Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового бесплатного электронного издания "Ваша персональная газета".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.
СЛЕДУЙ ПИСЬМАМ, НО "ЧТИ КОДЕКС"
Письмом от 30 декабря 2002 г. N ВГ-6-02/2025 МНС РФ разъяснило
порядок исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиками,
имеющими в своем составе обособленные подразделения. Позднее, 17 января
2003 г., его действие было приостановлено. Однако и тот и другой документ
не обязательны к исполнению, потому что налогоплательщик должен
руководствоваться только нормами Налогового кодекса.
В Письме от 30 декабря 2002 г. N ВГ-6-02/2025 МНС РФ сообщает, что
налогоплательщики, имеющие в своем составе обособленные подразделения,
могут исчислять налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджеты субъекта РФ
и муниципальных образований, в совокупности исходя из размера налоговых
обязательств самой организации и обособленных подразделений,
расположенных на территории того же субъекта или муниципального
образования.
Принять решение об уплате налога на прибыль и уведомить об этом
соответствующий налоговый орган (управление по соответствующему субъекту
или налоговый орган по месту учета) организация должна до начала
налогового периода. По расчетам за 2003 г. такое решение должно быть
принято и доведено до сведения налоговых органов до 15 января 2003 г.
А что же ждет налогоплательщика в случае несоблюдения
предусмотренного в Письме порядка?
Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ порядок уплаты конкретного налога
определяется соответствующими главами НК РФ и иными актами
законодательства о налогах и сборах.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организациями,
имеющими обособленные подразделения, определен в ст. 288 НК РФ. В
соответствии с п. 2 данной статьи налогоплательщик уплачивает суммы
авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в доходную часть
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, по местонахождению организации,
а также по местонахождению каждого ее обособленного подразделения.
Правда, такая формулировка не дает представления о том, как должны
уплачиваться соответствующие суммы налога в региональные и местные
бюджеты.
Возможны два варианта толкования порядка уплаты налога по
местонахождению обособленных подразделений:
- уплата должна производиться по месту постановки на налоговый учет,
следовательно, налог должен уплачиваться через налоговый орган по месту
учета каждого обособленного подразделения;
- местонахождением является фактическое месторасположение
обособленных подразделений, то есть территория соответствующих
административно-территориальных образований. Из этого следует, что
обязательным является только факт уплаты налога на соответствующей
территории.
Правильность второго варианта толкования подтверждается следующими
выводами.
Во-первых, п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ определяет, что
местонахождением обособленного подразделения считается место
осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное
подразделение, то есть определенная территория.
Во-вторых, законодатель четко разделяет случаи, когда определенные
обязанности должны исполняться налогоплательщиком по местонахождению
обособленных подразделений, то есть на определенной территории, а когда
они должны исполняться по местонахождению каждого обособленного
подразделения через налоговые органы по месту учета.
Так, например, п. 1 ст. 289 НК РФ устанавливает, что
налогоплательщики "обязаны по истечении каждого отчетного и налогового
периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и
местонахождению каждого обособленного подразделения соответствующие
налоговые декларации".
Таким образом, глава 25 НК РФ предоставляет налогоплательщику право
уплачивать налог на прибыль по обособленным подразделениям в региональный
и местный бюджеты по местонахождению таких подразделений, то есть
уплачивать всю сумму налоговых обязательств по налогу на данной
территории централизованно, через одно из подразделений.
В связи с тем что глава 25 НК РФ не определяет особый порядок
принятия решения о централизованной уплате налога на прибыль,
налогоплательщик может самостоятельно принять соответствующее решение и
закрепить централизованный порядок уплаты налога на прибыль в учетной
политике.
Формально письма МНС РФ носят ненормативный характер и не
обязательны к исполнению. Однако в рассматриваемой ситуации Министерство
фактически придало Письму характер нормативного акта, так как установило
определенные правила, носящие обязательный характер и применяемые в
отношении неопределенного круга лиц, а именно: установило порядок
перехода налогоплательщика на централизованную уплату налога на прибыль.
Вместе с тем, не устанавливая конкретного порядка определения
налогоплательщиком способа уплаты налога на прибыль, законодатель не
предоставил такого права и МНС РФ. Статья 4 НК РФ предусматривает
обязательность актов органов исполнительной власти, только если это прямо
установлено.
Помимо этого, в данном Письме было ограничено право
налогоплательщика на выбор порядка уплаты налога на прибыль по
обособленным подразделениям в любой момент, в том числе и после начала
очередного налогового периода.
Таким образом, рассматриваемое Письмо Министерства по налогам и
сборам РФ подпадает сразу под два основания, указанные в подп. 1 и 2 п. 1
ст. 6 Налогового кодекса РФ, при которых акты признаются не
соответствующими НК РФ:
* издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать
подобного рода акты;
* ограничивает права налогоплательщиков, установленные ст. 288 НК
РФ.
Из изложенного следует, что налогоплательщики могут самостоятельно
принимать решение о переходе на уплату налога на прибыль в
соответствующий бюджет и сообщать об этом в налоговые органы и по
истечении срока, определенного в Письме.
Более того, налоговиков можно вообще не уведомлять о принятом
решении, фактически уплачивая налог на прибыль по местонахождению одного
из обособленных подразделений, так как такой обязанности не установлено.
Никаких негативных последствий в данном случае для налогоплательщика не
возникнет. Объясняется это следующим.
Вся сумма налога на прибыль, причитающаяся в соответствующий
региональный или местный бюджет, за все обособленные подразделения
налогоплательщика, расположенные на одной территории, уплачивается через
одно подразделение. При этом уплаченная сумма налога поступает в
региональный либо местный бюджет в полном объеме.
Следовательно, вне зависимости от места уплаты налога недоимки у
налогоплательщика перед соответствующим бюджетом не возникает. В связи с
этим основания для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст.
122 НК РФ за неуплату либо неполную уплату налога отсутствуют.
Ответственность за неуплату налога по месту учета обособленных
подразделений при отсутствии недоимки перед бюджетом не признается
налоговым правонарушением.
Однако Министерство по налогам и сборам РФ недолго официально
соглашалось с законодательно закрепленной возможностью налогоплательщика
уплачивать налог на прибыль в региональные и местные бюджеты по
местонахождению одного из обособленных подразделений.
Письмом МНС РФ от 17 января 2003 г. N ВГ-6-02/57 было сообщено, что
Письмо от 30 декабря 2002 г. N ВГ-6-02/2025 не применяется до особых
указаний.
Вместе с тем такое изменение позиции МНС РФ, учитывая сделанные выше
выводы, никак не должно отразиться на налогоплательщиках: право на
централизованную уплату налога на прибыль в региональные и местные
бюджеты дано в силу прямого действия норм налогового законодательства и
не зависит от позиции налоговых органов. Проблема может возникнуть лишь в
том, что налоговые инспекции на местах будут считать невозможным
применение налогоплательщиком централизованного порядка уплаты налога на
прибыль вплоть до выхода "особых указаний" МНС РФ... Однако, как
отмечалось ранее, каких-либо законных оснований у налоговиков для
привлечения налогоплательщика к ответственности за применение такого
порядка уплаты нет.
А. ДУЮНОВ
Содержание последнего номера "Вашей Персональной Газеты" (N18):
Содержание номера:
1. События недели за 05 - 11 марта 2003 года
2. Парламентские новости
3. Нормативные акты:
3.1. Постановление Правительства РФ от 04 марта 2003 года N 140
"О порядке и размерах возмещения расходов некоторых
участников производства по делам об административных
нарушениях и оплате их труда"
3.2. Письмо МНС РФ от 18 февраля 2003 года N ШС-6-14/207
(арбитражная практика возмещения из бюджета налога
на добавленную стоимость)
3.3. Письмо МНС РФ от 10 февраля 2003 года N ММ-6-09/177@
(о регистрации юридических лиц, создаваемых путем
реорганизации)
4. Вопросы - Ответы:
4.1. Применение бланков строгой отчетности при оказании
услуг населению
4.2. В настоящее время законодательство не устанавливает
максимальный размер трудовой пенсии по старости
5. Актуальная статья:
5.1. Следуй письмам, но чти "Кодекс"
5.2. Ответственность за непредставление отчетности