Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Налоговое, управленческое и финансовое консультирование


Информационный Канал Subscribe.Ru



Выпуск 66 от 11 июня 2003г.

Новости от Консалтинговой группы "Экон-Профи" под руководством Пархачевой М.А. - члена Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов РФ

Новые статьи

   статья С.Н. Шеленкова и М.А. Пархачевой

"Порядок перехода на «упрощенку» в 2002 году не зависит от срока регистрации

   Статья предназначена для: руководителей, бухгалтеров, налоговых консультантов и юристов, менеджеров различного звена и управленческого персонала

   В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, установленный главой 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», вводится в действие с 1 января 2003 года. Между тем, указывая, что налогоплательщики вправе уплачивать единый налог взамен основных видов налогов с 1 января 2003 г., приведенное положение закона не затрагивает вопроса о порядке перехода на упрощенную систему налогообложения, которым следует руководствоваться в 2002 г.

   Организации, в том числе действующие в 2002 г., вправе, основываясь на п. 1 ст. 346.13 НК РФ, в период с 1 октября по 30 ноября 2002 г. подать заявление в налоговый орган по месту учета о переходе на упрощенную систему налогообложения. Однако данное право, признаваемое налоговыми органами, не затрагивает напрямую ситуацию, когда организация создается после 30 ноября 2002 г. и намерена реализовать законное право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2003 г.

   По нашему мнению, вновь созданная в декабре 2002 г. организация вправе претендовать на применение упрощенной системы налогообложения, что связано с реализацией основных принципов налогового законодательства, отраженных в п.п. 1,2 ст. 3 НК РФ – принципов юридического равенства плательщиков налогов и сборов и принципа их недискриминации. Предоставление созданным до 30 ноября организация права использовать упрощенную систему и одновременно запрещение ее применения организациям, образованным после 30 ноября, приводит к нарушению указанного принципа, который, как отмечается в судебно-арбитражной практике, должен учитываться при применении организациями упрощенной системы налогообложения . (сноска 1)

   При этом положения п. 2 ст. 346.13 НК РФ о том, что вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения и реализовавшие право подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах, считаются применяющими упрощенную систему в текущем календарном году с момента создания организации, следует толковать исходя из тех законодательных условий, в которых находится налогоплательщик-организация. Так, на момент подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, возможность применения организацией упрощенной системы была ограничена законодательными рамками, позволяющими организации руководствоваться гл. 26.2 НК РФ с учетом того, что указанная глава вступает в части исчисления и уплаты единого налога с 1 января 2003 г. Из этого следует, что правило п. 2 ст. 346.13 НК РФ до 1 января 2003 г. должно пониматься как предоставление организации возможности применять упрощенную систему не с момента создания, а с началом 2003 г.

   Таким образом, фактическое предоставление организациям, созданным в период с 1 октября по 30 ноября 2002 г., возможности перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и отсутствие каких-либо норм, не позволяющих сделать то же самое организациям, созданным в период с 1 по 30 декабря 2002 г., в соответствии с общими принципами равенства и недискриминации следует понимать как наличие возможности перехода на упрощенную систему налогообложения всем налогоплательщикам вне зависимости от времени их создания (даже если это прямо не оговорено законодателем).

   В любом случае, организация, созданная в декабре 29002 г., вправе в такой ситуации обосновывать возможность ее применения с января 2003 г. также ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

   Ссылка налоговых органов на то, что возможность применения упрощенной системы налогообложения для вновь созданных организаций допускается только с 1 января 2003 г. по причине того, что п. 2 ст. 346.13 НК РФ, предопределяющий право вновь созданных организаций, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах, в декабре 2002 г. еще не вступил в силу, представляется незаконной и необоснованной.

   Действительно, в данном случае налицо очередное упущение законодателя при принятии новых норм налогового законодательства, связанное с формулировкой переходных правил, а именно: глава 26.2 НК РФ вступает в силу с 1 января 2003 г., поэтому налогоплательщики формально не должны руководствоваться ст. 346.13 НК РФ, определяющей порядок и сроки подачи заявления о переходе на «упрощенку» (то есть норма о переходе бездействует до 1 января 2003 года). Однако налоговыми органами не оспаривается и, что более важно, прямо признается, возможность применения аналогичной по сути нормы, также содержащейся в п. 1 не вступившей в законную силу ст. 346.13 НК РФ и предоставляющей право на подачу заявления о переходе на упрощенную систему в 2002 г. организациям, созданным и подавшим заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения до 30 ноября 2002 г. Признавая действие в 2002 г. п. 1 ст. 346.16 НК РФ, следует признать и одновременное действие п. 2 той же статьи.(сноска 2)

   В этой связи организация, подавшая заявление на применение упрощенной системы, по нашему мнению, вправе с 1 января 2003 года в полной мере руководствоваться правилами гл. 26.2 НК РФ и определять согласно ее условиям размер подлежащего налогообложения дохода .(сноска 2)

   Отметим, что переход на «упрощенку» носит уведомительный, а не разрешительный характер, поскольку законом не предусмотрены какие-либо разрешительные действия со стороны налоговых органов. В связи с этим при решении вопроса о переходе на специальный налоговый режим налогоплательщику не стоит ориентироваться на получение со стороны налоговых органов уведомления о возможности или невозможности применения упрощенной системы налогообложения (по форме №№ 26.2-2, 26.2-3). Этот вопрос налогоплательщик решает самостоятельно, что, к сожалению, не позволит использовать организации использовать полученное уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения в качестве доказательства своей правоты.

   Однако уведомление может быть использовано в качестве аргумента, подтверждающего принципиальную возможность применения упрощенной системы налогообложения в 2003 г.

   В рассматриваемой ситуации организации, зарегистрированной в декабре 2002 г. и применяющей упрощенную систему налогообложения, быстрее всего придется осуществлять защиту своих прав и законных интересов в арбитражном суде.

   Хотя согласно п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, практика разрешения споров с налоговыми органами свидетельствует о том, что наиболее эффективным способом защиты налогоплательщиков своих нарушенных прав является обращение в арбитражный суд соответствующего субъекта. В то же время не исключается вариант одновременной подачи налогоплательщиком жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд.

   Вместе с тем следует заметить, что в любом случае налоговый орган, предъявляющий претензии к налогоплательщику в связи с невозможностью применения организацией упрощенной системы налогообложения, не может доначислить налоги и пени и списать их с расчетного счета организации в бесспорном порядке. Это следует из п. 1 статьи 45 НК РФ, согласно которому взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом статуса и характера деятельности налогоплательщика. В данном случае налоговые органы должны сами обратиться в суд с соответствующим иском. И только в случае его удовлетворения (что маловероятно) – взыскать доначисленные суммы налога.

   По нашему мнению, в анализируемой выше ситуации организация, основываясь на приведенных доводах, сохранят высокие шансы на успешное оспаривание незаконных и необоснованных притязаний налогового органа.


Новые семинары


Внимание! Вы можете зарегистрироваться на трехдневную практическую конференцию " "Налоговое планирование бизнеса" , которая состоится 18-20 июня 2003 г.
Семинар ведут:
Смирнова Татьяна Степановна - зам. начальника отдела документальных проверок Федеральной службы налоговой полиции. Один из немногих специалистов, имеющих два высших образования – экономическое и юридическое, что позволяет прекрасно совмещать знания двух смежных областей законодательства.
Николаев Андрей Александрович- кандидат юридических наук, профессиональный налоговый адвокат, доцент государственного университета "Высшая школа экономики" (преподаватель курса "Финансовое право"). При проведении семинаров активно использует опыт работы в органах налоговой полиции, практические навыки участия в судебных разбирательствах. Партнер Консалтинговой группы "Экон-Профи"
Камфер Юлия Александровна- налоговый адвокат, практикующий юрист, имеет большой опыт защиты прав налогоплательщиков в арбитражных судах.
Рабинович Альмин Моисеевич - директор по бухгалтерскому консалтингу ЗАО «Юникон/МС консалтинговая группа».
Нажмите эдесь, чтобы узнать о семинаре подробнее


Внимание! Вы можете зарегистрироваться на семинар" "«Приходники» отменяются? " , который состоится 24 июня 2003 г (0,5 дня)
Семинар ведет:
Смирнова Татьяна Степановна - зам. начальника отдела документальных проверок Федеральной службы налоговой полиции. Один из немногих специалистов, имеющих два высших образования – экономическое и юридическое, что позволяет прекрасно совмещать знания двух смежных областей законодательства.
Нажмите эдесь, чтобы узнать о семинаре подробнее


Внимание! Вы можете зарегистрироваться на семинар" "Актуальные вопросы налогообложения и налогового планирования деятельности автосалонов (с учетом арбитражной практики)" , который состоится 2-3 июля 2003 г. (1,5 дня)
Семинар ведут:
Смирнова Татьяна Степановна - зам. начальника отдела документальных проверок Федеральной службы налоговой полиции. Один из немногих специалистов, имеющих два высших образования – экономическое и юридическое, что позволяет прекрасно совмещать знания двух смежных областей законодательства.
Николаев Андрей Александрович- кандидат юридических наук, профессиональный налоговый адвокат, доцент государственного университета "Высшая школа экономики" (преподаватель курса "Финансовое право"). При проведении семинаров активно использует опыт работы в органах налоговой полиции, практические навыки участия в судебных разбирательствах. Партнер Консалтинговой группы "Экон-Профи"
Камфер Юлия Александровна- налоговый адвокат, практикующий юрист, имеет большой опыт защиты прав налогоплательщиков в арбитражных судах.
Нажмите эдесь, чтобы узнать о семинаре подробнее

    Вы можете посмотреть на карте России города, откуда к нам приходят участники семинаров Нажмите эдесь, чтобы увидеть карту с городами


Заказать услуги "Экон-Профи" для фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения

   С помощью формы, расположенной на нашем сайте, Вы можете заказать услуги для фирм, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Заказать услуги "Экон-Профи"

   Если Вы желаете заказать услуги "Экон-Профи", то можете воспользоваться для отправки письма этой формой.

   Смотрите сайт "Налоговое, управленческое и финансовое консультирование".


   Разделы сайта: "Книги" "Авторские материалы" "Вопрос-ответ" "Новости законодателя" "Малый бизнес" "Позиция" "Семинары" "Как связаться" "Полезные ссылки"

Подписка на рассылки

   Обращаем Ваше внимание на рассылку "Книги по налоговому, управленческому и бухгалтерскому учету". В ней размещается информация о новых книгах , представляющая интерес для бухгалтеров, налоговых консультантов, руководителей различного звена, менеджеров и юристов. Каждая книга сопровождается ссылкой на интернет-магазин, в котором Вы можете заказать книгу. Также обратите внимание на рассылку новостей бухгалтерского сайта Saldo.ru

Для подписки введите Ваш адрес электронной почты в форму, нажмите кнопку Ок и следуйте инструкциям сервера рассылок.
 Книги по налоговому и бухгалтерскому учету, аудиту и управлению предприятием, юридическим вопросам.
 Новости Бухгалтерского Сервера Saldo.ru
  
Рассылка 'Книги по налоговому и бухгалтерскому учету, аудиту и управлению предприятием, юридическим вопросам.'. Количество подписчиков. Нажмите на эту кнопку, чтобы узнать больше о рассылке.    Новости Бухгалтерского Сервера Saldo.ru'. Количество подписчиков. Нажмите на эту кнопку, чтобы узнать больше о рассылке.

Подпишитесь на рассылки Subscribe.Ru
Легальные методы снижения налогов
Офшоры и Законодательство
Офшор для начинающих
Недвижимость,гражданство как инструмент планирования налогов

   Предложения о сотрудничестве и размещении материалов, идеи, комментарии присылайте на наш e-mail

До новых выпусков !



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное