Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

taxCOACH: рассылка о налогах и налоговой безопасности № 39 (243) от 13.04.2010 г.


 

Консалтинговая группа "Ардашев и партнеры"

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности 


taxcoach Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности


В 2010 «кошмарить» бизнес будут меньше!?
Об изменениях в порядке привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Не секрет, что инициирование уголовного преследования по преступлениям экономической направленности долгое время являлось инструментом давления на бизнес как для «нечистых на руку» чиновников, так и для недобросовестно настроенных конкурентов. Проблема была настолько актуальной, что о ней неоднократно говорили и первые лица страны. И вот свершилось: 07 апреля 2010г. Президентом был подписан Федеральный закон №60-ФЗ, направленный на укрепление защищенности бизнеса от необоснованного уголовного преследования. В настоящей статье мы проанализируем основные изменения, внесенные указанным законом в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и иные законодательные акты РФ.

В первую очередь необходимо отметить, что значительно (в шесть раз и более!) повышены размеры сумм крупного и особо крупного ущерба по большинству преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ).

Так, например, если раньше по таким преступлениям, как незаконное предпринимательства, незаконное получение кредита, незаконное использование товарного знака, злостное уклонение от исполнения кредиторской задолженности, контрабанда, а также по некоторым другим составам сумма крупного ущерба, дохода или задолженности составляла 250 тыс. рублей, а особо крупного - 1 млн. рублей, то теперь эти суммы соответственно составляют 1,5 млн. и 6 млн. рублей.

С 500 тыс. рублей до 3 млн. рублей повышена сумма крупного размера сокрытых таможенных платежей по ст.194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица». А сумма особо крупного размера по данной статье увеличена с 1,5 млн. рублей до 36 млн. рублей!

Вместе с тем, мы особо подчеркиваем, что вопреки ожиданиям отдельных представителей бизнес-сообщества, действие принятого закона не распространяется на размер крупного и особо крупного ущерба по преступлениям против собственности (гл.21 УК РФ). В первую очередь речь, конечно же, идет о ст.159 УК РФ «Мошенничество», по которой квалифицируется незаконное возмещение НДС из бюджета. По данной категории дел все осталось как по-прежнему: сумма крупного ущерба составляет 250 тыс. рублей, а особо крупного - 1 млн. рублей.

Существенным образом изменена диспозиция ст.171 УК РФ «Незаконное предпринимательство»: декриминализованы деяния, связанные с осуществлением деятельности с нарушением лицензионных требований, а также деятельности при отсутствии разрешения на ее осуществление. Уголовно наказуемым теперь остается только осуществление деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна. Таким образом, руководители компаний, имеющих соответствующие лицензии на осуществление определенных видов деятельности, могут более не опасаться быть привлеченными к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство по причине нарушения отдельных лицензионных требований (что ранее встречалось достаточно часто).

Немаловажным является и признание утратившей силу ст.173 УК РФ «Лжепредпринимательство», которая не устраивала ни бизнес, ни правоохранительные органы в силу того, что деяния, ответственность за которые была предусмотрена данной статье УК РФ, пересекались с иными составами преступлений, а также в силу расплывчивости формулировок, что давало почву для различных злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.

Ответственность по ст.174.1 УК РФ за легализацию (отмывание) денежных средств  или  иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления, теперь наступает только в случае легализации (отмывания) имущества и денежных средств в крупном размере, которым признается сумма более 6 млн.рублей. Ранее ответственность по данной статье наступала независимо от легализованной суммы, а легализация денежных средств и имущества в крупном размере признавалась таковой при превышении порога в  1 млн. рублей и являлась основанием для привлечения лица к более суровой ответственности.

Кардинальным образом переработаны нормы УПК РФ о залоге как мере пресечения в уголовном процессе. Теперь в качестве залога могут передаваться не только денежные средства, но и недвижимое и движимое имущество, включая акции и облигации. При этом не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ не может быть обращено взыскание. Законом установлены минимальные суммы залога. По преступлениям небольшой и средней степени тяжести минимальная сумма залога составляет 100 тыс.руб., по тяжким и особо тяжким преступлениям – 500 тыс.руб.

По аналогии с установленным с 01.01.2010г. новым порядком привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления, отдельно прописан порядок избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Хотя, по сути, как и в случае с налоговыми преступлениями такой порядок действовал и ранее, никаких принципиальных изменений закон не внес.

Так, законом установлено, что в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений в сфере экономической деятельности не может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу, что подразумевает нахождение подозреваемого (обвиняемого) по таким делам на свободе до момента вынесения судом приговора по уголовному делу. Вместе с тем, по общему правилу, установленному п.1 ст.108 УПК РФ, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена к подозреваемому или обвиняемому в следующих случаях:

1) подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

2) его личность не установлена;

3) им нарушена ранее избранная мера пресечения;

4) он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Но, как обычно, не обошлось и без ложки дегтя: анализируемым законом были внесены изменения в Федеральный закон от 15  августа  1996   года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", которыми прямо предусмотрена возможность ограничения выезда за пределы РФ для лиц, являющихся подозреваемыми или обвиняемыми по уголовным делам, до момента вынесения решения по делу или вступления в силу приговора суда». Данное нововведение, безусловно, значительно затруднит распространенную сейчас практику выезда бизнесменов за границу после инициирования процедуры уголовного преследования.

В заключение отметим, что в настоящее время закон уже действует, он вступил в силу с момента официальной публикации, состоявшейся 09 апреля 2010г. Будем надеяться, что принятый закон действительно уменьшить негативное давление на бизнес, даст ему возможность спокойно развиваться и не тратить силы и средства на защиту от необоснованного уголовного преследования по экономическим преступлениям.

Обсудить материал с автором…

Коллектив
Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности
Группы компаний «Ардашев и партнеры»


ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. УСПЕШНЫЙ ОПЫТ ЭКСПЕРТА.
ТВОРЧЕСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС.

Впервые Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности предоставляет удивительную возможность в течение 2-х дней познакомиться с элементами налоговой, имущественной и управленческой безопасности бизнеса, тренируясь в их применении под руководством известного эксперта на ситуациях из успешной практики.Ярослав Савин

Своими наработками и профессиональными секретами с Вами поделится

Савин Ярослав Геннадьевич

- руководитель Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности;
- член Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов;
- признанный эксперт по вопросам структурирования бизнеса и его организационного развития;
- постоянный ведущий Уральского профессионального налогового форума;
- автор проекта «taxCOACH».

 

Эта программа абсолютно то, что Вам нужно, если Вы ответите положительно хотя бы на три из перечисленных вопроса:

1. Вы бухгалтер, юрист или финансист в компании? А может быть руководитель или собственник?
2. Вы устали от бесполезных «страшилок» на налоговую тему?
3. Вы имеете некоторое представление об инструментах налоговой оптимизации, но не всегда знаете как их  реализовать?
4. Не всегда понимаете чем именно Вы можете помочь компании в части налоговой и имущественной безопасности и с чего начать?
5. Вам бы хотелось иметь четкое представление об уровне налоговых рисков вашего предприятия?
6. Вас интересует как добиться практического соответствия категории «деловая цель»?

Ключевые особенности программы:

- универсальный язык изложения, понятный одновременно руководителям, юристам и бухгалтерам;
- сочетание системного изложения материала с решением сквозных кейсов, разработанных на примерах из практики автора;
- работа в малых группах для лучшего усвоения услышанного;
- адаптация программы под специфику отраслей слушателей;
- сразу после регистрации на программу у каждого слушателя есть возможность поделиться идеями, набросками или проблемными ситуациями с автором программы, написав об этом на mail@taxcoach.ru

ВАЖНО! Каждая организация, участвующая в мастер-классе получает возможность бесплатного проведения экспресс-анализа для оценки перспектив структурирования бизнеса в целях налоговой, имущественной и управленческой безопасности.

Посмотреть видео-фрагменты мастер-класса на видео (в формате YouTube)...


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ…


Организатор: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности, www.taxcoach.ru
Дата: 22-23 апреля 2010 г. (16 академических часов), время: 10.00-17.00
Место проведения: Бизнес-центр «Капитал» (ул. Гоголя, 36), конференц-зал (9 этаж)
Стоимость участия: 8 000 рублей (в стоимость участия включено: кофе-брейки, обеды, рабочая тетрадь с материалами программы и практическими заданиями)

Дополнительная информация и регистрация: seminar@taxcoach.ru
342-02-01, 342-02-04, 8-902-87-88168 - Рокина Ольга


ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОСТКРИЗИСНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
МАСТЕР-КЛАСС.

ПРОГРАММА

Раздел I. Понятие системы налоговой безопасности. Цели, задачи, возможности и ограничения.

Налоговая безопасность. Элементы системы налоговой безопасности. Возможности и пределы оптимизации.

Правовой контекст: необоснованная налоговая выгода, деловая цель, взаимозависимость.

Управленческий контекст: понятие "управление" и "стиль управления", организационная структура. Их влияние на систему налоговой безопасности.

Какие еще вопросы необходимо решить: внешние угрозы, кредиторы. Налоговый контроль. Выделим особо - милицейские проверки, УНП: тактика и методы работы, мифы и действительные возможности.

Особенности построения системы налоговой безопасности в условиях финансовой нестабильности. Закредитованность, взаимоотношения с банками и лизинговыми компаниями. Залог движимого и недвижимого имущества: как оценить угрозу.

Что еще необходимо помнить: поправки в Закон "О банкротстве" и Закон "Об ООО”.

Кейс: Часть 1. Разбор ситуации, выявление потенциала для оптимизации и имеющихся ограничений.

Раздел II. Инструменты построения системы налоговой, управленческой и имущественной безопасности бизнеса.

Группа компаний - основа для налоговой оптимизации. Функциональное и дивизиональное дробление бизнеса. Ядро будущей системы. Что должно остаться нетронутым: ключевые компетенции бизнеса. Взгляд на бизнес со стороны клиента. Формулировка деловой цели. Понятие основного бизнес-процесса. Связываем "клиента" и "ядро" будущей системы.

Наращиваем вспомогательные звенья. Зачем нужны  посреднические  договоры, договор простого товарищества, услуги (склада, перевозки).

Владение и управление имуществом. Аренда, услуги, договор доверительного управления. Нематериальные активы. Применим ли франчайзинг?

Управляющая компания. Кто и для чего? На чем дополнительно можно сэкономить. Процесс управления: договор на передачу функций единоличного исполнительного органа и договор на управление. Зачем нужны регламенты?

Определяем минимальные денежные потоки: внутреннее ценообразование в группе компаний. Возможности и ограничения. Инструменты финансирования одного направления за счет другого: есть ли альтернатива займам?

Кейс: Часть 2. Проектируем группу компаний. Определяем субъекты, инструменты и связи.

Раздел III. Как все это заставить работать.

Так сколько же субъектов нам все-таки необходимо? Перераспределение персонала и зон ответственности. Руководитель для нового субъекта: быть или не быть.

Реорганизационные процедуры существующего бизнеса. Налоговое и гражданское правопреемство. Создание новых субъектов. Выделение, разделение и слияние. Ликвидация «лишнего»: вырабатываем стратегию. Безналоговые способы передачи имущества.

Подготовка плана реорганизации. С чего начать? Кто Вам может помочь? Подготовка новых договоров: требования и возможности.

Как преодолеть внутреннее сопротивление изменениям: опыт внешнего консультанта.

Экспресс-ответы ведущего на вопросы участников, обсуждение идей и ситуаций.

В стоимость мастер-класса включена возможность проведения экспресс-анализа для оценки перспектив структурирования бизнеса в целях налоговой, имущественной и управленческой безопасности.

Посмотреть видео-фрагменты мастер-класса на видео (в формате YouTube)...


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ…


Организатор: Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности, www.taxcoach.ru
Дата: 22-23 апреля 2010 г. (16 академических часов), время: 10.00-17.00
Место проведения: Бизнес-центр «Капитал» (ул. Гоголя, 36), конференц-зал (9 этаж)
Стоимость участия: 8 000 рублей (в стоимость участия включено: кофе-брейки, обеды, рабочая тетрадь с материалами программы и практическими заданиями)

Дополнительная информация и регистрация: seminar@taxcoach.ru
342-02-01, 342-02-04, 8-902-87-88168 - Рокина Ольга


В избранное