Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 9/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Плата за загрязнение окружающей среды. Что изменилось?

Е.А. Малинина, юрист, советник государственной гражданской службы Российской Федерации II класса

Содержание

Конституционные основы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Почему возникают споры о необходимости платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Вопросы, связанные с платой за загрязнение окружающей среды, вот уже на протяжении нескольких лет являются одними из самых обсуждаемых и спорных. Кто является плательщиком этой платы, когда ее нужно вносить, в соответствии с какими нормативными актами, налогом или сбором является плата, какая грозит ответственность за ее неуплату – об этом мы еще раз поговорим, проанализировав действующие сегодня нормативные правовые акты.

Конституционные основы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Начать разговор хотелось бы, конечно, с Конституции РФ, в которой закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Действительно, какими бы пафосными ни казались эти слова, но от того, насколько каждый человек, каждая организация будут заботиться о чистоте окружающей среды, зависит не только сегодняшняя жизнь, но и жизнь будущих поколений. Обязанность всех субъектов сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам корреспондируется с правом требовать от них исполнения этих обязанностей, которым в первую очередь обладает государство в лице определенных органов. Это соответствует норме статьи 42 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на "благоприятную окружающую среду".

Как ни странно может показаться на первый взгляд, но решение вопроса о сохранности наших природных ресурсов, окружающей нас среды в большой степени зависит от нормативной правовой базы в этой области.

К сожалению, природоохранное законодательство не кодифицировано. Другими словами, в природоохранной сфере нет единого основополагающего документа, такого, как, например, экологический кодекс. В то же время существует множество нормативных актов разного уровня. Условно их можно разделить на две группы. К первой группе относятся нормативные акты, которые конкретизируют обязанности различных субъектов, определяют средства защиты природной среды, устанавливают социальные и технические стандарты, и т.д. Это, например, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ, Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ, Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", другие законы и нормативные акты органов исполнительной власти.

Ко второй группе относятся нормативные акты, определяющие меры ответственности за нарушение экологического законодательства. Так, Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность (специальная глава 26 "Экологические преступления"), Кодекс РФ об административных правонарушениях – административную ответственность (глава 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", отдельные статьи глав 6, 9 и 10). Гражданско-правовая ответственность за нанесенный ущерб наступает в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими недействительность сделок (статьи 166–170) и обязательства вследствие причинения вреда (статьи 1064, 1068, 1069, 1079, 1085, 1088).

К первой группе нормативных актов относится и Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ), который имеет наиболее общий характер. Он устанавливает основные принципы охраны окружающей среды, объекты, подлежащие охране, основы управления в данной сфере, полномочия различных органов государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности граждан и различных объединений, экономическое регулирование и нормирование в области охраны природы, регулирует основные вопросы экологического контроля и ответственности за экологические правонарушения. Закон № 7-ФЗ предусматривает и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

С принятием Закона № 7-ФЗ утратил силу Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (далее – Закон № 2060-1).

Что же такое окружающая среда? Это и среда обитания человека, и среда его хозяйственной деятельности. Она включает в себя не только природу (совокупность естественных условий существования человека), но и объекты природы, измененные человеком (распаханные земли, пригородные зоны и пр.), и искусственно созданные объекты: населенные пункты, зеленые насаждения и т.п.

Если хозяйственная и иная деятельность хозяйствующих субъектов приносит вред окружающей среде, то есть каким-либо образом загрязняет ее, то за это, разумеется, нужно отвечать – различными способами (о системе природоохранного законодательства читайте также в статьях Л.А. Скобелевой в БиНО: БУ № 11/2006 и А.А. Рябкова в БиНО: БУ № 2/2007). Один из них, согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Почему возникают споры о необходимости платы за негативное воздействие на окружающую среду?

С тех пор как был введен в действие Налоговый кодекс РФ, все знают, что не платить налоги и сборы, установленные Кодексом, невозможно. В противном случае последуют определенные меры воздействия. Вместе с тем не платить за негативное воздействие на окружающую среду некоторые плательщики считают почему-то вполне допустимым.

На наш взгляд, этому во многом способствует неразбериха в нормативных актах, регулирующих данную сферу правоотношений, а также в позиции некоторых должностных лиц природоохранных органов. Попробуем в них разобраться.

Вначале уточним, что такое налоги и сборы. Согласно пункту 1 статьи 8 НК РФ налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбором, согласно пункту 2 статьи 8 НК РФ, является обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. При этом уплата сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Исходя из этого понятия, плату за негативное воздействие на окружающую среду вполне можно было бы отнести к сборам на том основании, что ее уплата предоставляет организациям право негативно воздействовать на окружающую природу в пределах установленных нормативов, а в некоторых случаях – непосредственно на основании специального разрешения (лицензии). Если же организация превысит установленные нормативы, наступает ответственность, в том числе административная, уголовная и т.д.

Однако далеко не все так просто.

Исходя из других норм НК РФ, плату за негативное воздействие на окружающую среду ни к налогам, ни к сборам отнести нельзя. Это следует прежде всего из статьи 1 НК РФ, в которой закреплено, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов в Российской Федерации, то есть налогов и сборов, взимаемых как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Не упоминается о сборах субъектов РФ и местных сборах и в подпункте 3 пункта  2 статьи 1, и в пункте 4 статьи 1 НК РФ. Сборы как таковые в понимании пункта 2 статьи 8 Кодекса сегодня установлены и взимаются только на федеральном уровне. Так, согласно статье 13 НК РФ "Федеральные налоги и сборы" таких сборов только три: сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. А статьи 14 и 15 НК РФ называются соответственно "Региональные налоги" и "Местные налоги", то есть речь о региональных и местных сборах вообще не идет.

Следует, однако, заметить, что в некоторых нормах НК РФ все-таки сохранилось упоминание о региональных и местных сборах, например, в пункте 5 статьи 1 и подпункте 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ.

Кроме того, согласно пункту 5 статьи 3 НК РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем определено НК РФ.

Именно на основании приведенных норм некоторые налогоплательщики порой пытаются доказать, что никаких платежей, кроме тех, которые установлены НК РФ, они производить не будут. При этом почему-то не принимается во внимание норма пункта 5 статьи 3 НК РФ, что кроме налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, могут устанавливаться иные взносы и платежи. Но установлены эти платежи и взносы должны быть в порядке, аналогичном установленному НК РФ.

Значит, при определении платы за негативное воздействие на окружающую среду прежде всего должны быть соблюдены условия, предусмотренные статьей 17 НК РФ. Так, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, то есть объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Если бы плательщики и все элементы сбора были установлены непосредственно в Законе № 7-ФЗ, то количество споров об уплате данного платежа наверняка бы значительно сократилось. К сожалению, этого не случилось, и многие элементы платежа регулируются постановлениями Правительства РФ и другими правовыми актами, некоторые из которых действительно спорны.

Так, порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия был установлен Постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 (далее – Постановление № 632) во исполнение действовавшего тогда Закона № 2060-1. У этого Постановления интересная судьба. Вначале решением Верховного суда РФ от 28 марта 2002 г. № ГКПИ02-178 оно было признано незаконным (недействительным), затем определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 4 июня 2002 г. это решение оставлено без изменения. Однако Конституционный суд РФ своим определением от 10 декабря 2002 г. № 284-О (далее – Определение № 284-О) определил, что Постановление № 632 принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, вследствие чего сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ (история экологических платежей была изложена в статье Л.А. Скобелевой в БиНО: БУ № 11/2006).

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007 читайте также:

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в решении Конституционного суда РФ
Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду
Сроки внесения платы
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
Осуществление контроля за внесением платы
Заключение

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 9/2007

15 лет Казначейству России
"Только совместные усилия дают наилучший результат". Интервью с заместителем руководителя Федерального казначейства Р.Е. Артюхиным
Тема номера: экологические платежи
Е.А. Малинина. Плата за загрязнение окружающей среды. Что изменилось?

Конституционные основы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Почему возникают споры о необходимости платы за негативное воздействие на окружающую среду?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в решении Конституционного суда РФ

Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду

Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сроки внесения платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду

Осуществление контроля за внесением платы

Заключение

Л.А. Скобелева. Некоторые вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду

Юридический статус Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты

Правомерность расчета и взимания платы за сброс загрязняющих веществ неорганизованным стоком на рельеф местности

Задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Судебная практика

Госзаказ
Е.А. Пластинина. Заключение государственного и муниципального контракта: условная формальность или объективная необходимость?

Кто является госзаказчиком

Понятие государственного и муниципального контракта

Финансовые ограничения при заключении контракта

Заключение контракта: на что обратить внимание

Заключение

Страхование
Л.П. Фомичева, И.В. Самойлов. Новый порядок расчета больничных

Учитываемые выплаты

Дебри расчетного периода

Среднедневной заработок

Учитываем максимум и минимум

Для сведения

Трудовое законодательство
О.Л. Лобанова. Что надо знать о расчете среднесписочной численности

Расчет среднесписочной численности работников за месяц

Расчет среднесписочной численности работников за год

Расчет среднесписочной численности работников за неполный отчетный период

Расчет среднесписочной численности при наличии сотрудников с режимом "неполное рабочее время"

О.Л. Лобанова. Отвечаем на вопросы читателей. Трудовое законодательство
Наши электронные продукты
Заполняем квартальные бланки отчетности в электронном виде на диске "БиНО: Актуально"

Порядок построения простых формул

Использование встроенных функций Excel

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Материальная помощь

Налогообложение

Нормативы

Оплата труда

Отчетность

Пособия

Социальная поддержка

Стипендии

Разное

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Экологический"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2005 и 2006 года, а также за первое полугодие 2007 г. Стоимость комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб., за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) - 3 850 руб., и за первое полугодие 2007 г. (6 журналов и 6 сборников документов) – 3 300 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное