Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N5/2009


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Обращаем Ваше внимание на то, что Издательский дом "БиНО" открыл новую рассылку "Автономные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2009

Смотрите в конце выпуска:
– Анонс содержания журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2009;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Комментарии к изменениям налогового законодательства

С.В. Балдина, генеральный директор Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)

М.С. Мухин, президент, главный эксперт-координатор Центра финансовых экспертиз (г. Санкт-Петербург)

Содержание

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Налоговый контроль

Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 224-ФЗ) в налоговое законодательство России внесены масштабные изменения. Некоторые из этих изменений уже вступили в силу, остальные поправки вступят в силу в ближайшее время. Сегодня мы поговорим о том, что изменилось в налоговом законодательстве, а также к чему стоит подготовиться налогоплательщикам в будущем.

Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах

В статью 5 Налогового кодекса РФ введена новая норма, допускающая вступление в силу некоторых актов законодательства о налогах и сборах со дня их официального опубликования. Это касается актов, каким-либо образом улучшающих положение налогоплательщиков и иных обязанных лиц (пункты 3 и 4 статьи 5 НК РФ). В отношении остальных актов сохранен прежний порядок вступления в силу – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа месяца очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нововведение вступило в силу с 1 октября 2008 г.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

С 1 января 2010 г. в абзац 3 пункта 1 статьи 54 НК РФ, регулирующей общие вопросы исчисления налоговой базы, вводится новая норма, уточняющая порядок исправления ошибок в периоде их выявления (то есть при невозможности установить период совершения ошибки). Так, с 1 января 2010 г. налогоплательщик сможет провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором выявлены ошибки, относящиеся к прошлым периодам и приведшие к излишней уплате налога. До вступления в силу новой нормы указанный способ применяется только в отношении ошибок, приведших к неполной уплате налога.

Изменения, внесенные в статью 59 НК РФ, связаны с последствиями финансового кризиса. Указанная статья дополнена пунктом 3, который устанавливает, что суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, списанные со счета налогоплательщика, но не перечисленные в бюджетную систему, могут быть признаны безнадежными к взысканию и быть списаны, если банк, через который проводился платеж, ликвидирован. Таким образом, состав безнадежных долгов по налогам и сборам дополнен суммами, уплаченными через так называемые "проблемные банки".

Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени

Глава 9 НК РФ дополнена статьей 64.1, регулирующей порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ. Так, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов, а также пеней и штрафов по ним может быть предоставлена, если размер задолженности организации на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 000 000 000 руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

Организация, претендующая на получение отсрочки или рассрочки по уплате налогов, должна обратиться в Минфин России с заявлением и приложить к нему следующие документы:

– справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;

– предполагаемый график погашения задолженности;

– документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;

– письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Копию заявления необходимо направить в налоговый орган по месту учета организации.

Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения. На сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной ½ ставки рефинансирования Центробанка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов по решению министра финансов РФ может быть предоставлена на срок, не превышающий пяти лет (абзац 3 пункта 1 статьи 64 НК РФ).

Таким образом, право изменять сроки уплаты налогов и сборов предоставлено не только Правительству России, но и, в определенных случаях, министру финансов РФ.

Внесены изменения в пункт 1 статьи 67 НК РФ, регулирующей порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. Указанный пункт дополнен подпунктом 4, в соответствии с которым инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организациям, выполняющим государственный оборонный заказ.

Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Статья 76 НК РФ регулирует вопросы приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках. В указанную статью внесены следующие изменения:

1) расширен перечень оснований для приостановления операций по банковскому счету. Указанная мера будет применяться для обеспечения исполнения решений о взыскании не только налога или сбора, но также сумм пеней и штрафов;

2) с 1 января 2009 г. банк может списывать с заблокированного за неуплату налогов счета денежные средства для уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Раньше это было возможно только после отмены решения налоговиков о приостановлении операций. Однако с 1 января 2009 г. вступили в силу положения Закона № 224-ФЗ, благодаря которым приостановление операций по счету не распространяется на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Соответствующие поправки внесены в пункт 1 статьи 76 НК РФ. Об этом Минфин России сообщает сразу в двух письмах от 4 декабря 2008 г. – № 03-02-07/1-494 и № 03-02-07/1-495;

3) срок для отмены приостановления операций по банковскому счету устанавливается в качестве одного дня (а не операционного дня, как ранее). Согласно пункту 6 статьи 6.1 НК РФ под днем в данном случае следует понимать рабочий день;

4) способы отмены приостановления операций по банковскому счету становятся более гибкими. Помимо вручения соответствующего решения под расписку представителю банка и его направления в банк по электронной почте допустим любой способ, свидетельствующий о получении решения банком;

5) установлен срок для вручения налогоплательщику копии решения об отмене приостановления операций по банковскому счету – не позднее дня, следующего за днем принятия решения;

6) с 1 января 2010 г. в статью 76 НК РФ вводится новый пункт 9.2, согласно которому за нарушение налоговым органом срока отмены приостановления операций по банковскому счету на сумму остатка денежных средств в пользу налогоплательщика будут начисляться проценты, исчисленные по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Налоговый контроль

В статью 88 НК РФ внесены поправки, изменяющие порядок проведения камеральной налоговой проверки. В частности изменен порядок исчисления срока проведения камеральной налоговой проверки. Трехмесячный срок будет исчисляться со дня представления собственно налоговой декларации, а не декларации и прилагаемых к ней документов. Поскольку в ряде случаев конкретный перечень документов, прилагаемых к налоговой декларации, не оговорен, ранее действовавшая редакция пункта 2 статьи 88 НК РФ позволяла налоговым органам затягивать камеральную налоговую проверку на неопределенные сроки. Достаточно было в любое время направить налогоплательщику требование о представлении дополнительных документов к декларации, и можно было считать, что камеральная проверка еще и не начиналась. С 1 января 2009 г. налоговым органам придется работать более четко, укладываясь с камеральной проверкой в трехмесячный срок с момента представления налоговой декларации, успевая в данный период истребовать у налогоплательщика и изучить все дополнительные документы.

Механизм истребования документов, в том числе жесткий 10-дневный срок для их представления налогоплательщиком, установлен статьей 93 НК РФ. Ответственность за непредставление документов в установленный срок содержится в статье 126 НК РФ. То есть у налогового органа есть все рычаги влияния на налогоплательщиков в плане своевременного получения необходимых документов при проведении камеральной проверки. Поэтому привязывать срок начала камеральной проверки ко дню представления документов, прилагаемых к декларации, а не самой декларации, в условиях нормальной работы налоговых органов нет необходимости.

Также статья 88 НК РФ дополнена пунктом 9.1, в котором нормативно закреплен принцип возобновления срока проведения камеральной налоговой проверки в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации во время проверки первоначальной декларации. При этом специально оговаривается возможность использования налоговым органом документов, полученных в ходе прекращенной налоговой проверки.

Изменения коснулись и статьи 100 НК РФ "Оформление результатов налоговой проверки". Установлен срок для вручения налогоплательщику копии акта налоговой проверки – в течение пяти дней с даты оформления указанного акта.

В пункт 4 статьи 101 НК РФ введены новые принципы оценки доказательств, полученных в рамках налоговой проверки:

– допускается использование доказательств, полученных вне рамок налоговой проверки: истребованных у налогоплательщика ранее, представленных в ходе иных налоговых проверок, иных документов, имеющихся у налогового органа;

– запрещается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (при этом требование к допустимости доказательств, содержащееся в пункте 4 статьи 82 НК РФ, является более жестким);

– оговаривается возможность использования доказательств, представленных в налоговый орган с нарушением сроков, установленных Налоговым кодексом РФ.

Также в пункте 9 статьи 101 НК РФ установлен срок для вручения налогоплательщику решения по результатам налоговой проверки – в течение пяти дней после дня вынесения решения.

Принципы оценки доказательств, установленные для проведения налоговой проверки, применяются и при производстве по делу о налоговом правонарушении (пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2009 читайте также:

Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
Налог на добавленную стоимость

Налоговые агенты

НДС по ставке 0%

Предъявление сумм НДС покупателям и оформление счета-фактуры

Налоговые вычеты

Возмещение НДС

Налог на доходы физических лиц
Налог на прибыль организаций

Амортизируемое имущество

Состав и учет расходов при расчете налога на прибыль

Налоговые ставки и порядок исчисления налога

Налоговый учет


Анонс содержания журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2009

Новые изменения в Бюджетном кодексе Российской Федерации
Изменение в санкционировании расходов
Практические вопросы организации бюджетного процесса в 2009 году
Новое в учете операций со средствами от приносящей доход деятельности
Комментарии к изменениям налогового законодательства
И вновь об основных средствах
О факсимильных подписях в документах, используемых налогоплательщиками
Новое в законодательстве
Судоку

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплекты подписки за первое полугодие 2009 г. и за 2008 г. Стоимость комплекта за первое полугодие 2009 г. (6 журналов, 6 сборников документов и 2 сборника документов на CD) составляет 5 446 руб., а за 2008 г. (12 журналов, 12 сборников документов и 4 сборника документов на CD) – 6 752 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv

Автономные учреждения:финансово-хозяйственная деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdau


В избранное