Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости журнала "Российский налоговый курьер"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Новости журнала "Российский налоговый курьер"


Читайте в свежем номере журнала "Российский налоговый курьер"
  • Дергачев А.А.Реформирование налоговых органов в Чувашии
    Для российских налоговых органов, в том числе и для Управления МНС России по Чувашской Республике, 2001 год стал поистине революционным. Во-первых, существенно изменилось налоговое законодательство: с 1 января 2001 года вступили в силу четыре главы Налогового кодекса Российской Федерации; произошли позитивные перемены в системе взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками -- по сути произошла “налоговая революция”. Во-вторых, МНС России пережило “структурную революцию”, в результате которой коренным образом изменилась существующая более 10 лет система налоговых органов Российской Федерации. Перед руководством Управления МНС России по Чувашской Республике, ее кадровой службой стояла сложнейшая задача по реализации установок и требований МНС России по реформированию налоговых органов. За короткий срок была выстроена новая, эффективно работающая структура, и не только сохранен, но и усилен кадровый потенциал налоговых органов республики.
  • Лабзин А.А.Налоговое образование -- надежный фундамент
    Весной 1998 года Удмуртский государственный университет и Государственная налоговая инспекция по Удмуртской Республике заключили договор о сотрудничестве. Целью договора стало создание единой системы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области налогообложения. 26 ноября 1998 года решением ученого совета УдГУ в рамках Института экономики и управления была создана кафедра “Налоги и налогообложение”, которая стала региональным центром профессиональной подготовки и переподготовки специалистов Государственной налоговой службы Удмуртcкой Республики.
  • Оганян К.И.В главу 25 НК РФ ожидаются существенные поправки
    Вышли в свет Методические рекомендации МНС России по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Редакция “Российского налогового курьера” обратилась к главному разработчику Методических рекомендаций руководителю Департамента налогообложения прибыли МНС России Карену Иосифовичу Оганяну с просьбой ответить на некоторые вопросы, связанные с внесением поправок в главу 25 Налогового кодекса, а также с выходом в свет новых документов.
  • доступ предоставлен только издательским подписчикам
    Писцов Г.И.Особенности налогового учета затрат по полученным заемным средствам
    Вступившая в действие с 1 января 2002 года глава 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ внесла существенные изменения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. Так, в частности, изменился порядок отнесения затрат по полученным заемным средствам к расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли. В данной статье на конкретных примерах рассмотрены актуальные вопросы, возникающие у налогоплательщиков при применении указанного порядка (статьи 265, 269, 282, 291 и 328 НК РФ). Этот порядок также используется при определении убытка, принимаемого к вычету при переуступке прав требования до наступления срока платежа, предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) (ст. 279 НК РФ).
  • доступ предоставлен только издательским подписчикам
    Матиташвили А.А.Договор аренды с правом выкупа. Бухгалтерский учет и налогообложение
    Отличие договора аренды с правом выкупа от договора аренды, не предусматривающего выкуп объекта аренды, заключается в переходе права собственности на арендованное имущество от арендодателя к арендатору. При прекращении договора аренды арендатор становится собственником имущества и, не возвращая его арендодателю, учитывает имущество у себя в балансе (естественно, при условии уплаты арендодателю всей обусловленной договором выкупной цены). Поскольку стороны предусмотрели в договоре выкуп имущества, арендатор вместе с платой за пользование имуществом уплачивает арендодателю и выкупные платежи. Следовательно, договор аренды с правом выкупа является смешанным договором, так как содержит элементы как договора аренды имущества, так и договора его купли-продажи.
  • доступ предоставлен только издательским подписчикам
    Орлова Е.В.Бухгалтерский и налоговый учет расходов на оплату услуг связи*
    Качественная и оперативная связь становится неотъемлемой частью любого бизнеса. В течение последних лет рынок услуг связи пополнился такими видами связи, как волоконно-оптическая, сотовая, транкинговая, пейджинговая. При всем многообразии услуг связи коммерческие организации выбирают наиболее удобные и выгодные для себя как с точки зрения оперативной координации своей деятельности, так и с точки зрения минимизации затрат на эти цели. В статье рассмотрены вопросы, связанные с лицензированием и сертификацией услуг связи, а также особенности бухгалтерского и налогового учета затрат на данные услуги. Окончание. Начало см. в «РНК», 2002, № 5.
  • доступ предоставлен только издательским подписчикам
    Педченко И.В.Бухгалтерский и налоговый аспекты договора цессии
    Уступкой права требования, или цессией, называют соглашение о замене прежнего кредитора, который выбывает из обязательства, на другого субъекта, к которому переходят все права прежнего кредитора. Кредитора, уступившего свое требование к должнику, называют цедентом, а лицо, которое получило право требования, -- цессионарием. Бухгалтерский учет и налогообложение операций, вытекающих из договора цессии, вызывают множество вопросов у бухгалтеров, особенно в связи с изменением с 2002 года обложения этих операций налогом на прибыль. На самые актуальные из них вы найдете ответы в предлагаемой статье.
  • Интервью с заведующим кафедрой налоговой политики академии им. Г.В. Плеханова, доктором экономических наук, профессором Князевым В.Г. «Наши выпускники востребованы временем…»
    19 февраля 2002 года Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова исполнилось 95 лет, а в июне этого же года кафедра налоговой политики академии отмечает свое десятилетие. Накануне знаменательных дат заместитель главного редактора журнала “Российский налоговый курьер” Н.И. Попова встретилась с проректором по научной работе, заведующим кафедрой налоговой политики, доктором экономических наук, профессором Князевым Владимиром Геннадьевичем. О том, как создавалась кафедра налоговой политики, ее задачи и проблемы сегодня, о преподавателях кафедры и ее студентах, вы узнаете из предлагаемого интервью.
  • Истратова М.В.Порядок организации и ведения раздельного учета
    Ведение раздельного учета доходов, расходов и имущества в случае, когда индивидуальный предприниматель или организация осуществляет наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, иную предпринимательскую деятельность, вызывает у бухгалтеров множество вопросов. Цель данной статьи -- рассмотреть на практических примерах порядок ведения раздельного учета в 2001 и в 2002 годах. Статья подготовлена с учетом изменений, внесенных в налоговое законодательство Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ.
  • Чикишева О.В.Как получить социальные налоговые вычеты
    В 2002 году физические лица, являющиеся плательщиками налога на доходы физических лиц, впервые имеют возможность воспользоваться социальными налоговыми вычетами, установленными ст. 219 главы 23 “Налог на доходы физических лиц” НК РФ, если в 2001 году они перечисляли суммы на благотворительные цели, оплачивали свое обучение и обучение своих детей, оплачивали лечение свое, а также супруга (супруги), своих родителей и детей. Социальные вычеты уменьшают налоговую базу, с которой налогоплательщиком в течение 2001 года уплачивался налог по ставке 13%, что позволяет вернуть часть либо всю сумму ранее уплаченного налога.
    МНС России разъяснило порядок предоставления физическим лицам социальных налоговых вычетов в своем письме от 04.02.2002 № СА-6-04/124 "О социальных налоговых вычетах".
  • Арутюнова О.Л.Зачем нужен налог на доходы
    Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. В развитых странах он составляет значительную часть доходов государства. К примеру, в США его вклад в бюджет достигает 60%, в Великобритании, Швеции и Швейцарии -- 40%, несколько меньше во Франции -- 17%. В нашей стране подоходный налог (так он назывался ранее) занимает более скромное место в доходной части бюджета, поскольку затрагивает в основном ту часть населения, которая имеет средний уровень доходов или ниже. В последние годы его доля в бюджете не превышала 12--13%. Подробнее см. полный вариант статьи.
  • Шарова С.В.Расходы на оплату труда: трудовой и налоговый аспекты
    1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс РФ. С этой даты КЗоТ, регулировавший трудовые правоотношения на протяжении 30 лет, утратил силу. В связи с этим перед бухгалтерскими службами организации встает задача установить взаимосвязь нового порядка оплаты труда, предоставления работникам гарантий и компенсаций с проблемами учета указанных расходов при налогообложении как организаций, так и физических лиц. Рассмотрению этих вопросов и посвящена данная статья. Автор уделил особое внимание проблемам учета расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.
Рубрика: "Налог на прибыль"

Оганян К.И.
государственный советник налоговой службы III ранга, Департамент налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения МНС России

"В главу 25 НК РФ ожидаются существенные поправки"

Вышли в свет Методические рекомендации МНС России по применению главы 25”Налог на прибыль организаций” части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Редакция “Российского налогового курьера” обратилась к главному разработчику Методических рекомендаций руководителю Департамента налогообложения прибыли МНС России Карену Иосифовичу Оганяну с просьбой ответить на некоторые вопросы, связанные с внесением поправок в главу 25 Налогового кодекса, а также с выходом в свет новых документов.

-- Уважаемый Карен Иосифович, почему Методические рекомендации появились только сейчас, спустя полтора месяца после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса?

-- Это очень сложная глава, и поэтому подготовка рекомендаций потребовала серьезной работы и значительного количества времени. Учитывая специфику нашей работы (необходимо пройти ряд согласований), процесс несколько затянулся. Кроме того, поскольку в главу 25 Налогового кодекса планируется внесение поправок, были сомнения, выпускать Методические рекомендации до внесения поправок или подождать и выпустить Методические рекомендации с учетом поправок. Однако, учитывая, что рассмотрение поправок периодически откладывается, было принято решение выпускать Методические рекомендации по действующей редакции Налогового кодекса.

-- Когда ожидается принятие поправок?

-- Прогнозы давать очень сложно, но по самым оптимистичным прогнозам -- в марте текущего года.

-- Если поправки будут приняты, с какого момента они вступят в силу: со следующего года или с начала текущего?

-- По всей вероятности, поправки будут приняты задним числом, то есть с 1 января 2002 года, так как они улучшают положение налогоплательщиков. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 части первой Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, если они улучшают положение налогоплательщика, могут иметь обратную силу. Если же в поправках будут содержаться изменения, ухудшающие положение налогоплательщика по сравнению с ныне действующей редакцией главы 25, эти изменения будут применяться со следующего года.

-- Невзирая на появление Методических рекомендаций, остается много вопросов по применению главы 25. Почему в Методических рекомендациях нет комментариев к наиболее сложным для восприятия статьям? В первую очередь речь идет о статье 319, касающейся порядка оценки остатков незавершенного производства, и статье 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ о переходных положениях.

-- Действительно, в Методических рекомендациях не прокомментирован целый ряд вопросов. Кроме тех, которые вы назвали, не прокомментирован, например, вопрос о порядке уплаты ежемесячных авансовых платежей. Это обусловлено тем, что в действующей редакции главы 25 содержится ряд положений или вовсе не реализуемых, или технически сложно реализуемых. Поэтому давать какие-либо комментарии к таким положениям весьма не просто, а зачастую практически невозможно. Что касается проблемы авансовых платежей, если механизм не может работать изначально, то работать он не будет, как бы его не разъясняли. Поскольку ожидаются существенные поправки в главу 25 Налогового кодекса, в частности в статьи 286, 287 и 319, а также в статью 10 Закона № 110-ФЗ, то мы их будем разъяснять после принятия поправок.

-- Скажите, пожалуйста, как налогоплательщикам строить свой налоговый учет до принятия поправок?

-- В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательного применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. МНС России, в свою очередь, разработало и рекомендовало к использованию налогоплательщиками регистры налогового учета, размещенные на сайте www.nalog.ru. В настоящее время перечень регистров не полный. Постепенно в него будут вноситься изменения и дополнения. Кроме того, организации вправе самостоятельно разрабатывать дополнительные регистры, учитывая специфику своей деятельности. Надеюсь, что регистры налогового учета позволят налогоплательщикам определиться с принципами построения налогового учета. Механизм ведения налогового учета будет совершенствоваться, и все рекомендации будут своевременно доводиться до сведения налогоплательщиков.

-- Вопрос, который часто возникает у бухгалтеров, касается отнесения на расходы затрат на ремонт арендуемых основных средств в соответствии со статьей 260 Налогового кодекса. Если у организации, не указанной в подпункте 1 пункта 1 названной статьи, нет собственных основных средств, но есть арендуемые, может ли она включить в расходы затраты на ремонт арендованных основных средств на основании пункта 3 статьи 260?

-- Норматив расходов на ремонт основных средств составляет 10 процентов и рассчитывается исходя из стоимости собственных основных средств. Если нет базы для расчета норматива, то есть она равна нулю, то и сумма норматива равна нулю. Справедлив такой подход или нет, тем не менее это -- положение закона и его надлежит исполнять.

-- В Методических рекомендациях к подпункту 10 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, касающемуся включения в расходы арендных платежей, написано, что арендные платежи включаются в расходы арендатора независимо от государственной регистрации договора аренды. Налогоплательщики, конечно, скажут вам за это спасибо. Однако пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса установлено, что договор аренды считается заключенным с момента государственной регистрации. Нет ли здесь противоречия?

-- По моему мнению, противоречие есть. Но Высший Арбитражный Суд Российской Федерации утверждает обратное. Мы неоднократно беседовали с судьями, пытаясь объяснить нашу позицию. Но либо у них имеются принципиальные разногласия, либо они просто не хотят ломать сложившуюся судебную практику. В конечном итоге последнее слово остается за судом. Если мы не будем признавать расходы по аренде до регистрации договора, плательщики будут обращаться в суд и у нас эти суммы отсуживать, что неоднократно подтверждалось практикой. И, кроме того, следует учитывать положения Налогового кодекса: в статье 264 нет увязки признания расходов на аренду с государственной регистрацией договора аренды.

-- Следующий вопрос касается двусмысленности положения о нормировании расходов на рекламу в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса: какие рекламные расходы нормируются? Все или только не перечисленные в этом пункте? В Методических рекомендациях это не прокомментировано.

-- Нормироваться будут расходы, которые не поименованы в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса, то есть прочие расходы.

По данному поводу высказывались разные мнения. Мы пришли к выводу, что это положение в Кодексе очень нечетко прописано и неоднозначно трактуется, вследствие чего имеет двоякий смысл. И учитывая, что в соответствии с пунктом 7 статьи 3 части первой Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, не приходится рассчитывать на то, что нам удалось бы нормировать все рекламные расходы. Иначе получилось бы, что по всем положениям Кодекса содержится смягчение налогового бремени, а по этой позиции идет резкое ухудшение. Естественно, это недочет технического характера, его предполагается устранить с внесением технических поправок, которые будут действовать с 1 января 2002 года.

-- В заключение скажите, пожалуйста, каких еще документов, касающихся налога на прибыль, следует ожидать налогоплательщикам в ближайшем будущем?

-- В первую очередь это, конечно, поправки в главу 25 Налогового кодекса. А уже на основании этих поправок будут вноситься изменения соответственно в налоговую декларацию, инструкцию по заполнению налоговой декларации и в Методические рекомендации. Пожалуй, это самые значительные документы. Кроме того, как и обычно, мы будем отвечать на запросы налогоплательщиков, налоговых органов и выпускать письма массового характера.


© 2002 "Российский налоговый курьер"
© 2002 Издательско-консультационная компания "Статус-Кво 97"
(095)737-80-43
webmaster@sq97.ru
Рассылка 'Новости журнала "Российский налоговый курьер"'


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное