должен бизнесменам за уже сделанную в интересах
бюджета работу, старые "решалы" просто уходят со сцены ни с чем. В Москве (мнение) этот процесс прошел, если рассматривать картинку в целом, очень гладко (да простят меня те, чьи проекты были похоронены, а таких было тоже много). Не думаю, что я мог бы позволить себе приводить тут конкретные примеры :), но скажу, что часто, в чьих инетресах решаются вопросы, обладают инфраструкторой, деньгами и возможностями строить, ремонтировать, производить что-то для города и их замена влечет за собой коллосальные издержки
и потери для города. Разумная власть это учитывает и не торопиться отказываться от "проверенных" помощников. Я надеюсь, что в приморье новый губернатор окажется более чем разумным и полностью откажется от "решал", оставив заказы проверенным реальными делами, в хорошем смысле этого слова, бизнесменам. А такое понятие как "решала" в Приморье, в первом Российском регионе, вообще исчезнет".
- Как долго налаживалась новая система связей и посредничества? И наладилась ли она в том же объеме, что и при Лужкове?
-На налаживание новой системы уходит от года и более. Москва не исключение. При Собянине (и опять у меня нет статистики, только наблюдение) нет такой системы и не будет. "Лужков и Ко" - это корпорация. Большая корпорация, где даже пчела не могла летать без разрешения свыше. Собянин больше чиновник-системник (и это хорошо), встроенный в вертикаль власти, чем самостоятельный бизнесмен. Он как любой нормальный чиновник вертикали власти решает вопросы тех, кто его поставил и тех людей, кого ему рекомендуют те, кто
его поставил, он гораздо менее самостоятельный, чем Лужков и, соотвественно, "решалы" больше связаны, чем это было при Лужкове. Я думаю в регионах, особенно отдаленных от центра, эти процессы происходят более агрессивно.
- Предположительно, какая часть предпринимателей обращается к помощи (небесплатной) чиновников в решении тех или иных вопросов? Это чаще представители малого или крупного бизнеса?
Начну со второго вопроса. Чаще- это конечно представители крупного бизнеса. Микро бизнес, малый бизнес, живут по своим законам по принципу "поближе к кухне, подальше от начальства" и если есть возможность избегать кантактов с властью, они это делают.
Среднему и крупному бизнесу, особенно строительной отрасли, транспортникам, бизнесменам завязанным на бюджет..., просто деваться некуда. Могу сказать по Приморью, я знаю у вас, бизнесменов (строительная отрасль), которые сначала ждали денег из бюджета от старой власти, но были ...мммм...трудности с их получением, сейчас ждут от новой. И сейчас еще больше трудностей с их получением, хотя по некоторым данным эти деньги давно были выделены, просто по дороге "потерялись" :).
Какая часть предпринимателей обращается к помощи чиновников? Не знаю. Завтра спрошу :), как раз встреча с примерно с 70 бизнесменами, вот и спрошу у них.
По опыту могу сказать, что к сожалению, к того или иного рода "помощи" вынуждены обращаться не мнее 85 процентов бизнесменов. К сожалению.
Я все же проведу небольшое исследование, что-то вроде анонимного опроса "в курилке" и тогда дам вам точную статистику. Например, сегодня я провел маленькое исследование в городе размеров с Владивосток в Сибири. Из 60 опрошенных бизнесменов - 60 работают нелегально, то есть в той или иной степени не платят всех положенных налогов. Из них гораздо больше половины (те кто работают на классической системе налогообложения) занимаются обналичкой, чтобы уменьшить НДС, налог на прибыль и иметь деньги для выплаты заработной
платы. Многие это делают, просто чтобы выжить. Так и с решалами. Каждый бизнесмен с удовольствем окзалася бы от их услуг, не будь мы, по признанию Путина, на СТО ДВАДЦАТОМ месте в мире по удобству ведения бизнеса. Вообще знаковое признание для руководителя страны, находящегося 12 лет у власти. Знаковое. Означающее, что нам самим нужно брать отвественность и за страну и за власть и перестать ждать от нее блага. Его не было и не будет.
Ответственный за рассылку: Василевская Наталья.
По вопросам приобретения обучающих видесеминаров - оставляйте заявки на нашем сайте:
Семинары Владимира Турова в Вашем городе
Дата
Город
Тема
4-5 мая
Кемерово
Оптимизация налогообложения и снижение страховых взносов