Дорогие подписчики рассылки!
С 1 января 2002 года начал действовать новый Трудовой кодекс. Можно было бы и не говорить о нем, если бы этот документ не сулил неприятностей. Причем не только бухгалтерам, которые в очередной раз должны переучиваться, но и руководителям и предпринимателям, которые имеют наемных работников.
Казалось бы: не нравится сотрудник - уволить, не выполнил работу - не платить зарплату. Не все так просто! Но и не все так сложно. Из любой ситуации есть выход! Запомните эти слова: ИЗ ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ ЕСТЬ ВЫХОД.
С 2002 года работодатель в лице генерального директора обязан заключать с каждым сотрудником трудовой договор. Следовательно возрастает объем ненужной бумаги, которую подчас негде хранить. В трудовом договоре есть обязателные реквизиты, которые необходимо указывать. Запомнить их руководителю просто невозможно, следовательно возникает необходимость возложить обязанность по оформлению трудовых договоров на сотрудников. Это влечет повышение им заработной платы не за улучшение работы, а за действия, не приносящие фирме никакой дополнительной прибыли.
Статья 60 кодекса запрещает требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым кодексом. Так, если вы поручите своему бухгалтеру вести трудовые договоры, он может отказаться и заставить его нельзя. Его можно конечно уволить, но вдруг он хороший бухгалтер и Вам совсем не хочется его увольнять? Придется придумывать систему мотивации этого сотрудника.
Теперь можно заключать срочные трудовые договоры! Малые предприятия (численностью до 40 работников, а в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 25 человек) и работодатели - физические лица имеют право зключать со ВСЕМИ сотрудниками срочный трудовой договор. Если Вы не имеете желания работать с сотрудником после истечения срока трудового договора, вы обязаны уведомить его о прекращении сотрудничества не позднее чем за 3 дня до увольнения в ПИСЬМЕННОЙ форме. В противном случае сотрудник будет работать на общих основаниях и договоро будет считаться заключенным на неопределенный срок. Лучше всего увольнение оформить приказом, на котором будет стоять подпись сотрудника об ознакомлении.
Продолжительность ежегодного отпуска теперь составляет 28 календарных дней. Это даже меньше, чем 24 рабочих! Но зато сотрудник может потребовать отпуск по прошествии уже 6 месяцев, а не 11, как это было раньше. Отпускные выплачиваются до ухода сотрудника в отпуск. Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется обязательно:
- рабочим пенсионерам по старости - до 14 календарных дней в году
- участникам ВОВ - до 35 календарных дней в году
- родителям и женам военнослужащих, погибших на военной службе - до 14 календарных дней в году
- работающим инвалидам - до 60 календарных дней в году
- работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака - до 5 календарных дней
- работникам в случае смерти близких родственников - до 5 календарных дней.
Интересная статья 236. В ней сказано, что при нарушении работодателем сроков оплаты (зарплаты, отпускных, выходного пособия и т.п.) труда работника, работодатель обязан выплатить проценты в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченных сумм за каждый день задержки оплаты. Отсутствие наличных и безналичных денег у предприятия не является оправданием для нарушения сроков оплаты. А чем тогда платить? Может продукцией?
Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. И хотя федеральный закон устанавливает на данный момент МРОТ = 300 рублей, уже можно готовиться повышать оклады до прожиточного минимума - 1524 рубля.
При смене собственника организации, новый собственник имеет право уволить руководителей, их заместителей и главного бухгалтера. Но при этом он обязан выплатить этим работникам компенсацию в размере не ниже 3 средних месячных заработков работника. Официальный оклад руководства малого предприятия в среднем составляет около: директора - 3000, заместителя - 2900, главного бухгалтера - 2800. Таким образом статья 181 устанавливает льготный режим для новых собственников организации.
Но любые Ваши преимущества, как руководителя, ничего не значат, если сотрудники Вашей организации решили создать "социальное партнерство". Одной из форм социального партнерства является участие работников, их представителей в управлении организацией. Представителем Вашего работника может быть профсоюз. Статья 32: Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников. Статья 53: Основными формами участия работников в управлении организацией являются:
- учет мнения представителей работников (при увольнении, перемещении, отпуске и т.д.)
- проведение представителями работников консультаций с работодателем по вопросам любого трудового регулирования на предприятии.
- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников
- обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию
- участие в разработке и принятии коллективных договоров.
И все-таки почти всегда удается найти компромисс руководителю и сотрудникам. Или это только так кажется?
Многим из вас уже знакома рассылка "Профессиональные консультации по бухучету и налогообложению" (см. форму быстрой подписки).
В этой рассылке создан новый проект 7х7. Семь дней по семь ответов. Ответов на Ваши вопросы, которые Вы мне присылали раньше.
С сегодняшнего дня ответы на вопросы даются только при условии выполнения 2-х условий:
1. Подписчик должен быть подписан на обе рассылки.
2. Подписчик должен заполнить небольшую анкету. Вопросы анкеты будут даны в 6 выпуске "Профессиональные консультации по бухучету и налогообложению", который выйдет в четверг, 7 марта. Анкета заполняется только один раз. Нет необходимости заполнять анкету каждый раз, когда Вы захотите задать вопрос.
Первый выпуск серии 7х7 выйдет в понедельник, 11 марта 2002 года.
Данная рассылка является некоммерческой. Все материалы данной рассылки являются собственностью автора. Вопроизведение материалов возможно только с письменного согласия автора и со ссылкой на данный ресурс.