Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!

Об имущественных налогах

.А. Гаврилова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Налог на имущество организаций

В каком порядке предоставляется льгота по налогу на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ? Может ли налогоплательщик - ОАО воспользоваться налоговой льготой, если отдельные объекты и сооружения, входящие в состав линии энергопередачи, учитываются на балансе дочерних предприятий или обособленных подразделений с отдельным балансом, а основной технологический объект - в ОАО?

Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, имущество, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 11 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении находящихся на балансе железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов. Перечень имущества, относящегося к вышеуказанным объектам, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).

Структура Перечня такова, что его основой является перечень сложных технологических объектов, относящихся, в частности, к железным дорогам, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов. При этом в целях более точной идентификации этих объектов (сооружений) указываются их коды по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359.

Структура кодов по ОКОФ состоит из X0 0000000 - раздел; ХХ 0000000 - подраздел; ХХ ХХХХ000 - класс; ХХ ХХХХ0ХХ - подкласс; ХХ ХХХХХХХ - вид.

Поэтому в соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).

Так, указание в Перечне кода по ОКОФ, относящегося к классу, подразумевает льготирование объектов всех подклассов и видов в пределах выделенного для данного класса интервала кодов (если иное не установлено самим Перечнем). Если в Перечне поименован код ОКОФ, относящийся к подклассу, то льготированию подлежат объекты всех видов в пределах интервала кодов для данного подкласса (если иное не установлено самим Перечнем). Если в Перечне поименован только код по ОКОФ, относящийся к виду, то льготированию подлежит объект с кодом данного вида.

Кроме того, читателям журнала необходимо учитывать, что объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

Следовательно, в бухгалтерском учете (в инвентарной карточке основного средства) сложному технологическому объекту может быть присвоен код по ОКОФ по совокупности приспособлений и принадлежностей, являющихся неотъемлемой частью данного объекта. В то же время приспособления и принадлежности могут учитываться в бухгалтерском учете отдельно от основного объекта как обособленные предметы (например, в связи с разными сроками службы предметов с основным объектом классификации; учетом отдельных основных средств сложного технологического объекта на балансе дочернего предприятия, филиала или иного обособленного подразделения), поэтому таким объектам основных средств может быть присвоен свой код по ОКОФ в соответствии с классификацией в пределах интервала данного кода по ОКОФ.

Именно поэтому подлежат льготированию имущество, которое является составной неотъемлемой частью основного сложного технологического объекта классификации, код по ОКОФ которого указан в Перечне, а также объекты, которые поименованы в графе "Примечание" Перечня. При этом имущество, приведенное в примечании к Перечню, может иметь свой код по ОКОФ, независимый от кода по ОКОФ основного сложного технологического объекта (сооружения), если иное не установлено Перечнем. При этом состав имущественных объектов, указанных в Перечне по графе "Примечание", является закрытым.

Таким образом, поименованные в технической документации сложный технологический объект классификации и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью этого объекта, подлежат льготированию в обложении налогом на имущество организаций согласно п. 11 ст. 381 НК РФ вне зависимости от того, на чьем балансе учитываются основные средства (приспособления и принадлежности или отдельные конструктивно обособленные предметы либо обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов), входящие в состав сложного технологического объекта.

Как формируется остаточная стоимость имущества для целей налогообложения, если по договору купли-продажи приобретается и реконструируется здание, а затем во временную эксплуатацию вводится один этаж? Облагается ли завершенный этап строительства налогом на имущество?

Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается, в частности, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Согласно установленному порядку ведения бухгалтерского учета для учета движимого и недвижимого имущества в качестве объектов основных средств предназначены счета 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".

Как следует из ситуации, организация приобрела здание, эксплуатация которого невозможна без капитального ремонта. При этом в здании начаты капитальные работы, и по мере завершения этапов работ здание вводится во временную эксплуатацию. Однако работы, обеспечивающие нормальную эксплуатацию здания, выполнены не в полном объеме, что не позволяет окончательно сформировать его стоимость.

В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).

Объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, отражаются до их ввода в постоянную эксплуатацию как незавершенные капитальные вложения.

В связи с этим объекты незавершенного капитального строительства, учитываемые в соответствии с установленным порядком на счетах по учету капитальных вложений, не могут рассматриваться в качестве объекта обложения налогом на имущество до их перевода в состав основных средств.

В соответствии с Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР, Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73 (N ВГ-9-Д), по не оконченным строительством или не оформленным актами приемки объектам капитального строительства или их частям, но фактически эксплуатируемым теми предприятиями и организациями, которым они будут переданы в основные средства, или с их согласия другими предприятиями и организациями, амортизация начисляется в общем порядке - с 1-го числа месяца ввода в эксплуатацию. Основанием для начисления суммы амортизации является справка о стоимости вышеуказанных объектов или их частей по данным учета капитальных вложений.

При оформлении актами о приемке ввода в действие этих объектов и при их зачислении в состав основных средств производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.

Суммы начисленной амортизации по вышеуказанным объектам капитального строительства до момента государственной регистрации и принятия этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 02 "Амортизация основных средств" и учитываются при расчете остаточной стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество после их перевода в состав основных средств.

При начислении амортизации читателям журнала необходимо принимать во внимание нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

При формировании в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, читателям журнала необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н, п. 28 и 31 которого установлено, что затраты по полученным займам и кредитам, предназначенные для строительства объектов основных средств, не включаются в первоначальную стоимость основных средств и относятся на текущие расходы организации-заемщика при прекращении работ, связанных со строительством объекта основных средств, после срока, превышающего три месяца. Кроме того, если объект основных средств не принят к бухгалтерскому учету в составе основных средств, но на нем начат фактический выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг), то включение затрат по предоставленным займам и кредитам в первоначальную стоимость данного объекта должно быть прекращено с 1-го числа месяца, следующего за месяцем фактического начала эксплуатации.

Транспортный налог

С какой даты не подлежат обложению транспортным налогом автотранспортные средства при их продаже: с даты снятия с баланса транспортных средств или с даты их снятия с государственной регистрации в органах Госавтоинспекции МВД России?

Согласно ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. При этом вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя, если иное не предусмотрено договором купли-продажи (ст. 224, 458, 489 ГК РФ).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ автотранспортное средство относится к движимому имуществу и при его продаже государственная регистрация прав на это имущество не требуется, поэтому основаниями для снятия и постановки на баланс является выполнение всех условий по договору купли-продажи транспортного средства.

Аналогичное мнение по данному вопросу высказано Верховным Судом Российской Федерации, которым в мотивировочной части решения от 13.08.1999 N ГКПИ 99-566 определено, что право собственности на транспортное средство возникает из сделок дарения, купли-продажи и тому подобных сделок после их заключения и передачи имущества, а не после регистрации транспортного средства органами внутренних дел. Регистрация транспортного средства не является государственной регистрацией имущества в том смысле, который в силу закона порождают права собственности (ст. 164, 223 ГК РФ).

Однако следует отметить, что момент снятия с баланса транспортного средства влияет на обложение транспортных средств налогом на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ, поскольку объектом обложения этим налогом является движимое и недвижимое имущество. На основании п. 1 ст. 374 и п. 1 ст. 375 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на имущество признаваемые объектом налогообложения основные средства учитываются по их остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Основанием для снятия с баланса транспортных средств будут являться полная оплата товара и его приемка новым собственником.

Что касается транспортного налога, то в соответствии со ст. 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы; эти сведения поступают в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Таким образом, если транспортные средства зарегистрированы на организацию, вне зависимости от передачи их новому собственнику по договору купли-продажи продавец является плательщиком транспортного налога.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что ФАС Уральского и Дальневосточного округов (постановления от 06.05.2002 по делу N Ф09-906/02-АК и от 17.01.2001 по делу N Ф03-А16/00-2/2457) рассматривали дела в отношении налога с владельцев транспортных средств, плательщиками которого в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" признавались юридические и физические лица, имеющие транспортные средства, то есть собственники транспортных средств. При этом судами отмечалось, что основанием для уплаты налога с владельцев транспортных средств служит факт наличия транспортных средств у организаций, а не факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.

Как отмечалось выше, главой 28 НК РФ предусмотрено, что основанием для уплаты транспортного налога служит факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД.


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2005 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

В избранное