Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Силовые ведомства' N 9/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Силовые ведомства: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Обеспечение бюджетных организаций наличными денежными средствами

Н.А. Терентьева, к.э.н., заместитель начальника финансового правления - начальник бюджетного отдела

Содержание

Получение наличных денег при разных вариантах кассового обслуживания

Лимит остатка кассы

Типичные нарушения при работе с наличными деньгами

Получение наличных денег при разных вариантах кассового обслуживания

Орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация могут выбрать один из двух вариантов кассового обслуживания лицевых счетов своих бюджетов (пункт 3.1 Порядка).

1. Лицевой счет открывается финансовому органу (уполномоченному органу) соответствующего бюджета, а орган ФК проводит кассовые выплаты из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) по поручению финансового органа, но не санкционирует эти выплаты.

В этом случае финансовый орган (уполномоченный орган) самостоятельно обеспечивает бюджетные организации наличными деньгами со счета, открытого ему для этих целей в подразделении расчетной сети Банка России, а при отсутствии таких подразделений - в кредитных организациях (пункт 4.14 Порядка).

2. Лицевые счета открываются администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств бюджета - в соответствии с соглашением об осуществлении органами ФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета).

В данном случае обеспечение бюджетополучателей наличными деньгами производится согласно Правилам (пункт 5.8 Порядка), то есть так, как мы рассмотрели выше, - через казначейство.

Обращаем ваше внимание на пункт 2.9 Инструкции о порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, утвержденной приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2005 г. № 19н 2.

Согласно этому пункту финансовый орган самостоятельно обеспечивает бюджетополучателей наличными в том случае, если они занимаются предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью.

Однако данная норма входит в противоречие с пунктом 3 Правил. Здесь сказано, что действие Правил распространяется на операции с наличными деньгами всех получателей средств бюджетов, лицевые счета которых открыты в органах ФК.

Таким образом, если бюджетным учреждениям в казначействе открыты лицевые счета по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, то на операции с наличными деньгами по данным счетам распространяются нормы Правил.

Лимит остатка кассы

Напомним, что лимит остатка кассы - это сумма наличных средств, которую организация может оставлять в кассе на конец рабочего дня. Этот лимит устанавливается ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и проводящим денежно-наличные расчеты, независимо от их организационно-правовой формы и сферы деятельности (пункт 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 5 января 1998 г. № 14-П).

Отметим, что в условиях обслуживания через лицевые счета, открытые в органах ФК, клиентом учреждения Банка России по операциям с бюджетными и внебюджетными средствами является орган ФК.

И именно орган ФК устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России (кредитную организацию) форму 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (далее - Расчет).

Таким образом, чтобы получить лимит остатка кассы, бюджетополучатели (в том числе получающие средства из бюджета субъекта РФ или муниципального образования) обращаются в орган ФК по месту открытия своего лицевого счета. При этом они представляют Расчет по установленной форме в двух экземплярах.

После того, как лимит будет установлен, представитель органа ФК подписывает оба экземпляра Расчета. Один экземпляр остается в органе казначейства, второй (с отметками казначейства) возвращается организации.

Напоминаем, что все показатели в Расчете приводятся в тысячах рублей.

По строке "Налично-денежная выручка за последние три месяца" указывают сумму наличных, которая поступила в кассу организации от продажи товаров (работ, услуг) за последние три месяца. Если организация только начала свою деятельность и не имела выручки за последние три месяца, то по этой строке указывают предполагаемую сумму выручки.

Исходя из суммы наличной выручки за последние три месяца рассчитывают среднедневную и среднечасовую выручку.

Это делается так:

Среднедневная выручка = сумма выручки за последние три месяца / число рабочих дней за последние три месяца;

Среднечасовая выручка = сумма выручки за последние три месяца / число рабочих часов за последние три месяца.

По строке "Выплачено наличными деньгами за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера)" указывают сумму наличных, которая снималась с лицевых казначейских счетов по чекам за последние три месяца. Напоминаем, что кассовые расходы на заработную плату и выплаты социального характера не должны включаться в эту сумму.

Если организация не представила расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе, то лимит остатка кассы считается у нее нулевым, а все не сданные в банк наличные будут сверхлимитным остатком.

Типичные нарушения при работе с наличными деньгами

Кассовые операции всех организаций и учреждений должны соответствовать Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40 (далее - Порядок ведения кассовых операций).

В указанном документе определено, что каждое учреждение должно иметь кассу для расчетов наличными деньгами и вести кассовую книгу установленной формы. Кассу необходимо оборудовать в соответствии с Едиными требованиями по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий (приложение № 3 к Порядку ведения кассовых операций).

Приняв на работу кассира, руководитель учреждения издает приказ о его назначении и знакомит его (под расписку) с Порядком ведения кассовых операций. Затем с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности. В соответствии с действующим законодательством кассир несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям.

Важный организационный момент в кассовом учете - ревизия кассы и контроль кассовой дисциплины. Ревизию кассы могут проводить работники самого учреждения (внутренняя ревизия) или органы финансового контроля (внешняя ревизия).

