Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговые проверки: правила самообороны - выпуск № 36 от 15 октября 2012


Налоговые проверки: правила самообороны
Выпуск № 36 от 15 октября 2012 г.
Самые опасные налоговые схемы |Все об однодневках |В помощь руководителям и учредителям |Налоговые проверки

 

Содержание выпуска

Налоговые проверки: судиться будет проще. Часть 6
«Ахиллесова пята» налоговиков будет устранена
Процедура уведомления
Битвы разыгрываются нешуточные
Налоговикам развязывают руки
Окончательный вердикт
Когда ссылка на срок хранения документов не поможет
Повторную проверку по отмененному решению надо обосновать
Сверка расчетов – не основание для возврата «старых» переплат
Новости
Иногда заявлять о возврате налога надо дважды
Введен ускоренный порядок оспаривания актов налоговиков
Выписки по счетам: налоговики бесчинствуют?

Налоговые проверки: судиться будет проще. Часть 6.

ВАС РФ определился с некоторыми моментами относительно налоговых споров, связанных с оспариванием результатов налоговых проверок, подготовив проект Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопроса, возникающих при рассмотрении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» (далее – Проект Постановления Пленума ВАС РФ). Несмотря на то, что позиция ВАС РФ еще не обязательна для судов, как нам стало известно из собственной практики, последние уже знают о ней и руководствуются при принятии решений. Самые интересные и важные моменты мы рассматриваем в рассылках «Налоговые проверки: правила самообороны». Так, уже были освящены вопросы:
об обязанности налогового органа ознакомить налогоплательщика с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля
о предоставлении документов по встречным проверкам
о нюансах истребования документов
об очередности взыскания недоимки
о затягивании срока рассмотрения апелляционной жалобы
Сегодня поговорим о нюансах вызова налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки.

«Ахиллесова пята» налоговиков будет устранена

Автор: Пархачева М.А.
член Научно-экспертного Совета
при Палате налоговых консультантов России,
руководитель Консалтинговой группы «Экон-Профи»

Как известно, единственным безусловным основанием для отмены всего решения, принятого по итогам выездной налоговой проверки, является ненадлежащее извещение налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ и п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

Процедура уведомления
Сразу отметим: в НК РФ процедура уведомления налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки не предусмотрена. Поэтому налоговики обычно пользуются привычным способом, предусмотренным для вручения иных документов: путем вручения уведомления лично в руки либо путем отправки его по почте заказанным письмом в адрес налогоплательщика.
Осведомленные налогоплательщики в надежде «отыграть» все решение по процессуальным вопросам всячески уклоняются от получения уведомления либо пытаются получить его через неуполномоченное лицо. А потом в суде заявляют, что процедура рассмотрения материалов проверки была существенно нарушена (их лишили права участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать свои возражения), а потому решение недействительно полностью, вне зависимости от того, какие претензии были предъявлены инспекторами по итогам проверки.
Ситуацию для обеих сторон осложняет и то, что действующим законодательством не оговаривается ни необходимость извещения налогоплательщиков какими-либо определенными способами, ни их последовательность. Как это, например, предусмотрено для вручения Акта проверки: сначала налоговики обязаны попытаться вручить его лично представителю организации, а при уклонении от вручения – отразить этот факт в акте и направить его налогоплательщику заказным письмом (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Тем не менее, по инерции налоговики и уведомление о предстоящем заседании по рассмотрению материалов налоговой проверки направляют налогоплательщикам традиционным способом, пытаясь совместить две процедуры одновременно – передача Акта проверки и уведомление о заседании. Но зачастую в силу разных причин это не удается сделать либо рассмотрение переносится (например, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля). Тогда уведомление надо вручать отдельно от Акта. Тут и начинаются проблемы с вручением уведомления.
Конечно, налоговикам не хочется, чтобы вся сделанная ими во время проверки работа пошла насмарку только из-за того, что налогоплательщик не извещен о предстоящем заседании, а для последнего очень соблазнительно отменить все вынесенное решение по процедурным вопросам. Хотя нельзя исключить того, что налогоплательщик не был извещен в силу ошибок, допущенных сотрудниками налогового органа. Поэтому арбитры вынуждены бесконечно разбирать вопросы надлежащего или ненадлежащего уведомления налогоплательщиков, при этом битвы разыгрываются нешуточные.

Битвы разыгрываются нешуточные
В судах налогоплательщики в качестве основных причин не извещения о предстоящем рассмотрении материалов проверки ссылаются на неполучение уведомления (либо получение после даты заседания) либо на его получение неуполномоченным лицом.
Часто налогоплательщики обвиняют почту, которая задержала письмо либо не позаботилась о его вручении. По мнению судов, прежде чем проводить заседание инспекторы должны быть уверены, что уведомление получено налогоплательщиком.
Так, суд посчитал налогоплательщика не извещенным о рассмотрении материалов проверки, когда почта задержала отправку заказного письма на два месяца, и заседание прошло без налогоплательщика (постановление ФАС МО от 17.11.2011 по делу № А40-19137/2011). То же самое суд решил и в ситуации, когда налоговый орган провел заседание, не убедившись, что налогоплательщик надлежащим образом уведомлен о предстоящем заседании (постановление ФАС СКО от 13.07.2012 по делу № А32-11821/2011).
Также налогоплательщики сетуют на то, что уведомление вручено ненадлежащему лицу – не имеющему доверенности вообще или имеющему доверенность «не для налоговиков».
К примеру, когда инспекция вручает уведомление представителю по общегражданской доверенности, суды указывают, что для взаимодействия с налоговой службой в силу ст. 29 НК РФ в доверенности прямо должно быть указано на полномочие представлять интересы налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. При отсутствии такого полномочия нельзя считать, что фактически уведомление было передано налогоплательщику (определение ВАС РФ от 18.04.2012 № ВАС-3872/12).
В то же время, если уведомление получает лицо, уполномоченное на получение любой корреспонденции, налогоплательщик будет считаться уведомленным надлежащим образом (определение ВАС РФ от 10.11.2011 № ВАС-7603/11).
Если налогоплательщики перебарщивают в своем нежелании получать уведомление о рассмотрении материалов проверки, явно уклоняясь от получения уведомления, суды встают на сторону налоговиков и считают процедуру извещения налогоплательщика соблюденной.
В частности, бесполезно скрываться от получения уведомления путем смены адреса либо путем реорганизации. Так, ВАС РФ суд обвинил налогоплательщика, который не неоднократно просил перенести срока рассмотрения материалов налоговой проверки, и параллельно (в период между составлением акта проверки и вынесением инспекцией решения) менял местонахождение и реорганизовался, в целенаправленном создании условий, препятствующих вынести решение. Поэтому его права нельзя считать нарушенными, а его самого – не уведомленным надлежащим образом о рассмотрении материалов проверки (постановление Президиума ВАС РФ от 23.03.2010 № 13751/09).
Также опасно отказываться от получения корреспонденции. Например, суд может допросить почтальона о причине отказа, как это уже было на практике. Так, письмоносец рассказал, что в тот период, когда должно было поступить уведомление, представитель налогоплательщика, ответственный за получение почты, отказывался от ее приема и просил не приносить почту (особенно – заказные письма от инспекции). Поскольку на территорию организации почтальона также не пускали, почтовое отправление пришлось возвратить инспекции с отметкой об отказе адресата от получения. При таких обстоятельствах суд посчитал доказанным намеренное уклонение налогоплательщик от получения извещения и счел процедуру уведомления соблюденной (постановление ФАС СКО от 31.10.2011 по делу № А15-2503/2010).
Как видим, при возникновении проблем с извещением налогоплательщиков о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, фактически суды выясняют, был ли он в курсе предстоящего заседания или нет, а если нет – не уклонялся ли он намеренно от получения уведомления.
Данную позицию подтвердил и Президиум ВАС РФ, указав, что для вывода о надлежащем извещении налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговый орган должен доказать, что тот фактически обладал соответствующей информацией (п. 43 Проекта Постановления Пленума ВАС РФ). Правда, о злонамеренном уклонении от получения уведомления в Проекте ничего не сказано, зато Президиум ВАС РФ иным способом развязал налоговикам руки.

Налоговикам развязывают руки
Учитывая, что процедура извещения какими-либо конкретными способами налоговым законодательством не предусмотрена, Президиум ВАС РФ считает, что уведомлять можно любым способом, в частности, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, по факсу или путем направления телефонограммы или телеграммы (п. 44 Проекта Постановления Пленума ВАС РФ).
Если передача сообщений по телекоммуникационным каналам связи и через телеграмму не вызывает вопросов, то уведомление исключительно по факсу или телефонограммой вызывает большие сомнения. Данные способы уведомления могут привести к большим злоупотреблениям со стороны налоговиков: ведь ничего не стоит подделать, скажем, журнал учета телефонограмм, вписав в него нужный звонок (хотя разговор мог идти совсем о другом). Также инспектор, передающий сообщение может ошибиться и назвать, допустим, другие дату или время, нежели стоят в уведомлении, передать телефонограмму неуполномоченному лицу, отправить плохо читаемый факс и т.п.
Интересно, что раньше ВАС РФ проповедовал другую позицию, считая, что из телефонограммы невозможно установить существо переговоров, даже если передача сообщения подтверждается детализацией счета и журналом телефонных переговоров (определение ВАС РФ от 15.03.2011 № ВАС-2428/11). И указывал, что в отсутствие письменного уведомления налогоплательщик должен считаться неизвещенным (определение ВАС РФ от 14.01.2009 № 17276/08).
Представляется, что уведомление по факсу или телефону можно рассматривать как дополнительные меры к отправке почтового извещения, когда налоговый орган будет доказывать, что им приняты все необходимые меры для извещения налогоплательщика о предстоящем заседании.
«Экон-Профи»

Окончательный вердикт

Когда ссылка на срок хранения документов не поможет
Во время выездной налоговой проверки выяснилось, что предприниматель применил налоговые вычеты по НДС за пределами периода, в котором возникло право на вычеты, но к моменту истребования подтверждающих документов срок их хранения истек. Читать далее...

Повторную проверку по отмененному решению надо обосновать
В связи с существенным нарушением процедуры проверки вышестоящий налоговый орган был вынужден полностью отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной налоговой проверки, но тут же назначил повторную проверку.Читать далее...

Сверка расчетов – не основание для возврата «старых» переплат
В связи с принятием решения о ликвидации организации, с инспекцией была проведена сверка расчетов по налогам, которая показала наличие переплаты по НДС на 1,5 млн. руб.Читать далее...

Новости

Иногда заявлять о возврате налога надо дважды
По мнению Минфина России, при поступлении заявления о возврате налога (например, в связи с его излишней уплатой), налоговый орган сначала должен зачесть имеющиеся на этот момент другие налоговые обязательства, при этом оставшаяся сумма автоматически не возвращается.Читать далее...
«Экон-Профи»

Введен ускоренный порядок оспаривания актов налоговиков
Начиная с 25 сентября 2012 года, налоговый спор по малозначительным делам может быть разрешен в упрощенном порядке, срок принятия решения по которому ограничен строго двумя месяцами.Читать далее...
«Экон-Профи»

Выписки по счетам: налоговики бесчинствуют?
В рассылке «Самые опасные налоговые схемы» и на сайте «Экон-Профи» опубликована статья про незаконное истребование у банков выписок по счетам контрагентов налогоплательщиков.
«Экон-Профи»

Уважаемые подписчики!

Рекомендуем Вам подписаться на рассылку «Самые опасные налоговые схемы»:

  • Эксклюзивные авторские статьи по вопросам применения налоговых схем
  • Свежие новости из арбитражной практики по спорам о недобросовестности
  • Персональные советы руководителям и учредителям, которые помогают защититься от ответственности
  • Сногсшибательные сообщения о борьбе с неплательщиками налогов, подборка самой полезной информации из сети Интернет и многое другое!
  Ознакомиться с примерным выпуском этой рассылки можно здесь.
Подпишитесь на рассылку
"Самые опасные налоговые схемы"

 

_______________________________________________________ ______________
Консалтинговая группа «Экон-Профи» под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ. Использование материалов рассылки, охраняемых авторским правом, возможно только с разрешения правообладателя - ЗАО КГ «Экон- Профи».


В избранное