Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность - 'БиНО: Бюджетные учреждения' N 6/2006


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ "БиНО"

Рассылка "Бюджетные учреждения: финансово-хозяйственная деятельность"

Перейти на сайт Издательского дома "БиНО"

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот выпуск содержит статью из журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006

Смотрите в конце выпуска:
- Содержание журнала "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006;
- Информацию о подписке на наши издания;
- Информацию о семинарах по бюджетному учету.
Хотите приятно и с пользой провести время? - Решайте кроссворды от БиНО!
загляните на http://bino.ru/production/crosswords/

Санкционирование расходов бюджетов органами Федерального казначейства

Н.А. Терентьева, к.э.н., заместитель начальника Финансового управления - начальник бюджетного отдела администрации г. Северодвинска

Содержание

Санкционирование расходов региональных и местных бюджетов

Порядок разрешения спорных вопросов

Санкционирование расходов региональных и местных бюджетов

Орган исполнительной власти субъекта РФ или местная администрация могут выбрать один из двух вариантов кассового обслуживания лицевых счетов своих бюджетов (пункт 3.1 Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н (далее - Порядок № 1н)).

1) лицевой счет открывается финансовому органу (уполномоченному органу) соответствующего бюджета. В этом случае орган Федерального казначейства (далее также - ФК) обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджета субъекта РФ (местного бюджета) по поручению финансового органа, но не санкционирует выплаты из бюджета;

2) лицевые счета для учета операций по кассовым выплатам из бюджета открываются администраторам, главным распорядителям, распорядителям и (или) получателям средств соответствующего бюджета в соответствии с соглашением об осуществлении органами ФК отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее - Соглашение).

Соглашение заключается между финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) и органом ФК. При этом данный документ оказывает огромное влияние на процедуру кассового обслуживания бюджетополучателей. В нем должны быть оговорены следующие моменты.

Санкционирование расходов

Если в Соглашении указано, что орган ФК санкционирует расходы бюджетополучателей, то последние будут обязаны представлять в казначейство документы, подтверждающие принятые ими денежные обязательства, которые подлежат оплате за счет средств бюджета субъекта (местного бюджета).

Если же за казначейством данная функция в Соглашении не закреплена, то подтверждающие документы необходимо будет предоставлять либо в финансовый орган, либо главному распорядителю средств соответствующего бюджета. Как организовать документооборот в этой ситуации, устанавливает орган исполнительной власти своим правовым актом. Но ясно, что в любом случае бюджетополучатель должен предъявить документы, подтверждающие, что он принял денежные обязательства.

Учет обязательств

В Соглашении может быть указано, что орган ФК учитывает обязательства бюджетных учреждений. Тогда эти учреждения должны будут представлять ему документы для постановки на учет бюджетных обязательств по договорам на поставку продукции (работ, услуг). Документы представляются в порядке, который установлен для федеральных бюджетополучателей приказом Минфина России от 13 августа 1999 г. № 55н "Об утверждении Правил учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета").

Предположим, что финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) и орган ФК заключили Соглашение, согласно которому казначейство санкционирует расходы и учитывает денежные обязательства бюджетополучателей.

Помимо Соглашения должен быть утвержден также регламент о порядке и условиях обмена информацией между органами Федерального казначейства и финансовыми органами при кассовом обслуживании (далее - Регламент). Данное требование установлено пунктом 1.5 Порядка № 1н.

Перечень документов, которые должны представлять в орган ФК получатели бюджетных средств в этом случае, утверждает орган исполнительной власти своим правовым актом. Так сказано в пункте 2 статьи 226 БК РФ.

Операции на лицевых счетах получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) учитываются в порядке, установленном для получателей средств федерального бюджета, то есть в соответствии с Инструкцией № 142н. Об этом говорится в пункте 5.1 Порядка № 1н.

Перечень кодов бюджетной классификации расходов, по которым органы ФК будут учитывать обязательства, также утверждает орган исполнительной власти своим правовым актом (пункт 1.5 Порядка № 1н).

Например, в Архангельской области глава администрации утвердил постановление от 30 декабря 2005 г. № 235 "О мерах по реализации областного закона "Об областном бюджете на 2006 год". В пункте 5 этого постановления сказано, что областные учреждения представляют в территориальный орган ФК документы о принятии обязательств, подлежащих исполнению за счет средств областного бюджета по коду ЭКР 223 "Коммунальные услуги". Принятые на учет обязательства областных учреждений орган ФК в соответствии с Инструкцией № 142н отражает в регистре аналитического учета - лицевом счете клиента.

Отметим, что органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджетов, исключены из перечня органов, ведущих учет по счету 0 501 00 000 "Лимиты бюджетных обязательств", - согласно пункту 226 новой Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

Между тем ранее было установлено, что указанный счет предназначен для учета утвержденных ЛБО, принятых и переданных ЛБО текущего года в бюджетных учреждениях, органах, организующих исполнение бюджетов, и в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (пункт 230 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н).

То есть можно сделать вывод, что по обслуживаемым бюджетам органы ФК данный счет бюджетного учета вести не обязаны.

Важно знать, что сроки кассового обслуживания бюджетополучателей в органе ФК прямо зависят от того, возложена ли на него обязанность санкционирования кассовых расходов бюджета.

Приведем пример из практики. Между органом ФК и финансовым органом подписано Соглашение, в котором указано, что казначейство санкционирует расходы. Бюджетополучатели вложили деньги в организацию электронного документооборота с органом ФК, ожидая, что теперь казначейство сможет обслуживать их до 16 часов текущего рабочего дня (такая возможность предусмотрена в Порядке № 1н).

Но нет, орган ФК установил время, равное времени обслуживания с использованием бумажных носителей. Возмущенный бюджетополучатель обратился в финансовый орган за помощью в целях реализации своих прав. Но финансовый орган не смог в этой ситуации помочь, так как согласно пункту 5.3 Порядка № 1н орган ФК не обязан согласовывать изменение времени обслуживания с финансовым органом. Последствия были весьма серьезны - финансовый орган был вынужден пересмотреть заключенное Соглашение и исключить из него полномочия казначейства по санкционированию расходов.

Заметим, что если орган ФК санкционирует расходы, он должен возвращать бюджетополучателю платежные поручения, не прошедшие санкционирование, с обязательным письменным указанием причины возврата. При обмене документами в электронном виде орган ФК присылает специальное извещение об аннулировании платежа.

Это определено в пункте 63 Инструкции № 142н, которая распространяется на ведение органами ФК лицевых счетов бюджетополучателей уровня субъекта РФ (муниципального образования).

Порядок разрешения спорных вопросов

Бюджетополучатель уровня бюджета субъекта РФ или местного бюджета по каким-либо причинам может не согласиться с действиями работников органа ФК. Может ли он обжаловать эти действия? Нам кажется, что обращаться в этом случае непосредственно в суд было бы неправильно.

Полномочия работников ФК по кассовому обслуживанию должны быть определены в упомянутых выше Соглашении и Регламенте. В этих документах четко устанавливается, что и в какие сроки делает орган ФК, финансовый орган и бюджетополучатель.

Поэтому, если возникли какие-либо трения с работниками ФК, бюджетополучателю в первую очередь следует написать письмо в финансовый орган, указав, какие именно положения Соглашения и Регламента, по его мнению, не выполняются или выполняются некачественно.

Именно финансовый орган как сторона, делегировавшая Федеральному казначейству ряд полномочий по кассовому обслуживанию и подписавшая Соглашение и Регламент, может определить степень реализации указанных документов. И если окажется, что претензии бюджетополучателя справедливы, то именно финансовый орган должен обратиться в Федеральное казначейство, потребовав, чтобы условия Соглашения и Регламента выполнялись. И напротив, если бюджетное учреждение сделало неправильные выводы о необоснованности действий органа ФК, финансовый орган может дать ему разъяснения по вопросам кассового обслуживания.

Конечно, учреждение может обратиться и прямо в суд с обжалованием действий работников органа ФК. Но ведь и в этом случае к судебному разбирательству будет привлечен финансовый орган, - как сторона, подписавшая Соглашение.

Что касается споров между бюджетополучателями и органами ФК по применению кодов ЭКР, то мнение органа ФК по этому вопросу непререкаемо, поскольку трактовка порядка применения бюджетной классификации - это исключительное полномочие Федерального казначейства, закрепленное в статье 267 БК РФ. По обслуживаемым бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований данная норма, как правило, закрепляется в Соглашении.

В соответствии с указанной статьей ФК осуществляет контроль над тем, чтобы содержание операции соответствовало коду бюджетной классификации РФ, указанному в платежном документе, представленном в ФК получателем средств федерального бюджета.

Кроме того, издание указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ является полномочием Минфина России (статья 11 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"). Заметим, что в отличие от статьи 267 БК РФ эти указания применимы ко всем бюджетополучателям, как федеральным, так и региональным и местным (приказ Минфина России от 21 декабря 2005 г. № 152н).

Поэтому оспаривать требования Федерального казначейства в данном вопросе бюджетное учреждение не имеет правовых оснований.

В полной версии статьи в журнале "БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006 читайте также:

Полномочия органов Федерального казначейства
Денежные обязательства, расходные обязательства и бюджетные обязательства
Санкционирование расходов федерального бюджета

Содержание журнала
"БиНО: Бюджетные учреждения" № 6/2006

Рекомендации Методсовета ИД "БиНО"
Н.А. Терентьева. Санкционирование расходов бюджетов органами Федерального казначейства

Полномочия органов Федерального казначейства

Денежные обязательства, расходные обязательства и бюджетные обязательства

Санкционирование расходов федерального бюджета

Санкционирование расходов региональных и местных бюджетов

Порядок разрешения спорных вопросов

Тема номера: Изменения в бюджетном учете
С.В. Балдина. Задачи, которые решает обновленная Инструкция по бюджетному учету

Уточнение определения бюджетного учета и компетенции субъектов бюджетного учета

Уточнение порядка применения отличительных признаков (кодов видов деятельности)

Включение в Инструкцию по бюджетному учету дополнительной информации, необходимой для ведения бюджетного учета

Приведение Инструкции по бюджетному учету в соответствие с иными нормативными актами и классификаторами

Методология бюджетного учета
С.В. Балдина. Бюджетный учет операций по приносящей доход деятельности: от Инструкции № 70н к Инструкции № 25н
Обзор документов
Новое в законодательстве

Бюджетная классификация

Бюджетная реформа

Государственный и муниципальный заказ

Государственный учет результатов деятельности

Здравоохранение

Исполнительные документы

Лицензирование

Налогообложение

Оплата труда

Организация отдыха детей

Ответственность

Отчетность

Приносящая доход деятельность

Расчеты

Страхование

Судебная практика

Финансирование


Подписка на наши издания

Подписка на почте

Оформить подписку можно в любом почтовом отделении, воспользовавшись одним из подписных каталогов.
С подписными индексами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/standart

Подписка в Издательском доме

Удобный и быстрый способ подписки - в отделе подписки нашего Издательского дома. Подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
С ценами на наши издания можно ознакомиться на сайте: http://www.bino.ru/subscription/redaction

Альтернативная подписка

Оформить подписку в регионах можно у наших представителей. Здесь так же, как и в Издательском доме, подписавшись в любом месяце на текущий год, вы получите все номера, начиная с 1-го.
Каталог наших региональных представителей и их координаты смотрите на сайте: http://bino.ru/subscription/alter

Семинары по бюджетному учету

НОУ "ИПС" при информационной поддержке Издательского дома "БиНО" проводит семинары на тему: "Финансово-хозяйственная деятельность бюджетного учреждения: организация, планирование, учет и контроль".

Приглашаем руководителей, специалистов бухгалтерской, контрольно-ревизионной и планово-экономической служб бюджетных учреждений всех областей деятельности. В ходе семинара Вы получите информацию о последних изменениях в законодательстве, касающихся бюджетных организаций, подробные разъяснения положений Инструкции по бюджетному учету, сможете обсудить проблемы финансово-хозяйственной деятельности Вашей организации со специалистами министерств и ведомств бюджетной сферы.

Информацию о ближайших семинарах можно получить на нашем сайте
http://www.ekar.ru/ips

Библиотека "БиНО"

Издательский дом "БиНО" в рамках серии "Библиотека руководителя и главного бухгалтера" выпустил серию брошюр, посвященных реформированию бюджетного учета и отчетности.

Со списком этих изданий можно ознакомиться на нашем сайте
http://www.bino.ru/production/instructions

В Издательском доме "БиНО" можно заказать комплект подписки за 2004 г. и 2005 г., а также за первое полугодие 2006 г. Стоимость комплекта за 2004 г. (12 журналов и 4 сборника документов) и комплекта за 2005 г. (12 журналов и 10 сборников документов) составляет 2 332 руб, а комплекта за первое полугодие 2006 г. (6 журналов и 6 сборников документов) - 2 970 руб. Информация в журналах не потеряла своей актуальности!!


Наши электронные рассылки:

Новое в законодательстве для
бюджетных учреждений

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
law.russia.review.binolaw

Новое в законодательстве для
некоммерческих организаций

Адрес:
http://subscribe/ru/catalog/
law.russia.review.nkolaw

Новое в законодательстве для
силовых ведомств

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/
state.army.svlaw

Бюджетные учреждения:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdbu

Некоммерческие организации:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdnko

Силовые ведомства:
финансово-хозяйственная
деятельность

Адрес:
http://subscribe.ru/catalog/tax.fhdsv


В избранное