Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Экономика и жизнь": вопрос-ответ


Информационный Канал Subscribe.Ru

Ваша Персональная Газета
Вся представленная в рассылке информация взята из последнего номера
нового бесплатного электронного издания
"Ваша персональная газета".
Газета выходит 2 раза в неделю и посвящена актуальным вопросам
налогообложения, бухучета, трудовых отношений и
предпринимательской деятельности.


ГЛАВНОЕ - ПРИМЕНЯТЬ ККМ. А КАКУЮ - НЕВАЖНО

      Какие штрафные санкции налагаются в 2002 году, если организация при осуществлении денежных расчетов с населением не применяет ККМ или применяет, но с нарушениями?

     По мнению автора, с 1 января по 30 июня 2002 г. законным образом оштрафовать юридическое лицо (организацию) или физических лиц за неиспользование кассовых аппаратов налоговые органы самостоятельно не могли. Это стало возможным после внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ в ст. 7 Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 " О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
     С одной стороны, согласно ст. 6 Закона о ККМ налоговые органы по-прежнему обязаны:
     * регистрировать ККМ, используемые на предприятиях в соответствии с требованиями настоящего Закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
     * осуществлять контроль за соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях;
     * проверять документы, связанные с применением ККМ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
     * проводить проверки правильности выдачи кассовых чеков.
     Также не отменены обязанности, вмененные налоговым органам:
     * налагать штрафы на предприятия и на физических лиц, виновных в нарушении норм Закона о ККМ и Положения;
     * при повторном нарушении обращаться в суд с иском о ликвидации данного предприятия с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением (ст. 6 Закона о ККМ).
     С другой стороны, из текста ст. 7 Закона о ККМ был исключен перечень нарушений законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением и полагающихся за них штрафных санкций. Теперь этой статьей регулируется только порядок распределения сумм штрафов между федеральным и местными бюджетами. Таким образом, с 1 января 2002 г. штрафы не определены Законом о ККМ, их размер не указан. Также не определены соответствующие нормы процессуального права, на основании которых доказывается вина и в целом осуществляется производство по делам о нарушениях правил применения ККМ.
     Следовательно, с 1 января 2002 г. Закон о ККМ практически не предусматривает ответственности за неприменение или ненадлежащее применение ККМ.
     Однако штрафные санкции за неприменение ККМ все же предусмотрены и определены, но совсем в других законах. Так, согласно ст. 146.5 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, действовавшего до 30 июня 2002 г. (включительно), продажа товаров на предприятиях торговли без применения ККМ влекла наложение штрафа от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (то есть от 5000 до 10 000 руб.).
     МНС России в своем Письме от 25 апреля N ШС-6-14/535 признало существенные "пробелы" в Законе о ККМ. При этом МНС подтвердило право налоговых органов проводить мероприятия по выявлению нарушений законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением только при взаимодействии с органами внутренних дел (милицией), органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, рассматривающими дела о нарушениях требований государственных стандартов, правил сертификации, требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. Дело в том, что вышеуказанная ст. 146.5 КоАП РСФСР подведомственна только перечисленным органам (ст. 203, 224.6 и 224.11 КоАП РСФСР).
     В первом полугодии 2002 г. по смыслу старого КоАПа административная ответственность могла применяться только по отношению к физическим лицам: предпринимателям или должностным лицам организаций.
     С 1 июля 2002 г. введен в действие новый КоАП РФ, и ситуация изменилась. Статьей 14.5 КоАП РФ определено, что продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг в организациях торговли, либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе, продавце, либо без применения в установленных законом случаях ККМ, влекут наложение административного штрафа:
     * на граждан - в размере от 15 до 20 МРОТ;
     * на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ;
     * на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ.
     Следовательно, с 1 июля 2002 г. за неприменение ККМ могут оштрафовать как физическое, так и юридическое лицо.
     Теперь уже на налоговые органы непосредственно возложены обязанности по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения ККМ) (ст. 23.5 КоАП РФ).
     Однако ответственность за другие нарушения (кроме неприменения ККМ), приведенные в Законе о ККМ, как в старом КоАП РСФСР, так и в новом КоАП РФ не предусмотрена. Также КоАП РФ не установлено никаких требований к кассовым аппаратам. Формально это означает, что торговля с применением любой ККМ (неисправной, устаревшей и т. д.) не повлечет наложения штрафных санкций.
     Из вышеизложенного следует, что налоговые органы с 1 января не могут налагать штрафы за невыдачу кассового чека покупателю вместе с покупкой, за использование неисправной ККМ, за невывешивание ценника на продаваемый товар и др.
     Необходимо отметить, что Госдума РФ приняла в третьем чтении проект Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением", который заменит собой ныне действующий Закон о ККМ. Законопроект содержит в себе немало новшеств, среди которых можно выделить предоставление органам налоговой полиции полномочий по контролю за сферой применения контрольно-кассовой техники и правила ее применения кредитными организациями.


М. ФИЛИПЕНКО


Содержание последнего номера "Вашей Персональной Газеты" (N 59):
1. Обзор нормативных документов за 30 августа - 5 сентября 2002 года
2. Информация Минюста РФ
3. Анонсы конференций, семинаров, выставок
4. Нормативные акты:
4.1. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2002 года N 649
"О внесении изменений и дополнений в Положение о
Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам"
4.2. Письмо МНС РФ от 14 августа 2002 года N АС-6-06/1243@
"Об отдельных вопросах применения Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, при осуществлении контроля за
исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1
"О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных
расчетов с населением"
4.3. Приказ МНС РФ от 6 августа 2002 года N БГ-3-03/417
"О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по
применению главы 22 "Акцизы" части второй Налогового Кодекса
Российской Федерации(подакцизные товары)"
4.4. Письмо МНС РФ от 1 августа 2002 года N БС-6-05/1150@
(о возможности направления суммы НДС подлежащей возмещению
из Федерального бюджета на исполнение обязанностей
налогоплательщика по уплате единого социального налога)
5. Вопросы - Ответы:
5.1. Санкции за нарушение порядка оформления бланков строгой отчетности
5.2. Расчет остатков готовой продукции на складе по состоянию
на 31.01.2002
5.3. Компенсация за неиспользованные отпуска определяется в календарных
днях
5.4. Главное применять ККМ, а какую неважно
5.5. Экономическую необоснованность расходов пусть доказывает проверяющий

Познакомиться с новым бесплатным электронным изданием подробнее и подписаться на него Вы можете на сайте АКДИ "Экономика и жизнь".

Copyright "АКДИ Экономика и жизнь" © 1997-2002, all rights reserved.
Тел. (095) 250-58-58, 250-11-57, факс (095) 250-54-52, akdi@akdi.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное