Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 10/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 10/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 10/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении бюджетов

Н.А. Терентьева, к.э.н., заместитель начальника финансового управления - начальник бюджетного отдела

Содержание

Нормативно-правовая основа  исполнения бюджетов

Полномочия участников бюджетного процесса

Одними из основных участников бюджетного процесса являются территориальные органы Федерального казначейства и финансовые органы исполнительной власти. Взаимодействие этих органов обеспечивает эффективное и своевременное исполнение бюджетов всех уровней.

Важно, чтобы процесс исполнения бюджета шел гладко, без сбоев. Поэтому совместная работа казначейств и финансовых органов исполнительной власти должна быть слаженной и четкой. В противном случае, при отсутствии понимания между ними, страдать будут в основном учреждения - бюджетополучатели, которые не смогут, например, вовремя получить ассигнования на осуществление уставной деятельности, отправить документы для осуществления кассовых расходов и т.д.

На чем основано и чем регулируется взаимодействие органов казначейства и финорганов исполнительной власти, мы расскажем в этой статье.

Нормативно-правовая основа исполнения бюджетов

Напомним, что бюджет - это особая форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетный процесс регламентируется нормами права. Он включает в себя составление и рассмотрение проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроль за исполнением бюджетов. Об этом сказано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно статье 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:

- Президент РФ;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- государственные внебюджетные фонды;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Кроме того, участниками бюджетного процесса являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Государство, реализуя свои функции, выделяет главным распорядителям бюджетные ассигнования, которые они затем распределяют между бюджетными учреждениями.

Федеральные бюджетные учреждения получают финансирование, то есть расходуют бюджетные ассигнования через территориальные органы Федерального казначейства (далее также - органы ФК), которые осуществляют кассовое обслуживание исполнения бюджета. Проведение и учет операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета относятся к основным полномочиям органов казначейства.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) имеют права и обязанности, установленные законодательством РФ, по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.

Одним из важнейших принципов исполнения бюджетов является принцип единства кассы, установленный статьей 216 БК РФ. Напомним, что этот принцип предусматривает проведение через единый счет бюджета следующих операций:

- зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета;

- осуществление всех расходов бюджета.

Исключение из этого правила - только операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ.

Бюджетные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, представляют собой самую многочисленную армию участников бюджетного процесса, "боевая готовность" которой во многом зависит от действий исполнительной власти, в том числе и органов казначейства и финорганов. Чтобы грамотно решать поставленные государством задачи, соблюдать все принципы и правила исполнения бюджетов, учреждениям-бюджетополучателям необходимо знать не только свои права и обязанности, но и права и обязанности других участников бюджетного процесса.

Поэтому, на наш взгляд, получателям бюджетных средств важно знать, какими полномочиями обладают и как взаимодействуют между собой финансовые органы исполнительной власти и территориальные органы казначейства в ходе бюджетного процесса.

Полномочия участников бюджетного процесса

Исполнение бюджета является весьма сложным и многогранным процессом. Поэтому в законодательстве установлены своеобразные зоны ответственности каждого участника, в рамках которых они наделены полномочиями.

Права и обязанности всех участников бюджетного процесса изложены в главе 18 БК РФ.

Полномочия бюджетных учреждений

Напомним, что согласно статье 163 БК РФ бюджетные учреждения, как и другие получатели бюджетных средств, имеют право на:

- своевременное получение и использование бюджетных средств в объеме, утвержденном бюджетной росписью, с учетом сокращения и индексации;

- своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

- компенсацию в размере недофинансирования.

В обязанности получателей бюджетных средств входит следующее:

- своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

- эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

- своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

- своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

- своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

А теперь подробно рассмотрим права и обязанности некоторых других участников бюджетного процесса.

Полномочия органов исполнительной власти, организующих исполнение бюджетов

Напомним, что федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ. К органам исполнительной власти относятся также высшие органы государственной власти субъектов РФ и местной администрации.

Согласно статье 154 БК РФ органы исполнительной власти и органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями.

1. Составлять проекты бюджета, вносить их с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления.

2. Осуществлять исполнение бюджета, в том числе:

- собирать доходы бюджета;

- управлять государственным, муниципальным долгом;

- осуществлять ведомственный контроль за исполнением бюджета.

3. Представлять отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления.

4. Осуществлять другие полномочия, определенные БК РФ, правовыми актами бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актами представительных органов местного самоуправления.

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Более подробно об исполнении бюджетов говорится в статье 215 БК РФ. Здесь сказано, что органы исполнительной власти:

- организуют исполнение и исполняют бюджеты;

- управляют счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Они являются "кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений" (статья 215 БК РФ).

Для финансовой работы с бюджетами исполнительная власть создает специальные структуры - финансовые органы. Права и обязанности финансовых органов (государства, субъекта РФ или местной администрации) регулируются положениями, которые утверждают соответственно органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Полномочия Федерального казначейства

В свою очередь, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти. Как орган исполнительной власти, Федеральное казначейство обеспечивает исполнение федерального бюджета, осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Федеральное казначейство в соответствии со статьей 166.1 БК РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

- распределяет доходы и иные поступления между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, установленным БК РФ, федеральным законом, законом субъекта РФ, нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на очередной год, и перечисляет их на единые счета соответствующих бюджетов;

- открывает в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством РФ, устанавливает режим этих счетов в соответствии с БК РФ;

- устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;

- устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также (по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации в соответствии с заключенным соглашением) лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);

- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;

- доводит до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств;

- доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств;

- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Минфин России отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета в соответствии с БК РФ, иными актами бюджетного законодательства РФ;

- получает от главных распорядителей средств федерального бюджета материалы, необходимые для составления отчета об исполнении федерального бюджета;

- составляет на основании отчетности, представленной главными распорядителями средств федерального бюджета, отчет об исполнении федерального бюджета и представляет его в Минфин России;

- составляет и представляет в Минфин России отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ на основании отчета об исполнении федерального бюджета, отчетности и материалов, представленных уполномоченными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами управления территориальных государственных внебюджетных фондов и органами местного самоуправления;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с БК РФ и иными актами бюджетного законодательства РФ, а также полномочия, возложенные на него Президентом РФ и Правительством РФ.

Кроме того, в статье 215.1 БК РФ указано, что Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ 1.

Для этого Федеральное казначейство открывает счета в Банке России. Все кассовые операции по исполнению бюджетов Федеральное казначейство проводит через указанные счета и отражает в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, представляемой финансовым органам.

Органы Федерального казначейства помимо операций, связанных с федеральным бюджетом, могут осуществлять и учитывать операции по зачислению средств на единый счет бюджета субъекта РФ (местного бюджета) и по списанию средств с этого счета.

Свои полномочия по кассовому обслуживанию исполнения региональных и местных бюджетов Федеральное казначейство может передать финансовым органам исполнительной власти субъекта РФ - по согласованию с ними (см. об этом ниже). Однако такая передача возможна только в том случае, если у субъекта РФ есть необходимые для этого собственные доходы бюджета и имущество в собственности, пользовании или управлении.

Как мы говорили выше, в соответствии с принципом единства кассы все приходные и расходные операции со средствами бюджетов должны проводиться через Федеральное казначейство. В то время как органы исполнительной власти уполномочены формировать бюджет, собирать доходы и осуществлять контроль за исполнением бюджета.

Именно на стыке своих полномочий финансовые органы и территориальные органы федерального казначейства должны организовать четкое взаимодействие по исполнению бюджетов.

Для регулирования взаимодействия органов исполнительной власти и казначейства приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н был утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства (далее - Порядок № 1н).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 10/2006 читайте также:

Исполнение Федеральным казначейством доходной части региональных и местных бюджетов
Кассовое обслуживание расходной части региональных и местных бюджетов
Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при открытии лицевого счета финансовому органу
Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов при открытии лицевых счетов администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств
Дополнительные функции Федерального казначейства в соглашении об исполнении бюджета
Время кассового обслуживания
Какой вариант кассового обслуживания выбрать

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 10/2006

Расходы на содержание учреждения и государственные нужды: в чем отличия?
Изменения в Трудовом кодексе РФ
Права работника и работодателя: вопросы и ответы
Взаимодействие органов Федерального казначейства и финансовых органов при исполнении региональных и местных бюджетов
Налогообложение доходов российских военнослужащих, направленных за рубеж
Новое в законодательстве
Кроссворд "Военная служба"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное