Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 8/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Особенности учета нефинансовых активов в соответствии
с Инструкцией № 25н

И.В. Алексеева, специалист департамента консультационных услуг государственному сектору компании "ФБК"

Весна и лето 2006 г. стали для бухгалтеров бюджетных учреждений по-настоящему жаркими. Ведь взамен Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н (далее - Инструкция № 70н), начала действовать новая бюджетная инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее - Инструкция № 25н). И бюджетные учреждения должны не только перейти к применению новой инструкции, но и по-новому отразить в бюджетном учете все операции, проведенные с 1 января 2006 г. Осуществить такой переход можно одним из двух способов:

- перевести обороты по счетам;

- заново отразить в бюджетном учете все совершенные операции.

Какой способ больше подходит для конкретного бюджетного учреждения, должен решить его главный бухгалтер. Нам кажется, что проще повторно отразить все операции на счетах измененного Плана счетов бюджетного учета. Но такой метод требует больших трудозатрат. При этом чем быстрее бюджетное учреждение начнет применять новую инструкцию, тем меньше будет переходных операций.

Бухгалтерские записи, отражающие эти операции, надо фиксировать в справке, форма которой установлена Инструкцией № 25н (ф. 0504833, далее - Справка). При этом:

- остатки по счетам отражают в межотчетный период (то есть в тот период, когда остатки по старым субсчетам на 1 января текущего года переводятся на остатки по новым счетам Плана счетов);

- итоговые обороты по счетам - на дату перехода к Инструкции № 25н.

На официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) размещена Таблица соответствия счетов бюджетного учета, утвержденных приказом МФ РФ № 25н, приказу МФ РФ № 70н. Данная таблица окажет помощь бюджетным учреждениям при реализации переводных операций.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности бюджетного учета нефинансовых активов в соответствии с новыми требованиями.

Состав основных средств, нематериальных
и непроизведенных активов
Основные средства

В Инструкции № 25н дано определение основных средств. Это определение позволяет сделать однозначный вывод: на счете учета объектов основных средств надо указывать все основные средства - находящиеся в эксплуатации, в запасе, на консервации, а также сданные в аренду. Иными словами, речь идет об объектах основных средств, принятых к бюджетному учету, а не только введенных в эксплуатацию. Такая формулировка позволяет избежать различных толкований. Теперь следует отражать в учете как основные средства и те объекты, которые таковыми являются, но не введены в эксплуатацию.

Раньше отдельные учреждения учитывали такие нефинансовые активы на счете 0 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства". Поэтому при переходе к Инструкции № 25н необходимо перевести основные средства, находящиеся в запасе, на консервации, сданные в аренду, со счета 0 106 01 000 на соответствующие счета учета объектов основных средств.

Пример 1. На 1 января 2006 г. на балансе бюджетного учреждения числится офисная мебель. Она приобретена за счет бюджетных средств и находится в запасе на складе учреждения. Кроме того, после 1 января 2006 г. (до даты перехода к Инструкции № 25н) учреждение приобрело копировальное оборудование, которое также находится на складе. Эти основные средства как не введенные в эксплуатацию учитывались на счете 1 10601 000 "Капитальные вложения в основные средства". При переходе к Инструкции № 25н бухгалтер учреждения должен сделать следующие записи:

в межотчетный период

- переведены остатки на 1 января 2006 г. по счету 1 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства" в части объектов основных средств, находящихся на складе (офисная мебель), по которым сформирована первоначальная стоимость

Дебет 1 101 06 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь" (остатки по Инструкции № 25н)

Кредит 1 106 01 000 "Капитальные вложения в основные средства" (остатки по Инструкции № 70н);

на дату фактического перехода к Инструкции № 25н - дополнительная запись

- принято к учету находящееся на складе в запасе копировальное оборудование, по которому сформирована первоначальная стоимость, учитываемое на счете 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства"

Дебет 1 101 04 310 "Увеличение стоимости машин и оборудования"

Кредит 1 106 01 310 "Увеличение капитальных вложений в основные средства".

Кроме того, в Инструкции № 25н указано, что на счетах учета основных средств отражают имущество казны Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Ранее, в Инструкции № 70н, такого конкретного указания не было. Как учитывать в бюджете имущество государственной и муниципальной казны, разъяснялось в Методических указаниях по внедрению Инструкции по бюджетному учету. Эти Методические указания были утверждены приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н (далее - Методические указания № 26н). Несмотря на разъяснения, в субъектах РФ и муниципальных образованиях существовали разные мнения о том, насколько необходимо отражать в бюджетном учете имущество государственной и муниципальной казны. Однако в связи с выходом Инструкции № 25н отменена Инструкция № 70н, а значит, и приказ № 26н тоже фактически утратил силу.

