Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"




Ответы на вопросы


Об ответственности налогоплательщиков


Л.А. Короткова,
советник налоговой службы II ранга


Считается ли днем обнаружения непредставления декларации в установленный срок день, следующий за днем, установленным законом для ее представления, либо день, когда указанная декларация представлена в налоговый орган с нарушением установленного срока?

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Пунктом 2 вышеуказанной статьи НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181 дня.

Таким образом, вышеуказанными нормами ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налогоплательщиком в налоговой орган декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

При этом размер применяемой к налогоплательщику ответственности зависит от срока представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации, прошедшего с момента установленного законодательством о налогах и сборах срока представления декларации, и суммы налога, подлежащей уплате на основе подаваемой декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В п. 37 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что, поскольку НК РФ не предусматривает составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

Моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст. 119 НК РФ, является день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации, поскольку обнаружение налоговым органом правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации происходит в момент представления и регистрации в налоговом органе представляемого с нарушением срока документа.

Кроме того, если исходить из того, что моментом совершения правонарушения является установленный законодательством о налогах и сборах срок представления декларации, то применение п. 2 ст. 119 НК РФ становится невозможным, так как одновременно с наступлением условия, предусмотренного п. 2 ст. 119 НК РФ (истечение 180 дней), истекает срок взыскания санкции, предусмотренный ст. 115 НК РФ.

Подлежат ли привлечению к ответственности на основании ст. 126 НК РФ предприятия и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являвшиеся источником дохода для индивидуальных предпринимателей, за непредставление в установленный срок сведений о доходах данных физических лиц, предусмотренных Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц"?

В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных данным Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Пунктом 3 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц (далее - Закон N 1998-1) предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, обязаны своевременно и правильно исчислять, удерживать и вносить в бюджет суммы налогов с доходов физических лиц; своевременно представлять налоговым органам сведения о выплаченных ими физическим лицам доходах в порядке, предусмотренном законодательством.

Учитывая изложенное, предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, являющиеся источниками дохода, исполнявшие обязанности, возложенные на них п. 1 ст. 20 Закона N 1998-1, являются налоговыми агентами.

Между тем, как указывалось выше, ответственность на основании п. 1 ст. 126 НК РФ применяется к налоговому агенту за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Законом установлены сроки представления документов (сведений) о выплаченных физическим лицам доходах только для предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, удерживающих подоходный налог, и предприятий, учреждений, организаций и иных лиц, являющихся работодателями и выплачивающих доход (п. 3 и 5 ст. 20 Закона N 1998-1).

Учитывая изложенное, если предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, были налоговыми агентами, но при выплате физическим лицам дохода не удерживали у данных лиц подоходный налог или не являлись для данных лиц работодателями, применение к ним ответственности на основании ст. 126 НК РФ неправомерно.

Подлежит ли привлечению к ответственности налоговый агент за несвоевременное перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика?

В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.

Таким образом, указанная ответственность применяется за неправомерное перечисление или неправомерное неполное перечисление сумм налога.

В случае выявления фактов несвоевременного перечисления в бюджет подоходного налога ответственность, предусмотренная ст. 123 НК РФ, не применяется.

Вместе с тем при решении вопроса о привлечении налогового агента к ответственности, предусмотренной вышеуказанной нормой Кодекса, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика, необходимо учитывать следующее.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги (подпункт 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Таким образом, действия налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов являются взаимосвязанными и должны выполняться им в установленной законодательством очередности.

Следовательно, если налоговый агент не произвел удержание налога с налогоплательщика, то указанное действие автоматически влечет за собой неперечисление суммы удержанного налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Учитывая вышеизложенное, в случае неправомерного неудержания налоговым агентом сумм налога с налогоплательщика налоговый агент должен быть привлечен к ответственности, установленной ст. 123 НК РФ, в виде взыскания штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика.

При применении в вышеуказанном случае ответственности к налоговым агентам необходимо учитывать соответствующие разъяснения, содержащиеся в п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Согласно вышеуказанным разъяснениям правонарушение в виде неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога, подлежащего удержанию с налогоплательщика, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика или нет.


Практика налогообложения


О порядке определения налоговой базы при исчислении налога на доходы адвокатов


Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы I ранга


С 1 января 2001 года введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в рамках которой объединены четыре главы, регулирующие правоотношения по уплате НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц (ранее - подоходного налога с физических лиц) и единого социального налога (взноса), объединившего платежи в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС).

В связи с тем, что в соответствующих главах части второй НК РФ произошли существенные изменения по сравнению с ранее действовавшим налоговым законодательством, а также из-за имеющихся неточностей и внутренних противоречий как в самих главах части второй НК РФ, так и между ними и другими законодательными актами, действующими в настоящее время, в налоговые органы поступают многочисленные запросы как от самих налогоплательщиков, так и от организаций, выплачивающих доходы физическим лицам.

В частности, из-за определенных противоречий, имеющихся между отдельными положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" и главы 24 "Единый социальный налог (взнос)", касающихся порядка исчисления и уплаты налога с доходов адвокатов, являющихся членами коллегии адвокатов и, следовательно, не имеющих статуса предпринимателя без образования юридического лица, коллегии адвокатов и юридические консультации обращаются за разъяснением порядка определения налоговой базы для исчисления налога на доходы адвокатов, а также правомерности предоставления адвокатам профессиональных налоговых вычетов, в состав которых предлагается включать расходы, производимые на содержание коллегии адвокатов, на приобретение компьютеров, оргтехники и канцелярских товаров, а также уплаченные суммы единого социального налога.

При решении данного вопроса следует исходить из особенностей, связанных со статусом адвокатов.

В соответствии со ст. 3 Закона РСФСР от 20.11.1980 "Об утверждении положения об адвокатуре РСФСР" (далее - Закон) коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Коллегии адвокатов образуются по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, и являются юридическими лицами.

Высшим органом коллегии адвокатов является общее собрание (конференция) членов коллегии, ее исполнительным органом - президиум, контрольно-ревизионным органом - ревизионная комиссия.

В соответствии со ст. 6 Закона в полномочия общего собрания (конференции) членов коллегии адвокатов входят выборы президиума коллегии адвокатов и ревизионной комиссии, установление численного состава, штатов, сметы доходов и расходов коллегии адвокатов, а также определение порядка оплаты труда адвокатов согласно правилам, устанавливаемым Минюстом России.

Статьей 17 Закона предусмотрено, что для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи президиумами коллегий адвокатов в городах и других населенных пунктах создаются юридические консультации. Президиумы коллегий адвокатов утверждают штаты и сметы юридических консультаций, руководят их деятельностью, проводят проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, распределяют адвокатов по юридическим консультациям и решают вопросы их перевода из одной консультации в другую, а также отчисляют и исключают из членов коллегии.

Юридическая консультация имеет текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов.

Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов из числа членов коллегии, который заключает соглашения с гражданами об оказании юридической помощи и договоры на юридическое обслуживание с предприятиями, учреждениями и организациями, назначает адвокатов для осуществления защиты по требованиям органов предварительного следствия и суда, распределяет работу между адвокатами, с учетом их квалификации и персональных к ним обращений, а также распоряжается средствами юридической консультации в соответствии с утвержденной сметой.

Статьей 21 Закона установлено, что труд адвокатов оплачивается из средств, поступивших в юридическую консультацию от граждан и организаций за оказанную им юридическую помощь.

Следовательно, затраты по приобретению компьютеров, оргтехники, канцелярских товаров и т.п. производятся не лично самими адвокатами, а юридической консультацией в пределах сумм, предусмотренных на эти цели утвержденной сметой расходов.

В соответствии со ст. 29 Закона средства коллегий адвокатов образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями от оплаты за оказание юридической помощи. При этом размер отчислений в фонд коллегии устанавливается общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов, но не может превышать 30 % сумм, поступивших в юридическую консультацию. Расходование средств коллегии адвокатов производится президиумом коллегии в соответствии с утвержденной сметой.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что члены коллегии адвокатов не осуществляют самостоятельной, на свой риск деятельности с использованием личного имущества, направленной на извлечение прибыли (дохода), а оплата их труда производится в установленном порядке из средств, поступивших в юридическую консультацию, в связи с чем их адвокатская практика не может отождествляться с предпринимательской деятельностью.

Исчисление и уплата налога на доходы, полученные членами коллегии адвокатов за оказание юридической помощи, производится в соответствии с положениями главы 23 НК РФ.

Статьей 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, именуются в данной главе налоговыми агентами. На налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет сумм налога, исчисленных в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент.

Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов (их учреждениями). Такими учреждениями являются юридические консультации.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13 %, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму полагающихся налогоплательщику налоговых вычетов.

Следовательно, налоговая база для исчисления налога на доходы адвокатов определяется исходя из денежных сумм, начисленных за адвокатскую деятельность и уменьшенных на сумму полагающихся конкретному налогоплательщику стандартных налоговых вычетов, установленных ст. 218 НК РФ.

Социальные и имущественные налоговые вычеты, установленные ст. 219 и 220 НК РФ, предоставляются адвокатам на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Предоставление профессиональных налоговых вычетов, установленных ст. 221 НК РФ, в том числе и в виде сумм налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах и уплаченных налогоплательщиками за налоговый период, которым согласно ст. 216 НК РФ признается календарный год, для физических лиц, занимающихся адвокатской деятельностью и являющихся членами коллегии адвокатов, не предусмотрено, поскольку адвокаты не заключают договора гражданско-правового характера на оказание юридических услуг со своим налоговым агентом - коллегией адвокатов или юридической консультацией.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 6 ст. 244 главы 24 НК РФ исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов (их учреждениями) в порядке, предусмотренном ст. 243 НК РФ для налогоплательщиков-работодателей.

Следовательно, члены коллегии адвокатов фактически не являются самостоятельными плательщиками единого социального налога, хотя в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 235 НК РФ адвокаты признаются налогоплательщиками, на которых согласно п. 7 ст. 244 НК РФ возложена обязанность представлять в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также прилагать к этой декларации справку от коллегии адвокатов (ее учреждений) о суммах уплаченного за них налога за истекший налоговый период.

При этом п. 3 ст. 237 НК РФ установлено, что налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, в том числе и адвокатов, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных п. 1 ст. 221 НК РФ, то есть предусмотренных исключительно для физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих деятельность без образования юридического лица, а также частных нотариусов и других лиц, занимающихся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой (в частности, частных детективов и частных охранников).

Как следует из вышеизложенного, к адвокатам, являющимся членами коллегии адвокатов, а не индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в установленном законодательством порядке и осуществляющими самостоятельную деятельность по оказанию юридических услуг, эта норма не имеет отношения.

Таким образом, данная норма является очевидным подтверждением того, что между положениями вышеуказанных ст. главы 24 НК РФ имеется внутреннее противоречие, но наряду с этим существует и противоречие между приведенными положениями главы 24 и положениями главы 23 НК РФ, на которые сделаны ссылки в соответствующих статьях главы 24 НК РФ, которое весьма сложно разрешить даже налоговым органам.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом (в данном случае - юридической консультацией) у налогоплательщика-адвоката, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

При этом налоговые агенты обязаны вести учет доходов, выплаченных физическим лицам в отчетном налоговом периоде, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогах по форме, установленной МНС России, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

На адвокатов, являющихся членами коллегии адвокатов и работающих в юридических консультациях, обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в соответствии со ст. 229 главы 23 НК РФ не возложена. Они вправе представить такую декларацию в налоговый орган по окончании налогового периода для получения социальных и имущественных налоговых вычетов, установленных ст. 219 и 220 НК РФ, а также в случае если по каким-либо причинам стандартные налоговые вычеты им были предоставлены в меньшем размере, чем это предусмотрено ст. 218 НК РФ.

Таким образом, с введением в действие части второй НК РФ существовавший ранее порядок определения налогооблагаемого дохода адвокатов принципиальных изменений не претерпел, поскольку, как и прежде, бухгалтер юридической консультации производит из сумм, полученных от оплаты за оказание юридической помощи организациям и гражданам, необходимые отчисления в фонд коллегии адвокатов в размере, установленном общим собранием членов коллегии адвокатов.

Затем определяется сумма расходов на содержание юридической консультации и обеспечение профессиональной деятельности адвокатов (в частности арендная плата за помещение, коммунальные платежи, зарплата штатных работников консультации, затраты по приобретению компьютеров, оргтехники, канцелярских товаров, расходы по информационному обеспечению и т.п.) в пределах сумм, предусмотренных на эти цели утвержденной сметой расходов.

Поскольку поступающие в кассу юридической консультации суммы оплаты за оказание юридической помощи учитываются бухгалтером на лицевых счетах конкретных адвокатов, которые ведут дела, то все вышеперечисленные расходы равномерно уменьшают суммы денежных средств, учитываемых на лицевом счете каждого адвоката, работающего в юридической консультации.

С оставшихся на лицевых счетах адвокатов сумм бухгалтером исчисляется единый социальный налог с доходов адвокатов, при этом в соответствии с п. 4 ст. 243 НК РФ суммы налога исчисляются по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты.

После исчисления сумм единого социального налога бухгалтером определяется остаток денежных средств на лицевых счетах адвокатов, который и является налоговой базой для исчисления налога на доходы каждого адвоката, начисляемого с учетом полагающихся конкретному налогоплательщику стандартных налоговых вычетов, установленных ст. 218 НК РФ.

Таким образом, в ст. 237 НК РФ целесообразно предусмотреть для адвокатов особый порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу, не объединяя их с индивидуальными предпринимателями, относящимися к совершенно другой категории налогоплательщиков, поскольку в данном случае размер налоговой базы для исчисления единого социального налога и налога на доходы каждого конкретного адвоката зависит от рассчитанных бухгалтером юридической консультации сумм расходов самого учреждения, в котором работают эти адвокаты, а не от произведенных лично ими расходов.


До новых встреч!

Уважаемые подписчики! Просим Вас не забывать посещать наш сайт. Там Вы найдете очень много информации по налогообложению и бухучету. К сожалению, объем письма ограничен, и мы не можем высылать все интересное по почте. Ждем Вас!

WWW.NALVEST.COM
Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"



    RB1 Network   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное