Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Информационный Канал Subscribe.Ru


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Уважаемые коллеги! ИД "Налоговый вестник" представляет Вам очередной выпуск рассылки "Новости налогообложения и бухучета". Надеемся, что данная рассылка поможет Вам в повседневной работе. Все пожелания Вы можете направлять на адрес электронной почты отдела информационных технологий.
Так же мы надеемся, что сайт ИД "Налоговый Вестник" помогает Вам найти ответы на самые сложные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения!
Удачного дня!


!!!Специальное предложение для подписчиков на нашу рассыку!!!




>>> Практика налогообложения >>>



Практика налогообложения субъектов малого предпринимательства


И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга


Определение термина "сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности"

Что следует понимать под термином "сумма выплаченных пособий по временной нетрудоспособности", использованным в главах 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации?


В соответствии со ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сумма единого налога (квартальных авансовых платежей по единому налогу), уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, которая исчислена за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 2 ст. 346.32 НК РФ сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

При применении данных положений следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога (далее - работодатели), пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), поступающих от единого сельскохозяйственного налога, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого налога для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом, и за счет средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей 1 МРОТ, установленный федеральным законом.

Таким образом, в целях исчисления налогов, предусмотренных главами 26.2 и 26.3 НК РФ, под суммой выплаченных пособий по временной нетрудоспособности следует понимать сумму средств, израсходованную плательщиком в течение отчетного (налогового) периода на выплату всем работникам (для плательщиков единого налога на вмененный доход - только работникам, занятым в сферах деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход) пособий по временной нетрудоспособности в сумме, превышающей за полный календарный месяц 1 МРОТ, установленный законодательством Российской Федерации.

Определение физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей"

Площади каких помещений объекта организации общественного
питания следует включать в физический показатель базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" при исчислении единого налога на вмененный доход по деятельности в сфере оказания услуг общественного питания?

Подлежат ли включению в физический показатель базовой доходности площади объекта этой организации, используемые под буфет, а также для раздачи и подогрева готовой кулинарной продукции?


Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, которая определяется на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

В соответствии с п. 15 приложения А к ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35, залом предприятия общественного питания является специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции.

Исходя из этого при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, занятыми деятельностью по оказанию услуг общественного питания, осуществляемой при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров, учитываются площади всех специально оборудованных помещений объекта организации общественного питания и прилегающих к нему открытых площадок, предназначенных для реализации и организации потребления готовой кулинарной продукции, а также иных помещений такого объекта, фактически используемых налогоплательщиками в вышеуказанных целях (в том числе площади помещений раздачи и подогрева готовой кулинарной продукции при условии расположения их в зале обслуживания посетителей).

Согласно п. 13 ГОСТ Р 50647-94 под буфетом понимается структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.

Таким образом, при наличии условий для потребления на месте вышеуказанной кулинарной продукции (зала площадью до 150 квадратных метров) буфеты признаются объектами организации общественного питания и подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Определение понятия "объект организации торговли" для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Что понимается под объектом организации торговли (общественного питания) для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?


В соответствии со ст. 346.26 главы 26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, включая розничную торговлю, осуществляемую через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также услуги общественного питания, осуществляемые при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.

К объектам организации торговли относятся объекты стационарной торговой сети, имеющие торговый зал (магазины, павильоны) и не имеющие торгового зала (киоски, крытые рынки, ярмарки, торговые центры, торговые комплексы и иные, специально оборудованные для ведения торговли, здания и сооружения), а также объекты нестационарной торговой сети [автолавки, палатки, автоцистерны, автоприцепы, лотки (в том числе защищенные от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми любыми материалами), расположенные вне объектов стационарной торговой сети, и т.п.].

В соответствии с п. 2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 "Система налогообложения в
виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, к услугам общественного питания относятся услуги питания ресторанов, кафе, баров, закусочных, столовых, а также предприятий общественного питания иных типов, имеющих зал обслуживания посетителей площадью не более 150 квадратных метров, а также услуги по организации досуга, оказываемые указанными предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.

Исходя из этого объектами организации общественного питания являются все вышеперечисленные предприятия общественного питания.

В целях применения единого налога на вмененный доход к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относятся любые имеющиеся у налогоплательщика на объект организации торговли (общественного питания) документы, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право на пользование данным объектом [договор передачи (договор купли-продажи) нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право торговли на открытой площадке и т.п.].

Перевод на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход предприятий бытового обслуживания, осуществляющих наряду с основной деятельностью реализацию покупных товаров

Подлежат ли переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предприятия бытового обслуживания [парикмахерские и мастерские (ателье) по пошиву и ремонту одежды], осуществляющие наряду с оказанием бытовых услуг (парикмахерские услуги, услуги по пошиву и ремонту одежды) реализацию покупных товаров (парфюмерно-косметических средств, тканей и фурнитуры)? Если подлежат, то следует ли относить осуществляемую такими предприятиями деятельность для целей применения единого налога на вмененный доход к бытовым услугам? Правомерно ли использование в этом случае при исчислении единого налога на вмененный доход физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя"?


Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному постановлением Госкомстата России от 18.06.1993 N 163 (далее - Классификатор), услуги парикмахерских (коды услуг 019300-019337) и мастерских по пошиву одежды (коды услуг 012200-012232) относятся к бытовым услугам.

При этом реализация парфюмерно-косметической продукции парикмахерскими, а также тканей и фурнитуры мастерскими по пошиву и ремонту одежды Классификатором не отнесены к данному виду предпринимательской деятельности.

В связи с этим извлечение вышеуказанными предприятиями доходов от реализации приобретенных товаров следует рассматривать как самостоятельный вид предпринимательской деятельности - розничная торговля, результаты от занятия которой (при соблюдении налогоплательщиками установленных главой 26.3 НК РФ условий и ограничений) подлежат обложению единым налогом на вмененный доход.

В соответствии с п. 6 ст. 346.26 НК РФ при осуществлении налогоплательщиками нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ (в данном случае - деятельность по оказанию бытовых услуг и деятельность в сфере розничной торговли), учет показателей, необходимых налогоплательщикам для исчисления единого налога, ведется раздельно по каждому осуществляемому ими виду деятельности.

Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении суммы единого налога на вмененный доход в качестве физического показателя базовой доходности, характеризующего предпринимательскую деятельность по оказанию бытовых услуг (парикмахерских услуг, а также услуг по пошиву и ремонту одежды), используется показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", а предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли - показатель
"площадь торгового зала" (в отношении объектов стационарной торговли, имеющих торговые залы) либо показатель "торговое место" (в отношении объектов организации торговли, не имеющих торговых залов).

Суммарный учет площади залов обслуживания посетителей предприятия общественного питания для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг общественного питания, через арендованный им стационарный объект организации общественного питания, имеющий два обособленных зала обслуживания посетителей.

Подлежат ли в этом случае суммарному учету площади залов обслуживания посетителей данного объекта организации общественного питания для целей применения индивидуальным предпринимателем системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности?


Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности распространяется согласно ст. 346.26 НК РФ в том числе на налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания, осуществляемые при использовании зала обслуживания посетителей площадью не более 150 квадратных метров.

При исчислении суммы единого налога на вмененный доход по вышеуказанному виду предпринимательской деятельности в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь зала обслуживания посетителей в квадратных метрах (ст. 346.29 НК РФ).

Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации услуг общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиками, оказывающими услуги общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, учитывается площадь всех помещений такого объекта и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых ими для оказания посетителям услуг общественного питания.

Вышеуказанная площадь определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, имеющихся у налогоплательщика на данный объект [технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) и т.п.].

При несоблюдении установленного ограничения по площади зала обслуживания посетителей налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, не подлежат переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В случае оказания налогоплательщиками услуг общественного питания через принадлежащие им (арендованные ими) объекты организации общественного питания, имеющие несколько обособленных залов обслуживания посетителей, учет площади для целей применения единого налога на вмененный доход производится по совокупности всех площадей помещений таких объектов, используемых налогоплательщиками для оказания услуг общественного питания.

Прекращение применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

При возникновении каких обстоятельств налогоплательщик обязан прекратить применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности? С какой отчетной даты в случае появления таких обстоятельств осуществляется перевод налогоплательщика с системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на общеустановленный режим налогообложения?


В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи настоящего
Кодекса.

Согласно ст. 346.28 НК РФ плательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 ст. 346.26 настоящего Кодекса.

Таким образом, основным условием, необходимым для перевода налогоплательщиков на уплату единого налога на вмененный доход, является осуществление такими налогоплательщиками видов предпринимательской деятельности, определенных главой 26.3 НК РФ.

Однако при этом следует иметь в виду, что в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход (розничная торговля, оказание услуг общественного питания и оказание автотранспортных услуг), главой 26.3 НК РФ дополнительно установлены ограничения [по площади торгового зала, площади зала обслуживания посетителей каждого объекта организации торговли (общественного питания), количеству используемых автотранспортных средств], соблюдение которых для налогоплательщиков в целях применения единого налога на вмененный доход является обязательным условием.

При несоблюдении данного условия налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, предусмотренные подпунктами 4-6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, не подлежат обложению единым налогом на вмененный доход.

В этой связи несоблюдение налогоплательщиками в период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход установленных статьей 346.26 НК РФ ограничений является основанием для их перевода на общий режим налогообложения. Перевод осуществляется налоговыми органами с начала квартала, следующего за кварталом, в котором указанными налогоплательщиками было допущено превышение установленных главой 26.3 НК РФ ограничений.

Возможность перехода предпринимателя, осуществляющего деятельность страхового агента, на упрощенную систему налогообложения

Вправе ли применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, предприниматель, осуществляющий от имени и по поручению страховой компании деятельность страхового агента на основании заключенного со страховой компанией агентского договора или договора поручения?


В соответствии с п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 3 п. 3 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса страховщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

Отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также основные принципы государственного регулирования страховой деятельности определяются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).

В соответствии со ст. 6 Закона N 4015-1 страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном данным Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Статьей 8 Закона N 4015-1 установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

При этом страховыми агентами признаются физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Согласно ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности
по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и мог быть назван в сделке или вступить с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала (ст. 1005 ГК РФ).

Таким образом, деятельность, осуществляемую страховыми агентами от имени страховщика на основании заключенных с ним договоров поручения либо агентских договоров, следует рассматривать как вспомогательную деятельность в сфере страхования, а самих страховых агентов - как посредников (доверенных лиц) в отношениях по страхованию между страховщиком и страхователями.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в области страхования главой 26.2 НК РФ не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты (организации и индивидуальные предприниматели), действующие на основании заключенного договора поручения (агентского договора) от имени и по поручению страховщика, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в отношении результатов их деятельности на общих для всех налогоплательщиков основаниях.

Учет индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, сумм уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при исчислении суммы единого налога

Вправе ли индивидуальные предприниматели, перешедшие с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, учесть при исчислении суммы единого налога, подлежащей уплате за отчетный (налоговый) период, сумму уплаченных ими за этот же период времени страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем установленный минимальный размер фиксированного платежа?


В соответствии со ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 % по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Согласно п. 3 ст. 28 Закона N 167-ФЗ минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты всеми индивидуальными предпринимателями. При этом из вышеуказанной суммы платежа 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона N 167-ФЗ порядок, сроки исчисления и уплаты фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2003 N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное
пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

В соответствии с п. 3 вышеуказанных Правил размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ, на 12.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что на текущий год стоимость страхового года Правительством РФ до настоящего времени не определена, уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в текущем году производится индивидуальными предпринимателями - страхователями в размере, установленном Законом N 167-ФЗ.

До установления Правительством РФ стоимости страхового года на 2003 год страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, уплаченные индивидуальными предпринимателями - страхователями за отчетный (налоговый) период по единому налогу в размере, превышающем минимальный размер, учитываются при исчислении единого налога, подлежащего уплате за отчетный (налоговый) период при применении упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы), только в части, не превышающей установленный Законом N 167-ФЗ минимальный размер этого платежа.

Доходы, учитываемые в целях применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями - участниками простого товарищества

Какие доходы в целях применения упрощенной системы налогообложения признаются доходами, учитываемыми при исчислении налоговой базы для индивидуальных предпринимателей - участников договора простого товарищества: доходы в виде приходящейся на каждого товарища доли выручки, полученной от их совместной деятельности, либо доходы в виде распределенной в пользу каждого товарища доли прибыли, полученной простым товариществом?


В соответствии со ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Согласно п. 2 ст. 1047 ГК РФ если договор простого товарищества связан с осуществлением его участниками предпринимательской деятельности, товарищи отвечают солидарно по всем общим обязательствам независимо от их возникновения.

Прибыль, полученная участниками договора простого товарищества в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей (ст. 1048 ГК РФ).

Статьей 1046 ГК РФ установлено, что порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением. При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

Таким образом, именно юридически грамотно составленный договор о совместной деятельности и соглашения к нему позволяют четко определить имущественные и финансовые отношения между участниками договора простого товарищества.

Результаты распределения между участниками договора простого товарищества полученной от совместной деятельности прибыли, а также покрытия расходов и убытков, связанных с их совместной деятельностью, фиксируются в протоколе общего собрания товарищей. Подписанный всеми товарищами протокол общего собрания является тем документом, на основании которого каждый из участников договора простого товарищества вправе отразить в своих учетных документах данные о сумме полученной лично им прибыли (дохода) от осуществляемой совместно с другими товарищами предпринимательской деятельности.

Учитывая то обстоятельство, что при объединении индивидуальных предпринимателей и
(или) коммерческих организаций в простое товарищество не образуется самостоятельный субъект предпринимательской деятельности (юридическое лицо), обязанность по уплате установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов возлагается на каждого участника договора простого товарищества.

Налогообложение доходов (прибыли) индивидуальных предпринимателей, полученных (полученной) ими в результате распределения общей прибыли от их совместной деятельности в составе простого товарищества, осуществляется в порядке, предусмотренном положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ, либо, по их желанию, в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" настоящего Кодекса.

Решение о применении того или иного порядка налогообложения доходов (прибыли) каждым индивидуальным предпринимателем - участником договора простого товарищества принимается самостоятельно, если иное не предусмотрено действующим законодательством о налогах и сборах.

При осуществлении всеми товарищами (либо хотя бы одним товарищем) видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу в соответствии с региональным законодательством на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налогообложение результатов такой деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" НК РФ.

В случае принятия всеми товарищами (либо хотя бы одним товарищем) общего (единоличного) решения о применении упрощенной системы налогообложения по осуществляемому ими (им) виду совместной предпринимательской деятельности налогообложение результатов такой деятельности осуществляется в соответствии с выбранным каждым товарищем объектом налогообложения - доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов, с учетом предусмотренных главой 26.2 НК РФ особенностей определения налоговой базы, а также особенностей исчисления и уплаты единого налога в отношении каждого объекта налогообложения.

В соответствии с п. 2 ст. 346.15 НК РФ индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы от предпринимательской деятельности.

Согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/706, в составе доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщики - индивидуальные предприниматели учитывают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, используемого в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, установленным ст. 250 НК РФ.

Таким образом, к доходам от предпринимательской деятельности относятся и внереализационные доходы, полученные индивидуальными предпринимателями в период применения упрощенной системы налогообложения.

Согласно п. 9 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами признаются, в частности, доходы, распределяемые в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 278 настоящего Кодекса.

Исходя из этого доходом индивидуального предпринимателя - участника договора простого товарищества от осуществляемой им с другими товарищами совместной деятельности, учитываемым при исчислении налоговой базы по единому налогу, предусмотренному главой 26.2 НК РФ, признается внереализационный доход в виде распределенной по итогам отчетного (налогового) периода в пользу индивидуального предпринимателя доли дохода (прибыли), полученного (полученной) за соответствующий отчетный (налоговый) период от деятельности всех участников договора простого товарищества.


!!!Специальное предложение для подписчиков на нашу рассыку!!!


ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Частичное или полное воспроизведение в любом виде допускается только с письменного разрешения редакции. Возможно предоставление материалов для публикации в электронных СМИ с указанием источника и размещением активной ссылки на сервер ИД "Налоговый вестник".
Все логотипы являются зарегистрированными товарными знаками. Все права защищены.
1996-2003 ИД "Налоговый Вестник".

    RB1 Network   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное