Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 6/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Бухгалтер как особая категория работников бюджетного учреждения

И.В. Самойлов, бухгалтер-эксперт

Содержание

Организация работы бухгалтерской службы учреждения

Особенности оформления трудовых отношений и увольнения с работы сотрудников

Служебная деятельность сотрудников бухгалтерских и финансовых структур (далее – бухгалтерская служба) бюджетных учреждений имеет свои отличительные черты из-за особого режима работы и ее ответственности. Повседневная практика показывает, что некоторые аспекты работы бухгалтерской службы еще требуют разъяснения. Редакция журнала "БиНО: БУ" получила множество писем с вопросами об организации труда этой службы. Они и легли в основу данного материала.

Организация работы бухгалтерской службы учреждения
Нормативы, регулирующие работу бухгалтерской службы

Определяя структуру бухгалтерской службы, количество и должностной состав ее сотрудников, бюджетные учреждения вправе руководствоваться положениями нормативов по труду:

– постановлением Минтруда России от 5 июня 2002 г. № 39 "Об утверждении Нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти" (далее – Постановление № 39);

– постановлением Минтруда России от 26 сентября 1995 г. № 56 "Об утверждении Межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в бюджетных организациях" (далее – Постановление № 56);

– приказом Минздрава России от 9 июня 2003 г. № 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения";

– постановлением Минтруда России от 15 февраля 2002 г. № 13 "Об утверждении нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов";

– постановлением Минтруда России от 8 августа 2002 г. № 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей";

– приказом Минздравсоцразвития России от 12 августа 2005 г. № 524 "Об утверждении рекомендуемых штатных нормативов персонала стационарных учреждений социального обслуживания "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и "Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками";

– приказом Госстроя России от 15 августа 2000 г. № 182 "Об утверждении рекомендаций по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги";

– приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. № 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий";

– приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. № 66 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства";

– постановлением Минтруда России от 21 апреля 1993 г. № 88 "Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)";

– приказом Минпроса СССР от 31 декабря 1986 г. № 264 "Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем".

Полезными могут оказаться изданные Управлением нормативов по труду ФГУП "НИИ ТСС" Росздрава Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду.

Первые два документа списка (постановления № 39 и 56) – "базовые" для определения численности сотрудников бухгалтерской службы. Но, конечно, в каждом конкретном случае заявляемая учреждением численность подлежит уточнению и дополнительному обоснованию (согласованию). Ведь в сфере бюджетного учета с 1995 г. произошло множество изменений, да и уровень автоматизации учета тоже далек от уровня тех лет.

Необходимо также учитывать требования внутриведомственных нормативных правовых актов. Финансируемые из бюджета субъекта РФ учреждения должны учитывать положения нормативных актов соответствующего субъекта РФ, а муниципальные учреждения – положения нормативных актов, изданных местными органами власти.

Штатное расписание

Количество работников бухгалтерской службы конкретного бюджетного учреждения определяется согласно утвержденному штату и (или) штатному расписанию.

Типовая форма штатного расписания (ф. Т-3 "Штатное расписание") утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". Среди возможных штатных должностей можно выделить такие, как "главный бухгалтер", "заместитель главного бухгалтера", "бухгалтер", "кассир (бухгалтер по кассовым операциям)". Как правило, при формировании штатного расписания должность "главный бухгалтер" указывается в разделе руководителей учреждения. А бухгалтерия (бухгалтерская служба, финансовый орган или др.) указывается как отдельное структурное подразделение.

Штатным расписанием устанавливаются:

– наименования должностей с указанием квалификации;

– количество штатных единиц;

– величина месячной тарифной ставки (оклада);

– надбавки;

– другие показатели.

Определение обязанностей

Круг обязанностей работников бухгалтерской службы, как и любой другой службы учреждения, определяется должностными инструкциями (регламентами). Причем сотрудники должны под роспись ознакомиться с текстом инструкции.

При распределении работ нужно учитывать квалификацию и специализацию сотрудников. Это позволит им качественно и быстро выполнять свои функции и задания. Нельзя забывать и работающих в других (в том числе обособленных) структурных подразделениях учреждения сотрудниках. Эти работники (бухгалтеры, кассиры и т.д.) тоже должны быть вовлечены в учетный процесс, отвечать за определенные участки учета и иметь соответствующие обязанности.

Особенности оформления трудовых отношений и увольнения с работы сотрудников

Действующее трудовое законодательство выдвигает специальные требования только к трудовой деятельности главных бухгалтеров (об особенностях трудовых отношений с главными бухгалтерами читайте в статье А.Ю. Грибкова в БиНО: БУ № 11/2006). Ко всем остальным категориям работников бухгалтерских служб особых требований нет.

Случается, что такой должности как "главный бухгалтер" в штате (штатном расписании) учреждения нет. Это допускается положением пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон о бухгалтерском учете). Однако полагаем, что введение должности главного бухгалтера в штат (штатное расписание) любого ведущего самостоятельную финансовую деятельность федерального государственного учреждения не только целесообразно, но и необходимо. И только в том случае, если учреждение обслуживается через централизованную бухгалтерию, руководитель может обойтись простым бухгалтером или же сотрудником, в обязанности которого будет входить и организация взаимодействия с централизованной бухгалтерией и оформление необходимых документов.

Главный бухгалтер или (при отсутствии в штате этой должности) бухгалтер назначается и освобождается от должности руководителем организации (статья 7 Закона о бухгалтерском учете). А значит, при отсутствии руководителя – если он, например, в отпуске, в командировке, болеет – эти вопросы решаться не должны. Вместе с этим, в сфере государственной службы в ряде случаев назначение на должность и освобождение от нее главного бухгалтера производится на основании решений вышестоящих органов и учреждений.

Согласно положениям статьи 59 Трудового кодекса РФ по решению работодателя с главным бухгалтером может быть заключен срочный трудовой договор на срок не больше пяти лет. Это правило в полной мере касается и бюджетных учреждений. С другими категориями бухгалтерских работников по общим правилам заключаются трудовые договоры на неопределенный срок. И, опять же, служебные контракты (контракты) в сфере госслужбы заключаются по специальным правилам.

При заключении трудового договора с главным бухгалтером или его заместителем руководитель учреждения (иное уполномоченное лицо) вправе назначить испытательный срок. Для главного бухгалтера или его заместителя испытательный срок может длиться шесть календарных месяцев, а для всех остальных сотрудников бухгалтерской службы – не более трех месяцев (статья 70 ТК РФ).

Дополнительные основания существуют и для расторжения заключенного с главным бухгалтером трудового договора. Уволить главбуха можно:

– при преобразовании организации в связи со сменой собственника имущества (пункт 4 абзаца 1 статьи 81 ТК РФ). Если договор расторгается по этому основанию, то новый собственник обязан выплатить компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (статья 181 ТК РФ);

– если главный бухгалтер принял необоснованное решение, повлекшее за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу учреждения (пункт 9 абзаца 1 статьи 81 ТК РФ). При этом администрация учреждения должна доказать, что неблагоприятные последствия явились результатом принятого главным бухгалтером решения и что их можно было избежать в случае принятия другого решения. Кроме того, необходимо иметь документальное подтверждение наступления неблагоприятных последствий. В противном случае увольнение не может быть признано законным (пункт 48 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2);

– если главный бухгалтер, согласно медицинскому заключению, нуждается во временном или постоянном переводе на другую работу, а подходящей должности нет, администрация учреждения вправе не расторгать заключенный с ним трудовой договор. В этом случае работник может быть отстранен от работы на обусловленный сторонами срок без выплаты заработной платы. Это специальное правило содержится в статье 73 ТК РФ. Согласно же общему правилу временный перевод по медицинскому заключению на срок более четырех месяцев при отсутствии необходимых должностей влечет за собой расторжение трудового договора (пункт 8 абзаца 1 статьи 77 ТК РФ).

Трудовым договором может быть предусмотрена полная материальная ответственность главного бухгалтера за ущерб, причиненный учреждению (статья 243 ТК РФ). Это положение относится и к ущербу, нанесенному выплатой штрафных санкций за невыполнение главным бухгалтером возложенных на него обязанностей по своевременной и полной уплате налогов и иных обязательных платежей.

Так как главбух не является материально ответственным лицом, обслуживающим денежные или товарные ценности, его нельзя уволить в связи с утратой доверия к нему со стороны работодателя (по пункту 7 абзаца 1 статьи 81 ТК РФ). Об этом говорится в определении Верховного суда РФ от 31 июля 2006 г. № 78-В06-39.

А вот трудовой договор с кассиром может быть расторгнут, если он будет виновен в недостаче денежных средств или хранимых в кассе ценностей.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007 читайте также:

Организация трудового процесса сотрудников бухгалтерских служб

Оборудование помещений

Режим труда и отдыха сотрудников

Режим труда и отдыха сотрудников, работающих на компьютерах

Медицинские осмотры работников, работающих на компьютерах

Контроль за соблюдением санитарных правил на оборудованных компьютерами рабочих местах

Предоставление компенсаций сотрудникам, работающим на персональных компьютерах

Отдельные вопросы оплаты труда сотрудников бухгалтерских служб

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2007

Тема номера: налог на доходы физических лиц
В.М. Акимова. НДФЛ с доходов работников: о чем надо помнить работодателю

Налогоплательщики. Обязанности налоговых агентов

Выплаты профсоюзным активистам

НДФЛ с работников-иностранцев

Если сотрудник работает за рубежом

Имущественный налоговый вычет

Зачет и возврат переплаты по НДФЛ

Заполняем налоговую карточку

Аренда
В.А. Гучинский. Предоставление льгот по арендной плате за земельные участки. Правомерно ли оно?

Административная практика

Предоставление земельных участков в аренду, арендная плата

Формирование доходов бюджетной системы

Полномочия органов местного самоуправления

Трудовое законодательство
И.В. Самойлов. Бухгалтер как особая категория работников бюджетного учреждения

Организация работы бухгалтерской службы учреждения

Особенности оформления трудовых отношений и увольнения с работы сотрудников

Организация трудового процесса сотрудников бухгалтерских служб

Отдельные вопросы оплаты труда сотрудников бухгалтерских служб

Обзор документов
С.Н. Севелев. Изменения в Законе о размещении заказов: в чем суть?

Общие положения

Государственный и муниципальный контракт

Субъекты малого предпринимательства

Правила проведения торгов с выделением лотов

Извещение о проведении торгов

Конкурсная документация и документация об аукционе

Порядок подачи заявки на участие в торгах

Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

Запрос котировок

Размещение государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Заключение

Л.П. Фомичева. Минимальный размер оплаты труда увеличивается

Величина и сфера применения МРОТ

Изменения в Трудовом кодексе РФ

Установление регионами минимальной заработной платы

МРОТ и прожиточный минимум

Оклады и ставки

Увеличены штрафы

Заключение

Новое в законодательстве

Налогообложение

Пособия

Трудовые отношения

Справочная информация
Материалы, опубликованные в БиНО: Бюджетные учреждения за 6 месяцев 2007 года
Кроссворд от БиНО
Ответы на кроссворд "Основные средства", опубликованный в № 5 журнала

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное