Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деят-ть - 'БиНО: Некоммерческие организации' № 7/2005


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Некоммерческие организации: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"
Подписаться на наши издания

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Смотрите в конце выпуска:
- Информацию об удобном и быстром способе подписки на наши издания;
- Содержание журнала "БиНО: Некоммерческие организации" № 7/2005.
Хотите приятно и с пользой провести время? – Решите наш экономический кроссворд!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Приглашаем авторов, редакторов и корректоров к сотрудничеству

Редакция Издательского дома "БиНО" приглашает желающих проявить свои творческие и профессиональные способности в области написания, редактирования и корректуры бухгалтерских текстов.
Возможна работа на вторичной занятости независимо от вашего места проживания.
Вы можете прислать свои статьи и резюме по адресу redactor@ekar.ru с указанием рассылки, на которую вы подписаны.
Если у вас есть желание работать на достижение общей цели в дружном творческом коллективе, приходите к нам!

Практические вопросы применения НДС некоммерческими организациями

О.С. Думинская, советник налоговой службы РФ III ранга

Общие положения
Исчисление НДС при ведении уставной деятельности
Исчисление НДС при осуществлении предпринимательской деятельности

Исполнение обязанностей налогового агента при аренде государственного имущества

Безвозмездная передача товаров

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

Реализация имущества

Имущество приобретено за счет целевых поступлений

Исчисление НДС при получении авансовых платежей

Получение финансовой помощи

 

В соответствии со статьей 50 Гражданского Кодекса РФ некоммерческими организациями признаются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Для достижения целей, ради которых она создана, НКО вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью является реализация товаров, работ и услуг, отвечающая целям создания НКО.

Ввиду того, что деятельность НКО специфична, на практике возникает множество вопросов по исчислению налога на добавленную стоимость. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые из них.

Общие положения

Прежде всего ответим на вопрос, является ли НКО плательщиком НДС.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ все организации, имеющие статус юридического лица, признаются плательщиками НДС независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, НКО, как и все другие организации, являются плательщиками НДС.

Напомним общий порядок определения объекта налогообложения и налоговой базы по НДС.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ установлено, что НДС облагаются операции по реализации товаров, работ или услуг на территории РФ. Указанные операции признаются объектом налогообложения НДС независимо от того, осуществляются они на возмездной основе или на безвозмездной.

Согласно статье 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары одним лицом другому лицу; реализацией работ – передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица; реализацией услуг – оказание услуг одним лицом другому лицу.

При определении налоговой базы по НДС учитываются любые доходы, полученные налогоплательщиком за реализованные им товары, работы или услуги. При этом не важно, в какой форме они получены: денежной, натуральной или оплата произведена ценными бумагами. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 153 НК РФ.

Если средства, полученные организацией, не связаны с оплатой реализованных товаров, работ или услуг, то они не включаются в налоговую базу по НДС. Например, денежные средства, полученные НКО в виде целевых поступлений от других организаций или физических лиц на содержание и ведение уставной деятельности, не учитываются при определении налоговой базы. Такие разъяснения даны в пункте 32.1 приказа МНС России от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации".

К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:

а) осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы, предусмотренные их уставной деятельностью;

б) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

в) денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

Указанные средства не включаются в налоговую базу по НДС только в том случае, если они используются строго по назначению в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Поэтому необходимо вести раздельный учет целевых средств и средств от предпринимательской деятельности, поскольку последние облагаются НДС.

Исчисление НДС при ведении уставной деятельности

Если НКО осуществляет только уставную деятельность, то суммы НДС, уплаченные по приобретенным товарам, работам и услугам, возмещаются за счет целевого источника и к вычету не принимаются.

Например, уплата сумм НДС по приобретенным коммунальным услугам, услугам связи, аренде помещений, транспортным услугам, канцтоварам, оргтехники и т.д. осуществляется за счет целевых поступлений.

Обязана ли НКО в этом случае вести книгу покупок и книгу продаж?

Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Пунктом 8 названных Правил определено, что книга покупок полученных счетов-фактур ведется для определения суммы НДС, предъявляемой к вычету.

Поскольку при приобретении товаров, работ и услуг, используемых для ведения уставной деятельности, НКО не применяет налоговые вычеты, то отпадает необходимость в ведении книги покупок. Полученные от поставщиков счета-фактуры НКО регистрирует только в журнале учета полученных счетов-фактур.

В рамках осуществления уставной деятельности у НКО не возникает объекта налогообложения НДС, поскольку такая деятельность не подпадает под определение понятия реализации, данное в статье 39 НК РФ. Следовательно, нет необходимости составлять счета-фактуры и вести книгу продаж.

Однако, несмотря на отсутствие объектов налогообложения, НКО обязана представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДС. Эта обязанность обусловлена следующими положениями налогового законодательства.

Согласно статье 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Кроме того, в соответствии со статьями 82 и 88 НК РФ декларация одновременно является формой отчетности, на основе которой налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и уплаты налога.

Приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. № 31н утверждены форма и порядок заполнения налоговых деклараций по НДС. Пунктом 1 раздела 1 Порядка предусмотрено, что при отсутствии операций, облагаемых НДС, налогоплательщики представляют в налоговый орган титульный лист, разделы 1.1 и 2.1 декларации. При заполнении в строках и графах разделов 1.1 и 2.1 ставятся прочерки.

Обязанность налогоплательщиков представлять налоговую декларацию при отсутствии объекта налогообложения подтверждается арбитражной практикой. Так, в информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 марта 2003 г. № 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК РФ" отмечено, что отсутствие у налогоплательщика суммы налога к уплате по итогам конкретного налогового периода не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду.

Непредставление декларации является налоговым правонарушением, за которое налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, установленной статьей 119 НК РФ.

Исчисление НДС при осуществлении предпринимательской деятельности

Нередко на практике НКО приобретают товары (работы, услуги), которые используются как для операций, осуществляемых в рамках уставной деятельности, так и для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС. В таких случаях НКО обязана вести раздельный учет сумм НДС, уплаченных поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам). Если раздельный учет сумм НДС не ведется, то право на применение вычетов утрачивается.

Систему налогового учета НКО организует самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом или распоряжением руководителя НКО.

Кроме того, НКО должна отразить в приказе об учетной политике момент определения налоговой базы и возникновения обязательств по уплате НДС.

Налогоплательщики имеют право выбрать один из двух способов определения налоговой базы по НДС: "по отгрузке" или "по оплате". В первом случае моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг). Во втором случае – день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Если налогоплательщик не закрепил в учетной политике момент определения налоговой базы для целей исчисления и уплаты НДС, он будет применять способ "по отгрузке". Это установлено подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ.

Следует учитывать, что в отношении операций, указанных в пунктах 6–11 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы не зависит от способа, принятого налогоплательщиком. К таким операциям, в частности, относится:

– реализация на безвозмездной основе;

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного производства;

– передача товаров для собственных нужд.

Рассмотрим на примерах некоторые хозяйственные операции, которые на практике осуществляют НКО.

Исполнение обязанностей налогового агента при аренде государственного имущества

Часто НКО не имеет собственного помещения и вынуждена его арендовать.

Если в аренду предоставляется федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество, а арендодателем является соответственно орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления, то арендатор, а в нашем случае – НКО, признается налоговым агентом по НДС. Это установлено пунктом 3 статьи 161 НК РФ. Таким образом, при аренде государственного или муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услугу оказывает орган государственной власти и управления или орган местного самоуправления. Следует обратить внимание, что арендодателем по договору аренды также может выступать орган государственной власти или местного самоуправления и балансодержатель, который государственным органом власти не является. Если же арендодателем является только балансодержатель, а орган государственной власти или орган местного самоуправления только выражает свое согласие на сдачу в аренду государственного (муниципального) имущества, то НДС обязан платить сам арендодатель. В этом случае НКО налоговыми агентами не являются и уплачивают арендодателю арендную плату с учетом НДС.

В обязанности налогового агента входит исчисление и уплата в бюджет налога за счет средств, причитающихся налогоплательщику, то есть арендодателю. Таким образом, сумма арендной платы, указанная в договоре, должна включать в себя НДС. Эта сумма является налоговой базой.

НДС исчисляется по расчетной ставке 18/118. На дату перечисления денежных средств арендодателю НКО обязана исчислить НДС, вычесть его из перечисляемых доходов и уплатить в федеральный бюджет.

При этом периодичность уплаты в бюджет сумм НДС зависит от порядка представления налоговым агентом декларации по НДС. Если у НКО налоговым периодом является квартал, то сумма НДС, исчисленная с арендной платы, уплачивается в бюджет 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. При этом перечисление арендной платы может осуществляться ежемесячно. Если налоговым периодом является месяц, то НДС уплачивается в бюджет 20-го числа следующего месяца.

Согласно пункту 3 статьи 174 НК РФ налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Если государственное (муниципальное) имущество арендуют филиалы НКО по месту своего нахождения, то НДС уплачивается по месту нахождения головной организации, так как согласно законодательству о налогах и сборах филиалы не являются плательщиками НДС.

Являясь налоговым агентом, НКО заполняет соответствующие строки раздела 2.1 и 2.2 декларации по НДС. Поскольку налоговая база определяется отдельно по каждому арендованному объекту, то раздел 2.2 заполняется по каждому договору аренды. Если у НКО пять договоров аренды, то заполняется пять листов раздела 2.2 декларации по НДС.

Кроме того, НКО как налоговый агент должна составить счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного или муниципального имущества". Счет-фактура составляется на дату приобретения услуги по аренде помещения и регистрируется в журнале выставленных счетов-фактур. А в момент фактического перечисления НДС в бюджет – в книге продаж.

Если у НКО отсутствует предпринимательская деятельность, то в книге покупок указанный счет-фактура не регистрируется.

Если же НКО осуществляет деятельность, облагаемую НДС, то она вправе составленный счет-фактуру зарегистрировать в книге покупок. Но только в части арендного платежа, который подлежит включению в расходы, уменьшающие в данном отчетном периоде налогооблагаемую прибыль. Именно от этой доли арендного платежа исчисляется сумма НДС, которую можно принять к вычету.

При этом следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ основанием для принятия НДС к вычету является единовременное выполнение следующих условий:

– наличие счета-фактуры, выставленного при приобретении товаров (работ, услуг) и зарегистрированного в книге покупок;

– наличие документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами;

– принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг), что подтверждено соответствующими первичными документами (например, актом об оказании услуг).

При заключении договора аренды необходимо обратить внимание на один существенный факт. Как уже говорилось, сумма арендной платы должна включать НДС. Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества сумма НДС не указана, то арендатор не может применить налоговые вычеты. Неуплата налоговым агентом (арендатором) налога в бюджет за счет доходов, перечисленных арендодателю, лишает агента права на применение вычета.

Органы государственной власти или местного самоуправления могут предоставлять государственное (муниципальное) имущество в аренду НКО по договору безвозмездного пользования. Операции по предоставлению имущества на безвозмездной основе от обложения НДС не освобождаются. Но НКО в этом случае не может исполнить обязанности налогового агента, т. к. не имеет средств, из которых может удержать сумму НДС для перечисления в бюджет.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ установлено, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

Таким образом, в случае не удержания налоговым агентом НДС из доходов, перечисляемых арендодателю, исполнение по уплате НДС возлагается на налогоплательщика, то есть. арендодателя.

В таких случаях НКО на основании статьи 24 НК РФ обязаны в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДС у налогоплательщика и о сумме его задолженности перед бюджетом.

Безвозмездная передача товаров

Безвозмездная передача товаров на основании статьи 146 НК РФ признается объектом налогообложения.

При безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) исчисление НДС производится в общеустановленном порядке. Это означает, что при реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 10%, налогообложение производится с применением ставки 10%. При реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, безвозмездная передача товаров (работ, услуг) также не подлежит налогообложению.

Например, передача подарков, призов, сувениров физическим лицам, в том числе своим работникам, на безвозмездной основе признается объектом налогообложения. А безвозмездная передача протезно-ортопедических изделий, не подлежащих налогообложению на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ, НДС облагаться не будет.

Если НКО приобретает товары за счет целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ, то безвозмездная передача таких товаров (подарков) НДС не облагается.

Также не облагаются НДС передача основных средств, нематериальных активов или иного имущества другим некоммерческим организациям для ведения их уставной деятельности, т. к. согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39 НК РФ такая передача не признается реализацией. При этом не важно, за счет какого источника финансирования были приобретены передаваемые активы. В этом случае особенно важно, чтобы полученное имущество не использовалось в предпринимательской деятельности.

Например, НКО произвела у себя в мастерской оконные блоки из материала, приобретенного за счет целевых поступлений. Эти блоки НКО безвозмездно передает в религиозные организации. В этом случае объекта налогообложения у НКО не возникает.

Во всех остальных случаях безвозмездная передача товаров (работ, услуг) подлежит налогообложению НДС.

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитываются при исчислении налога на прибыль (в том числе через амортизационные отчисления).

В частности, облагается налогом передача товаров (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам (в том числе обособленным подразделениям), деятельность которых не связана с получением доходов.

Суммы НДС, уплаченные продавцам при приобретении товаров (работ, услуг) для таких производств, к вычету не принимаются. Указанные суммы налога покрываются за счет источников их финансирования (содержания).

Если обслуживающие производства и хозяйства организации осуществляют деятельность, направленную на получение дохода, то передача товаров (работ, услуг) в указанные подразделения НДС не облагается. Такая передача товаров (работ, услуг) рассматривается как внутризаводской оборот.

Поскольку осуществление НКО уставной деятельности не признается передачей на территории РФ товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, то у НКО в рамках ведения основной деятельности не возникает данного объекта налогообложения по НДС. У НКО возникновение этого объекта налогообложения может быть связано только с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пример. НКО имеет на балансе гараж или бассейн, который содержится за счет чистой прибыли НКО. Предположим, НКО в рамках предпринимательской деятельности выполняет ремонтные работы, облагаемые НДС. В случае если НКО собственными силами осуществит ремонт гаража или бассейна, то стоимость выполненных ею ремонтных работ на данных объектах будет облагаться НДС на общих основаниях. При этом суммы НДС по материалам (работам, услугам), приобретенным НКО у сторонних организаций для выполнения таких работ, могут быть приняты к вычету в установленном статьями 171 и 172 НК РФ порядке.

На дату выполнения ремонтных работ и оформления первичных бухгалтерских документов НКО должна составить счет-фактуру в одном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж. Указанная операция отражается в строке 230 декларации по НДС.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. К ним относятся строительно-монтажные работы (далее – СМР), неразрывно связанные со строящимся объектом и выполненные с 1 января 2001 г. налогоплательщиками для собственных нужд, независимо от источника финансирования.

Таким образом, если НКО за счет целевых поступлений выполняет СМР для собственного потребления, то она обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС.

Виды работ, относимые к категории строительно-монтажных, перечислены в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 3 октября 1996 г. № 123. К ним, в частности, относятся работы по возведению, расширению, реконструкции зданий и сооружений, работы по сборке, установке, изоляции и окраске оборудования, учитываемые в сметной стоимости строительства.

При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база согласно пункту 2 статьи 159 НК РФ определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. В налоговую базу включаются, в частности, стоимость материалов, использованных при выполнении СМР, расходы на оплату труда работников (включая ЕСН и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве), занятых в СМР, амортизационные отчисления по оборудованию, использованному в процессе СМР. В случае если затраты налогоплательщика на приобретение оборудования входят в сметную стоимость строительства, то стоимость оборудования также включается в налоговую базу для исчисления НДС.

Момент определения налоговой базы при выполнении СМР для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. При этом дата принятия на учет объекта определяется с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 259 НК РФ, то есть налоговая база по НДС определяется в месяце, следующем за месяцем принятия объекта на учет. Вычеты сумм налога, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным при проведении капитального строительства, производятся также по мере принятия на учет объекта, завершенного капитальным строительством, с учетом положений абзаца 2 пункта 2 статьи 259 НК РФ.

Пример. НКО собственными силами ведет строительство гаража. После того как строительство закончено, гараж принимается к учету. В следующем после принятия объекта на учет месяце необходимо со стоимости строительно-монтажных работ исчислить сумму НДС по ставке 18%. В этом же месяце можно принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам строительных материалов.

В декларации по НДС заполняются следующие строки: строка 250 раздела 2.1, в которой показывается налоговая база и сумма НДС, исчисленная в вышеуказанном порядке; в строке 314 отражаются суммы НДС, принимаемые к вычету в вышеуказанном порядке.

Если на построенный объект будет начисляться амортизация, которая будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций, то на основании пункта 6 статьи 171 и пункта 5 статьи 172 НК РФ сумма НДС, исчисленная со стоимости СМР и уплаченная в бюджет, также принимается к вычету. При этом вычет отражается в строке 320 декларации по НДС, но только при отсутствии недоимки по НДС у НКО.

Если построенный гараж в учете у НКО не будет амортизироваться, то сумма НДС, исчисленная со стоимости строительно-монтажных работ, отраженная в строке 250 декларации по НДС и уплаченная НКО в бюджет, к вычету не принимается.

Реализация имущества

Имущество получено НКО в качестве добровольного имущественного взноса.

При реализации такого имущества НКО обязана исчислить НДС и уплатить его в бюджет в общеустановленном порядке. При этом не позднее 5 дней с даты отгрузки товара покупателю выставляется счет-фактура. Первый экземпляр счета-фактуры регистрируется в книге продаж, а второй экземпляр счета-фактуры передается покупателю. Исчисление НДС производится исходя из полной стоимости реализуемого имущества с применением налоговой ставки 18 или 10%.

Если НКО выбрала способ определения налоговой базы по НДС "по отгрузке", то операция по реализации имущества отражается в декларации по НДС в том налоговом периоде, когда состоялась отгрузка товаров.

Если выбран способ "по оплате", то налоговая база отражается в декларации по НДС в том налоговом периоде, когда поступила оплата за отгруженные товары. Соответственно на эту дату регистрируется в книге продаж счет-фактура.

Имущество приобретено за счет целевых поступлений

При оприходовании некоторых видов имущества оплаченный НДС не принимается к вычету, а включается в балансовую стоимость имущества.

К такому имуществу, в частности, относятся:

– имущество (основные средства), приобретаемое за счет целевых средств, а также средств целевого бюджетного финансирования;

– имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению;

– имущество, используемое при осуществлении операций, местом реализации которых не признается территория РФ;

– имущество, используемое при осуществлении операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 НК РФ;

– служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 г. и числящиеся на балансе с учетом НДС.

Согласно пункту 3 статьи 154 НК РФ при реализации такого имущества налоговая база по НДС определяется не от цены реализации, а с разницы между ценой реализации, включающей НДС, и стоимостью имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

Пример. НКО приобрела копировальный аппарат за 118 единиц, в том числе НДС. Реализован аппарат был за 130 единиц, включая НДС. Налоговая база равна 12 единиц, включая НДС (130 -118). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, определяется умножением налоговой базы на расчетную ставку 18/118 и составляет 1,8 единиц (12*18/118).

Счет-фактура в данной ситуации заполняется следующим образом.

В графе 5 отражается налоговая база с учетом уплаченного налога, в графе 7 – ставка НДС с пометкой "с межценовой разницы", в графе 8 – сумма НДС, исчисленная в вышеуказанном порядке и предъявляемая к оплате покупателю, в графе 9 отражается стоимость реализуемого имущества с учетом НДС.

Если имущество, стоимость которого включает в себя НДС, реализуется по цене ниже цены приобретения, то налоговая база по такой операции признается равной нулю. При этом в графе 8 счета-фактуры, выставленном продавцом, сумма налога указывается в размере, равном нулю. Остальные графы заполняются в вышеуказанном порядке.

Исчисление НДС при получении авансовых платежей

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК РФ, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Это правило распространяется и на суммы оплаты за частично произведенную продукцию (работы, услуги).

Суммы авансовых платежей включаются в налоговую базу того налогового периода, в котором фактически эти средства получены. При этом не имеет значения, когда в полном объеме будут исполнены обязательства продавца по поставке товаров (выполнения работ, оказания услуг) и обязательства покупателя по оплате этих товаров (работ, услуг).

Указанный вывод подтвердил Президиум Высшего арбитражного суда РФ в своем постановлении от 19 августа 2003 г. № 12359/02.

Таким образом, если получение авансовых платежей под поставку товаров и реализация этих товаров производится в одном налоговом периоде, то налоговая база складывается из двух составляющих – суммы авансов и стоимости отгрузки, которые отражаются в декларации по НДС.

При этом согласно пункту 8 статьи 171 НК РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные с полученных авансов, подлежат вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг). Это относится и к поставкам, произведенным в том же налоговом периоде, в котором поступили авансовые платежи.

Таким образом, если НКО получила авансы под предстоящую отгрузку и в том же налоговом периоде осуществила эту отгрузку, то сначала необходимо исчислить НДС с авансовых платежей, затем исчислить НДС с отгрузки товаров, а затем сумму НДС, исчисленную с авансов, поставить к вычету.

В книге продаж при этом регистрируются следующие счета-фактуры:

– счет-фактура, составленный в одном экземпляре на дату получения аванса;

– счет-фактура, выставленный при отгрузке товаров.

Счет-фактура, составленный в одном экземпляре на дату получения аванса, регистрируется в книге покупок, но только на стоимость отгруженных товаров.

Указанные операции отражаются в соответствующих строках раздела 2.1 декларации по НДС.

Получение финансовой помощи

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ в налоговую базу включаются суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, согласно вышеуказанным нормам НК РФ суммы финансовой помощи, полученные НКО, включаются в налоговую базу по НДС только в том случае, если она связана с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Пример. НКО получила от своего учредителя – коммерческой организации финансовую помощь на развитие материально-технической базы. Указанные денежные средства в момент их получения  НДС не облагаются, так как не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Спустя некоторое время для этого учредителя НКО безвозмездно выполнила работы, которые облагаются НДС. На дату подписания акта выполненных работ у НКО возникает объект налогообложения по НДС. А финансовая помощь, ранее полученная от учредителя, рассматривается как авансовый платеж, который включается в налоговую базу и облагается НДС на общих основаниях.

В этой ситуации НКО необходимо в текущем налоговом периоде подать уточненную декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором были получены денежные средства в виде финансовой помощи, и уплатить исчисленную сумму НДС в бюджет, а также пени за несвоевременную уплату налога в бюджет.


Содержание журнала
"БиНО: Некоммерческие организации" № 7/2005

Тема номера: Аренда
Е.А. Малинина. Права и обязанности высших учебных заведений при сдаче в аренду закрепленного за ними имущества
Т.О. Евмененко, С.В. Балдина. Договор аренды
С.В. Балдина. Примеры отражения в учете операций по договорам аренды
Налогообложение
О.С. Думинская. Практические вопросы применения НДС некоммерческими организациями
Социальное страхование
В.И. Савоськина. Расходование средств обязательного социального страхования на оздоровление детей застрахованных граждан в 2005 году
Юридический практикум
Л.П. Фомичева. Комментарии к новым аудиторским стандартам № 17-23
Обзор документов
Новое в законодательстве
Кроссворд от БиНО
Аренда

ПОДПИСКА

Продолжается подписка на 2005 г. на журналы "БиНО: Бюджетные учреждения", "БиНО: Некоммерческие организации" и "БиНО: Силовые ведомства" через Издательский дом "БиНО", его официальных представителей, отделения почтовой связи и агентства альтернативной подписки.

Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы можете получить все номера, начиная с 1-го.

Наши цены (действительны с 1 июля 2005 г.)

Мы прекрасно знаем, как не хватает каждому учреждению информации в этот сложный переходный период и как нестабильно финансирование бюджетников.

Поэтому мы решили во втором полугодии снизить цену подписки на свои издания.

Комплект подписки

Годовая подписка

Подписка на полугодие

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

3300 руб.

1650 руб.

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

-

924 руб. (II полугодие)

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

3300 руб.

1605 руб.

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

5016 руб.

2508 руб.

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

-

924 руб. (II полугодие)

Подписка через Издательский дом "БиНО"

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома.

Вы звоните нам по тел./факсу (095) 535-63-11 или 534-36-72 либо делаете запрос по электронной почте bino@ekar.ru и просите выслать счет, назвав его специальный код, и бланк-заказ, который обязательно надо заполнить.

Код "ЭЛ-БУ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Бюджетные учреждения"

Код "ЭЛ-СВ/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Силовые ведомства"

Код "ЭЛ-НКО/2005", если Вы хотите подписаться на журнал "БиНО: Некоммерческие организации"

Вместе с копией платежного поручения Вы высылаете нам заполненный бланк-заказ по вышеупомянутым номерам факса или по электронной почте.

Мы оформляем Вам подписку и высылаем издания заказной бандеролью.

Пожалуйста, не забывайте называть специальный код счета и присылать заполненный бланк-заказ!

Для расчетов:

ООО Фирма "ЭКАР",

Зеленоградский филиал ОАО МИнБ г. Москва,

ИНН 7735063088, КПП 773501001, р/с 40702810100050001418

ОАО "Московский индустриальный банк" г. Москва,

БИК 044525600, к/с 30101810300000000600.

Подписка на почте

В нашем подписном комплекте с июля появится новое издание - Сборник документов с комментариями. Подписавшись со II полугодия на комплект, вы по-прежнему будете получать ежемесячные номера журнала и сборники документов. Но теперь сборники станут выходят не раз в квартал, как раньше, а каждый месяц. То есть до конца года ко всем подписчикам комплекта придет шесть сборников с текстами и комментариями актуальных документов. При необходимости подписку на сборник можно оформить отдельно.

Наши индексы

Комплект подписки

Каталог "Роспечать"

Объединенный каталог "Пресса России"

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложением – бланками отчетности)

71967

42494

"БиНО: Бюджетные учреждения"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47982

42495

"БиНО: Сборник документов с комментариями для бюджетных учреждений"

46323

42463

"БиНО: Силовые ведомства"
(с приложением – Сборником документов с комментариями)

83227

42226

"БиНО: Сборник документов с комментариями для силовых ведомств"

46325

42465

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложением – бланками отчетности)

47980

42496

"БиНО: Некоммерческие организации"
(с приложениями – бланками отчетности и Сборником документов с комментариями)

47983

42497

"БиНО: Сборник документов с комментариями для некоммерческих организаций"

46324

42464

Подписчикам I полугодия и подписавшимся на год ежемесячные сборники документов мы отправляем с апреля. Во втором квартале выйдет три сборника. Тем, кто уже подписался на комплект с одним квартальным сборником, никаких доплат в связи с этим делать не придется.

Подписка в агентствах альтернативной подписки и представительствах

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.

Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на нашем сайте:
http://bino.ru/subscription/alter

Издательский дом "БиНО" предлагает

В рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" Издательский дом "БиНО" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.
- Инструкция по бюджетному учету с приложением "ПЛАН СЧЕТОВ" (приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н) – 55 руб.
- Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (приказ Минфина России от 10 декабря 2004 г. № 114н) – 66 руб.
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (приказ Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н) – 33 руб.
- Полный комплект из трех вышеперечисленных изданий – по льготной цене – 143 руб.
Издательский дом "БиНО" предлагает также следующие издания:
- Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу РФ в жестком переплете – 150 руб.
- Налогоплательщики и налоговые органы: особенности взаимоотношений – 25 руб.
Все цены указаны с учетом НДС

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за 2004 г., а также отдельные номера за этот год. Стоимость комплекта из 12 номеров журнала и четырех Сборников документов составляет 3168 руб. Основная часть материалов в журналах сохраняет свою актуальность.


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: tax.fhdnko
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное