Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 9/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Анонс содержания журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Нарушения при использовании денежных и материальных средств в Вооруженных Силах РФ

А.А. Приходченко, адъюнкт Военного финансово-экономического университета Минобороны России, подполковник

Содержание

Противоречия в нормативных документах

Недостача

Хищение

 

Экономика Вооруженных Сил РФ условно делится на три звена: центральное, окружное (армейское) и войсковое. У этих звеньев разные принципы управления, объем деятельности и степень развития хозяйственных отношений.

В войсковом звене экономики Вооруженных Сил РФ военный продукт находится на заключительном этапе своего движения - здесь происходит его потребление. Именно здесь осуществляется эксплуатация вооружения, военной техники и военного имущества, соединение вещных и личных факторов боевой готовности войск, действует система материального и денежного обеспечения личного состава и т.д.

В воинских частях, учреждениях и организациях Минобороны России (военно-хозяйственных единицах) потребляется значительное количество материальных и финансовых ресурсов, поступающих из федерального бюджета для поддержания высокой боевой готовности армии и флота. Огромное значение поэтому имеет контроль над законным расходованием выделенных бюджетных ассигнований и над эффективностью использования государственного имущества.

В статье мы расскажем о том, какие проблемы существуют при квалификации различных нарушений, имеющих место в финансово-экономической и хозяйственной деятельности Вооруженных Сил РФ, - недостач, хищений, растрат и т.п.

Противоречия в нормативных документах

Согласно подпункту 56 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082) контроль над финансово-экономической и хозяйственной деятельностью Вооруженных Сил РФ возложен на Минобороны России.

С 1 января 1999 г. действует разработанная в Минобороны России Временная инструкция по проведению документальной ревизии финансовой и хозяйственной деятельности воинской части (далее - Временная инструкция), в которой определено, как проводить ревизию и документально оформлять ее результаты.

Статья 44 Временной инструкции обязывает оформлять результаты ревизии финансовой и хозяйственной деятельности актом. Согласно статье 50 Временной инструкции обязательным приложением к акту является Справка о выявленных нарушениях с денежными и материальными средствами (далее - Справка). В Справке предусмотрена группировка выявленных нарушений по нескольким разделам: нарушения с денежными средствами, с материальными средствами, другие нарушения в использовании материальных и денежных средств.

В первом разделе Справки используются такие понятия, как "недостача", "растрата и хищение", "незаконный расход", "переплата и неположенная выплата", в соответствии с которыми и дается оценка причиненного государству ущерба.

Однако определения этих видов нарушений в существующих сегодня документах, как законодательного уровня, так и уровня исполнительной власти (в том числе и в Минобороны России), на наш взгляд, даны нечетко. Они не характеризуют все аспекты данных противоправных деяний и противоречат друг другу. Это привело к тому, что процесс квалификации выявленных нарушений работы с денежными средствами стал носить, к сожалению, условный и субъективный характер.

В частности, инструктивные и нормативные документы противоречиво определяют виновное лицо как таковое.

Этот вопрос рассматривается в статье 35 Положения о финансовом контроле в Министерстве обороны (далее - Положение о финансовом контроле). Оно утверждено в качестве приложения к приказу министра обороны СССР от 19 августа 1982 г. № 200. В нем говорится, что "при изложении в акте выявленных недостатков… указываются размеры причиненного материального ущерба и другие последствия допущенных нарушений, а также должностные лица, по вине которых они допущены".

Однако согласно пункту 1 статьи 49 Конституции РФ каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Другая общая проблема при квалификации выявленных нарушений заключается в том, что должностное лицо имеет право не давать никаких письменных объяснений инспектору-ревизору. Ведь в статье 51 Конституции РФ сказано, что "никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом". Но дачи письменных объяснений требует статья 32 Положения о финансовом контроле.

Такое положение дел сильно затрудняет определение причин нарушений, уменьшает доказательность выводов ревизоров. Как следствие - снижается степень ответственности виновных должностных лиц и, в конечном счете, эффективность контрольно-ревизионной работы.

Недостача

В Толковом словаре русского языка (авторы С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова) слово "недостача" толкуется как отсутствие нужного количества денег, имущества, обнаруженное проверкой.

Однако для целей проведения ревизий (проверок) это определение нужно уточнить. По нашему мнению, недостача - это выявленное в ходе ревизии (проверки) финансовой и хозяйственной деятельности отсутствие денежных средств (имущества), которые числятся за материально ответственным лицом по данным бухгалтерского учета. Причиной недостачи является неосторожное (невнимательное) действие, повлекшее причинение реального ущерба государству, независимо от источника недостающих денежных или материальных средств.

К сожалению, такого, казалось бы, очевидного определения в нормативно-правовой базе нет, и это порождает массу вопросов при проведении ревизий и проверок в воинских частях, организациях и учреждениях Минобороны России.

Например, проблема может возникнуть из-за отсутствия во время проверки материально ответственных лиц. Ведь в соответствии с пунктом 2.8 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

То есть если некое должностное лицо не признает добровольно факт недостачи или она установлена в его отсутствие, то взыскать с него сумму недостачи будет невозможно.

Так, в одном из военных комиссариатов субъекта РФ бухгалтер по кассовым операциям присвоила имеющиеся в кассе наличные деньги и скрылась. В ходе расследования сейф был вскрыт и установлена сумма недостающих денежных средств. Недостача была зафиксирована в акте ревизии, и материалы были переданы в прокуратуру. Вскоре следственные органы нашли нарушительницу и предъявили ей материальные претензии. Однако прокурор в возбуждении уголовного дела отказал на основании того, что инвентаризация проводилась в ее отсутствие. В данном случае более чем очевидно, что работница действительно присвоила денежные средства, но материалы ревизии были оформлены с нарушением указанных выше Методических указаний, что позволило ей уйти от ответственности.

Хищение

Термин "хищение" используется в уголовном законодательстве для обозначения незаконного завладения различным имуществом и предметами. Так, в части 1 примечания к статье 158 Уголовного кодекса РФ под хищением понимаются "совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества". Как видим, по хищению, в отличие от недостачи, закреплено понятие и основные признаки этого нарушения.

Мы предлагаем добавить к определению хищения для целей проведения ревизий следующее: хищение причиняет реальный ущерб государству, что может быть выявлено во всем проверяемом периоде; факт хищения не зависит от источника денежных (материальных) средств.

В практике Минобороны России до недавнего времени как хищение однозначно квалифицировались и такие виды нарушений, как:

- завышение итогов в раздаточных ведомостях на выплату денежного довольствия, заработной платы и других видов довольствия;

неполное оприходование излишков денежных средств, полученных по квитанциям (ф. 10; утверждена приказом министра обороны РФ от 28 марта 2001 г. № 135).

В этих случаях создавался излишек денег в кассе, который мог быть не оприходован и не учтен в установленном порядке.

Сегодняшняя практика контрольно-ревизионной работы показывает, что эти, казалось бы, бесспорные, факты инспектору-ревизору необходимо доказывать, так как современная трактовка хищений предполагает наличие в совершенном деянии соответствующих признаков. Например, при внезапной проверке кассы расчетным путем определяется излишек денег, при этом подразумевается, что его присвоил кассир. Однако кассиру достаточно засвидетельствовать, что излишка денег как такового не было или мотивировать его отсутствие счетной ошибкой (передача денег при выплате денежного довольствия, заработной платы и т.д.), и тогда исключаются такие признаки хищения, как "корыстная цель" и "противоправность". Как следствие - нарушение квалифицируется как недостача, что, соответственно, уменьшает меру и степень ответственности.

Кроме того, нельзя квалифицировать ни как хищение, ни тем более как недостачу, например, завышение итогов в раздаточных ведомостях, если оно выявлено не в день внезапной проверки кассы, а случилось ранее. Вполне вероятно, что должностное лицо будет отрицать факт образования излишка денежных средств и, соответственно, его присвоения. В этом случае неизвестно, как квалифицировать подобное нарушение - ведь инвентаризация в тот период не проводилась, и счесть эти деньги недостачей нельзя.

Заметим, что личному составу финансовых инспекций объединений и соединений дано негласное указание вообще не употреблять по тексту акта ревизии слово "хищение". Ведь весь процесс современного судопроизводства строится исключительно на доказательной базе, а не на основании выдвигаемых умозаключений. В противном случае это влечет за собой неприятные для инспекторского состава последствия в виде встречных исков с требованием о возмещении причиненного морального ущерба.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006 читайте также:

Растрата
Незаконный расход
Переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия и заработной платы
Приобретение товаров, работ, услуг по завышенным ценам и тарифам

Анонс содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006

Эффективность использования средств
Анализ основных изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ законами № 137-ФЗ и 144-ФЗ
Обеспечение бюджетных организаций наличными денежными средствами
Вопросы-ответы по бюджетной классификации
Налог на прибыль с точки зрения Высшего арбитражного суда РФ
Оспаривание сделок налоговыми органами
Нарушения при использовании денежных и материальных средств в Минобороны  РФ
Новое в законодательстве
Кроссворд "Бюджетный"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное