Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 37 от 29 октября 2012


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 37 от 29 октября 2012 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки

 

Содержание выпуска

Где проводить выездную проверку
Что говорит закон?
Чем хуже проверка в инспекции
Когда проверку можно перенести?
Окончательный вердикт
Срок для выставления требования об уплате налога не является пресекательным
Вычеты корректируются, а налоговая база - нет
Перерыв в заседании не повод считаться не извещенным
Одна проверка – два проигранных дела
Новости
При наличии недоимки миграцию могут запретить
Банки обязаны давать налоговикам информацию о депозитах и вкладах
Слишком высокая цена за беспечность
От налоговой проверки к уголовному делу

Где проводить выездную проверку

Автор: Мартынова Г.В.
налоговый адвокат,
партнер Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Казалось бы, вопрос о том, где проводить выездную проверку простой – ясно, что проводить проверку надо у налогоплательщика, на то она и выездная. На деле все не так просто.

Что говорит закон?

В п. 1 ст. 89 НК РФ прямо сказано, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Только в случае, если у него отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, она может проводиться по месту нахождения налогового органа (в инспекции).
На первый взгляд, кажется, что именно налогоплательщик имеет право выбирать, где будет проходить проверка – в зависимости от того, сможет ли (либо захочет ли) он предоставить помещение для проверки. Есть куда пригласить проверяющих, пожалуйста - принимай выездную проверку по месту своего нахождения, нет – пиши ходатайство об ее проведении в здании инспекции.
Но на практике встречаются случаи, когда налоговый орган может самостоятельно решать вопрос о месте проведения выездной проверки и «перенести» ее от налогоплательщика в инспекцию. Прежде всего, разберемся, чем отличаются проверки в офисе налогоплательщика и в здании инспекции.

Чем хуже проверка в инспекции
Сама суть выездной проверки независимо от места ее проведения заключается в том, чтобы инспектор мог непосредственно изучить оригиналы всех первичных документов налогоплательщика и проверить соблюдение порядка ведения налогового учета.
В п. 12 ст. 89 НК РФ указана обязанность налогоплательщика обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Поэтому сразу при начале выездной налоговой проверки налогоплательщику направляется уведомление для подготовки всех необходимых документов на обозрение инспектора. Рекомендуемая форма такого уведомления закреплена в письме Федеральной налоговой службы от 8 октября 2010 г. N АС-37-2/12931@.
В абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ сказано, что ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа. В последнем случае у налогоплательщика, в первую очередь, могут возникнуть технические трудности.
Когда проверка проходит в офисе налогоплательщика, он выделяет инспектору помещение, в котором складываются все первичные документы, регистры за проверяемый период, где инспектор может спокойно с ними знакомиться делать выписки, готовить перечень документов, которые налогоплательщик должен будет передать в инспекцию в заверенных копиях. При этом как отмечают суды требовать от налогоплательщика вывезти копии всех документов в инспекцию при наличии у налогоплательщика помещения для проведения проверки, налоговые органы не вправе. К такому выводу в частности пришел ФАС Московского округа в постановлении от 13.07.2012 по делу № А40-133957/2011.
Когда же проверка проходит по месту расположения налогового органа, придется первичные документы в оригиналах везти непосредственно в инспекцию. При этом у инспектора есть право ознакомиться со всеми оригиналами документов, в каком бы количестве они не имелись у налогоплательщика.
Чтобы не возникало проблем в дальнейшем, нужно передавать подлинные документы по подробной описи, с указанием реквизитов документов, приложений к нему, а также количества листов. Ведь именно на налогоплательщике как указывают суды, лежит бремя доказывания факта исполнения им требования о предоставлении документов в полном объеме (постановление ФАС Центрального округа от 29.08.2012 по делу № А23-4433/2011).
Помимо чисто технических затруднений с представлением большого количества документов в инспекцию, налогоплательщик должен быть готов к тому, что изучением его документов могут заниматься более квалифицированные сотрудники. Кроме того, проверяющие на «чужой» территории могут по человеческим факторам пропустить какие-либо ошибки в налоговом учете налогоплательщика. А в «родных» стенах инспекции все документы будут подвергнуты настолько тщательному изучению, что даже небольшие нарушения и недочеты будут включены в акт и могут впоследствии вылиться для налогоплательщика в достаточно неприятное и затянутое разбирательство.
Другое неприятное последствие проведения проверки в инспекции – часто возникающие проблемы с возвратом оригиналов документов налогоплательщику. Дело в том, что сроки для возврата документов законом не установлены, то есть они могут находится в инспекции вплоть до самого окончания проверки и принятия решения.
Исключением является прямо установленная обязанность налогового органа вернуть подлинники документов на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки, закреплённая в п. 9 ст. 89 НК РФ. Однако даже если налоговый орган не исполнил эту прямо установленную законом обязанность, суды не признают такое нарушение существенным и влекущим отмену всего решения по результатам проверки. Такой вывод, к примеру, следует из постановления ФАС СЗО от 31.01.2011 по делу N А42-1361/2010.
Также не удастся на этом основании признать незаконным приостановление проверки и доказать, что проверка продолжалась весь срок нахождения документов в инспекции, то есть значительно вышла за пределы установленного двухмесячного срока проверки (постановление ФАС ЗСО от 15.06.2012 по делу № А27-4215/2011).
Если уж налоговики не исполняют прямо установленную законном обязанность вернуть подлинники документов на время приостановления проверки, что уж говорить об их возврате после окончания проверки, когда сроки возврата в законе вообще не оговорены. Конечно, логично предположить, что при прекращении всех контрольных действий, то есть при составлении справки по результатам проверки, подлинники документов должны быть возвращены незамедлительно. Но на практике инспекция может вернуть документы и уже после принятия решения по результатам проверки, а зачастую налогоплательщикам даже приходится обращаться в суд для того, чтобы обязать инспекцию в принципе вернуть им подлинники документов.
Понятно, что суды при наличии документов, подтверждающих факт передачи оригиналов документов в инспекцию, встают на сторону налогоплательщиков. Так, например, в постановлении ФАС СЗО от 16.01.2012 по делу № А13-974/2011 указано следующее: НК РФ не содержит норм, регулирующих порядок возврата подлинных документов, представленных налогоплательщиком в ходе проведения выездной налоговой проверки. Однако ввиду того, что выемка документов у налогоплательщика не производилась, а выездная налоговая проверка в отношении него завершена, у налогового органа отсутствуют правовые основания для отказа налогоплательщику в возврате подлинных документов.
Таким образом, перенос проверки в налоговый орган может значительно затруднить жизнь налогоплательщику и облегчить ее инспекторам. Поэтому на практике налоговики заинтересованы в переносе проверки в свой офис.

Когда проверку можно перенести?
Наиболее очевидный способ перенести проверку в инспекцию – это заполучить от самого налогоплательщика или его представителя ходатайство о переносе. Часто проверяющие напрямую говорят о необходимости переноса проверки в налоговый орган, ссылаясь на более «мягкие» и «ненапряженные» условия проведения такой проверки, поскольку налогоплательщику не придется лишний раз сталкиваться с инспекторами и заботиться об их обустройстве. Иногда инспекторы могут даже обещать, что результат проверки в таком случае не приведет к значительным доначислениям.
В такие сделки с инспекторами лучше не вступать и не подавать никаких ходатайств о переносе проверки по месту расположения инспекции, ведь отменить его впоследствии нельзя, даже если его подал бухгалтер по доверенности. Так, например, суд отказал налогоплательщику в его требовании признать проведение проверки по месту расположения инспекции незаконным, поскольку представителем налогоплательщика было подано письменное заявление о проведении проверки по месту нахождения ИФНС России (постановление ФАС Дальневосточного округа № Ф03- 2316/2012 от 20.06.2012).
В то же время налоговый орган может принять решение о проведении выездной проверки по своему месту нахождения самостоятельно и без заявления налогоплательщика, если установит факт отсутствия у налогоплательщика помещения для проверки. Например, в постановлении ФАС ВСО от 21.07.2010 г. по делу N А58-7346/09 указано на правомерность проведения проверки в налоговом органе в случае, когда у налогоплательщика помещения отсутствуют. А вывод об отсутствии у него помещения был сделан инспекторами из письма налогоплательщика, который просил проводить проверку не у него, а в офисе его аудиторской фирмы. Офис аудиторской фирмы – не территория налогоплательщика, поэтому налоговый орган правомерно отказал в удовлетворении ходатайства налогоплательщика и решил проводить проверку по месту своего нахождения.
Перенести проверку в налоговый орган можно и в том случае, если налогоплательщик не находится по своему юридическому адресу. Подобный случай был рассмотрен Арбитражным судом Приморского края (решение от 16.05.2012 по делу № А51-3447/2012, оставленное без изменения постановлением 5 ААС суда от 18.07.2012).
Приняв решение о проведении выездной налоговой проверки организации, инспекторы выехали к ней по юридическому адресу, однако никаких следов налогоплательщика там не обнаружила. Этот факт был зафиксирован в протоколе осмотра помещения, а налогоплательщику о проведении проверки был уведомлен по почте. Ему были направлены три документа, датированные одной датой: решение о проведении проверки, уведомление о проведении проверки по месту расположения налогового органа ввиду отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить инспекторам помещения для осуществления проверки, и уведомление о необходимости обеспечить инспекторам возможность ознакомиться с оригиналами документов налогоплательщика за проверяемый период.
Налогоплательщик все три документа получил, с «переносом» выездной проверки в инспекцию не согласился и обратился в суд, мотивировав свое заявление тем, что проведение выездной проверки по месту нахождения налогового органа значительно ущемило его права и привело к значительным затратам на ксерокопирование всех документов. Суд в удовлетворении его требований отказал, сославшись на то, что по месту нахождения налогоплательщика у него отсутствовали какие-либо помещения, а об иных его фактических адресах налогового органу известно не было. Отсутствие возможности предоставить помещение для проверки является законным основанием по ст. 89 НК РФ для ее проведения в инспекции.
Следовательно, организации, не располагающиеся по своему юридическому адресу, а лишь принимающие там почту, рискуют неожиданно получить уведомление о проведении выездной проверки по месту нахождения инспекции.
«Экон-Профи»

Окончательный вердикт

Срок для выставления требования об уплате налога не является пресекательным
В ходе выездной налоговой проверки инспекторы обнаружили, что в предшествующем проверке году налогоплательщиком в бюджетную систему России был перечислен платеж примерно на 1 млн. руб., в котором в качестве наименования платежа был указан НДФЛ, но иной КПП. Читать далее...

Вычеты корректируются, а налоговая база - нет
В ходе выездной проверки у налогоплательщика были затребованы документы, подтверждающие примененные им налоговые вычеты, но они оказались уничтоженными в связи с тем, что документация при перевозке была промочена проливным дождем, пришла в негодность и стала нечитаема. Читать далее...

Перерыв в заседании не повод считаться не извещенным
Пытаясь отменить решение, вынесенное по итогам выездной налоговой проверки, налогоплательщик, надлежащим образом извещенный о предстоящем заседании по рассмотрению материалов проверки, на него явился. Но в ходе рассмотрения попросил отложить заседание на более позднее время этого же дня.Читать далее...

Одна проверка – два проигранных дела
Выездная налоговая проверка закончилась для налогоплательщика доначислением налогов в связи с наличием связей с двумя «однодневками», а также привлечением к уголовной ответственности руководителя проверяемой организации. Читать далее...

Новости

При наличии недоимки миграцию могут запретить
В Госдуму поступил очередной законопроект, который поможет усилить контроль за «мигрирующими» организациями. Читать далее...

Банки обязаны давать налоговикам информацию о депозитах и вкладах
Минфин России пояснил порядок предоставления налоговым органам кредитными организациями информации о вкладах и депозитах организаций. Читать далее...

Слишком высокая цена за беспечность
Предприниматель торговала в розницу овощами и фруктами и платила ЕНВД, но два покупателя приобретали товар оптом и перечисляли деньги на расчетный счет, а она выдавала им счета- фактуры, за что жестоко поплатилась.Читать далее...

От налоговой проверки к уголовному делу
В рассылке «Самые опасные налоговые схемы» и на сайте «Экон-Профи» опубликована статья про передачу материалов налоговой проверки в следственный комитет при наличии признаков преступления.
«Экон-Профи»

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 

_______________________________________________________ ______________
Консалтинговая группа «Экон-Профи» под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ. Использование материалов рассылки, охраняемых авторским правом, возможно только с разрешения правообладателя - ЗАО КГ «Экон- Профи».


В избранное