Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вестник о событиях в сфере налогов, права, бизнеса часть - 3


 Группа компаний «Налоги и финансовое право»

www.cnfp.ru

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ

ВЕСТНИК

о событиях в сфере налогов, финансов, права и бизнеса

 № 07 - 3 - 2024

(часть - 3 из 4)

 

 

 

СОБЫТИЯ И СЛУХИ

Поступления налогов в бюджет РФ выросли на 32%

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За последние 2  года долги по имущественным налогам снизились на 31%

В Минфине ожидают 181 млрд.руб. доходов от повышенной ставки НДФЛ

Ежегодно в России будут выбирать столицу финансовой культуры

Налоговые штрафы пополнили бюджет на 2,4 млрд рублей

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ сделал запрос в КС РФ по налогам при  выходе участника из ООО с имуществом

КС РФ рассмотрит вопрос о сроках давности по изъятию имущества за коррупцию

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

ФНС обновила реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Госкомпании с начала года закупили у самозанятых товаров и услуг на 4,5 млрд/руб

Аренду недвижимости в Беларуси можно включать в расходы по УСН

Затраты на отчетность по ТКС идут в расходы по УСН

В Подмосковье количество субъектов МСП выросло на 5%

Госзаказчик не может снижать цену контракта для подрядчика на УСН

ИП для торговли на маркетплейсах нельзя использовать ПСН

ИП на УСН освобождены от уплаты налога на имущество, используемого в бизнесе

За продажу авто, использовавшегося в бизнесе, ИП должен платить налог по УСН

ИП на ПСН уплачивает НДФЛ с пожертвований

Рассматривается сценарий отмены льготных программ кредитования МСП

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

США приостановила СоИДН с Россией

Между Россией и Кубой подписан Меморандум о взаимопонимании и тех/сотрудничестве

Минфин выразил готовность к переговорам о дальнейшем пересмотре СИДН

Протесты в Кении: налоговые причины недовольства и последствия

Зачет налога с дохода от авторских прав не может быть применен лицом на УСН

Минфин дал разъяснения о налогообложении пенсионеров ино/государств

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

В УФНС по Свердловской области назначен новый руководитель

Опубликована информация о величине среднемесячной зарплате в регионе в январе-мае 2024

Депутаты поддержали инициативу о продлении действия пониженной нал/ставки по ЕСХН

Власти региона расширили возможности ОМС по использованию грантов за выс/показатели

Организации, помогающие учреждениям СПО, получат право на налоговый вычет

ЗакСобрание СО внесла поправки в закон об ИНВ

Свердловскстат опубликовал информацию о ситуации в промышленности региона

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Президентом РФ подписаны законы в сфере ГОЗ…

… о расширении перечня ситуаций, при которых повыш/цен не является злоупотреблением

… о расширении антимонопольного контроля в сфере ГОЗ

ВС РФ сообщил о возможности снижения неустойки по ст. 333 ГК РФ при исполнении госконтракта

Правительство утвердило методику расчёта затрат на продукцию, поставляемую по ГОЗ

Расширен перечень сведений, направляемых в Казначейство по контрактам с гостайной

Увеличено субсидирование льг/кредитов, выдаваемых ОПК на выпуск гражд/продукции

Правительство внесло изменения в положение о госрегулировании цен на продукцию ГОЗ

Мин/обороны подготовлен проект о порядке представления информации госзаказчику о цене

По данным Росфинмониторинга возбуждено около 100 угол/дел в сфере ГОЗ

ФАС подготовил проект изменений в положение о госрегулировании цен на продукцию ГОЗ

 

АУДИТ

Аудиторы не смогут запрашивать у ЭЗО не раскрываемые ею данные о бенефициарах

Опубликован проект индикаторов риска для аудит/организаций, оказывающих услуги ОЗО

Проведение проверки годовых отчетов по целевому капиталу НКО принято в 1м чтении

 

 

СОБЫТИЯ И СЛУХИ

Поступления налогов в бюджет РФ выросли на 32%

За январь—май 2024-го в бюджетную систему РФ (совокупность бюджетов всех уровней) поступило 22,3 трлн рублей налогов, следует из данных на аналитическом портале ФНС, которые изучили «Известия».

Это на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В федеральную казну было перечислено 10,1 трлн рублей (+47%).

В пресс-службе Минфина РФ сообщили, что по прогнозу министерства по итогам текущего года поступления от повышенной ставки налога на доходы физлиц для россиян с доходами выше 5 млн рублей в год могут достигнуть порядка 181 млрд рублей. При этом общий объем поступлений от повышенной ставки НДФЛ для такой категории граждан с момента ее введения составил около 441 млрд рублей.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

Данный вывод следует из информации, размещённой на сайте «Федресурс».

Согласно размещённой информации, в первом полугодии 2024 года жители страны начали больше 25 тыс. внесудебных банкротств, что в 4,9 раз больше, чем с января по июнь 2023 года.

Общая доля этих процедур в делах о банкротстве достигла 12%. По решению суда несостоятельными признали 191,5 тыс. человек.

Сейчас за внесудебным банкротством можно обратиться в МФЦ, в 92% случаев заявления одобряют и запускают процедуру, передаёт «Клерк».

В прошлом году специалисты вернули 30% обращений. С 3 ноября 2023 года к банкротству без участия суда могут обращаться пенсионеры и получатели пособий. На них приходится 60% начатых дел.

Также расширили размер долга, который позволяет запустить процедуру внесудебного банкротства. Он составляет от 25 тыс. до 1 млн рублей. Раньше диапазон был от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

За последние 2  года долги по имущественным налогам снизились на 31%

Об этом сообщил заместитель руководителя ФНС России Константин Чекмышев на форуме, посвященном взысканию налоговой задолженности, говорится на официальном сайте ведомства

Как отметил Константин Чекмышев, такая динамика в основном связана с внедрением института Единого налогового счета, который обеспечил формирование единого сальдо расчетов налогоплательщиков с государством и упростил уплату налогов.

Заместитель руководителя ФНС России Виктор Бациев, в свою очередь, отметил снижение конфликтности в вопросах учета платежей и взыскания долга после перехода на ЕНС. В частности, количество жалоб по этому направлению сократилось на 30%.

С момента внедрения института ЕНС в 2023 году 19 млн граждан перестали быть должниками по налогам. Количество организаций-должников сократилось на миллион, что обеспечило снижение числа должников в бизнес-сегменте в 2,3 раза. В три раза снижено число применяемых принудительных мер взыскания, таких как приостановка операций по счетам.

Взыскания в судебном порядке с граждан в 2023-2024 году сократились в два раза в целом по Российской Федерации, а в регионах ДФО – в 3,5 раза.

В Минфине ожидают 181 млрд.руб. доходов от повышенной ставки НДФЛ

В бюджетных поправках Минфин прогнозирует, что объем поступлений в казну от повышенной ставки налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами от 5 млн рублей в год в 2024 году составит 181 млрд, передают «Известия».

Эта оценка учла обновленный прогноз социально-экономического развития Минэкономразвития, рассказала в интервью изданию директор департамента доходов Министерства финансов Елена Лебединская.

«Согласно этому прогнозу, реальные располагаемые доходы населения вырастут на 5,2% в 2024-м (изначально ожидалось 2,8%)», — добавила она.

Ежегодно в России будут выбирать столицу финансовой культуры

4 августа вступает в силу постановление Правительства РФ от 20.07.2024 № 989 о Всероссийском конкурсе «Столица финансовой культуры».

Документ содержит Положение о конкурсе, регламентирующее порядок его проведения.

Конкурс будут проводить ежегодно в целях выявления регионов, имеющих достижения в повышении финансовой грамотности и формировании финансовой культуры граждан и проекты по их повышению, планируемые к реализации в случае присвоения субъекту РФ статуса «Столица финансовой культуры».

Этот статус будут присваивать региону-победителю конкурса сроком на один календарный год.

В ходе отборочного этапа специальная комиссия рассмотрит заявки регионов. В нее войдут представители Минфина, Центробанка и других организаций, а ее сопредседатели — министр финансов и глава ЦБ.

Налоговые штрафы пополнили бюджет на 2,4 млрд рублей

Как сообщают «Известия», налоговые штрафы принесли бюджету на 70% больше доходов за пять месяцев 2024-го — 2,4 млрд рублей, следует из статистики ФНС, имеющейся у издания. Больше всего пополняют казну санкции за неуплату сборов, непредоставление деклараций и сокрытие сведений о связях с иностранным бизнесом. Причины роста поступлений — в усилении контроля, повышении адресности проверок, увеличении пеней за просрочку по уплате долга, а также — в отчислении оштрафованных блогеров.

В статистике ФНС не приводятся цифры отдельно по неуплате налогов — только за нарушения, связанные с этим. По данным службы, наибольшие доходы в этом году поступили от санкций за:

  • непредставление налоговой декларации — 1,5 млрд;
  • непредъявление сведений, необходимых для контроля — 508 млн;
  • неправомерное несообщение информации — 292 млн;
  • неуведомления об участии в иностранных организациях — 71 млн;
  • неявку в налоговую и отказ от дачи показаний в качестве свидетеля — 18,5 млн.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД И НАЛОГИ

ВС РФ сделал запрос в КС РФ по налогам при  выходе участника из ООО с имуществом

Верховный Суд РФ увидел правовую неопределенность в нормах Налогового кодекса РФ относительно признания дохода организации в случае передачи имущества участнику при выходе из ООО  и обратился в Конституционный Суд РФ.

Как следует из Определения Верховного Суда РФ от 22.04.2024 № 305-ЭС23-23247 (по делу № А40-244851/2022) из ООО вышел участник и получил в качестве оплаты стоимости доли два помещения.

По мнению налогового органа, поддержанного судами, компания получила доход и должна заплатить налог по УСН, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об ООО» и в соответствии со ст.ст. 38, 39, 248, 249, 250, 251, 257, 268, 346.15 НК РФ, в случае, если стоимость имущества, передаваемого участнику хозяйственного общества, превышает первоначальный взнос данного участника, то сумма указанного превышения признается реализацией имущества и включается в состав доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Однако организация настаивала, что даже если сделка по передаче объектов недвижимости в счет оплаты действительной стоимости доли Никифорова К.Е. является реализацией имущества в терминологии ст.39 НК РФ, она не порождает дохода (ст. 41 НК РФ), в том числе облагаемого по УСН.

СКЭС РФ, которая приняла данный спор к рассмотрению, отметила, что в данном деле установлена правовая неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ положения подп.5 п1 ст. 39, п.1 ст.41, п.п. 1 и 2 ст.248, п.п. 1 и 2 ст. 249, п.1 ст. 346.15 НК РФ, в той мере, в которой этими положениями в системе действующего правового регулирования допускается включение в налогооблагаемую базу по УСН стоимости имущества, передаваемого в счет оплаты действительной стоимости доли лицу, вышедшему из состава участников ООО  в порядке ст. 26 Федерального закона "Об ООО".

См. Определение Верховного Суда РФ от 22.04.2024 № 305-ЭС23-23247.

КС РФ рассмотрит вопрос о сроках давности по изъятию имущества за коррупцию

Конституционный Суд РФ принял к рассмотрению запрос на проверку конституционности статей ГК РФ, касающихся «применения сроков исковой давности при взыскании имущества по делам коррупционной направленности». Соответствующий запрос был направлен Краснодарским краевым судом, передаёт «РБК».

В частности, проверке будут подвергнуты следующие положения ГК РФ:

  • Понятие и сроки исковой давности;
  • Требования без исковой давности.

Краснодарский краевой суд попросил проанализировать положение Гражданского кодекса, согласно которому исковая давность не распространяется на требования о защите «личных неимущественных прав и других нематериальных благ».

При этом, полный текст запроса Краснодарского краевого суда не раскрывается.

 

МАЛЫЙ БИЗНЕС И НАЛОГИ

ФНС обновила реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

ФНС РФ сформировала Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства на основе сведений о доходах и среднесписочной численности работников компаний и индивидуальных предпринимателей за 2023 год, данных ЕГРЮЛ, ЕГРИП и информации от других государственных органов и уполномоченных организаций, говорится на официальном сайте ведомства.

В обновленном реестре 6,2 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, что на 262 тыс. субъектов МСП (или на 4,4%) больше, чем в реестре МСП от 10.07.2023.

Соотношение количества субъектов МСП к общему количеству действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 80,8%.

За шесть месяцев 2024 года к сведениям Единого реестра субъектов МСП зафиксировано 69 млн обращений. Использование реестра МСП помогает государству эффективнее поддерживать малый и средний бизнес, а компаниям и предпринимателям – выбирать надежных контрагентов.

Создание комфортных условий для развития малого и среднего бизнеса является одним из направлений национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуального предпринимательской инициативы».

Госкомпании с начала года закупили у самозанятых товаров и услуг на 4,5 млрд/руб

Почти 4,5 млрд/руб. составил общий объем закупок у самозанятых, которые провели крупнейшие компании с госучастием в течение I полугодия 2024 г., сообщается на интернет-ресурсе «Корпорация МСП».

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года прирост суммы закупок составил 22%. За соблюдение обязательной правительственной 25-процентной квоты на закупки отвечает Корпорация МСП.

«Интерес самозанятых к участию в закупках в рамках 223-ФЗ растет. По итогам первых шести месяцев текущего года общий объем поставленных ими товаров и услуг составил почти 4,5 млрд рублей, увеличившись на 22% в сравнении с прошлогодним показателем. При этом число самозанятых-поставщиков выросло на 25% и превысило 5 тыс., — сообщил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.

По его словам, наиболее востребованными в рамках закупок у самозанятых стали вспомогательные услуги, связанные с финансовым посредничеством и страхованием (1,26 млрд рублей). Далее следуют услуги в области творчества, искусства и развлечений (0,31 млрд рублей), профессиональные, научные и технические услуги (0,28 млрд), рекламные и услуги по исследованию конъюнктуры рынка (0,27 млрд), а также специализированные строительные работы (0,26 млрд рублей).

Аренду недвижимости в Беларуси можно включать в расходы по УСН

Об этом сообщает Минфин в своём письме от 17.06.2024 № 03-11-11/55361.

Согласно содержанию ведомственного письма, глава 262 Кодекса не содержит запрета при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывать в составе расходов расходы по аренде нежилого помещения, находящегося на территории Республики Беларусь и используемого в предпринимательской деятельности, при документальном их подтверждении.

Затраты на отчетность по ТКС идут в расходы по УСН

Такое разъяснение дает Минфин в письме от 26.04.2024 № 03-11-11/39438.

Расходы на оплату услуг по передаче отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и настройке работы одного рабочего места могут быть включены в состав расходов в целях применения упрощенной системы налогообложения на основании подп. 18 и 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ:

  • подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК – почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи;
  • подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК – приобретение права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).

Указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

В Подмосковье количество субъектов МСП выросло на 5%

Более 426 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) зарегистрированы в Московской области, за год их количество выросло на 5% и превысила средние значения прироста по стране, передаёт «ТАСС» со ссылкой на пресс-службу Министерства инвестиций, промышленности и науки Подмосковья.

«По состоянию на 10 июля в реестре субъектов МСП Московской области находится более 426,6 тыс. предприятий. По сравнению с отчетными данными за 10 июля 2023 года количество МСП в регионе выросло на 5,07%, то есть увеличилось на 20,6 тыс. Таким образом, Подмосковье остается одним из регионов-лидеров по развитию сектора МСП, который формирует около трети подмосковной экономики», - привели в тексте слова зампреда правительства - министра инвестиций, промышленности и науки региона Екатерины Зиновьевой.

В пресс-службе добавили, что накануне состоялось ежегодное обновление единого реестра субъектов МСП России. Общий рост сектора в РФ по сравнению с данными июля 2023 года составил 4%. Таким образом, в Московской области рост оказался выше среднего по стране.

Госзаказчик не может снижать цену контракта для подрядчика на УСН

Об этом говорит Минфин в своём письме от 10.06.2024 № 24-08-08/53524.

Согласно тексту письма, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями НК РФ.

Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

Сумма, предусмотренная контрактом, должна быть уплачена участнику закупки, с которым заключается контракт, в установленном контрактом размере.

При этом корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при заключении контракта с таким участником закупки, положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

ИП для торговли на маркетплейсах нельзя использовать ПСН

Такой позиции придерживается ФНС, что следует из информации на её официальном сайте.

Индивидуальным предпринимателям, которые хотят вести деятельность на маркетплейсах нужно внимательно отнестись к выбору системы налогообложения.

Они вправе применять все доступные налоговые режимы (ОСНО, при определенных условиях УСН и НПД), кроме ПСН. Согласно п.1 ч.3 ст. 346.43 НК РФ, предприниматели на ПСН не могут продавать товары дистанционно: через интернет, телемагазины и по телефону.

Такой запрет установлен из-за того, что стоимость патента рассчитывается, исходя из площади торгового помещения и количества магазинов у ИП. В случае если предприниматель занимается дистанционной торговлей, установить площадь помещения невозможно.

При этом ИП могут создать свой сайт и продавать продукцию с его помощью по патенту на розничную торговлю. Это разрешено, если у предпринимателя есть торговая точка, которая одновременно служит и обычным магазином, и складом для товаров из интернет-магазина, и пунктом выдачи заказов.

Подробные разъяснения приводятся в письме Минфина № 03-11-11/43120 от 22.05.2020.

ИП на УСН освобождены от уплаты налога на имущество, используемого в бизнесе

Об этом говорит Минфин в письме от 07.06.2024 № 03-05-06-01/52757.

На основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ применение индивидуальными предпринимателями УСН предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, утверждаемый субъектом РФ.

Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ в отношении принадлежащего им имущества в случае использования его в предпринимательской деятельности (за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень объектов административно-делового, торгового и бытового назначения, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

За продажу авто, использовавшегося в бизнесе, ИП должен платить налог по УСН

Об этом сообщает Минфин в своём письме от 01.07.2024 № 03-11-11/60991.

Согласно тексту письма, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.

В этой связи доходы индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, от реализации транспортного средства, которое использовалось в предпринимательской деятельности, учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

ИП на ПСН уплачивает НДФЛ с пожертвований

Такой позиции придерживается Минфин в письме от 03.04.2024 № 03-11-11/30601.

Так, применение ПСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН).

В соответствии с п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Указанные пожертвования, полученные индивидуальным предпринимателем, не относятся к доходам, облагаемым в рамках ПСН.

В этой связи полученные суммы пожертвований учитываются индивидуальным предпринимателем при определении налоговой базы по НДФЛ.

Рассматривается сценарий отмены льготных программ кредитования МСП

Об этом сообщили «Ведомостям» два источника, знакомых с обсуждением проекта.

Как отмечается, такой сценарий вошел в один из возможных вариантов меню инструментов по развитию малого бизнеса в 2025–2030 гг. Если решение будет принято в пользу отказа от льготных программ, то затраты бюджета ограничатся только продолжением субсидирования уже выданных кредитов. Это потребует 150 млрд руб., следует из материалов, которые обсуждались на стратегической сессии в правительстве.

Сохранение льготных программ будет стоить в следующие шесть лет 370 млрд руб., из которых на новые выдачи будет направлено 220 млрд руб. Это позволит предоставить кредитов МСП на сумму около 2 трлн руб., следует из материалов со стратегической сессии. Речь идет о двух льготных программах кредитования МСП – «1764» и инвестиционной для бизнеса из приоритетных отраслей.

Сомнения в продолжении льготных программ связаны с их растущей стоимостью для бюджета из-за ключевой ставки. 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЛОГИ

США приостановила СоИДН с Россией

Минфин США уведомил Россию о приостановке соглашения об избежании двойного налогообложения с 16 августа 2024 года и до момента, пока стороны не примут другого решения. Аналогичная приостановка со стороны России произошла в августе 2023 года согласно указу президента о приостановлении Россией действия отдельных положений соглашений об избежании двойного налогообложения с 38 государствами, включая США.

В частности, со стороны России с 8 августа 2023 года, а со стороны США с 16 августа 2024 года приостановлены действия п. 4 ст. 1 и ст. 5–21 и 23 «Договора между РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Более подробно см. здесь.

Между Россией и Кубой подписан Меморандум о взаимопонимании и тех/сотрудничестве

Руководитель ФНС России Даниил Егоров и глава Национального управления налоговой администрации Республики Куба (ONAT) Мария Бланка Ортега Барредо подписали Меморандум о взаимопонимании и техническом сотрудничестве в области налогового администрирования между налоговыми ведомствами.

Он станет основой для дальнейшего взаимодействия сторон в части обмена опытом, координации работы на международном уровне и участия в организации визитов, семинаров, реализации программ и проектов, представляющих взаимный интерес, говорится на официальном сайте ФНС РФ. В частности, это предполагает оказание технического содействия в области совершенствования процессов налогового администрирования, в том числе в области организации и проведения обучающих программ по методологии налогообложения и налогового администрирования.

Минфин выразил готовность к переговорам о дальнейшем пересмотре СИДН

Об этом сообщает «Frank Media» со ссылкой на замминистра финансов Алексея Сазанова.

«У нас были определенные приоритетные задачи по этому направлению, часть из которых уже сейчас реализована — например, согласованы новые условия с Оманом и Малайзией, оба соглашения уже подписаны. Соглашение с Оманом уже вступило в силу, ратификация соглашения с Малайзией запланирована на осень», — рассказал он.

Напомним, что Россия и Малайзия подписали СИДН в середине мая. Ставка налога на дивиденды будет установлена на уровне 10% при 25%-м участии в капитале в течение года и 15% в остальных случаях. Ставка по процентам и роялти составит 10%. По дивидендам и процентам также предусмотрены исключения для правительств и госкомпаний. Если соглашение будет ратифицировано до конца года, оно вступит в силу с 1 января 2025 года.

В июне 2023 года было подписано аналогичное соглашение с Оманом. По нему ставка налога на дивиденды устанавливалась в размере 10% при не менее чем 20%-м участии в капитале компании и 15% в остальных случаях. Ставка налога на процентные доходы и роялти составила 10%.

В январе 2024 года сообщалось о планах пересмотреть СИДН с Саудовской Аравией и Катаром. В частности, планировалось поднять ставку налога на дивиденды с 5% до 10%.

Протесты в Кении: налоговые причины недовольства и последствия

18 июня несколько десятков человек собрались возле здания парламента Кении в знак протеста против проекта бюджета на 2024-2025 годы, который предусматривает введение новых налогов, передаёт «ТАСС».

Протесты организованы движением «Захвати парламент» и направлены против нового бюджета, который подразумевает установление ежегодного налога в размере 2,5% на частные транспортные средства и повторный ввод НДС на хлеб.

Протестующие считают, что нововведение нанесет ущерб экономике и повысит стоимость жизни для кенийцев, которые и так с трудом сводят концы с концами. Также митингующие требуют отставки президента страны Уильяма Руто.

Налоговая политика правительства Уильяма Руто с начала его президентского срока в августе 2022 года вызывает недовольство широких слоев населения, она привела к ряду протестов весной 2023 года. При нем ощутимо выросли подоходный налог и взносы на здравоохранение, а также удвоился НДС на бензин - он вырос до 16%.

Демонстрации против повышения налогов активизировались 25 июня, когда протестующие подожгли здания парламента и городского совета в столице.

По данным Национальной комиссии по правам человека Кении, с 18 июня погибли 50 человек, более 350 пострадали. Проект закона предусматривал повышение ставки налога на добавленную стоимость в области транспортных перевозок, продуктов питания, мобильной связи - меры, рекомендованные МВФ.

Позже президент Кении отозвал спорный законопроект.

Зачет налога с дохода от авторских прав не может быть применен лицом на УСН

Минфин в своём письме от 10.01.2024 N 03-08-05/615 рассмотрел вопрос о зачете налога, удержанного в Республике Казахстан с доходов от авторских прав и лицензий российской организации, применяющей УСН.

Как следует из содержания данного письма, УСН является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы. При этом глава 26.2 Кодекса не содержит специальных норм по устранению двойного налогообложения.

Вместе с тем согласно п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18.10.1996 (далее - Конвенция) данная Конвенция применяется к лицам, которые являются резидентами одного или обоих договаривающихся государств.

Вместе с тем согласно подпункту "б" пункта 3 статьи 2 Конвенции налогами, на которые распространяется Конвенция, в РФ являются:

(i) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;

(ii) подоходный налог с физических лиц;

(iii) налог на имущество предприятий;

(iv) налог на имущество физических лиц.

Пунктом 4 статьи 2 Конвенции установлено, что Конвенция также применяется к любым идентичным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься в дополнение к существующим налогам или вместо них после даты подписания Конвенции. Компетентные органы договаривающихся государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях, которые будут внесены в их налоговые законодательства.

Принимая во внимание, что УСН не только заменяет собой налоги на доходы и имущество, но и устанавливает освобождение от обязанности уплаты налога на добавленную стоимость, положения Конвенции не распространяются на УСН в силу того, что данная система налогообложения не является аналогичной тем налогам, на которые распространяется Конвенция.

Учитывая изложенное, суммы налога, удержанного в Республике Казахстан с доходов от авторских прав и лицензий российской организации, не могут быть зачтены при уплате налога данной российской организацией на территории РФ в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Минфин дал разъяснения о налогообложении пенсионеров ино/государств

Свою позицию ведомство изложило в письме № 03-05-06-01/65038 от 11.07.2024.

Как следует из данного письма, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц.

При этом НК РФ не конкретизирует понятие «пенсионное законодательство» и не устанавливает ограничения применения указанной налоговой льготы в зависимости от государства, назначившего пенсию.

Таким образом, налогоплательщики, являющиеся пенсионерами в соответствии с законодательством иностранных государств, имеют право на налоговую льготу, предусмотренную подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ.

Одновременно сообщается, что налоговая льгота, предусмотренная ст. 407 НК РФ, предоставляется в отношении не используемого в предпринимательской деятельности одного объекта налогообложения каждого вида, а именно в отношении: квартиры (либо комнаты), жилого дома, гаража или машино-места, а также в отношении одного хозяйственного строения (сооружения) площадью до 50 кв. метров, которое расположено на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оформления налоговой льготы налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы, а также он вправе представить документы, подтверждающие его право на налоговую льготу, и уведомление о выбранном объекте налогообложения, в отношении которого предоставляется налоговая льгота (при наличии нескольких объектов недвижимости одного вида).

В случае если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

 

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ И НАЛОГИ

В УФНС по Свердловской области назначен новый руководитель

Как указано на официальном сайте ФНС России приказом Министерства финансов РФ  от 11.07.2024 № 1216 на должность руководителя УФНС по Свердловской области назначен Марат Талхатович Сагитуллин.

Нового руководителя сотрудникам аппарата регионального ведомства и начальникам территориальных органов ФНС Свердловской области представил начальник МРИ ФНС по УРФ Д.Е. Журавлев, который М.Т. Сагитуллина как профессионала высокого уровня, умеющего применять новаторские подходы в работе, обладающего активной жизненной позицией и зарекомендовавшего себя эффективным управленцем, и отметил его большой профессиональный опыт, в том числе в должности руководителя УФНС по Курганской области, что позволит в дальнейшем обеспечить эффективное решение задач, возложенных на территориальные налоговые органы.

В ответном слове М.Т. Сагитуллен подчеркнул, что осознает высокую ответственность перед государством в выполнении поставленных задач и обозначил необходимость обеспечения налоговыми органами области правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных законодательством.

С биографией М.Т. Сагитуллина можно ознакомиться здесь.

Более подробно см. здесь.

Опубликована информация о величине среднемесячной зарплате в регионе в январе-мае 2024

В январе – мае 2024 года среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области, по данным Свердловскстата, составила 72 850 рублей (121,3% к уровню января – мая 2023 года), говорится на официальном сайте регионального Минэка.

Реальная заработная плата сложилась в размере 112,6% к уровню января – мая 2023 года.

Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 79 834 рубля. 

Высокий уровень оплаты труда отмечен в организациях, осуществляющих деятельность в области информации и связи (превышение среднеобластного значения в 1,7 раза), в металлургическом производстве, в производстве химических веществ и химических продуктов, в производстве машин и оборудования, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, в производстве прочих транспортных средств и оборудования (на 24-33%).

Наиболее высокие темпы роста среднемесячной заработной платы в Свердловской области отмечаются в деревообработке (рост в 1,5 раза к уровню января – мая 2023 года), в организациях по производству бумаги и бумажных изделий (138,7%), в строительстве (130,0%), в производстве химических веществ и химических продуктов (130,0%), в машиностроении (126-129%), в производстве строительных материалов, в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, в производстве пищевых продуктов, в добыче полезных ископаемых – свыше 125%.

Депутаты поддержали инициативу о продлении действия пониженной нал/ставки по ЕСХН

2 июля депутаты Законодательного Собрания Свердловской области поддержали инициативу Евгения Куйвашева о продлении действия пониженной налоговой ставки по единому сельхозналогу до 2027 года, сообщается на официальном сайте Правительства Свердловской области. Соответствующий областной закон принят на состоявшемся под председательством Людмилы Бабушкиной заседании Законодательного Собрания.

Ранее глава региона в ходе заседания правительства предложил продлить в Свердловской области действие пониженной ставки единого сельскохозяйственного налога в размере 5%. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации ставка единого сельскохозяйственного налога установлена в размере 6%.

«Сейчас в Свердловской области 389 налогоплательщиков, применяющих пониженную налоговую ставку по единому сельскохозяйственному налогу. Всё больше аграриев – как крупных предприятий, так и малых крестьянско-фермерских хозяйств – выбирают эту систему налогообложения. Мы продлеваем действие пониженной налоговой ставки единого сельскохозяйственного налога в размере 5% до 2027 года включительно», – подчеркнул Евгений Куйвашев.

Изменения, предусмотренные в законе, способствуют созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса жителей региона на потребительские товары и услуги, а также обеспечению прав потребителей.

«Действующей в настоящее время редакцией этого регионального закона установлен срок применения пониженной ставки по единому сельскохозяйственному налогу до конца 2024 года. Принятие закона позволит хозяйствующим субъектам направлять высвобождаемые средства на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, реконструкцию и модернизацию животноводческих корпусов и иных объектов сельскохозяйственного назначения, на пополнение собственного оборотного капитала», - прокомментировала председатель Законодательного Собрания Свердловской области Людмила Бабушкина.

Власти региона расширили возможности ОМС по использованию грантов за выс/показатели

Свердловские власти расширили перечень направлений, на которые муниципалитеты могут направить гранты из бюджета Свердловской области, говорится на официальном сайте Минэка региона.

По решению Губернатора Евгения Куйвашева средства ежегодно выделяются территориям, которые демонстрируют лучшие показатели по развитию.

«Работа по оценке эффективности деятельности городских округов и муниципальных районов была инициирована Президентом РФ Владимиром Путиным. В числе ключевых показателей оценка удовлетворенности жителей территории. В этом году по решению Евгения Куйвашева на поддержку динамично развивающихся муниципалитетов будет направлено 30 миллионов рублей. Расширение перечня направлений позволит руководству территорий самостоятельно расставить акценты и направить дополнительное финансирование туда, где оно принесет больше пользы жителям», – сказал министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков.

Ранее средства грантов преимущественно направлялись на ремонт школ и детских садов, поликлиник, домов культуры, строительство спортивных и детских площадок, благоустройство парков и мест отдыха. В новой редакции предусмотрено расходование выделенных средств также на создание условий для развития сельхозпроизводства и предпринимательства, расширения рынка сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Для определения победителей проводится анализ 42 показателей по 7 сферам: экономическое развитие, образование, культура, физическая культура и спорт, жилищное строительство и обеспечение граждан жильем, жилищно-коммунальное хозяйство и организация муниципального управления.

По итогам 2022 года гранты получили Верхняя Пышма, Полевской, Кушва, Волчанск, Таборинский муниципальный район. Победители 2023 года будут названы в третьем квартале 2024 года.

Организации, помогающие учреждениям СПО, получат право на налоговый вычет

Об этом говорится на официальном сайте Правительства Свердловской области.

Право на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль получат компании, которые безвозмездно помогают учреждениям среднего профессионального образования (СПО), не вошедшим в федеральную программу «Профессионалитет».

Законопроект, разработанный по поручению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, поддержали члены кабмина. Это решение будет способствовать развитию материально-технической оснащенности и обновлению инфраструктуры учреждений СПО.

«Принятие закона позволит масштабировать вовлечение частных инвестиций в развитие материально-технической базы тех колледжей, которые не вошли в федеральную программу «Профессионалитет». Максимальная сумма средств, от которой будет рассчитываться вычет, – 50 миллионов рублей в год. Норму предлагается ввести на два года – 2024-2025 годы», – рассказал министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков.

Напомним, в ходе двухсторонней встречи с Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным на полях Международной промышленной выставки ИННОПРОМ – 2024 губернатор Евгений Куйвашев проинформировал премьера об участии региона в федеральном проекте «Профессионалитет». Он рассказал, что на Среднем Урале уже действуют меры дополнительного стимулирования для предприятий-участников проекта. Для них установлен инвестиционный налоговый вычет в размере 50% от стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного учебным заведениям. Это позволило привлечь к поддержке техникумов и колледжей 110 работодателей.

Отметим, правительство Свердловской области системно решает вопросы по кадровому обеспечению экономики. Благодаря этим усилиям ежегодно увеличивается число студентов техникумов и колледжей. В 2024 году план приёма за счет средств областного бюджета составляет более 26 тысяч мест, что на 1,6 тысячи мест больше, чем в прошлом году. Ожидается, что уровень трудоустройства выпускников колледжей к концу года достигнет 80%.

ЗакСобрание СО внесла поправки в закон об ИНВ

30 июля Законодательное Собрание Свердловской области приняло закон о внесении изменений в Закон Свердловской области «О применении на территории Свердловской области инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций».

В настоящий момент принятый закон направлен Губернатору для подписания о обнародования.

Напомним, что согласно принятому закону, право на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль получат компании, которые безвозмездно помогают учреждениям среднего профессионального образования (СПО), не вошедшим в федеральную программу «Профессионалитет».

Это решение будет способствовать развитию материально-технической оснащенности и обновлению инфраструктуры учреждений СПО.

«Принятие закона позволит масштабировать вовлечение частных инвестиций в развитие материально-технической базы тех колледжей, которые не вошли в федеральную программу «Профессионалитет». Максимальная сумма средств, от которой будет рассчитываться вычет, – 50 миллионов рублей в год. Норму предлагается ввести на два года – 2024-2025 годы», – рассказал министр экономики и территориального развития Свердловской области Руслан Садыков.

Также напомним, что в ходе двухсторонней встречи с Председателем Правительства России Михаилом Мишустиным на полях Международной промышленной выставки ИННОПРОМ – 2024 губернатор Евгений Куйвашев проинформировал премьера об участии региона в федеральном проекте «Профессионалитет». Он рассказал, что на Среднем Урале уже действуют меры дополнительного стимулирования для предприятий-участников проекта. Для них установлен инвестиционный налоговый вычет в размере 50% от стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного учебным заведениям. Это позволило привлечь к поддержке техникумов и колледжей 110 работодателей.

Отметим, правительство Свердловской области системно решает вопросы по кадровому обеспечению экономики. Благодаря этим усилиям ежегодно увеличивается число студентов техникумов и колледжей. В 2024 году план приёма за счет средств областного бюджета составляет более 26 тысяч мест, что на 1,6 тысячи мест больше, чем в прошлом году. Ожидается, что уровень трудоустройства выпускников колледжей к концу года достигнет 80%.

Свердловскстат опубликовал информацию о ситуации в промышленности региона

2 августа на официальном сайте Минэка региона опубликована информация о ситуации в промышленности региона в январе – июне 2024 года.

Как следует из опубликованных данных, индекс промышленного производства, по данным Свердловскстата, в январе – июне 2024 года составил 103,5% к уровню января – июня 2023 года, в том числе в обрабатывающих производствах – 104,5%.

Опережающие темпы роста наблюдались в деятельности по ремонту и монтажу машин и оборудования (129,5% к уровню января – июня 2023 года), в производстве прочих транспортных средств и оборудования (121,4%), бумаги и бумажных изделий (120,8%), в деревообработке (113,9%), в производстве прочих готовых изделий (110,5%), пищевых продуктов (109,8%), химических веществ и химических продуктов (108,7%).

В металлургическом производстве индекс производства составил 102,7% к уровню января – июня 2023 года.

В добыче полезных ископаемых индекс промышленного производства составил 103,6% к уровню января – июня 2023 года. При этом в июне 2024 года индекс производства увеличился на 8,5% к уровню предыдущего месяца.

В секторе обеспечения электроэнергией, газом и паром в январе – июне 2024 года индекс промышленного производства составил 93,5% к уровню января – июня 2023 года.

Объем отгруженной промышленной продукции по полному кругу организаций Свердловской области в январе – июне 2024 года составил 1993,4 млрд. рублей, или 117,1% к уровню января – июня 2023 года в действующих ценах, в том числе:

  • обрабатывающие производства – 1685,2 млрд. рублей, или 117,4% к уровню января – июня 2023 года в действующих ценах;
  • обеспечение электрической энергией, газом и паром – 155,7 млрд. рублей, или 98,4%;
  • добыча полезных ископаемых – 82,9 млрд. рублей, или 143,9%.

 

ГОСОБОРОНЗАКАЗ

Президентом РФ подписаны законы в сфере ГОЗ…

… о расширении перечня ситуаций, при которых повыш/цен не является злоупотреблением

22 июля Президентом РФ подписан Федеральный закон от 22.07.2024 № 199-ФЗ «О внесении изменения в ст. 14 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (законопроект № 611238-8).

Напомним, что закон принят в целях снижения регуляторной и административной нагрузки на военные представительства государственного заказчика, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в условиях введенного режима санкций, проведения специальной военной операции, путем исключения их обязанности направлять в антимонопольный орган информацию о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в случаях, когда повышение цен не носит субъективный характер.

Правительству РФ предоставлено право устанавливать случаи направления в антимонопольный орган указанной в ч. 3 ст. 14 Закона о ГОЗ информации с определением соответствующих критериев.

При этом в акте Правительства РФ предусмотрено, что к таким случаям не будут относиться случаи, когда повышение цен на продукцию не обусловлено недобросовестным поведением доминирующего субъекта.

К таким ситуациям относятся случаи, когда:

- установленная или предлагаемая цена сформирована по результатам конкурентных процедур;

- установленная или предлагаемая субъектом естественной монополии цена не превышает определенные для него в соответствии с законодательством РФ цену (тариф) и (или) их предельный уровень;

- установленная или предлагаемая цена сформирована с учетом данных о ценах на продукцию, публикуемых органами государственной статистики;

- когда установленная или предлагаемая цена для головного исполнителя не влечет риска увеличения цены на продукцию, поставляемую по государственному контракту по ГОЗ.

… о расширении антимонопольного контроля в сфере ГОЗ

22 июля Президентом РФ подписан Федеральный закон от 22.07.2024 № 200-ФЗ «О внесении изменения в ст. 15-9-1 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» (законопроект № 599893-8).

Напомним, что законом расширена сфера применения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) в сфере ГОЗ (ФАС России) требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ, за счет предоставления возможности ФАС России выдавать такие требования в случае непредставления:

  • предложения о цене на продукцию по ГОЗ;
  • информации о затратах по исполненным государственным контрактам;
  • контрактам;
  • информации, необходимой для изменения цены государственного контракта, включая обоснование ее изменения (далее - требование), лицами, на которых возложена такая обязанность в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» (далее - Федеральный закон).

Существующий в законодательстве о ГОЗ «институт требования» предоставляет лицу дополнительную возможность добровольно устранить нарушение заблаговременно до возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, тем самым избежать административной ответственности в случае полного и своевременного его выполнения.

ВС РФ сообщил о возможности снижения неустойки по ст. 333 ГК РФ при исполнении госконтракта

Верховный Суд РФ в рамках дела № А40-42739/2023 согласился с нижестоящими судами в том, что если в ходе исполнения госконтракта по 44-ФЗ (в т.ч. заключенного для целей выполнения работ по гособоронзаказу) Исполнителем допущены неоднократные просрочки по этапам работ на короткие сроки от 4 до 8 дней каждая, то он вправе рассчитывать в суде на уменьшение договорной неустойки по статье 333 ГК РФ, в случае отсутствия отрицательных последствий, вызванных неисполнением обязательств по госконтракту.

Соответствующая позиция изложена Верховным Судом РФ в определении от 13.06.2024 № 305-ЭС24-8856.

Фабула дела: между Госкорпорацией (далее - Истец, Заказчик) и Головным исполнителем (далее - Ответчик, Головной исполнитель) был заключен государственный контракт, согласно которому Головной исполнитель по заданию Заказчика 2 обязуется выполнить опытно-конструкторскую работу (далее - ОКР, работы) и передать полученные при выполнении работ результаты (в том числе опытные образцы новых изделий и документацию на них) в порядке и на условиях, предусмотренных государственным контрактом.

В соответствии с пунктом государственного контракта Заказчик в течение 20 рабочих дней с момента получения Акта и отчетной документации принимает выполненные работы, оформляет результаты такой приемки.

В установленный государственным контрактом срок обязательство по государственному контракту Головным исполнителем не выполнено, Акт приемки этапа ОКР и отчетные документы по этапу № 1 поступили Заказчику со значительным опозданием, в связи с чем Госкорпорация, в соответствии с условиями госконтракта, произвела начисление штрафа в отношении Головного исполнителя за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Головным исполнителем обязательства, предусмотренного государственным контрактом, которое не имеет стоимостного выражения.

Суды трёх инстанций частично удовлетворили исковое заявление Госкорпорации, указав следующее:

  • период начисления штрафа подлежит исключению, так как он находится за рамками периода времени на исполнение обязательств, установленных контрактом. При этом, в контракте нет положений о ретроспективном характере ответственности исполнителя;
  • ссылки истца на фактическое исполнение спорной обязанности ответчика и предоставление нулевых отчетов за периоды до даты начала исполнения обязательств правомерно отклонены судами в качестве надлежащего основания для привлечения ответчика к имущественной ответственности, учитывая отсутствие самого факта исполнения обязательств, подлежащих отчетности;
  • просрочка предоставления ответчиком сведений о ходе выполнения контракта составила от одного до восьми дней, при этом истцом не было представлено в дело каких-либо доказательств того, что такая незначительная задержка предоставления сведений имела для него какие-либо последствия и повлияла на выполнение данного контракта.

Таким образом, условия спорного контракта и фактические обстоятельства, характеризующие взаимоотношения сторон по его исполнению, свидетельствовали о том, что все примененные истцом к ответчику меры ответственности, правомерно ограничены судами суммой 60 000 рублей.

Правительство утвердило методику расчёта затрат на продукцию, поставляемую по ГОЗ

Правительство РФ издало Распоряжение от 29.06.2024 № 1720-р. Речь идёт о расчёте амортизационных отчислений от стоимости основных средств, приобретённых (созданных, модернизируемых, реконструируемых) головными исполнителями или исполнителями полностью или частично за счёт мер господдержки.

Амортизация таких основных средств должна будет учитываться раздельно. Для учёта указанного имущества будет заводиться инвентарная карточка, а также сводный реестр (журнал) по форме, установленной методикой.

Методика подлежит применению с 1 января 2025 года.

Расширен перечень сведений, направляемых в Казначейство по контрактам с гостайной

Правительство приняло Постановление от 29.06.2024 № 888 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно содержанию которого Министерство обороны РФ при направлении сведений о заключении, об изменении, об исполнении, о расторжении государственного контракта по государственному оборонному заказу, заключенного со дня вступления в силу настоящего постановления до 31 декабря 2024 г. включительно, в дополнение к ранее имеющимся сведениям, направляет в Федеральное казначейство следующие дополнительные сведения по форме согласно приложению:

1) идентификатор государственного контракта по ГОЗ;

2) причина изменения условий такого контракта (указывается, если по состоянию на дату направления сведений осуществлено изменение условий контракта);

3) вид цены на продукцию по ГОЗ;

4) планируемая дата перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию по ГОЗ в случае применения видов цен в соответствии с Федеральным законом «О ГОЗ» (такая дата указывается, если по состоянию на дату направления сведений перевод в фиксированную цену не осуществлен);

5) фактическая дата перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу в случае применения видов цен в соответствии с Федеральным законом «О ГОЗ» (такая дата указывается, если по состоянию на дату направления сведений осуществлен перевод в фиксированную цену);

6) дата подготовки заключения о цене на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на продукцию по ГОЗ в случае применения видов цен в соответствии с Федеральным законом «О ГОЗ» (такая дата указывается, если по состоянию на дату направления сведений осуществлен перевод в фиксированную цену).

Кроме того, постановлением вносятся изменения в правила осуществления контроля в сфере закупок. Здесь речь идет об использовании информации (предоставлении выписок из различных документов) при проведении закрытых конкурентных закупок, а также при осуществлении оборонных закупок с гостайной у единственного поставщика.

Увеличено субсидирование льг/кредитов, выдаваемых ОПК на выпуск гражд/продукции

Правительство РФ приняло Распоряжение от 04.07.2024 № 1766-р, согласно которому увеличен с 200 млн до 600 млн рублей предельный ежегодный размер субсидирования льготных кредитов, выдаваемых предприятиям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на производство продукции гражданского назначения. Распоряжение об этом подписано, говорится на сайте Правительства.

Решение позволит оказать дополнительную поддержку организациям ОПК, реализующим проекты по приоритетным направлениям гражданской промышленности. Речь идёт о производстве судов, вертолётов и самолётов, машин и оборудования, в том числе для сортировки твёрдых коммунальных отходов, а также локомотивов, автотранспортных средств, металлургической и химической продукции.

Программа льготного кредитования организаций ОПК была запущена в 2018 году, чтобы обеспечить такие предприятия долгосрочным финансированием в рамках диверсификации производства. Займы на весь период реализации проекта предоставляет государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Минимальный размер кредита составляет 500 млн рублей, ставка – от 5% годовых. На такие условия могут рассчитывать компании, планирующие проекты с бюджетом от 1 млрд рублей.

Подписанным документом внесены изменения в распоряжение Правительства от 29 мая 2019 года № 1123-р.

Правительство внесло изменения в положение о госрегулировании цен на продукцию ГОЗ

Соответствующие изменения произведены Постановлением Правительства РФ от 12.07.2024 № 947 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

Так, Постановление уточняет:

  • порядок применения метода индексации цен ранее поставленной продукции;
  • порядок и сроки доработки единственными поставщиками обосновывающих документов и представления особого мнения на заключение государственного заказчика о цене;
  • порядок и сроки рассмотрения государственным заказчиком особого мнения единственного поставщика

Также постановление признает утратившими силу отдельные положения актов Правительства РФ.                                                

Мин/обороны подготовлен проект о порядке представления информации госзаказчику о цене

24 июля Министерством обороны подготовлен проект приказа «Об установлении порядка, сроков и формата представления единственным поставщиком государственному заказчику информации о размере сформированной ориентировочной цены единицы продукции в отношении каждой партии поставленной единственным поставщиком и принятой государственным заказчиком продукции».

Как следует из содержания пояснительной записки, проект приказа устанавливает порядок, сроки и формат представления единственным поставщиком государственному заказчику информации о размере сформированной ориентировочной цены продукции в отношении каждой партии поставленной единственным поставщиком и принятой государственным заказчиком продукции в единую информационную систему, содержащую информацию о расчетах по ГОЗ.

По данным Росфинмониторинга возбуждено около 100 угол/дел в сфере ГОЗ

Как сообщает «ТАСС», Росфинмониторинг в 2024 году в рамках мониторинга исполнения государственного оборонного заказа направил в правоохранительные органы более 1 тыс. материалов, по которым уже возбуждено около 100 уголовных дел. Об этом сообщил глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, выступая в Совете Федерации.

"В рамках мониторинга государственного оборонного заказа в текущем году службой направлено в правоохранительные и контрольные органы более тысячи материалов, по которым возбуждено уже на сегодняшний день около 100 уголовных дел. От преступных посягательств спасено более 6 млрд руб.", - сказал он.

Чиханчин отметил, что по одному из уголовных дел в сфере гособоронзаказа возвращено в бюджет более 9 млрд рублей.

ФАС подготовил проект изменений в положение о госрегулировании цен на продукцию ГОЗ

ФАС России опубликовал проект изменений в постановление Правительства РоФ от 2 декабря 2017 г. № 1465.

Как следует из содержания пояснительной записки, проектом постановления вносятся изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (далее – Положение № 1465), в отношении ограничения случаев применения ориентировочных (уточняемых) цен при заключении государственных контрактов по государственному оборонному заказу и установления приоритета фиксированных цен, а также уточняющие порядок применения условия о «предельной цене» государственного контракта.

Положение № 1465 не ограничивает случаи, при которых в государственном контракте устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена, в том числе по согласованию с государственным заказчиком такой вид цены может применяться без каких-либо ограничений.

В указанных условиях, с учетом того, что в настоящее время большинство цен, устанавливаемых при заключении государственных контрактов, являются ориентировочными (уточняемыми), значительная доля расходных обязательств федерального бюджета находится в состоянии неопределенности, что негативно сказывается на его сбалансированности и предсказуемости.

В этой связи с целью повышения управляемости бюджетными средствами предлагается ограничить возможность применения ориентировочных (уточняемых) цен, нормативно закрепив приоритет установления фиксированных цен при заключении государственных контрактов и установив исчерпывающий перечень случаев применения ориентировочной (уточняемой) цены.

Кроме того, пунктом 43 Положения № 1465 предусмотрена возможность установления в государственном контракте предельного значения цены государственного контракта в случае применения ориентировочных (уточняемых) цен. Вместе с тем пунктом 44 Положения № 1465 допускается установление значения фиксированной цены как ниже, так и выше величины ориентировочной (уточняемой) цены без соотнесения с условиями по ее установлению как предельной цены.

Для устранения правоприменительной неопределенности и исключения противоречий предлагается внести изменения в Положение № 1465, уточнив порядок применения условия о «предельной цене» в государственном контракте.

 

АУДИТ

Аудиторы не смогут запрашивать у ЭЗО не раскрываемые ею данные о бенефициарах

Аудиторы, банки, кредитные и некредитные финансовые организации, нотариусы не вправе запрашивать у экономически значимых организаций (ЭЗО) и их дочерних структур информацию, позволяющую установить лица, вступающие в прямое владение ЭЗО, сообщает «Интерфакс».

Данные изменения внесены Указом Президента РФ № 569 от 02.07.2024.

Указ корректирует установленный в январе 2024 года объем информации, который должны не раскрывать ЭЗО и вступающие в их прямое владение лица. К таким данным отнесены сведения, позволяющие "прямо или косвенно" установить наличие у определенных лиц обязанности или права вступить в прямое владение акциями ЭЗО; факт обращения в арбитражный суд с заявлением о приостановлении осуществления иностранной холдинговой компанией корпоративных прав в отношении ЭЗО. Эти данные и сведения о лицах из своих органов управления не раскрывают и дочерние структуры ЭЗО.

При этом ЭЗО и вступающие в их прямое владение лица смогут не предоставлять и другие данные, подлежащие раскрытию в соответствии с действующим законодательством. Но эти сведения компании будут обязаны предоставить госорганам и иным лицам по их запросу.

Опубликован проект индикаторов риска для аудит/организаций, оказывающих услуги ОЗО

Предлагается дополнить перечень индикаторов риска для аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, передаёт «Audit-it.ru».

Проект вынесен на общественное обсуждение.

Критерий по банкротству клиента дополнят введением в отношении него процедуры банкротства (сейчас – риск для аудиторов повышается, только если клиента уже признали банкротом).

Предлагается добавить следующие индикаторы:

  • получение аудиторской организацией в течение года двух и более предостережений о недопустимости нарушений;
  • трехкратный и более рост количества обращений по поводу фактов нарушений за единицу времени (месяц, квартал). Сравнивать будут с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом прошлого года. Речь идет об обращениях, поступивших в адрес Федерального казначейства от граждан, организаций, органов власти, местного самоуправления, об информации, полученной из СМИ, из сети, госинформсистем;
  • включение информации об аудиторской организации, проводившей обязательный аудит, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Проведение проверки годовых отчетов по целевому капиталу НКО принято в 1м чтении

10 июля ГосДума приняла в первом чтении законопроект № 638761-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» и ст. 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части совершенствования работы фондов целевого капитала некоммерческих организаций).

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее - Федеральный закон), направленные на совершенствование работы фондов целевого капитала некоммерческих организаций (далее - НКО).

Кроме того, предлагается в Федеральном законе предусмотреть у НКО - собственника целевого капитала обязательную проверку годового отчета о формировании и пополнении целевого капитала, об использовании, распределении дохода от целевого капитала; у управляющей компании - проверку отчета о деятельности управляющей компании по доверительному управлению имуществом, составляющим целевой капитал; у получателя дохода от целевого капитала предполагается, что при аудите его бухгалтерской (финансовой) отчетности будет выражаться мнение о соблюдении им порядка использования дохода от целевого капитала.

Изменения в ст. 12 Федерального закона вносятся в связи с гармонизацией положений Федерального закона и Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Федеральным законом предусмотрен срок в один месяц для утверждения финансового плана с даты передачи имущества в доверительное управление для некоммерческих организаций - собственников целевого капитала.

Указанная норма не учитывает:

- двухступенчатую процедуру утверждения финансового плана (в течение месяца необходимо предварительно согласовать финансовый план с советом по использованию целевого капитала попечительским советом, а потом его должен утвердить высший орган управления НКО);

- одного месяца недостаточно для планирования бюджета собственника целевого капитала, так как данные финансового плана не учитывают возможные изменения фондового рынка и, следовательно, носят предварительный и неточный характер.

Это влечет необходимость последующей корректировки финансового плана, которая предполагает созыв и проведение заседаний органов управления НКО.

В связи с этим предлагается внести изменения в ч. 3 ст. 13 Федерального закона, увеличив срок для утверждения финансового плана до двух месяцев с даты передачи имущества в доверительное управление.

В связи с тем, что в проектируемых нормах статей 12 и 17 Федерального закона проведение проверок предполагается только аудиторскими организациями, необходимо внести изменения в статью 4 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (статья 2 законопроекта).

 

 


В избранное