← Декабрь 2003 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
14
|
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней 16 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.taxpravo.ru
Открыта:
17-06-2003
Статистика
-4 за неделю
Эффективная защита налогоплательщиков
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Эффективная защита налогоплательщиков.
(Выпуск № 26 от 05.12.2003)
Здравствуйте, Уважаемые подписчики !
Предлагаем Вам новый выпуск рассылки:
Наиболее интересные темы этой недели форума "Налоговое право": |
Если Вы хотите обсудить проблемы, затронутые нашей рассылкой, высказать свое мнение, то это можно сделать на нашем форуме "Налоговое право". Вы можете ознакомиться со специальной "Темой-оглавлением", где все обсуждения разбиты по видам налогов и главам НК РФ |
Новые статьи (Аналитика): |
Уважаемые подписчики, Банкир.ру приглашает авторов для написания статей, в частности, касающихся сферы налогообложения. Вы можете присылать свои материалы сюда. Банкир.ру посещает за месяц более 100 000 уникальных посетителей, мало найдется печатных изданий, которые имеют такую аудиторию. Оплата производится на договорной основе. Максимальный размер статьи 20 тыс. знаков. "Анализ положений о введении НДС-счетов или стране нужен металл". Данный материал посвящен анализу готовящихся изменений в законодательство относительно введения системы специальных счетов по НДС. Материал будет интересен каждому налогоплательщику. В статье раскрываются основные противоречия и трудности, которые возникнут при введении таких счетов./Николай Безбородов, юрисконсульт ООО "ФБК"/ (читать) "Реализация предприятия как хозяйственного комплекса". Приобрести или продать целое предприятие в настоящее время не представляет особого труда: есть спрос и есть предложение. Однако сама процедура такой сделки может вызвать затруднения как у покупателя, так и продавца. Сделка, предметом которой является купля-продажа предприятия как хозяйственного комплекса, имеет свои юридические и бухгалтерские особенности. Именно об этих особенностях и пойдет речь в настоящей статье./специально для банкир.ру Леонид Сомов, налоговый консультант/ (читать) |
Арбитражная практика: |
1. Сегодняшнюю рассылку мы вновь начинаем с трех новых решений КС РФ. Начнем с Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2003 г. № 349-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда Челябинской области о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 и статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Заявитель указывал на несоразмерность минимального размера штрафа. Что же ответил КС РФ ? Мнение КС РФ сводится к следующему:
|
"Оспариваемая в запросе статья 14.5
Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях имеет
многофункциональное значение и
направлена прежде всего на обеспечение
интересов граждан в области торговли и
оказания услуг, защиту прав потребителя,
а также на охрану установленного
порядка торговли и оказания услуг,
финансовых интересов государства,
финансовой (в том числе налоговой)
дисциплины. |
|
Получается главное, по мнению КС РФ, это наличие дифференцируемого размера штрафа. И не важно, что минимальная граница штрафа абсолютно несоразмерна, то есть, если бы законодатель установил штраф от 3000 МРОТ до 4000 МРОТ, то такая санкция была бы конституционно. Вообще данное определение почти полностью копирует Определение КС РФ 116-О, о котором мы уже подробно писали (читать) и аргументировали свою позицию относительно данных штрафов, по которым КС РФ, по сути, изменил свою позицию.
Еще одним интересным моментом является то, что это уже второе определение в отношении статьи 14.5 КоАП РФ и оба раза заявителями были арбитражные суды. То есть судьи на местах понимают, что размер штрафа абсолютно несоразмерен, но КС РФ опять встал на сторону бюджета, а не на защиту прав налогоплательщиков.
Вы можете поучаствовать в обсуждении данного определения здесь.
2. Рассмотрим Определение КС РФ от 2 октября 2003 года № 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Дизайн-группа "Интерьер Флора" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 НК РФ". Доводы заявителя сводились к следующему:
|
"В своей жалобе в Конституционный Суд
Российской Федерации ООО "Дизайн-группа
"Интерьер Флора" оспаривает
конституционность указанной нормы. При
этом заявитель утверждает, что между
положениями статьи 161 и статей 24 и 143
Налогового кодекса Российской
Федерации имеются неустранимые
противоречия, которые в силу пункта 6
статьи 3 данного Кодекса должны
толковаться в пользу налогоплательщика,
суды же неправильно применяют нормы
налогового законодательства о
необходимости перечисления арендатором
сумм налога на добавленную стоимость
при аренде государственного имущества:
поскольку арендодатель не является
налогоплательщиком, то и арендатор не
должен нести обязанность налогового
агента, и у него нет обязанности по
уплате налога на добавленную стоимость
в бюджет. Кроме того, по мнению заявителя,
отсутствие у него права на предъявление
взысканных налоговыми органами
денежных средств к вычету на основании
статей 171 - 173 Налогового кодекса
Российской Федерации означает
противоречащее статьям 35 (часть 3) и 55 (часть
3) Конституции Российской Федерации
лишение юридического лица
принадлежащего ему имущества. |
|
КС РФ ответил следующей аргументацией:
|
"По сути, вопрос о конституционности нормы пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель подменяет вопросом о целесообразности обложения налогом на добавленную стоимость операций по аренде государственного имущества и имущества муниципальных образований, разрешение которого относится к компетенции законодателя и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". |
|
На самом деле, сам КС РФ подменяет понятия, так как заявитель указывал на тот факт, что публичные образования не являются налогоплательщиками, что прямо следует из статей 11 и 143 НК РФ. И именно в обязанности КС РФ входит определение законности возложения обязанности по уплате налога в смысле статьи 57 НК РФ. То есть КС РФ отказался рассматривать по существу факт того, что один из существенных элементов налогообложения, а именно налогоплательщик, не установлен. Далее КС РФ дополняет свою позицию следующим высказыванием:
|
"Взимание налога на добавленную стоимость при предоставлении публичного имущества в аренду обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения, т.е. операции по реализации услуг, имеющие стоимостную характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Освобождение таких операций от налогообложения означало бы изъятие из общего правового режима, несовместимое с конституционными принципами экономической нейтральности налогов и признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности" |
|
Данное утверждение можно распространить на определенный круг операций, в отношении которых сейчас идут споры. Например, споры вокруг налогообложения НДС услуг вневедомственной охраны, услуги которой окружные суды, да и ВАС РФ, почему то не признают реализацией услуг в смысле статьи 146 НК РФ. Эта тема обсуждалась на форуме здесь. Также такую позицию можно на распространить на приобретение земли, находящейся в собственности государства.
Далее КС РФ приводит еще одно очень спорное утверждение :
|
"Порядок уплаты налога на добавленную стоимость, установленный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т.е. составляющего государственную казну (абзац второй пункта 4 статьи 214 ГК Российской Федерации), при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях. Законодатель вправе определить элемент юридического состава налога на добавленную стоимость, каковым является субъект данного налога у (налогоплательщик), таким образом, как это осуществлено в пункте 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку органы государственной власти и управления и органы местного управления являются организациями, обладающими правами юридического лица" |
|
Если мы посмотрим пункт 3 статьи 161 НК РФ, то никакого упоминания о налогоплательщике мы не найдем, мы лишь обнаружим некоторые элементы налогообложения: объект, налоговую базу. То есть КС РФ, утверждает, что для установления налогоплательщика в смысле статьи 17 НК РФ и статьи 57 Конституции РФ достаточно установить обязанности налогового агента, что полностью нарушает какую-либо логику, так как налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (статья 24 НК РФ). То есть лицо изначально должно знать, кто является налогоплательщиком. Обязанности налогового агента всегда являются производными от обязанностей.
Тем не менее, в данном Определении есть и положительные моменты. КС РФ отметил, что налоговые агенты, уплатившие с арендной платы НДС в бюджет вправе принять такой НДС к вычету. Аргументация сводилась к следующему:
|
"5. В силу пункта 3 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда покупатель является налоговым агентом продавца услуги и сам исчисляет, удерживает и уплачивает налог на добавленную стоимость, он, соответственно, имеет право на вычет уплаченных сумм. Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с его статьей 169 является счет-фактура. При аренде государственного или муниципального имущества органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - в отличие от других арендодателей (частных лиц) - не выписывают счета-фактуры, в связи с чем возникает проблема получения арендатором такого имущества вычета по налогу на добавленную стоимость, уплаченного им как налоговым агентом, поскольку отсутствие счета-фактуры рассматривается налоговыми органами как формальное препятствие для его осуществления. Тем самым создается существенно разный налоговый режим аренды имущества различных форм собственности, а операции по аренде государственного или муниципального имущества подвергаются налоговой дискриминации. Подобная трактовка норм Налогового кодекса Российской Федерации противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в Постановлении от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отметил, что в сфере налоговых отношений не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований. В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами. Таким образом, счет-фактура не является единственным документом для предоставления налогоплательщику вычетов по налогу на добавленную стоимость. Налоговые вычеты в данном случае могут предоставляться и на основании иных документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость. Такой подход согласуется с конституционно-правовым смыслом вычетов по налогу на добавленную стоимость, выявленных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20 февраля 2001 года по делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость". Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании документов, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость." |
|
Таким образом, здесь модно сделать следующие выводы. КС РФ прямо признал прямо, что счет-фактура не является единственным документом для получения вычетов по НДС. Этот вывод очень важен для налогоплательщиков и будет сильным аргументов против налоговых органов, которые, например не принимают к вычету многие командировочные расходы при отсутствии счета-фактуры. Все те организации и индивидуальные предприниматели, которые уплатили НДС с аренды государственного имущества, исполняя обязанности налоговых агентов, могут принять к вычету данные суммы НДС. То есть у данных налогоплательщиков образовалась переплата по НДС, которую можно вернуть. С какими трудностями Вы можете столкнуться при возврате, Вы можете узнать в данном обсуждении.
Следует также отметить, что КС РФ вскользь указал на то, что ответственность по статье 123 НК РФ наступает независимо от того, удержал или нет налоговый агент сумму налога.
Обсуждение данного Определения можно продолжить здесь
3. Третьим определением, которое мы сегодня рассмотрим, является Определение от 6 ноября 2003 г. № 386-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб открытого акционерного общества "Краснафарма", открытого акционерного общества "КВС" и общества с ограниченной ответственностью "Балтийские Магистральные нефтепроводы" на нарушение конституционных прав и свобод подпунктом "х" пункта 1 статьи 21 Закона Российский Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Суть аргументов заявителя сводилась к следующим аргументам:
|
"Заявители утверждают, что названное положение не устанавливает существенные элементы сбора за уборку территорий населенных пунктов как местного налога, чем противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, согласно которому представительный орган местного самоуправления при установлении местных налогов вправе лишь определять налоговую ставку в пределах, установленных самим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу, иные же элементы налогообложения определяются данным Кодексом (абзац третий пункта 4 статьи 12); налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (пункт 1 статьи 17). По мнению заявителей, применение названного положения в их делах привело к нарушению прав, гарантированных статьями 8, 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 55 (часть 1), 57 и 74 Конституции Российской Федерации |
|
К сожалению, сам заявитель, на наш взгляд, налогоплательщик допустил неточность, сославшись на статью 12 НК РФ, которая не применяется, из чего модно было извлечь положительные моменты в доказывании своей правоты. Данной неточностью и воспользовался КС РФ, отметив следующее:
|
"Из взаимосвязанных положений статей
71 (пункт "з"), 72 (пункт "и" части
1), 75 (часть 3) и 132 (часть 1) Конституции
Российской Федерации следует, что
установление налогов и сборов
осуществляется не только федеральными
органами государственной власти и
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, но и
органами местного самоуправления.
Следовательно, введение
представительным органом власти на
своей территории сбора за уборку
территорий населенных пунктов,
предусмотренного оспариваемым
положением в качестве местного налога,
не может рассматриваться как нарушение
конституционных прав заявителей. |
|
Следует отметить, что КС РФ в очередной раз "прикрыл" интересы бюджета, сославшись, что Федеральный закон от 31.12.2002 № 191-ФЗ установил размер ставки для юридических лиц и на этом основании не признал налог неконституционным. Хотя до этого Закона основной элемент налогообложения отсутствовал и тот же КС РФ не раз признавал, что налоги субъектов. да и местные налоги, устанавливаемые федеральным законодателем должны иметь предельные ставки налога.
Почему об этом "забыл" КС РФ ? Пусть каждый для себя найдет ответ. Обсуждение данного Определения можно продолжить здесь.
4. После введения 25 Главы НК РФ редкий налоговый чиновник не заявлял во всеуслышание, что заемщики, получающие беспроцентные займы, обязаны уплатить налог на прибыль с мифических процентов, причем по ставке рефинансирования ЦБ РФ. Особенно в таком зомбировании преуспевали г-н Оганян К.И. и г-жа Лапина О. Г. Прошло почти два года, пора так сказать, ответить за свои слова перед налогоплательщиками. В отношении рассматриваемой ситуации ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 09 октября 2003 года № А56 -11085/03 отметил следующее:
|
"Как следует из содержания акта
выездной налоговой проверки, Общество в
нарушение требований пункта 8 статьи 250
НК РФ не включило в состав
внереализационных доходов доход в виде
безвозмездно полученных имущественных
прав, а именно - выгоду по процентам,
полученную за пользование
беспроцентными займами,
предоставленным юридическими лицами. |
|
Аналогичный спор был рассмотрен в Постановлении ФАС Центрального округа от 8 октября 2003 г. № А09-4251/03-22-29:
|
"Как видно из материалов дела,
Инспекцией МНС РФ по Бежицкому району г.
Брянска проведена выездная налоговая
проверка ООО "Никс" по вопросам
соблюдения налогового законодательства
за период 01.07.2002 - 01.02.2003, которой
установлено, что в нарушение п. 8 ст. 250
Налогового кодекса Российской
Федерации предприятие для целей
налогообложения не включило во
внереализационные доходы сумму в виде
процентов от безвозмездно полученного
имущественного права пользования
денежными средствами по беспроцентному
займу от физического лица на основании
договора беспроцентного займа, о чем
составлен акт от 13.05.2003 N 258. |
|
Выводы: |
Итак, мы можем констатировать, что очередной миф от налоговых органов растаял. Положения 25 Главы НК РФ не содержит таких положений, которые бы позволяли бы определять у заемщика, получившего беспроцентный заем, размер некого виртуального дохода.
Требования налоговых органов об уплате налога на прибыль по таким займам не основаны на нормах НК РФ, а значит незаконны.
Уважаемые подписчики,
Ваши предложения и замечания направляйте автору рассылки.
Рассылку подготовил и составил: Костальгин Дмитрий
(c) 2003 Дмитрий Костальгин. Использование материалов рассылки возможно только с письменного разрешения правообладателей.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||