Нематериальные активы

В отношении нематериальных активов в Методических указаниях № 26н было сказано следующее. Бюджетные учреждения, обладающие исключительными правами собственности, которые не подтверждены документами, должны учитывать такие права на счете 0 106 02 000 "Капитальные вложения в нематериальные активы". Так должно оставаться до тех пор, пока не будут оформлены документы.

В Инструкции № 25н уточнено, что помимо этого бюджетные учреждения должны учитывать как нематериальные активы права учреждения на результаты научно-технической деятельности, которые охраняются в режиме коммерческой тайны. Иными словами, речь идет о потенциально патентоспособных технических решениях и секретах производства (ноу-хау).

Таким образом, к нематериальным активам относится совокупность различных конфиденциальных знаний, опыта и навыков, в том числе сведения технического, экономического, управленческого, финансового или иного характера. Эти знания бюджетное учреждение применяет в своей деятельности, но они еще не стали всеобщим достоянием, не имеют охранного документа и не обладают изобретательским уровнем полностью или частично. Использование этих знаний и опыта обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их имеющему.

Под ноу-хау понимают секретные незапатентованные технологические знания и практический опыт, в том числе методы, способы и навыки, необходимые:

- для проектирования, расчетов, строительства;

- для производства каких-либо изделий;

- для научно-исследовательских, опытно-конструкторских и прочих работ.

Это могут быть:

- составы и рецепты материалов, веществ, сплавов и пр.;

- методы и способы лечения;

- методы и способы добычи полезных ископаемых;

- спецификации, формулы и рецептура;

- документация, схемы производства, опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики и финансов;

- прочая недоступная широкой общественности информация.

Руководитель учреждения распорядительным документом должен утвердить конкретный перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Нематериальный актив, созданный в результате разработок, может быть признан таковым, если бюджетное учреждение сможет подтвердить, что:

- у него есть необходимые ресурсы, чтобы завершить разработку нематериального актива и затем его использовать;

- нематериальный актив можно оформить документально, чтобы он был доступен для использования;

- есть намерение завершить разработку и использовать актив в деятельности учреждения;

- созданный нематериальный актив сможет принести экономическую выгоду. При этом бюджетное учреждение должно подтвердить, что результаты нематериального актива или он сам будут востребованы и полезны для деятельности учреждения;

- затраты на разработку нематериального актива можно надежно оценить.

Согласно Инструкции № 25н нематериальные активы не требуется группировать в соответствии с ОКОФ.

Пример 2. Бюджетное учреждение здравоохранения разработало уникальный метод лечения. Главный врач в приказе установил, как работать с этими сведениями, отнесенными к коммерческой тайне. Подготавливаются документы, чтобы оформить исключительные права собственности на разработанный метод. Затраты на разработку этого метода учреждение учитывало обособленно. Теперь они должны учитываться в составе нематериальных активов.

Непроизведенные активы

Непроизведенные активы отражаются в бюджетном учете в тот момент, когда они вовлекаются в хозяйственный оборот. К непроизведенным активам относится, в частности, земля, учет которой часто вызывает вопросы у бухгалтеров бюджетных учреждений. Стоимость земли учитывают в составе непроизведенных активов в том случае, если она вовлечена в хозяйственный оборот.

Земельные отношения - это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Их регулирует земельное законодательство.

Имущественные отношения - это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Имущественные отношения регулирует гражданское законодательство, если иное не предусматривают земельное, лесное, водное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, специальные федеральные законы.

В статье 6 Земельного кодекса РФ сказано, что земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены.

В зависимости от назначения земли установлены ее категории (статья 7 ЗК РФ):

- земли сельскохозяйственного использования;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ (статья 27 ЗК РФ). В ЗК РФ и в федеральных законах указаны ограничения на оборот земельных участков.

Если земельные участки отнесены к землям, изъятым из оборота, то они не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных в гражданском законодательстве.

Если земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, то они также не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных в федеральных законах.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые следующими объектами, находящимися в федеральной собственности (пункт 4 статьи 27 ЗК РФ):

- государственные природные заповедники и национальные парки, за исключением земель особо охраняемых природных территорий;

- здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;

- здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;

- объекты, в которых размещены органы федеральной службы безопасности;

- объекты, в которых размещены федеральные органы государственной охраны;

- объекты, где хранятся ядерные материалы и радиоактивные вещества;

- объекты, в которых расположены закрытые административно-территориальные образования;

- объекты, в которых располагается ФСИН России;

- места воинских и гражданских захоронений;

- инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные, чтобы охранять Государственную границу РФ.

Ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

- в пределах особо охраняемых природных территорий, не изъятых из оборота;

- в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных в федеральных законах;

- занятые водными объектами водного фонда, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не изъятые из оборота;

- не изъятые из оборота в границах закрытых административно-территориальных образований;

- предоставленные транспортным организациям, в том числе морские и речные порты, вокзалы, аэродромы и аэропорты, терминалы и терминальные комплексы в зонах международных транспортных коридоров, навигационные сооружения, которые обеспечивают воздушное движение и судоходство;

- предоставленные для нужд связи;

- занятые объектами космической инфраструктуры;

расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

- предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

- загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, а также иные земли, подвергшиеся деградации.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Однако к сфере действия этого закона не относятся, в частности, земельные участки, которые предоставлены из земель сельскохозяйственного назначения, но заняты зданиями, строениями, сооружениями.

Таким образом, значительная часть земельных участков, относящихся к различным категориям земель и находящихся в государственной и муниципальной собственности, изъята из оборота или ограничена в обороте. Согласно определению непроизведенных активов такие земельные участки не подлежат бюджетному учету.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 20 ЗК РФ государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Это не дает им права распоряжаться указанными земельными участками (пункт 4 статьи 20 ЗК РФ). Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" земельные участки относятся к объектам недвижимого имущества. Права на них надо зарегистрировать, а сами участки поставить на кадастровый учет. Однако это, как разъясняется в письме Минфина России от 26 мая 2006 г. № 02-14-10а/1406, не является основанием для принятия земельных участков к бюджетному учету. На бюджетный учет должны быть поставлены только те земельные участки, по которым у бюджетного учреждения имеется право распоряжения.

Пример 3. В войсковой части имеются земельные участки, на которых построены здания и сооружения, предназначенные для постоянной деятельности Вооруженных Сил РФ. Эти земельные участки не нужно отражать в бюджетном учете, так как они считаются изъятыми из оборота (подпункт 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ).

Пример 4. Бюджетное учреждение, подведомственное Россельхозакадемии, занимается корчеванием земли под пашню. Указанные расходы будут учитываться в составе непроизведенных активов на счете 0 103 01 000 "Земля", однако сам земельный участок в учете отражаться не будет, поскольку у учреждения нет на него права распоряжения.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" читайте также:

Состав материальных запасов
Медикаменты и перевязочные средства
Строительные материалы
Посуда и мягкий инвентарь
Книги и другая печатная продукция
Готовая продукция
Вложения в нефинансовые активы
Как учитывать объекты недвижимости, не прошедшие государственную регистрацию
Стоимость материальных запасов
Присвоение инвентарных номеров
Амортизация
Оценка основных средств, нематериальных и непроизведенных активов
Что включается в первоначальную стоимость
Безвозмездная передача
Переход к учету основных средств в рублях и копейках
Оценка материальных запасов
Безвозмездное получение
Списание
Регистры аналитического учета

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 8/2006

Тема номера: изучаем Инструкцию № 25н
И.В. Алексеева. Особенности учета нефинансовых активов в соответствии с Инструкцией № 25н

Состав основных средств, нематериальных и непроизведенных активов

Состав материальных запасов

Вложения в нефинансовые активы

Присвоение инвентарных номеров

Амортизация

Оценка основных средств, нематериальных и непроизведенных активов

Оценка материальных запасов

Регистры аналитического учета

Заключение

С.В. Балдина. Учет нефинансовых активов: ответы на вопросы

Общие вопросы учета нефинансовых активов

Принятие к учету основных средств

Переоценка основных средств

Амортизация и списание основных средств

Т.Е. Володина. Выбытие основных средств в бюджетных учреждениях

Выдача основных средств в эксплуатацию

Безвозмездная передача основных средств

Документы, необходимые для списания, продажи или изъятия основных средств

Списание основных средств, пришедших в негодность

Продажа и изъятие основных средств

Списание недостач, выявленных при инвентаризации

Практикум бухгалтера
Е.Н. Зоткина. Приобретение, учет и налогообложение путевок для детей сотрудников

Кому и как оплачивать путевки за счет ФСС РФ

Как получить путевку за счет ФСС РФ

Налогообложение операций с путевками

Бюджетный учет расчетов по путевкам

Обзор документов
Новое в законодательстве

Бухгалтерский учет, бюджетная классификация

Военные сборы

Государственный и муниципальный заказ

Имущество бюджетных учреждений

Использование бюджетных средств

Лицевые счета

Налогообложение

Оплата труда

Отчетность

Приносящая доход деятельность

Расчеты

Финансирование

10 лет вместе!
Кроссворд "Нефинансовые активы"

Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное