Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"




ОГЛАВЛЕНИЕ

Статьи Ответы на вопросы


Статьи


Готовимся к отчетности круглый год




В.Д. Глинистый,
Начальник отдела Департамента методологии бухучета и отчетности Минфина России


Любой бухгалтер испытывает беспокойство не только перед составлением, но и в период сдачи отчетности. Особенно много волнений у руководителей организаций, которые уже перешли на новый План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцию по его применению с 1 января 2001 года. Те организации, которые это не сделали, представляют отчетность согласно письму Минфина России от 15.03.2001 N 16-00-13/05 исходя из сложившихся факторов и условий хозяйствования, готовясь к переходу на новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по его применению с 1 января 2002 года. Это означает, что в текущем году факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учета в соответствии с прежним Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 01.11.1991 N 56.

В связи с происходящими в бухгалтерском учете изменениями хотелось бы обратить внимание бухгалтеров на формы представления промежуточной бухгалтерской отчетности и состав бухгалтерской отчетности.

До начала финансового года в организации должна быть утверждена учетная политика, в которую необходимо внести изменения, связанные с выходом новых нормативных документов.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации должны составлять и представлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется на основе данных бухгалтерского учета. При формировании показателей бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться следующими нормативными документами по бухгалтерскому учету, а именно:

- Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (зарегистрирован в Минюсте России 27.08.1998 N 1598);

- Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н (по заключению Минюста России от 06.08.1999 N 6417-ПК указанный приказ в государственной регистрации не нуждается) ;

- приказом Минфина России от 13.01.2000 N 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (по заключению Минюста России от 4 февраля 2000 года N 729-ЭР указанный приказ в государственной регистрации не нуждается);

- Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н (по заключению Минюста России от 24.07.2000 N 6128-ЭР указанный приказ в государственной регистрации не нуждается);

- Методическими рекомендациями о порядке формирования бухгалтерской отчетности страховых организаций, утвержденными приказом Минфина России от 12.01.2001 N 2н [по заключению Минюста России от 07.02.2001 N 07/1248-ЮД указанный приказ в государственной регистрации не нуждается и вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года (месяц, квартал, год)];

- приказом Минфина России от 21.02.2001 N 15н "О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов" (по заключению Минюста России от 12.03 N 07/2348-ЮД указанный приказ в государственной регистрации не нуждается и вводится в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 года по формам, установленным для органов негосударственного пенсионного обеспечения, получивших лицензию на осуществление этой деятельности, а также с учетом других Положений по бухгалтерскому учету и Методических указаний и в части действующих документов налогообложения).

Промежуточная бухгалтерская отчетность по договорам доверительного управления имуществом составляется в соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, и Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденными приказом Минфина России от 24.12.1998 N 68н (указанный приказ зарегистрирован в Минюсте России 14.01.1999 N 1682).

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" под бухгалтерской отчетностью понимается единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе бухгалтерского учета по установленным формам. Статьей 13 указанного Федерального закона установлен состав бухгалтерской отчетности (за исключением отчетности бюджетных организаций), включающий бухгалтерский баланс (форма N 1), отчет о прибылях и убытках (форма N 2), приложения к ним, аудиторское заключение и пояснительную записку. При этом в приложениях должны быть расшифровки содержащихся в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках показателей об имущественном и финансовом положении организации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином России. В марте 1998 года Правительство РФ приняло постановлением от 06.03.1998 N 283 Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Цель Программы - приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие требованиям рыночной экономики и Международным стандартам финансовой отчетности. В рамках выполнения этой Программы распоряжением Правительства Российской Федерации был принят План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в практику. Минфин России в течение двух последних лет разработал и утвердил ряд Положений по бухгалтерскому учету и Методических указаний (ПБУ, МУ). В рамках выполнения Программы Минфину России удалось разработать ряд документов, связанных с формированием и составлением бухгалтерской отчетности. Одним из таких документов стало Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99. Несколько позже были введены в действие приказы Минфина России "О формах бухгалтерской отчетности" и "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации".

Уже при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2000 год использовались новые подходы и правила, которые заложены в указанных документах. Новизна состоит в том, что Минфин России отказался от применения типовых форм бухгалтерской отчетности, а утвердил лишь образцы форм, да и то только в качестве рекомендаций. Прошли те времена, когда государство регулировало порядок представления, составления и сдачи бухгалтерской отчетности. В настоящее время каждая организация вправе самостоятельно изменять и дополнять формы отчетности, используя рекомендательные Положения по бухгалтерскому учету. Согласно п. 6 ПБУ 4/99 организация может вносить дополнительные показатели и пояснения в рекомендованные формы промежуточной бухгалтерской отчетности, в случае если, по ее мнению, данные формы не могут или не позволяют предоставить пользователю полную информацию о финансовых результатах организации и о существенных изменениях в ее финансовом положении. Количество отчетных показателей, которые действовали ранее, было слишком велико для малых предприятий, некоммерческих организаций, но в то же время недостаточно для других организаций. Можно утверждать, что Минфин России навсегда отказался от утверждения форм бухгалтерской отчетности, которые обязательны для применения всеми без исключения организациями независимо от их размеров, организационно-правовых форм, форм собственности и т.д.

Минфин России установил и разработал лишь примерный состав и образцы форм бухгалтерской отчетности, а также определил порядок их составления. Организации могут дополнять или сокращать указанные формы, включая или исключая определенные показатели. В случае если организация самостоятельно устанавливает формы бухгалтерской отчетности, она не вправе изменять принципы построения этих форм. Вместе с тем в соответствии с п. 2 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности организация должна сохранить коды итоговых строк и коды строк разделов, групп статей баланса в том виде, в котором они приведены в образцах. Организация имеет право самостоятельно определять перечень показателей строк и статей в формах бухгалтерской промежуточной отчетности исходя из отраслевой принадлежности, видов ее деятельности и размеров. Однако это не должно противоречить общим требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности, и влиять на раскрытие достоверной и полной информации о финансовом состоянии организации. Все виды деятельности организации должны быть зафиксированы в ее уставе (учредительных документах). Следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 %.

В соответствии с п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организации должны составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал, год нарастающим итогом с начала отчетного года. Месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. Месячная бухгалтерская отчетность составляется для внутреннего пользования. Представлять ее внешним пользователям, включая налоговые органы (инспекции), не нужно. В состав промежуточной отчетности входят Бухгалтерский баланс (форма N 1) и Отчет о прибылях и убытках (форма N 2). Формы N 1 и N 2 содержат минимальный объем информации, которая должна быть представлена в рамках промежуточной (квартальной) отчетности.

Организации имеют право расширить перечень форм, представив в составе промежуточной отчетности, например, форму N 4 "Отчета о движении денежных средств", пояснительную записку, а также другие формы, которые необходимы и включались в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Общественные организации (объединения) вправе и вовсе не представлять промежуточную отчетность в случае, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов от продажи товаров, работ и услуг. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе.

Объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах организациями (союзами, ассоциациями), составляют и представляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном в учредительных документах этих объединений. Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения и имеющие дочерние предприятия, составляют сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30.12.1996 N 112, и представляют ее государственному органу или органу местного управления, уполномоченному на его создание, в определенные сроки, но с учетом п. 91 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют промежуточную бухгалтерскую отчетность по унитарным предприятиям, а также отдельно сводную бухгалтерскую отчетность по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли).

Министерства и иные органы исполнительной власти представляют сводную месячную, квартальную бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов организаций, состоящих на бюджете, Минфину России и финансовым органам в установленные ими сроки.

Хотелось бы остановиться на сроках представления промежуточной бухгалтерской отчетности.

Согласно действующему законодательству промежуточная бухгалтерская отчетность не утверждается на общем собрании акционеров (участников) и не подтверждается аудиторским заключением. В связи с этим срок представления этой отчетности не зависит от даты общего собрания акционеров или от того, когда будет получено заключение аудиторов. Статьей 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и п. 86 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации организации (за исключением бюджетных) должны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями (участниками) организации или общим собранием. Бюджетные организации представляют месячную, квартальную бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки, а организации, состоящие на федеральном бюджете, представляют также месячную отчетность территориальному органу федерального казначейства. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности. В случае если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий день (праздничный, выходной день), сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день. Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по законодательству Российской Федерации, представляется с учетом требований указанного законодательства. Организации должны обеспечить возможность для заинтересованных пользователей знакомиться с этой бухгалтерской отчетностью.

Подводя итоги сказанному, дадим несколько рекомендаций бухгалтерским работникам.

Руководствуясь приказом Минфина России "О формах бухгалтерской отчетности организаций", организациям следует установить, какие формы бухгалтерской отчетности использовать при составлении промежуточной бухгалтерской отчетности начиная с отчета за I квартал 2001 года. Предлагается несколько вариантов:

- утвердить (использовать) на основе образцов Минфина России без изменений согласно рекомендациям;

- утвердить на основе образцов Минфина России собственные формы отчетности, если образцы недостаточны или, наоборот, избыточны для организации.

Только после анализа содержания промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности организации за прошлые годы можно установить объемы отчетных показателей.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

При формировании бухгалтерской отчетности должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации и исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими. Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решение и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (в том числе выделенные на отдельные балансы). Бухгалтерский баланс должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. И, самое главное, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации. В случае если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией, бухгалтером-специалистом, то отчетность подписывается руководителем организации централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

В связи с вводом в действие Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н, и Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, необходимо учитывать новые требования, предъявляемые к составлению бухгалтерской отчетности.

При составлении бухгалтерского баланса необходимо руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета:

- нельзя засчитывать статьи активов и пассивов, статьи прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен действующими Положениями по бухгалтерскому учету;

- отдельные показатели отражаются в нетто-оценке, то есть по остаточной стоимости [стоимость основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов (для тех организаций, которые не перешли на новый План счетов)] за минусом начисленной амортизации;

- расчеты и обязательства показываются в зависимости от сроков их погашения;

- необходимо обеспечивать полноту информации, ее существенность, нейтральность отчетных данных, сравнимость и сопоставимость отчетных показателей от одного отчетного периода к другому, достоверность отчетности, последовательность применения учетной политики и др.

Для организаций, перешедших на новый План счетов с 1 января 2001 года, из прежней формы бухгалтерского баланса исключены статьи "Фонды накопления", "Фонды потребления" и "Фонды социальной сферы". Теперь все текущие расходы должны финансироваться через счет прибылей и убытков. В связи с этим расходы (фонд потребления и фонд накопления) включаются в себестоимость продукции или списываются на счет прибылей и убытков. Фонд социальной сферы необходимо присоединить к добавочному капиталу или к нераспределенной прибыли в зависимости от источников, направляемых в фонд.

Составление поквартальной сводной бухгалтерской отчетности законодательством не предусматривается. Однако в целях анализа производственно-хозяйственной деятельности организации или в других целях она может составляться в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 по формам, разработанным головной организацией. До составления сводной бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами. При составлении сводной бухгалтерской отчетности используется единая учетная политика в отношении аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ. В случае если при составлении бухгалтерской отчетности какого-либо дочернего общества была использована учетная политика, отличная от используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности, то до объединения такой бухгалтерской отчетности с бухгалтерской отчетностью головной организации других дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность она приводится в соответствие с учетной политикой, используемой для составления сводной бухгалтерской отчетности.

Если бухгалтерская отчетность дочернего общества, расположенного за пределами Российской Федерации или в труднодоступных районах, составлена за тот же отчетный период, что и сводная бухгалтерская отчетность, но на отчетную дату, отличную от отчетной даты сводной бухгалтерской отчетности, то такое дочернее общество составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на ту же дату, что и отчетная дата сводной бухгалтерской отчетности. В случае невозможности составления промежуточной бухгалтерской отчетности дочернего общества в сводную бухгалтерскую отчетность включаются данные бухгалтерской отчетности дочернего общества, составленной на иную отчетную дату, при условии, что расхождение между отчетной датой бухгалтерской отчетности дочернего общества не превышает трех месяцев.

Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:

- головная организация обладает более 50 % голосующих акций акционерного общества или более 50 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью;

- головная организация имеет возможность определять решения, принимаемые дочерним обществом, в соответствии с заключенным между головной организацией и дочерним обществом договором;

- головная организация имеет иные способы определения решений, принимаемых дочерним обществом.

Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Данные о зависимом или дочернем обществе могут не включаться в сводную отчетность, если головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом;

- доля голосующих акций или доля в уставном капитале зависимого общества приобретены на краткосрочный период с целью последующей перепродажи. В этом случае стоимостная оценка участия головной организации в дочернем обществе или зависимом обществе отражается в сводной бухгалтерской отчетности в сумме фактических затрат, отраженных в бухгалтерском балансе головной организацией. Такие случаи должны раскрываться в пояснительной записке к сводной отчетности (балансу) и сводному отчету о финансовых результатах.

Сводная бухгалтерская отчетность составляется и представляется на русском языке в миллионах или миллиардах рублей без десятичных знаков. В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ, за исключением случаев, не предусмотренных Методическими рекомендациями.

При объединении бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводный бухгалтерский баланс не включаются данные, приведенные в п. 3.6 Методических указаний по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина России от 30.12.1996 N 112).

Следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" периодическая бухгалтерская отчетность - это промежуточная бухгалтерская отчетность.

Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется согласно законодательству Российской Федерации. Сводная бухгалтерская отчетность юридических лиц подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.

Необходимо помнить, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Оглавление


Ответы на вопросы читателей журнала


О налоге на прибыль

В.К. Мареева

Разрешается ли оформлять в иностранной валюте накладные при отгрузке товаров, если покупатель производит оплату товаров (работ, услуг) в российских рублях по курсу иностранной валюты на день платежа?

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - рублях. Это касается всех стадий учетного процесса - оформления первичных документов, ведения регистров бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Банком России 08.09.2000 N 120-П, установлено, что в расчетных документах сумма платежа определяется в рублях.

Таким образом, при расчетах на территории Российской Федерации в рублях первичные учетные документы должны быть также составлены в рублях.

Относится ли на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) оплата услуг независимых оценщиков по переоценке объектов незавершенного промышленного строительства?

Пунктом 3.6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, и п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, предусмотрено, что организация имеет право не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года ) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса-дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Основным документом, на основании которого формируются выручка и себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, является Положение о составе затрат, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с подпунктом "и" п. 2 вышеуказанного Положения затраты на проведение оценочно-консультационных работ для получения экспертного заключения о рыночной стоимости объектов основных средств подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг).

Данная норма подтверждена письмами Минфина России и Госналогслужбы России от 16.02.1995 N 16-00-21-03 и от 04.05.1996 N ПВ-6-13/325.

Что касается объектов незавершенного промышленного строительства, то действующими нормативными документами не предусмотрено осуществление их переоценок и расходы по оплате услуг независимых оценщиков по их переоценке не должны приниматься для целей налогообложения прибыли.

Учитывается ли при определении удельного веса выручки от реализации строительных материалов для предоставления льготы по налогу на прибыль малым предприятиям выручка по строительным материалам, произведенным из давальческого сырья?

Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) и п. 4.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предусмотрена льгота по освобождению от налога на прибыль в первые два года и снижению ставки налога в последующие два года (соответственно до 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль) малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает соответственно 70 и 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Поскольку производство строительных материалов из давальческого сырья по своей сути является для организации услугами, при определении удельного веса выручки от реализации строительных материалов (при предоставлении указанной льготы) выручка по строительным материалам, произведенным из давальческого сырья, учитываться не должна.

Какую сумму износа следует исключать при предоставлении инвестиционной налоговой льготы (исчисленную в соответствии с правилами налогообложения или бухгалтерского учета)?

В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 4.1 инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных (оплаченных) затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные:

- предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

- предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.

При этом следует иметь в виду, что льгота предоставляется организациям всех организационно-правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных по кодам 10000-87900 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР (с изменениями и дополнениями), письмом Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@ (Методические рекомендации по отдельным вопросам налогообложения прибыли).

При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться документами, принимаемыми соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

При этом льгота по прибыли, используемой на капитальные вложения, предоставляется предприятиям при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.

В бухгалтерском учете по счету "Износ основных средств" отражается сумма начисленного износа исходя из выбранных методов начисления износа (амортизации). Данная сумма учитывается при предоставлении налоговой льготы при направлении организациями, относящимися к сфере материального производства, прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения. При этом необходимо иметь в виду, что фактически произведенные затраты уменьшаются на всю сумму начисленного с начала года на отчетную дату износа (амортизации), отраженную по счету "Износ основных средств", по всем основным средствам, принадлежащим предприятию. Данное положение нашло также отражение в п. 9 письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 "Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства о налогообложении прибыли (дохода) юридических лиц".

Может ли предоставляться льгота по налогу на прибыль, предусмотренная п. 4 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", малому предприятию, осуществляющему производство и реализацию обработанных и необработанных пиломатериалов?

Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 4.4 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 предусмотрена льгота по освобождению от налога на прибыль в первые два года и снижению ставки налога в последующие два года (соответственно до 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль) малых предприятий, осуществляющих производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает соответственно 70 и 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В соответствии с Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными письмом Минэкономики России и Госкомстата России 27.07.1993 N МЮ-636/14-151/10-0-1/246 (п. 12в), лесные, строительные и отделочные материалы относятся к товарам народного потребления в части поставки указанных материалов для продажи населению и для оказания платных услуг населению.

Таким образом, организация вправе воспользоваться названной льготой по налогу на прибыль (в соответствии с законодательством о налогообложении прибыли) при соблюдении указанных выше условий.

Должна ли организация, применяющая упрощенную систему налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, уплачивать налог на доходы физических лиц и единый социальный налог?

По организациям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, сохраняется обязанность удержания налогов (обязательных платежей), которые в соответствии с действующим порядком удерживаются и вносятся ими в бюджет в качестве налоговых агентов. Это относится, в частности, к удержанию и уплате налога на доходы физических лиц и единого социального налога.


До новых встреч!

Уважаемые подписчики! Просим Вас не забывать посещать наш сайт. Там Вы найдете очень много информации по налогообложению и бухучету. К сожалению, объем письма ограничен, и мы не можем высылать все интересное по почте. Ждем Вас!

WWW.NALVEST.COM
Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное