Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Налоговый консультант Московского региона
"Налоговый консультант Московского региона"
Выпуск №8 май 2001
Сегодня в номере:
4. Информация для налогоплательщика
В Госдуму поступила новая редакция главы о налоге с продаж части второй Налогового кодекса В Госдуму внесен проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и ст.20 закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", касающихся налога с продаж. В законопроекте, в частности, предусмотрены следующие изменения действующего законодательства о налоге с продаж: объект налогообложения будет определен как операция по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ исключительно в розницу; субъекты РФ потеряют право пополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ услуг); устранится возможность двойного обложения налогом организаций и индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары для дальнейшего их использования в предпринимательской деятельности. Налоговую ставку предлагается установить в размере 5% включительно, а не до 5%, как это сформулировано в действующем законодательстве о налоге с продаж. Предполагается, что новая редакция главы 27 второй части НК РФ о налоге с продаж должна вступить в силу с 1 января 2002г. Ставка единого социального налога, возможно, будет снижена Президент России Владимир Путин поручил правительству в сжатые сроки добиться снижения ставки единого социального налога. На встрече с министром РФ по налогам и сборам Геннадием Букаевым, министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом и министром труда и социальных отношений РФ Александром Починком президент поручил снизить пороговую ставку заработной платы, с которой начинается регрессия, с 50 до 30 тыс. руб. в год на одного работающего. О заполнении поля "Назначение платежа" в платежном поручении при перечислении ЕСН Минфин России разъяснил порядок заполнения поля "Назначение платежа" в платежном поручении при перечислении средств в уплату единого социального налога (взноса). В поле "Назначение платежа" плательщиком указывается регистрационный номер в государственном социальном внебюджетном фонде при условии его присвоения плательщику, в случае же его отсутствия - номер не указывается.
Имеет ли налогоплательщик право на льготу, если он об этом не заявил? Интересен вопрос о том, что следует рассматривать в качестве подтверждения наличия льготы. Например, на практике нередки такие ситуации, когда налоговые органы на том основании, что налогоплательщик в налоговом расчете не заявил право на льготу, делают вывод, что у него (налогоплательщика) права на такую льготу нет. Такой подход представляется неправильным. Право на льготу по налогу вытекает из закона. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При этом ст. 23 НК РФ, перечисляющая обязанности налогоплательщика, не содержит в своем перечне обязанности плательщиков сообщать в налоговый орган о намерении использовать предоставленные им налоговые льготы или об имеющихся основаниях для использования налоговых льгот. Как правило, иные законодательные акты также не предусматривают такой обязанности налогоплательщика. Таким образом, думается, что единственным основанием для вывода об отсутствии права налогоплательщика на налоговую льготу является письменное заявление налогоплательщика об отказе от использования предоставленной ему законом налоговой льготы. Однако следует иметь в виду, что данное положение в отношении НДС, Акцизов и единого социального налога следует применять с учетом особенностей, установленных частью второй Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждением правильности этого вывода является п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.99 № 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", из которого следует, что "...при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде". Более того, на обязанность судов проверить наличие возможных льгот и освобождений от налогообложения указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.97 № 2484/96. Отсутствие раздельного учета не является препятствием для предоставления льготы по налогу Еще одним важным моментом в определении права налогоплательщика на льготы имеет следующее решение ВАС РФ. Как известно, многие нормативные акты связывают право на пользование льготы с раздельным учетом льготируемой и нельготируемой деятельности организации. Практика показывает, что налоговые органы используют это обстоятельство при определении права налогоплательщика на использование налоговой льготы. Однако в постановлении Президиума ВАС РФ от 16.12.77 № 4827/97 указано: "…факт отсутствия ведения раздельного учета затрат не является препятствием для предоставления льготы". Применение льготы по налогу на прибыль при финансировании капитальных вложений не зависит от момента ввода в эксплуатацию основных средств Также представляет интерес существующий прецедент в отношении толкования судом права налогоплательщика на льготу по налогу на прибыль в виде капитальных вложений. Согласно пп. "а" п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 6 Закона о налоге на прибыль при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения. Закон не связывает предоставление данной льготы с моментом введения в эксплуатацию основных средств. Поэтому у налоговой инспекции оснований для взыскания налога и финансовых санкций не имелось. Штрафы за налоговые нарушения, выявленные после реорганизации юридического лица, не могут назначается правопреемнику Согласно ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Такое положение имело место и ранее. Так, в п. 2 письма ВАС РФ от 28.08.95 № С1-7/ОП-506 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике" было указано, что к вновь созданному юридическому лицу впоследствии не может применяться ответственность за нарушения налогового законодательства, допущенные реорганизованным юридическим лицом и выявленные после образования нового юридического лица. В то же время закон не определяет, что следует понимать под моментом наложения налоговых санкций. С одной стороны, указание на совершение налогового правонарушения содержится в акте налоговой проверки, с другой стороны, актом, предлагающим уплатить налоговые санкции, является решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности. Однако следует иметь в виду, что виновность лица в совершении налогового правонарушения может установить только суд. Таким образом, не ясно, какая дата (дата составления акта налоговой проверки, дата принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, либо дата вступления в силу решения суда) является датой наложения налоговых санкций. В связи с данным обстоятельством лучше ориентироваться на самый худший вариант и исходить и того, что датой наложения налоговых санкций является дата составления акта налоговой проверки. Таким образом, если акт налоговой проверки был составлен после завершения реорганизации, то налоговые санкции не могут быть наложены. Как показывает практика, любая налоговая проверка заканчивается применением штрафных санкций. Размер этих санкций как минимум равен 15 000 руб. + 20% от недоимки, что в среднем составляет от 50 000 руб. до 100 000 руб. (15000 это штраф за грубое нарушение правил
учета объектов налогообложения ст. 119 НК РФ).
Итак, как уже отмечалось, согласно ст. 50 НК РФ на правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. На сегодняшний день реорганизацию фирмы можно провести в течение 7-14 дней. Стоимость реорганизации составляет примерно 300 долларов США (т. е. около 9000 руб.). При соотношении даже самых минимальных размеров штрафных санкций и стоимости реорганизации следует сделать вывод, что реорганизация более экономически выгодна, чем уплата штрафов. Таким образом, реорганизация юридического лица в большинстве случаев является способом избежания уплаты штрафных санкций. (хотите полную схему действий - обращайтесь)
Вопрос: Следует ли при осуществлении организацией видов деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, представлять в налоговый орган две Справки об авансовых взносах налога в бюджет, исходя из предполагаемой прибыли? Ответ: В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль в бюджет, в течение квартала производят авансовые взносы налога исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Согласно пункту 2.10 Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, то исчисление налога производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом по предприятию. В целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по каждому виду осуществляемой ими деятельности. Учитывая, что для осуществления расчетов с бюджетом по налогу на прибыль необходима сумма авансовых взносов налога, Справки об этих взносах представляются по каждому виду деятельности, прибыль по которым облагается налогом по разным ставкам. В случае представления Справки в целом по организации, данные должны быть указаны с разбивкой по видам деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам. Вопрос: Следует ли составлять отдельные расчеты дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) по бюджетам различных уровней и следует ли при составлении этих расчетов учитывать задолженность по дополнительным платежам? Ответ: Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 11.06.99 № АС-6-09/477 установлено, что уплата налога на прибыль в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации производится отдельными платежными документами. Налоги уплачиваются в различные бюджеты в соответствии с установленными ставками и при наличии недоимки в один из бюджетов, начисление пени на указанную недоимку производится вне зависимости от наличия переплаты по другому бюджету. Порядок расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, определен пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также инструкцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Указанными документами не предусмотрено составление расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) отдельно по каждому бюджету. Распределению между бюджетами различных уровней подлежит сумма дополнительных платежей, определенная в целом по организации, так как это предусмотрено пунктом 4 примечаний Приложения № 8 к названной выше инструкции. Следовательно, оснований для распределения других показателей расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) (за исключением строки 5 указанного расчета) между бюджетами различных уровней не имеется. При этом следует иметь в виду, что в случае, если на начало отчетного периода по одному из бюджетов имеется недоимка, а по другому переплата, то сумма авансовых платежей за истекший квартал, отражаемая по строке 2 Расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета) подлежит уменьшению на данную сумму недоимки (в т. ч. задолженность по дополнительным платежам в бюджет), а сумма излишне уплаченного налога по одному из бюджетов будет являться авансовыми взносами по Справке об авансовых взносах налога и учитываться при определении сумм авансовых платежей за истекший квартал для расчета дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета). Таким образом, по строке 2 Расчета отражаются фактически поступившие (с учетом недоимки и переплаты в указанном выше порядке) авансовые платежи, но в пределах сумм, предусмотренных в справках об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли. Вопрос: Какие сведения и в какой форме организация представляет в налоговые органы по месту нахождения (регистрации) филиалов и представительств, имеющих отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет? Ответ: В соответствии с разъяснениями, приведенными в письме МНС России от 29.02.2000 № ВГ-6-02/158, начиная с 01.01.2000 организации, в т. ч. коммерческие банки, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 660, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.95 № НП-4-01/46н, зарегистрированными в Минюсте России 14.08.95 № 932 (с учетом изменений и дополнений). При этом в названном письме МНС России от 29.02.2000 № ВГ-6-02/158 указано, что организации могут применять вышеупомянутый порядок с учетом следующих особенностей. Сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, а также суммах налога, определенных в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации исходя из фактически полученной прибыли, организация сообщает филиалам (представительствам), имеющим отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов применительно к пункту 2 вышеупомянутых Методических указаний. Одновременно со сведениями о суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются сведения о суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврата из бюджетов), исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом. Сведения об указанных суммах сообщаются в произвольной форме (письменного указания, распоряжения, задания и т.д. о причитающихся к уплате суммах) и должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером головной организации. Представление иной дополнительной информации не предусмотрено.
4. Информация для налогоплательщика Новый бланк счета-фактуры и состав показателей (в формате MS Word)
Внесены изменения и дополнения в Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье). Поправки в основном приводят текст рекомендаций в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". ПРИКАЗ N БГ-3-03/120 от 12 апреля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)"
В связи с принятием Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" ("Российская газета", N 248-А, 31.12.2000) приказываю: Внести в Методические рекомендации по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье), утвержденные Приказом МНС России от 19.12.2000 N БГ-3-03/441, изменения и дополнения согласно приложению.
Министр Российской Федерации по налогам и сборам Г.Букаев Согласовано Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.Моторин
Изменения и дополнения к Методическим рекомендациям по применению главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье) 1. Абзац 3 пункта 3 изложить в следующей редакции: "Участник договора простого товарищества, исполняющий обязанности по исчислению и уплате всей суммы акциза, обязан известить налоговый орган об исполнении им обязанностей налогоплательщика акциза в рамках договора простого товарищества. Указанный участник договора простого товарищества представляет в налоговый орган по месту его постановки на учет в качестве налогоплательщика Декларацию по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, утвержденную Приказом МНС России от 28.02.2001 N БГ-3-03/66 (далее - Декларация) в целом по совместной деятельности (по формам N 3 и (или) N 4 Декларации), а также по каждому участнику договора простого товарищества - плательщику акциза по минеральному сырью (по формам N 3а и (или) N 4а Декларации)."; 2. В пункте 4: 1) подпункт 4.1 изложить в следующей редакции: "4.1. Согласно указанной статье освобождаются от налогообложения операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа; операции по использованию нефти на собственные технологические нужды нефтедобывающих организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи, подготовки и транспортировки нефти, а также операции по использованию нефти для целей повышения нефтеотдачи пластов и других технологических операций, включая обработку бурового раствора, перевод скважин на нефть при освоении и исследовании скважин в пределах нормативов, обусловленных технологиями добычи нефти; кроме того, операции по реализации нефти, добываемой из вводимых в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации (по состоянию на 1 января 1999 года) скважин. При проведении камеральных и выездных налоговых проверок следует иметь в виду, что освобождение от налогообложения указанных операций производится только при наличии утвержденных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, нормативов и перечня скважин."; 2) в подпункте 4.3 после слова "по реализации" вставить слово "(передаче)"; 3. В пункте 5: 1) в подпункте 5.2: в абзаце первом после слов "реализованного (переданного)" вставить слова "на территории Российской Федерации", после слова "непосредственно" вставить слово "конечным"; в абзаце третьем после слов "в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации," вставить слова "передача отбензиненного сухого и нефтяного (попутного) газа после их обработки или переработки;"; в абзаце третьем слова "передача и (или) реализация природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам (в том числе и по организациям, входящим в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которым устанавливается нулевая ставка акциза на природный газ)." заменить на слова "передача природного газа для производства (в том числе на давальческой основе) сжатого газа в случае его реализации по государственным регулируемым ценам, в том числе и по организациям, входящим в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, которым устанавливается нулевая ставка акциза на природный газ.". 2) Подпункт 5.3 дополнить абзацем следующего содержания: "Организации - налогоплательщики акциза, являющиеся субъектами естественных монополий в сфере транспортировки газа по трубопроводам, при расчете налоговой базы по акцизу на природный газ включают затраты на транспортировку природного газа в размере фактически уплаченного тарифа на транспортировку. Налоговые органы при проведении выездных и камеральных проверок обязаны истребовать у этих организаций уведомление о включении их в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе по форме согласно Приложению N 2 к Положению о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль, утвержденному постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.01.2000 N 2/11.". 4. Пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания: "При этом, если указанные организации передают на территории Российской Федерации добытый ими природный газ для использования на собственные нужды, на промышленную переработку на давальческой основе и (или) в структуре организации для изготовления других видов продукции, то перечисленные операции по передаче природного газа подлежат налогообложению в соответствии с главой 22 Налогового кодекса. В этом случае природный газ, переданный для осуществления указанных операций, облагается по ставке в размере 15 процентов. 5. Пункт 8 изложить в следующей редакции: "8. Статьей 206 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты акцизов при выполнении соглашений о разделе продукции. В указанных случаях освобождаются от налогообложения операции по реализации инвесторами и (или) операторами (или по их поручению третьими лицами) добываемых при выполнении таких соглашений подакцизных видов минерального сырья, если такое минеральное сырье является в соответствии с условиями указанных соглашений собственностью инвесторов. При этом следует иметь в виду, что осуществляемые при реализации соглашений о разделе продукции операции по передаче нефти и (или) стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанные в статье 182 НК РФ, от налогообложения не освобождаются, кроме операций по передаче нефти и стабильного газового конденсата, а также природного газа, указанных в статье 183 Налогового кодекса. При проведении контроля за исчислением и уплатой акциза на нефть и стабильный конденсат следует иметь в виду, что при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты акциза, установленные указанными соглашениями".
|
На сайте Аудиторской фирмы "Финкомаудит" появился новый раздел библиотека, в котором Вы можете найти Кодексы, бухгалтерское ПО, образцы договоров. Для любителей юмора специальный раздел. |
Подписаться на другие рассылки Аудиторской фирмы "Финкомаудит" можно на нашем сайте Вы можете задать вопрос, или выразить свою точку зрения по вопросам затронутым в рассылке, на наших форумах Бухучет и Аудит Авторы рассылки профессиональные аудиторы, консультанты и юристы желают Вам успеха и процветания. Средства массовой информации заинтересованные в сотрудничестве, могут обращаться по адресу smi@fincomaudit.ru |
![]() |
Аудиторская фирма «ФИНКОМАУДИТ»
|
Аудиторская фирма "Финкомаудит"
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
В избранное | ||