Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 5/2007


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит материал из нового журнала "Автономные учреждения"

Смотрите в конце выпуска:
– Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2007;
– Информацию о подписке на наши издания;
– Информацию о семинарах по бюджетному учету.

Автономные учреждения: за и против

Содержание

Преимущества автономных учреждений перед бюджетными

Опасения, связанные с законом, или Чего не стоит бояться

Дополнительные возможности финансирования автономных учреждений

Преимущества автономных учреждений перед бюджетными
Возможность выбора

Безусловным плюсом Закона об АУ можно считать саму возможность выбора, которая появилась у бюджетного учреждения. Учреждение, наконец, может определить для себя, чего оно хочет: самостоятельности или "отеческого крыла" в лице государства (местных властей).

При этом учреждение должно понимать, какие последствия могут быть у такого выбора. Если работаешь без чужой опеки, то и за риски отвечаешь сам. А если не хочется рисковать, то государство будет финансировать твою деятельность, но в этом случае у него появится законное право запрещать учреждению совершать некоторые действия.

Преодоление недостатков многоканального финансирования

Сейчас бюджетные учреждения, как правило, финансируются из нескольких источников. Хорошо ли это?

На самом деле, уже сегодня многоканальность финансирования учреждений становится тормозом для эффективного использования средств. Как правило, каждый вид финансирования имеет свои ограничения при расходовании денег. И эти ограничения нужно учитывать. Так, перебрасывать внебюджетные средства на бюджетные статьи нельзя, экономию по бюджету невозможно направить во внебюджет. В результате вроде и деньги есть, а собрать их в единое целое и потратить на приобретение чего-то дорогого и необходимого нельзя.

Закон об АУ предполагает, что денежные средства будут поступать без разбивки по статьям расходов в объеме, гарантирующем возможность осуществления уставной деятельности.

Самостоятельность

Учреждение, становясь автономным, получает право самостоятельно распоряжаться заработанными средствами и имуществом, приобретенным на эти средства. Наконец, у учреждения появляется собственный бюджет, который можно планировать.

АУ могут открывать свои счета в банках, могут брать кредиты. И это очень важно. Например, зачастую летом в бюджетных вузах возникают кассовые разрывы: преподавателям, уходящим в отпуск, нужно выплатить отпускные, а средств нет. Деньги начинают поступать только в сентябре, с началом учебного года.

Опасения, связанные с законом, или Чего не стоит бояться

Мы не будем рассказывать о том, как развивались события при обсуждении проекта Закона об АУ. Скажем лишь, что взаимное примирение сторон и корректировка формулировок закона дались нелегко. Но в результате принятый закон на 80% отличается от первоначально предложенного законопроекта. Практически это – совершенно другой документ.

Тем не менее, отдельные положения Закона об АУ вызывают у потенциальных работников автономных учреждений ряд опасений. Рассмотрим и их.

Большой финансовый риск

Некоторые считают, что поскольку государство не несет ответственности за ошибки хозяйственной деятельности автономных учреждений, то, увязнув в долгах, учреждения могут обанкротиться. Что автоматически приведет к прекращению их работы.

Действительно, пунктом 4 статьи 2 Закона об АУ установлено, что "автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества". При этом ликвидировано автономное учреждение может быть "…по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации" (пункт 1 статьи 19 Закона об АУ). Но сегодня все, в том числе и автономные, учреждения исключены из перечня юридических лиц, которые могут быть ликвидированы по причине несостоятельности (банкротства). Эта норма зафиксирована в пункте 4 статьи 61 ГК РФ.

Таким образом, автономное учреждение не может быть банкротом.

Что касается бюджетной части финансирования, то есть опасения, что со временем успешным учреждениям его урежут. Да, такая возможность существует. Но все помнят, что бюджетное финансирование сокращалось в разы и без всякой смены формы учреждений. Однако и в этих условиях учреждения находили способы выживания!

Отсутствие государственных гарантий

Руководители бюджетных учреждений считают, что в Законе об АУ не прописаны гарантии бюджетного финансирования госзаказа. Конечно, учреждения, согласившиеся стать автономными, должны иметь гарантии государства, что финансирование будет продолжено. Потому что ни один самый коммерчески успешный вуз, театр, музей не сможет выстоять без поддержки государства, то есть госзаказа.

Но, во-первых, гарантия уже в том, что автономные учреждения по-прежнему являются полноправными участниками бюджетного процесса (статья 152 Бюджетного кодекса РФ).

Во-вторых, при определении размера бюджетного финансирования законодатели руководствуются двумя критериями: наличием средств в бюджете и приоритетами государства. Что касается приоритетов, то напомним, что возможность получения гражданами бесплатных услуг, оказываемых учреждениями социальной сферы, закреплена в Конституции РФ. Чтобы не нарушать основной закон страны, государство вынуждено поддерживать эти учреждения.

Кроме того, статьей 177 БК РФ регламентирован порядок выделения средств распорядителям и получателям бюджетных средств. Размер выделяемых средств определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг. Да и в пункте 1 статьи 20 Закона об АУ сказано, что "объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения".

Снижение объема бесплатных услуг населению

Есть мнение, что с введением новой организационной формы учреждений стоимость услуг вырастет настолько, что станет недоступной для большинства граждан страны. Это фактически будет означать потерю гражданами возможности реализовать свое конституционное право на бесплатное образование, медобслуживание и т.д.

Опровергая это опасение, приведем содержание пункта 4 статьи Закона об АУ: "Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего… учреждения принимается… если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни".

Недобросовестные действия наблюдательного совета

Органами управления учреждения согласно пункту 2 статьи 8 Закона об АУ могут быть: наблюдательный совет, руководитель, иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы. Под "иными" понимаются общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие.

Со стороны потенциальных автономных учреждений высказывается недоверие наблюдательному совету как органу управления АУ. Связано это с тем, что закон делегировал наблюдательному совету право распоряжаться имуществом автономного учреждения. При этом количество представителей работников не может превышать 1/3 количественного состава наблюдательного совета. И возникает опасение, что недобросовестные согласованные действия членов наблюдательного совета могут привести к выведению из оборота имущества, необходимого АУ для работы.

Многие считают, что гарантией от возникновения подобных ситуаций могло бы быть назначение общего собрания (конференции) трудового коллектива АУ высшим руководящим органом.

В этой связи напомним, что структура и компетенция органов автономного учреждения определяется в уставе автономного учреждения. А устав автономного учреждения согласно пункту 1 статьи 7 Закона об АУ утверждает учредитель.

Таким образом, подготовив устав соответствующим образом, можно использовать возможности выбора формы высшего коллегиального органа, предоставленные законом.

Дополнительные возможности финансирования автономных учреждений

Практически параллельно с разработкой Закона об АУ Правительство РФ готовило предложения, цель которых – стимулировать бизнес вкладывать свои деньги в социально значимые проекты. Порядок, существовавший раньше, когда Правительство РФ или даже Президент РФ просили бизнес-структуры поучаствовать в финансировании то спортивных состязаний, то крупных культурных мероприятий и т.д., никого не устраивал. Понятно желание власти, чтобы предприниматели делали это сами, без напоминаний. Но их нужно было как-то заинтересовать. Именно такова причина выхода целого ряда законодательных инициатив, направленных на "улучшение" понимания бизнесом проблем, возникающих у организаций некоммерческого сектора.

30 декабря 2006 г. вышли сразу два федеральных закона: № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" и № 276-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Законы призваны создать благоприятные условия для добровольного участия предпринимателей в общеполезных делах.

В первом законе определены два новых источника финансирования некоммерческих организаций: целевой капитал и доход, полученный от его использования. Целевой капитал – средства, которые не расходуются на текущую деятельность, а инвестируются (например, в ценные бумаги) и могут приносить регулярный доход. Автономное учреждение, как и бюджетное, по договору с управляющей компанией сможет стать получателем дохода от целевого капитала.

Вторым законом введены налоговые льготы для жертвователей и получателей целевого капитала. Так, передача целевого капитала освобождена от уплаты НДС, а получение целевого капитала и дохода от доверительного управления им отнесены к целевым средствам, полученным на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности. А такие средства не облагается налогом на прибыль организаций.

В полной версии статьи читайте также:

Предпосылки появления закона об автономных учреждениях
Основные положения закона об автономных учреждениях

Цели закона

О чем закон?

Что такое автономное учреждение?


Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 5/2007

Тема номера: учет основных средств
И.В. Алексеева. Отдельные вопросы бюджетного учета нефинансовых активов

Учет основных средств

Учет материальных запасов

А.Ю. Шихов. Переоценка-2007: обходим подводные камни и острые углы

Нормативная база

Срок проведения переоценки и отражение ее результатов в отчетности

Организационные вопросы переоценки

Оформление результатов переоценки

Отражение результатов переоценки в бюджетном учете

Налоговые последствия

Социальное страхование
Л.П. Фомичева. Как считать страховой стаж

Зависимость размера пособий от страхового стажа

Нормативное регулирование вопросов исчисления страхового стажа

Кто и когда считает страховой стаж

Периоды работы по трудовому контракту

Осуществление иной деятельности

Как считать стаж

Юридический практикум
Е.А. Малинина. Изменения в законодательстве в связи с принятием Закона об автономных учреждениях

Изменения в Гражданском кодексе РФ

Изменения в Бюджетном кодексе РФ

Изменения в Налоговом кодексе РФ

Изменение в Законе об исполнительном производстве

Изменения в законах об образовании

Изменения в Законе о культуре

Заключение

Е.А. Малинина. Исполнение судебных актов по искам к государству

Кто является представителем ответчика по искам к государству

Кто исполняет решения суда, вынесенные не в пользу государства

Исполнение судебного решения

Обжалование судебного решения

Обзор документов
Е.А. Малинина. Новый закон о муниципальной службе

Муниципальная служба

Должности муниципальной службы

Поступление на муниципальную службу и ее прохождение

Муниципальные служащие

Расторжение трудового договора с муниципальным служащим

Е.А. Малинина. Размещение информации о госзаказах на официальных сайтах

Где размещается информация о госзакупках Российской Федерации

Регламентирующие документы

Порядок пользования официальными сайтами

Обязанности уполномоченного органа

Требования к обеспечению пользования официальными сайтами

Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Гражданская служба

Командировки

Наличные расчеты

Налогообложение

Оплата труда

Организация отдыха детей

Отпуска

Оформление расчетных документов

Трудовые отношения

Кроссворд от БиНО
Кроссворд "Основные средства"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки – в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль. Реформирование бюджетной системы в Российской Федерации".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех направлений деятельности, а также начальников финансово-экономических служб силовых ведомств. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в бюджетном и налоговом законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные комментарии и разъяснения положений инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://bino.ru/seminar

Библиотека "БиНО"

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2006 г. и 2005 г. Стоимость комплекта за 2006 г. (12 журналов и 12 сборников документов) составляет 3 850 руб., а комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) – 2 332 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное