Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Добрый день, коллеги! Вас приветствует служба рассылки ИД "Налоговый вестник"




ОГЛАВЛЕНИЕ

Статьи Ответы на вопросы Готовятся к выходу


Статьи


О налоговых режимах для субъектов малого предпринимательства




Д.А. Горшков

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства основывается в настоящее время на Федеральном законе от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и Федеральном законе от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Практика применения к субъектам малого предпринимательства действующей системы налогообложения показала, что разделение системы на две составляющие, а именно: налогообложение по упрощенной системе и налогообложение по принципу вмененного дохода - имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Каждая из этих систем преследует свои цели и охватывает определенный круг налогоплательщиков.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства имеет целью поддержку и развитие малого предпринимательства в Российской Федерации, снижение налогового бремени для данной категории налогоплательщиков.

Система же налогообложения по принципу вмененного дохода направлена на привлечение к уплате единого налога на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль объективно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в наличной денежной форме.

Привлечение к уплате единого налога на вмененный доход индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль затруднен, позволило увеличить налоговые поступления в бюджетную систему от данной категории плательщиков (в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки) по сравнению с ранее уплаченными налогами, в том числе и подоходного налога.

Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предоставил возможность малым предприятиям, численность работающих в которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения с уплатой единого налога с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Указанные предприятия - это малые предприятия с простым технологическим процессом производства продукции, совершающие минимальное количество хозяйственных операций с незначительными затратами материальных ресурсов. Поэтому предоставление таким организациям права на оформление первичных документов бухгалтерской отчетности и ведение книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, преду-смотренных действующими положениями о ведении бухгалтерского учета и отчетности, можно считать основным преимуществом введения данного Закона.

Нечетко определенный порядок ведения книги доходов и расходов по упрощенной форме, в частности установленный в разделе, связанном с отражением расходов субъекта на осуществление предпринимательской деятельности, становится причиной многих спорных ситуаций. Кроме того, у налогоплательщиков возникают вопросы, касающиеся преемственности показателей бухгалтерского учета организаций, переходящих с общеустановленного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности на упрощенную систему.

Анализ практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость доработки законодательства Российской Федерации и обязательность приведения региональных нормативных правовых актов в соответствие с федеральными.

В частности, в связи с получившей распространение практикой занижения законодательными органами субъектов Российской Федерации показателей базовой доходности только Правительство РФ долж-но иметь право на установление минимального и максимального размеров вмененного дохода по видам деятельности и других составляющих формул расчета единого налога.

В целях исключения потерь бюджетов всех уровней, связанных с переводом одной категории плательщиков на уплату единого налога по видам предпринимательской деятельности, предусматривающим одновременный перевод как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, представляется целесообразным введение нормы, запрещающей перевод только одной из предусмотренных Федеральным законом категории плательщиков по конкретному виду деятельности.

В связи с тем, что многие субъекты Российской Федерации предлагают ввести норму, согласно которой организациям и индивидуальным предпринимателям будет предоставлено право на добровольный выбор системы налогообложения: по принципу вмененного налога на доход или налогообложение в общеустановленном порядке, следует отметить следующее.

Основными направлениями налоговой политики в современных условиях являются постепенный перенос основной налоговой нагрузки с товаропроизводителей на сектор потребления; улучшение собираемости налогов; усиление в рамках существующих налогов их стимулирующей роли; ослабление тех элементов налоговой системы, которые снижают заинтересованность товаропроизводителя в росте инвестиций и расширении материального производства.

Снижение налогового бремени невозможно осуществить, не добившись его равномерного распределения среди налогоплательщиков.

Положительной стороной Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" является то, что его уплата производится всеми без исключения налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в определенных Федеральным законом сферах.

Указанный режим налогообложения обеспечивает реальное равенство налогоплательщиков, так как устраняет ситуацию, в результате которой одни налогоплательщики, добросовестно выполняющие требования налогового законодательства и соответственно уплачивающие установленные налоги и сборы, несут всю тяжесть налоговой нагрузки, а другие налогоплательщики, которые уходят от уплаты налогов как на законном, так и на незаконном основании, несут минимальную налоговую нагрузку или вообще не платят налогов.

Поэтому вносить изменения в указанный Федеральный закон о предоставлении налогоплательщикам права добровольного выбора системы налогообложения, по нашему мнению, нецелесообразно.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время действующим законодательством для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлена предельная сумма валовой выручки, равная стотысячекратному минимальному размеру оплаты труда.

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" для целей налогообложения с 2001 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 100 руб.

Таким образом, с указанного периода предельная валовая выручка для субъектов малого предпринимательства будет составлять 10 млн руб.

Установление меньшего размера валовой выручки может ухудшить положение субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В связи с этим в целях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства представляется целесообразным установить размер валовой выручки в пределах 20 и 10 млн руб. соответственно для организаций и индивидуальных предпринимателей.

Учитывая изложенное, а также то, что данные поправки имеют большое значение для уточнения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъ-ектам малого предпринимательства, необходимо внести изменения и дополнения в законодательство Российской Федерации.

Оглавление


Ответы на вопросы читателей журнала


Государственная пошлина и налог на имущество



Н.А. Орехов,
советник налоговой службы I ранга


Кто относится к инвалидам Великой Отечественной войны, которым предоставляется льгота по государственной пошлине?

Взимание государственной пошлины в настоящее время производится в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. Федеральных законов от 31.12.1995 N 226-ФЗ, от 20.08.1996 N 118-ФЗ, от 19.07.1997 N 105-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 13.04.1999 N 76-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 5 упомянутого Закона участники и инвалиды Великой Отечественной войны освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах по делам о несо-стоятельности (банкротстве) и Конституционном Суде Российской Федерации, в органах, совершающих нотариальные действия, и в органах, осущест-вляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также за выдачу заграничного (общегражданского) паспорта или продление срока его действия освобождаются участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Инвалиды Великой Отечественной войны, которым предоставляется вышеназванная льгота, указаны в части четвертой Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".

К инвалидам Великой Отечественной войны в соответствии с названным законом относятся:

- военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

- военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

- лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;

- лица, привлекавшиеся организациями Осоавиа-хима СССР и органами местной власти к сбору бое-припасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;

- лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Льгота вышеуказанным гражданам предоставляется на основании Удостоверения инвалида Отечест-венной войны (постановление Совета Министров СССР от 23.02.1981 N 209). В Удостоверении производится отметка "Инвалид __ группы, имеет право на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах"".

В подпункте 1 п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" сказано, что от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о взыскании денежного содержания. Из каких составляющих состоит денежное содержание у государственных служащих? Относится ли к денежному содержанию денежное довольствие военнослужащих?

Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений.

Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 07.08.2000) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воин-ским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат. Денежное довольствие военнослужащих приравнивается к денежному содержанию.

Суд общей юрисдикции частично удовлетворил иск гражданки к Пенсионному фонду о взыскании сумм своевременно невыплаченной умершему мужу пенсии. Из какого бюджета - федерального или местного - следует возместить вдове судебные расходы?

Согласно части первой ст. 90 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (в ред. от 07.08.2000) стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, хотя бы эта сторона и была освобождена от уплаты судебных расходов в доход государства. Если иск удовлетворен частично, то указанные в настоящей статье суммы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Следовательно, возмещение правопреемнику (вдове) судебных расходов, в том числе по госпошлине, должно быть произведено за счет ответчика.

Как взыскать с гражданки Украины налог с имущества, переходящего в порядке наследования, если частным нотариусом Н-ской области свидетельство о праве на наследство выдано ей без предъявления квитанции об уплате налога?

В соответствии с п. 7 ст. 5 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (в ред. от 06.03.1993 N 4618-1) физические лица, проживающие за пределами Российской Федерации, обязаны платить налог до получения документа, удостоверяющего право собственности на имущество. Выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается.

В связи с тем что частный нотариус Н-ской области нарушил вышеуказанную норму закона, следует предъявить в суд иск о взыскании с него ущерба, нанесенного государству, в виде невзысканной суммы налога с имущества, переходящего в порядке наследования гражданке Украины.


Е.А. Гусакова,
советник налоговой службы III ранга


Гражданин является членом ЖСК. Права собственности на квартиру зарегистрированы в регистрационной палате, но пай будет выплачиваться в течение пяти лет. С какого момента возникает обязанность по уплате налога на имущество?

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на имущество физических лиц уплачивается собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, возникающие в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Таким образом, при купле-продаже, мене, дарении, ренте, аренде с правом выкупа, ипотеке, признании наследства по решению суда право собственности должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке, и с этого момента у физического лица возникают налоговые обязательства.

Однако согласно ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внес-шие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество и, как следствие, становятся в соответствии с Законом РФ "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц независимо от времени государственной регистрации их прав.

Гражданин подал иск в суд общей юрисдикции 12 июня 1998 года и уплатил в местный бюджет государственную пошлину. Решение суда в пользу истца вынесено только в мае 2000 года, и определена сумма государственной пошлины, подлежащая возврату из местного бюджета как излишне уплаченная. Каков порядок возврата излишне уплаченной государственной пошлины в связи с действующими Законом РФ "О государственной пошлине" и НК РФ в связи с тем, что они по-разному определяют этот порядок?

Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине", с изменениями и дополнениями, предусмотрено, что возврат излишне уплаченной в местный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение одного года со дня ее поступления в указанный бюджет.

В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Таким образом, государственная пошлина, подлежащая возврату из местного бюджета, должна быть возвращена плательщику при подаче им заявления в налоговый орган, если не истек срок, предусмотренный НК РФ.

Оглавление


Готовятся к выходу


Макарьева В.И.
Практические советы по применению ПБУ 1 - ПБУ 14 (в ред. приказа Минфина России от 30.03.2001 № 27н)
В настоящем издании раскрыты основные положения действующих нормативных документов, утвержденных Минфином России в редакции приказа от 30.03.2001 № 27н, и осуществлена их увязка с налоговым законодательством в связи с принятием части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Особое внимание уделено формированию доходов и расходов организации в бухгалтерском учете и их корректировке для целей налогообложения. Даны конкретные разъяснения по практике применения Положений по бухгалтерскому учету с целью формирования полной и достоверной информации о деятельности организации, предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
В.И. Макарьева, Б.А. Минаев
Как платить НДС согласно главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации
В настоящем издании, подготовленном государственными советниками налоговой службы II ранга В.И. Макарьевой и Б.А. Минаевым, раскрыты основные положения нормативных актов, введенных в действие с 1 января 2001 года, по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость. Даны разъяснения причин возникновения налоговой базы при исчислении НДС по операциям следующего характера, вызывающим наибольшие трудности у налогоплательщиков: — строительно-монтажным работам, осуществляемым хозяйственным способом; — использованию продукции (товаров, работ, услуг) на собственные нужды; — безвозмездной передаче продукции (товаров, работ, услуг); — реализации предприятия в целом как имущественного комплекса; — исчислению и уплате НДС по месту нахождения обособленных структурных подразделений организации и т.д.
Орлова Е.В.
Учет расходов на ремонт.
Каждое предприятие в своей деятельности рано или поздно сталкивается с проблемой проведения ремонта. Делается ли это с целью улучшения имиджа, либо вызвано производственной необходимостью — ремонт неизбежен, а затраты на него необходимо отражать в бухгалтерском учете. Эта книга поможет бухгалтеру и руководителю предприятия грамотно составить договор подряда и избежать ошибок в составлении сметы, сформировать учетную политику по элементу “затраты на ремонт”, оформить первичную документацию, признать расходы на ремонт в бухгалтерской отчетности так, чтобы избежать конфликтов с налоговыми органами. Кроме того, рассматриваются вопросы, обычно вызывающие затруднения: ремонт арендованных основных средств, учет затрат на ремонт филиалами и т.д. Все разделы книги содержат примеры из аудиторской практики, приводятся бухгалтерские проводки с учетом нового Плана счетов.
Оглавление

До новых встреч!

Уважаемые подписчики! Просим Вас не забывать посещать наш сайт. Там Вы найдете очень много информации по налогообложению и бухучету. К сожалению, объем письма ограничен, и мы не можем высылать все интересное по почте. Ждем Вас!

WWW.NALVEST.COM
Рассылка 'Новости налогообложения и бухучета от ИД "Налоговый вестник"




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное