Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

Плата за загрязнение окружающей природной среды

О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Объектами негативного воздействия на окружающую среду являются:

- земли, недра, почвы;

- поверхностные и подземные воды;

- леса и иная растительность;

- животные и другие организмы и их генетический фонд;

- используемое топливо.

Видами негативного воздействия являются загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение и иное вредное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632).

В соответствии с Постановлением N 632 Минприроды России были разработаны и утверждены 27.11.1992 Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы, 26.01.1993 - Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды.

Вопрос о правомерности взимания экологических платежей рассматривался Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации. В процессе рассмотрения было определено, что вышеуказанные платежи лишены одного из основных признаков налоговых платежей - признака индивидуальной безвозмездности, и эти платежи были признаны неналоговыми.

В целях приведения п. 2 Постановления N 632 в соответствие со ст. 16 Закона N 7-ФЗ постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344) были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Нормативы платы установлены за единицу объема размещаемых отходов (за тонну или кубический метр) по классам опасности отходов для окружающей среды: чрезвычайно опасные - I класс, высоко-опасные - II класс, умеренно опасные - III класс, малоопасные - IV класс и практически неопасные - V класс.

Принятие Постановления N 344 придало легитимность Постановлению N 632, признанному решением Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49 недействующим в части делегирования Минприроды России права установления базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициентов, учитывающих экологические факторы.

В приложении N 1 к Постановлению N 344 приведены нормативы платы (ставки) отдельно по видам загрязнения, видам загрязняющих веществ:

- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками;

- за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива);

- за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

- за размещение отходов производства и потребления.

По выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты раздельно установлены ставки за загрязнение в пределах допустимых нормативов (ПДВ и ПДС) и в пределах временно согласованных лимитов (ВСВ и ВСС).

Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ установлены в рублях за 1 тонну этих веществ, за размещение отходов - в рублях за 1 тонну или 1 кубический метр отходов.

Постановление N 344 предусматривает применение к нормативам платы коэффициентов, учитывающих степень экологической опасности объектов либо экологические факторы (состояние атмосферного воздуха, почвы, водных объектов).

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов и коэффициенты, учитывающие экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек приведены в приложении N 2 к Постановлению N 344.

При выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов применяется дополнительный коэффициент 1,2.

Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления применяются с коэффициентами экологической ситуации, которые учитывают загрязнение почв, - от 1,1 в Дальневосточном и Восточно-Сибирском экономических районах до 2,0 в Центрально-Черноземном экономическом районе. При загрязнении водных объектов коэффициенты экологической ситуации составляют от 1,0 по прочим рекам бассейнов морей Северного Ледовитого и Тихого океанов до 2,2 по бассейну реки Кубань в Краснодарском крае.

Постановление N 344 предусматривает необходимость применения еще дополнительного коэффициента - 2,0, который используется в отношении загрязнения особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, территорий, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Байкальской природной территории, а также зон экологического бедствия.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" нормативы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, установленные в 2003 году, применяются в 2006 году с коэффициентом 1,3, а нормативы, установленные в 2005 году, - с коэффициентом 1,08.

Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

Отходы сгруппированы по совокупности приоритетных признаков (по происхождению, агрегатному и физическому состоянию, по опасным свойствам, по степени вредного воздействия на окружающую природную среду). Код конкретного вида отходов позволяет определить его принадлежность к той или иной группе для правильного выбора норматива платы.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" нормативно-правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Ростехнадзор.

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 251 утвержден перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен.

С 1 января 2005 года Бюджетным кодексом Российской Федерации установлены нормативы распределения платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а именно: 20% - в федеральный бюджет, 40% - в бюджеты субъектов Российской Федерации и 40% - в бюджеты муниципальных районов и городских округов, а в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - 80%.

Расчет платежей представляется по месту учета в налоговых органах (месту нахождения организации и каждого ее обособленного подразделения).

Согласно ст. 254 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к материальным расходам относятся расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения [в том числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, расходы на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, формированием санитарно-защитных зон в соответствии с действующими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы]. В соответствии со ст. 270 НК РФ расходы в виде суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при налогообложении не принимаются.

Статьей 23 Закона N 7-ФЗ установлено, что лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

При отсутствии разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов организация должна вносить плату за негативное воздействие в повышенном размере.

Плата за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и от возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании), подлежат зачислению в бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, городских округов, в бюджеты городов и бюджеты муниципальных районов по месту нахождения природного объекта.

В соответствии с Федеральными законами от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Федерации” и Бюджетный кодекс Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую природную среду, ранее администрировавшаяся налоговыми органами, закреплена за новым администратором, а именно за Ростехнадзором:

- плата за негативное воздействие на окружающую среду (код бюджетной классификации - 498 1 12 01000 01 0000 120).

За правонарушения в области охраны окружающей среды установлены меры административной ответственности в виде штрафов согласно главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время МПР России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает проект федерального закона "О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду". Законопроект устанавливает основные элементы платы: плательщиков, платежную базу, порядок установления нормативов платы, порядок ее исчисления и уплаты, ответственность плательщиков за нарушения законодательства, а также механизм корректировки платы. Принятие проекта федерального закона позволит создать прочный механизм исчисления, уплаты и администрирования экологических платежей.


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

В избранное