Как проводить внутренние ревизии кассы, описано в пункте 37 Порядка ведения кассовых операций. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассира совершается внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом наличных денег и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток наличных в кассе сверяется с данными кассовой книги.

Рекомендуется проводить ревизию кассы не реже одного раза в месяц. Для этого руководитель своим приказом назначает комиссию. Результаты ревизии оформляются актом (приложение № 4 к Порядку ведения кассовых операций). Таким образом, главная цель внутренних ревизий кассы - проверка сохранности денежных средств и ценностей, находящихся в кассе.

Что касается внешних ревизий кассы, проводимых финансовыми органами, то требование их систематического проведения содержит пункт 41 Порядка ведения кассовых операций.

Цель проверки кассовых операций органами финансового контроля - установление соответствия применяемой организацией методики бухгалтерского учета нормативным документам. При этом целесообразно рассматривать следующие вопросы.

1. Полноту и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами и соблюдение требований законодательства РФ.

2. Сохранность денежных средств и иных ценностей, находящихся в кассе. Организация транспортировки денежных средств в бюджетном учреждении.

3. Целевое использование денежных средств.

4. Правильность документального оформления кассовых операций (их соответствие установленным правилам).

5. Своевременность проведения ревизий кассы. Отражение результатов ревизии на счетах бухгалтерского учета.

Если говорить более конкретно, то в ходе ревизии проверяется:

- полнота оприходования денежных средств, полученных с лицевых счетов, открытых в органе ФК (суммы, записанные в корешках чеков, должны быть идентичны суммам, указанным в выписках банка и в приходных кассовых ордерах);

- полнота сдачи денег на счета учреждения (сопоставляются данные расходных кассовых ордеров, объявлений на взнос наличных денег и выписок банка);

- юридическая обоснованность выдачи денег из кассы (проверяется наличие необходимых приказов и распоряжений (о командировках, о назначении лиц, ответственных за получение денежных средств, о наделении полномочиями на право подписи кассовых документов и т.д.), доверенности, заявления на выдачу денежных средств под отчет);

- соблюдение установленного предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Чтобы выявить факты превышения предельного размера, проверяют кассовую книгу, журнал регистрации кассовых документов, обороты по счетам "Расчеты с подотчетными лицами", "Расчеты с дебиторами и кредиторами";

- соблюдение установленного лимита остатка наличных денег в кассе. Проверка производится по кассовой книге (при этом учитывается, что заработную плату разрешено выдавать в течение трех дней);

- ведение кассовой книги (ф. КО-4, утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88), журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. КО-3), оформление приходных и расходных кассовых документов. Проверяются формы первичных документов (являются ли они унифицированными), а также полнота и правильность заполнения реквизитов в документах. Записи в приходных и расходных кассовых документах должны соответствовать записям в кассовой книге. Если учет в учреждении ведется вручную, проверяются арифметические подсчеты оборотов и остатков.

Заметим, что проверка правильности ведения кассовых операций - это одно из "любимых" занятий всех ревизоров. Дело в том, что большинство нарушений относится именно к кассовым операциям.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006 читайте также:

Специальный счет для операций с наличными деньгами
Чековые книжки
Получение наличных денег
Предварительный контроль в органах Федерального казначейства
Взнос наличных денег
Ответственность за нарушения при работе с наличными деньгами

Содержания журнала
"БиНО: Силовые ведомства" № 9/2006

Тема номера: налогообложение
С.В. Балдина, М.С. Мухин. Анализ изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ законами № 137-ФЗ и 144-ФЗ

Изменения в часть первую НК РФ

Изменения в часть вторую НК РФ

Кассовое обслуживание исполнения бюджета
Н.А. Терентьева. Обеспечение бюджетных организаций наличными деньгами

Специальный счет для операций с наличными деньгами

Чековые книжки

Получение наличных денег

Предварительный контроль в органах Федерального казначейства

Взнос наличных денег

Получение наличных денег при разных вариантах кассового обслуживания

Лимит остатка кассы

Типичные нарушения при работе с наличными деньгами

Ответственность за нарушения при работе с наличными деньгами

Семинары ИПС: разберемся вместе
Н.Ю. Дикова. Применение экономической классификации расходов в 2006 году

Оплата товаров

Оплата услуг

Оплата труда

Что необходимо знать командиру
А.А. Приходченко. Нарушения при использовании денежных и материальных средств в Вооруженных Силах РФ

Противоречия в нормативных документах

Недостача

Хищение

Растрата

Незаконный расход

Переплаты и неположенные выплаты денежного довольствия и заработной платы

Приобретение товаров, работ, услуг по завышенным ценам и тарифам

Заключение

Обзор документов
Новое в законодательстве

Государственный и муниципальный заказ

Денежное довольствие, оплата труда. Исчисление НДФЛ

Жилищное обеспечение

Имущество силовых ведомств

Пенсионное обеспечение

Прохождение службы

Социальная поддержка

10 лет вместе!
Кроссворд "Бюджетный-3"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное